Притчи 17 глава

Притчи Соломона
Синодальный перевод → Библейской Лиги ERV

 
 

Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором.
 
Лучше иметь корку хлеба, но с миром в душе, чем богатый дом, в котором все ссорятся.

Разумный раб господствует над беспутным сыном и между братьями разделит наследство.
 
Умный слуга будет господствовать над ленивым сыном хозяина. Этот слуга получит наследство, подобно одному из сыновей.

Плавильня — для серебра, и горнило — для золота, а сердца испытывает Господь.
 
Золото и серебро очищают огнём, но сердца людей очищает Господь.

Злодей внимает устам беззаконным, лжец слушается языка пагубного.
 
Злобный слушает о зле других. Лжец слушает ложь других.

Кто ругается над нищим, тот хулит Творца его; кто радуется несчастью, тот не останется ненаказанным.
 
Кто насмехается над бедными, над окружёнными несчастьями, тот не чтит сотворившего его Господа и поэтому понесёт наказание.

Венец стариков — сыновья сыновей, и слава детей — родители их.
 
Внуки делают счастливыми стариков, а дети гордятся родителями своими.

Неприлична глупому важная речь, тем паче знатному — уста лживые.
 
Не стоит надеяться, что глупый сможет убедительно говорить, также не следует ждать от правителя лжи.

Подарок — драгоценный камень в глазах владеющего им: куда ни обратится он, успеет.
 
Некоторые люди считают, что взятка — это амулет, приносящий удачу везде, куда бы они ни пошли.

Прикрывающий проступок ищет любви; а кто снова напоминает о нём, тот удаляет друга.
 
Если ты прощаешь обидчика своего, вы можете стать друзьями, но, если ты продолжаешь помнить обиду, это повредит дружбе.

На разумного сильнее действует выговор, нежели на глупого сто ударов.
 
Умный извлекает больше пользы из одного урока, чем глупец из сотни поучений.

Возмутитель ищет только зла; поэтому жестокий ангел будет послан против него.
 
Злой стремится делать зло, но Господь пошлёт ему суровое наказание.

Лучше встретить человеку медведицу, лишённую детей, нежели глупца с его глупостью.
 
Опасно встретить медведицу, у которой украли медвежат, но это лучше, чем встретить погружённого в свою глупость человека.

Кто за добро воздаёт злом, от дома того не отойдёт зло.
 
Не причиняй зла тем, кто делает тебе добро, иначе беды тебя не покинут до конца дней твоих.

Начало ссоры — как прорыв воды; оставь ссору прежде, нежели разгорелась она.
 
Начать спор, словно пробить дыру в плотине. Поэтому прекрати спор, пока дыра не стала ещё больше.

Оправдывающий нечестивого и обвиняющий праведного — оба мерзость пред Господом.
 
Господь ненавидит, когда люди наказывают невиновных и когда виновных оправдывают.

К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости у него нет разума.
 
Глупому не будет пользы от денег, он мудрость никогда не сможет приобрести.

Друг любит во всякое время и, как брат, явится во время несчастья.
 
Друг любит во все времена, истинный брат поддерживает в несчастье.

Человек малоумный даёт руку и ручается за ближнего своего.
 
Только глупый берёт на себя ответственность за долги другого.

Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения.
 
Кто любит споры, тот любит грех. Кто себя хвалит, тот призывает беды.

Коварное сердце не найдёт добра, и лукавый язык попадёт в беду.
 
Коварный никогда не наживётся на своих преступлениях, а смутьяны попадут в ловушки, расставленные ими же.

Родил кто глупого, — себе на горе, и отец глупого не порадуется.
 
Печален отец, чей сын глуп, он никогда не будет счастлив.

Весёлое сердце благотворно, как врачевство, а унылый дух сушит кости.
 
Счастье словно целебное лекарство, печаль же подобна иссушающей болезни.

Нечестивый берёт подарок из пазухи, чтобы извратить пути правосудия.
 
Злой судья берёт взятку за то, чтобы извратить правосудие.

Мудрость — пред лицом у разумного, а глаза глупца — на конце земли.
 
Мудрый занимается насущными делами, в то время как глупый всегда мечтает о том, что маловероятно.

Глупый сын — досада отцу своему и огорчение для матери своей.
 
Глупый сын — скорбь для отца и грусть для матери своей.

Нехорошо и обвинять правого, и бить вельмож за правду.
 
Наказывать правителей за правду так же несправедливо, как наказывать невинного.

Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен.
 
Мудрый обращается со словами осторожно, он не впадает легко в гнев.

И глупец, когда молчит, может показаться мудрым, и затворяющий уста свои — благоразумным.
 
Даже глупый кажется мудрым, когда молчит. Люди считают мудрым того, кто ничего не говорит.

Примечания:

 
Синодальный перевод
7 паче — больше, сильнее; более чем.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.