Притчи 28 глава

Притчи Соломона
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Нечестивец бежит, хотя никто его не преследует, а праведник смел, как лев.
2 Когда в стране беззаконие, у неё много правителей,[120] а при разумном правителе — стабильность.
3 Бедный человек,[121] притесняющий бедняков, точно дождь проливной, губящий урожай.
4 Забывающие Закон[122] славят нечестивых, а исполняющие Закон противостоят им.
5 Злодеи не понимают справедливости, а те, кто ищет Господа, понимают её до конца.
6 Лучше бедняк, чей путь непорочен, чем богач, чьи пути развращены.
7 Тот, кто хранит Закон, — сын рассудительный, а кто дружит с расточителями, срамит своего отца.
8 Тот, кто множит богатство непомерными процентами, копит его для того, кто щедр к беднякам.
9 У затыкающего уши, чтобы не слушать Закон, даже молитвы — мерзость.
10 Ведущий праведных по дурному пути попадет в свою же западню, а беспорочные унаследуют благо.
11 Богач может быть мудр в собственных глазах, но разумный бедняк видит его насквозь.
12 Когда торжествуют праведники, царит бурная радость, а когда побеждают злодеи, люди прячутся.
13 Скрывающий свои грехи не преуспеет, а признающий и оставляющий их найдет милость.
14 Блажен человек, всегда боящийся Господа, а ожесточающий сердце в упрямстве в беду попадет.
15 Точно ревущий лев или рыщущий медведь — злой правитель над бедным людом.
16 Жестокий правитель нерассудителен, а жизнь ненавидящего нечестную наживу продлится.
17 Тот, кто мучим виной за убийство, будет беглецом до самой смерти; да не будет ему поддержки.
18 Тот, чей путь беспорочен, находится в безопасности, а тот, чьи пути лукавы, падет внезапно.
19 Возделывающий свою землю будет есть досыта, а гоняющийся за пустыми мечтами насытится нищетой.
20 Верный человек будет богат благословениями, а спешащий разбогатеть не останется безнаказанным.
21 Проявлять лицеприятие нехорошо, но и за кусок хлеба человек может сделать зло.
22 Скаред торопится[123] разбогатеть и не ведает, что ждет его бедность.
23 Упрекающий человека найдет потом больше приязни, чем тот, чей язык льстив.
24 Тот, кто обирает отца и мать и говорит: «Это не грех» — сообщник головорезам.
25 Жадный человек разжигает ссоры, а полагающийся на Господа будет процветать.
26 Тот, кто полагается на себя — глупец, а тот, кто держится мудрости, находится в безопасности.
27 У того, кто дает бедным, не будет недостатка, а того, кто закрывает от них глаза, будут много проклинать.
28 Когда злодеи приходят к власти, люди скрываются, а когда они гибнут, умножаются праведники.

Новой Женевской Библии

28:1 По сравнению с предшествующими, эта глава более насыщена богословскими размышлениями. Иногда они открыто выражены в словах о Боге или о законе и праведности, а иногда выступают в скрытой форме — в виде противопоставления правды и порока, в основе которого лежит представление о провидении и суде Божием. Так, ст. 1 лучше истолковывать как размышление над праведностью Божией, нежели как обобщение человеческого опыта.

28:4 закона. Скорее всего, это слово относится к закону Моисея. Несмотря на то что учительная традиция обращается более к человеческому опыту, нежели к Божественному откровению, сами мудрецы, оставаясь в лоне завета, не обходят своим вниманием вопросы, связанные с законом и его предписаниями.

28:5 справедливости. Это слово относится к духовной власти Бога над вселенной или же к тому справедливому миропорядку, который зиждется на этой власти.

ищущие Господа. Т.е. люди, чья вера открывает им всеобщий закон подчинения каждой вещи и каждого явления всевластию Божию.

разумеют все. В этих словах речь идет не о всезнании или непогрешимости суждений, а о том, что лишь в свете Божественного откровения открывается правда жизни.

28:6 См. также ст. 11.

28:7 закон. Данное слово подразумевает либо полученное наставление, либо закон Моисея (или одновременно и то и другое; см. ст. 4 и ком.; 23:19, 25 и ком.).

28:8 ростом и лихвою. См. Лев 25:35, 38, где изложены основы добровольной и бескорыстной помощи ближним (см. также Втор 23:19−20).

28:9 См. 15:8, 29.

закона. См. ст. 4 и ком. Речь идет о самооткровении Божием, записанном Моисеем. Молитва — это наш ответ Богу на Его откровение, и, естественно, молитва того, кто пренебрегает и даже отвергает слово Божие, не может быть принята Богом.

28:10 См. 26:27.

непорочные. См. 2:7 и ком. Речь идет о справедливости Божией и об особой каре, предусмотренной для тех, кто пытается совратить верных Ему (Мф 5:19; Мф 18:6).

28:11 См. ст. 6. Богатство не всегда связано с неправедностью, так же как и бедность — с мудростью. Но чаще дело обстоит именно так (ст. 6, 8, 20, 22, 25, 27).

мудрец в глазах своих. См. 26:5, 16. Нет большего глупца, чем тот, который мнит себя мудрым (ср. 1Кор 1:18−25).

28:13 См. Пс 31:1−4; 1Ин 1:6−9. В данном стихе размеренность и благополучие человеческой жизни связывается с обостренным личностным восприятием Бога. Тайный грех наиболее губителен для жизни. Исповедь и покаяние восстанавливают связь человека с Богом, которая основана на милосердии Божием.

28:14 Блажен. См. 3:13 и ком.

в благоговении. См. 1:7 и ком.

ожесточает сердце свое. Иначе говоря, восстает против Бога (см. Исх 7:3, 13).

28:15 См. ст. 3 и 16.

28:16 Вторая часть этого стиха содержит скрытое утверждение, что алчный тиран несет гибель самому себе.

28:17 Убийце не удастся избежать Божией кары, и никто не в силах его спасти.

28:18 См. ст. 13:14, а также 10:9 и ком.

28:19 См. 12:11 и ком.

28:22 завистливый человек. См. 23:6 и ком.

нищета постигнет его. Смысл этого стиха либо в том, что завистнику недостает мудрости, дабы распорядиться богатством, либо в том, что Господь не допустит его обогащения.

28:23 См. 27:5. Справедливый упрек более способствует человеческим взаимоотношениям, чем лесть, которая только подрывает их.

28:24 См. 19:26 и ком.

28:25 разжигает ссору. См. 6:13 и ком.

надеющийся на Господа. Упование на Господа не означает бездеятельности, а свидетельствует о смиренном согласии с Богом и Его волей. Вера и надежда суть тот же страх Господень (1:7 и ком.).

28:26 надеется на себя. См. 3:5−6 и ком. Самонадеянность представляет собой губительную противоположность упованию на Господа.

ходит в мудрости. Иными словами, уповает на Господа.

28:27 См. 11:24−26; 14:21; 22:9 и ком.

на том много проклятий. Проклятия здесь либо являются следствием порочной жизни, либо представляют собой противоположность благословениям Божиим.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [120] — Или: часто меняются правители.
3 [121] — Или: правитель.
4 [122] — Это закон Бога, переданный через пророка Моисея и записанный в ПЯТИКНИЖИИ МОИСЕЯ.
22 [123] — Букв.: « Человек с дурным глазом торопится…» (см. сноску к Притч 23:6).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.