Притчи 8 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Разве это не мудрость зовет? Разве это не разум возвышает голос?
2 На возвышенностях при дороге, на распутьях она встает;
3 у ворот, что ведут в город, и у входов она кричит:
4 «К вам, о люди, взываю я, крик мой — к роду людскому!
5 Простаки, научитесь проницательности; глупые, научитесь разуму.
6 Слушайте, так как я говорю о важном[30], открываю уста, чтобы возвестить правду.
7 Мой язык изречет истину, ведь нечестие мерзко моим устам.
8 Все слова моих уст праведны — ни заблуждения нет в них, ни искажения.
9 Все они верны[31] для разумных и справедливы[32] для тех, кто обрел знание.
10 Предпочтите наставление мое серебру, знание — наилучшему золоту,
11 потому что мудрость дороже драгоценных камней, и ничто из желаемого тобой с ней не сравнится.
12 Я, мудрость, обитаю с проницательностью,[33] обладаю знанием и рассудительностью.
13 Страх перед Господом заключается в том, чтобы ненавидеть зло. Ненавижу гордость и высокомерие, путь зла и порочную речь.
14 Добрый совет и жизненная мудрость — мои; у меня и разум, и сила.
15 Мною правят цари, и правители пишут справедливые законы;
16 мною управляют князья, и вельможи, и все справедливые судьи[34].
17 Тех, кто любит меня, я люблю; те, кто ищет меня, меня найдут.
18 У меня богатство и слава, крепкий достаток и благоденствие.
19 Мой плод лучше чистого, наилучшего золота, и даю я больше, чем отборное серебро.
20 Я хожу по стезе праведности, по тропам правосудия,
21 одаряя достатком тех, кто любит меня, наполняя их сокровищницы.
22 Господь создал меня в начале Своих дел[35], прежде древнейших Своих деяний;
23 я от века была назначена, изначально, прежде начала мира.
24 Я была рождена до существования океанов, до появления источников, изобилующих водой;
25 прежде чем горы были возведены, прежде холмов я была рождена,
26 когда Он не создал ещё ни земли, ни полей, ни первых пылинок мира.
27 Я была там, когда небеса воздвигал Он, когда начертал горизонт над поверхностью бездны,
28 когда наверху утвердил облака, и когда укреплял источники бездны[36];
29 когда ставил Он морю рубеж, чтобы воды не преступали Его веления, и когда размечал основания земли.
30 Тогда я была при Нем как ремесленник; я была[37] Его ежедневной радостью и всегда ликовала пред Ним,
31 ликовала в Его обитаемом мире и радовалась о роде людском.
32 Итак, сыновья, послушайте меня: блаженны те, кто хранит мои пути.
33 Послушайте моего наставления и будьте мудры; не оставляйте его.
34 Блажен тот, кто слушает меня, ежедневно бодрствует у моих ворот, у дверей моих ждет.
35 Ведь тот, кто найдет меня, найдет жизнь и обретет расположение от Господа.
36 Но тот, кто упустит меня, повредит себе; все ненавидящие меня любят смерть».

Новой Женевской Библии

8:1−36 В ст. 1−7 премудрость предстает как осознание человеческого опыта, проникнутое чувством страха Господнего. В данном поэтическом отрывке премудрость является наставницей и свидетельствует о себе сама. Было бы слишком смелым видеть в персонификации премудрости (особенно в 8:22−31) непосредственные черты Божественного Лица, однако совершенно ясно, что воплощенной премудростью Божией стал Иисус Христос, явивший суть и могущество мудрости (см. Ин 1:1−18; 1Кор 1:24, 30; Кол 1:15−16; Евр 1:1−4). Данная глава состоит из нескольких фрагментов, объединенных одной темой: премудрость как цель, к которой должен стремиться человек (ст. 1−11), ее власть над миром (ст. 12−21) и, наконец, свидетельства ее божественного происхождения и особого места в процессе творения (ст. 22−31); в заключительном обращении премудрость отождествляется с жизнью (ст. 32−36). Помимо мудрости, приходящей из человеческого опыта, существует предвечная премудрость Божия, которая обустраивает весь тварный мир и устанавливает необходимые связи всех созданий с Богом и друг с другом. Это означает, что человеческая мудрость приобретает силу только тогда, когда основывается на откровении Божием, то есть со страхом внимает Его слову (1:7; 9:10).

8:1 См. 1:20.

Премудрость взывает.

8:2−3 См. ком. к 1:20−33.

8:4 люди. Соответствующее древнееврейское слово обычно является обращением к лицу мужского пола, но в широком смысле может обозначать человека вообще. Премудрость обращается ко всем людям. В постижении мудрости не могут участвовать только избранные, ибо она принадлежит всему человечеству.

8:5 См. ком. к 1:4, 22.

8:6 правда. Критерий оценки ценностей.

8:7 истину. В книге Притчей многократно говорится о мудрости как об истине. Здесь подразумевается божественное происхождение слов премудрости.

8:8 справедливы. Евр: «праведны». Это слово означает нечто большее, чем нравственная безупречность, напоминая о совершенстве устроенной по замыслу Божиему

8:9 Премудрость также самодостаточна, как и слово Божие. Стремящийся к ней человек должен открыться ей. Иначе говоря, всякая истина — от Бога, без знания о Котором вся полнота правды сокрыта от нас (ср. Мф 13:10−16; Лк 11:52).

8:10−11 Сравнение премудрости с сокровищами, обладать которыми желает каждый, подчеркивает ее непреходящую ценность (см. 2:4; 3:14−15; 8:19−21; Иов 28:17) и относительную ценность материальных сокровищ.

8:12 См. 1:4.

8:13 Страх Господень. См. 1:7; 2:5; 3:7; 9:10. Премудрость напоминает, что никакая система этических норм не может обходиться без мерила праведности, добродетели и истины.

гордость... я ненавижу. Премудрость непосредственно отражает Божию непримиримость ко злу (см. 6:16; Пс 5:5; Ис 61:8; Иер 44:4).

8:14 совет. Данное слово означает не только мнение, основанное на знаниях и опыте, но и совместное обсуждение плана действий. В древнееврейском тексте это же слово используется, когда речь идет о совете Божием и Его промысле (Ис 5:19; Ис 19:17; Ис 25:1; Ис 28:29). Премудрость соучаствует в этом совете, и тот поистине мудр, на ком почиет Дух Божий (Ис 11:1−3).

8:15−16 Сотворив человека, Господь установил Своим словом пределы его власти (Быт 1:26−28). Земное владычество стало неотделимо от премудрости, а всякое мудрое правление, в свою очередь, основано на страхе Господнем (Втор 17:18−20; 1Цар 3:6−9; 1Цар 4:29−34). См. статью «Христиане и государственная власть».

8:17 Любящих меня я люблю. Мудрость сокрыта от неразумных (1:28, 29) и опекает тех, кто предан ей (4:6, 8−9).

ищущие меня найдут меня. См. 2:4−5; 3:13−15. Эти слова предполагают связь между премудростью и милостью Божией (ср. Ис 55:6), и потому не случайно, что их произносит Иисус (Мф 7:7).

8:18 богатство и слава. См. 3:2, 16. Начало правления Соломона является примером тех благ, которые приносит мудрость (3Цар 10:1−9).

правда. Значение соответствующего древнееврейского слова не ограничивается одной лишь нравственностью, а подразумевает верность Божиему закону в широком смысле, имея в виду надлежащие отношения между Богом, людьми и всем тварным миром.

8:19 См. ком. к ст. 10−11.

8:20 правды. См. ком. к ст. 18.

правосудия. В данном случае это слово — синоним слова «праведность» (см. 1:3 и ком.).

8:21 См. ст. 18 и ком.

8:22−31 В этой части главы, по форме напоминающей гимн, говорится о мудрости как о сущности мироздания. Такая точка зрения отнюдь не отрицает историю завета и божественного спасения Израиля, поскольку сами мудрецы хранят верность завету.

8:22 Господь. См. ком. к 1:7. Завет с Израилем развивает обетования Божии, данные еще в раю.

имел меня началом. Эти слова не приписывают премудрости самостоятельной божественной сущности, ибо она является одним из свойств Бога.

прежде созданий. Премудрость есть первоначальная воля Божия (Еф 1:11), Его предвечный промысел, устанавливающий все существующее и определяющий ход истории.

искони. Иными словами, премудрость предшествует самооткровению Божиему в завете и обетовании спасения.

8:23 Премудрость предшествует сотворению мира.

8:24−29 Мудрость, открывающая человеку знание о мире, основывается на данной ему Богом власти над всем творением (Быт 1:26−28; 3Цар 4:29, 33). Мудрость невозможна без понимания тварного мира, который дается в откровении (страх Господень: 1:7; 9:10).

8:24 Я родилась. Промысел Божий предшествует Его деяниям. Здесь эти слова являются поэтическим выражением, а не указанием на явление нового божественного существа.

8:28 укреплял источники бездны. См. Быт 7:11; Быт 8:2.

8:30 я была... художницею. Премудрость предстает творческим началом созидания (ср. Исх 31:3, где словом «искусство» переведено древнееврейское слово «хокма» — мудрость).

8:31 веселясь... радость. Премудрость здесь отражает удовлетворение Божие при виде Своего создания, которое было «хорошо весьма» (Быт 1:31).

8:32 блаженны. См. ком. к 3:13. Божие благословение, являясь противоположностью Его проклятию, представляет собой одно из понятий завета (см. Втор 28:1−14; статью «Божий завет милости»). Употребленное здесь древнееврейское слово служит для описания того, как мудрость вознаграждает преданных ей людей (3:13−18).

8:34 бодрствуя каждый день у ворот моих. Эти слова изображают ученика, жаждущего всякого мудрого слова, у дверей дома своего наставника.

8:35 Значение благ, которые предоставляет мудрость, здесь приравнивается к значению самой жизни. Быть живым, в свою очередь, означает состоять в нерасторжимой связи с Богом, человечеством и всем творением (см. ком. к 3:2, 18).

благодать от Господа. Вверяя свою жизнь истинной мудрости, человек достигает расположения Божия.

8:36 ненавидящие. Ненавидеть премудрость — значит ненавидеть саму жизнь (см. ст. 35) и, следовательно, любить смерть.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [30] — Или: о великом.
9 [31] — Или: открыты.
9 [32] — Или: доступны.
12 [33] — Смысл этого места в евр. тексте неясен. Также в ст. 26.
16 [34] — Или: и все судьи земли.
22 [35] — Или: « Господь сделал меня началом пути Своего».
28 [36] — Или: океана.
30 [37] — Так в одном из древн. переводов; в нормативном евр. тексте этого слова нет.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.