2 Коринфянам 12 глава

Второе послание к Коринфянам апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Библия говорит сегодня

Подстрочник Винокурова

1
Καυχᾶσθαι Хвастаться 2744 V-PNN
δεῖ· надлежит; 1163 V-PAI-3S
οὐ не 3739 PRT-N
συμφέρον приносящее пользу 4851 V-PAP-ASN
μέν, ведь, 3303 PRT
ἐλεύσομαι приду 2064 V-FDI-1S
δὲ же 1161 CONJ
εἰς в 1519 PREP
ὀπτασίας виде́ния 3701 N-APF
καὶ и 2532 CONJ
ἀποκαλύψεις открытия 602 N-APF
κυρίου. Го́спода. 2962 N-GSM
2
οἶδα Знаю 1492 V-RAI-1S
ἄνθρωπον человека 444 N-ASM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
πρὸ прежде 4253 PREP
ἐτῶν годами 2094 N-GPN
δεκατεσσάρων, четырнадцатью, 1180 A-GPN
εἴτε и если 1535 CONJ
ἐν в 1722 PREP
σώματι теле 4983 N-DSN
οὐκ не 3756 PRT-N
οἶδα, знаю, 1492 V-RAI-1S
εἴτε и если 1535 CONJ
ἐκτὸς вне 1622 ADV
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
οὐκ не 3756 PRT-N
οἶδα, знаю, 1492 V-RAI-1S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
οἶδεν, знает, 1492 V-RAI-3S
ἁρπαγέντα похищенного 726 V-2APP-ASM
τὸν  3588 T-ASM
τοιοῦτον такового 5108 D-ASM
ἕως до 2193 ADV
τρίτου третьего 5154 A-GSM
οὐρανοῦ. неба. 3772 N-GSM
3
καὶ И 2532 CONJ
οἶδα знаю 1492 V-RAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
τοιοῦτον такового 5108 D-ASM
ἄνθρωπον, человека, 444 N-ASM
εἴτε и если 1535 CONJ
ἐν в 1722 PREP
σώματι теле 4983 N-DSN
εἴτε и если 1535 CONJ
χωρὶς без 5565 ADV
τοῦ  3588 T-GSN
σώματος те́ла 4983 N-GSN
οὐκ не 3756 PRT-N
οἶδα, знаю, 1492 V-RAI-1S
 3588 T-NSM
θεὸς Бог 2316 N-NSM
οἶδεν, знает, 1492 V-RAI-3S
4
ὅτι что 3754 CONJ
ἡρπάγη он был похищен 726 V-2API-3S
εἰς в 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
παράδεισον рай 3857 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ἤκουσεν он услышал 191 V-AAI-3S
ἄρρητα неизречённые 731 A-APN
ῥήματα слова́ 4487 N-APN
которые 3739 R-APN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐξὸν позволяются 1832 V-PAP-NSN
ἀνθρώπῳ человеку 444 N-DSM
λαλῆσαι. произнести. 2980 V-AAN
5
ὑπὲρ За 5228 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
τοιούτου такового 5108 D-GSM
καυχήσομαι, буду хвастаться, 2744 V-FDI-1S
ὑπὲρ за 5228 PREP
δὲ же 1161 CONJ
ἐμαυτοῦ меня самого 1683 F-1GSM
οὐ не 3739 PRT-N
καυχήσομαι буду хвастаться 2744 V-FDI-1S
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἀσθενείαις. слабостях. 769 N-DPF
6
ἐὰν Если 1437 COND
γὰρ ведь 1063 CONJ
θελήσω захочу 2309 V-AAS-1S
καυχήσασθαι, похвастаться, 2744 V-ADN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔσομαι буду 1510 V-FDI-1S
ἄφρων, неразумный, 878 A-NSM
ἀλήθειαν истину 225 N-ASF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐρῶ· скажу; 2046 V-FAI-1S
φείδομαι сожалею 5339 V-PNI-1S
δέ, же, 1161 CONJ
μή не 3361 PRT-N
τις кто-либо 5100 X-NSM
εἰς для 1519 PREP
ἐμὲ меня 1691 P-1AS
λογίσηται [чтобы] счёл 3049 V-ADS-3S
ὑπὲρ сверх 5228 PREP
которого 3588 R-ASN
βλέπει видит 991 V-PAI-3S
με меня 3165 P-1AS
или 1510 PRT
ἀκούει слышит 191 V-PAI-3S
[τι] что-нибудь 5100 X-ASN
ἐξ от 1537 PREP
ἐμοῦ меня 1700 P-1GS
7
καὶ и 2532 CONJ
τῇ  3588 T-DSF
ὑπερβολῇ [по] превосходству 5236 N-DSF
τῶν  3588 T-GPF
ἀποκαλύψεων. открытий. 602 N-GPF
διό, Потому, 1352 CONJ
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
ὑπεραίρωμαι, превозносился я, 5229 V-PPS-1S
ἐδόθη было дано 1325 V-API-3S
μοι мне 3427 P-1DS
σκόλοψ остриё 4647 N-NSM
τῇ  3588 T-DSF
σαρκί, [для] плоти, 4561 N-DSF
ἄγγελος ангел 32 N-NSM
Σατανᾶ, Сатаны, 4567 N-GSM
ἵνα чтобы 2443 CONJ
με меня 3165 P-1AS
κολαφίζῃ, оно мучило, 2852 V-PAS-3S
ἵνα чтобы 3363 CONJ
μὴ не 3363 PRT-N
ὑπεραίρωμαι. превозносился я. 5229 V-PPS-1S
8
ὑπὲρ За 5228 PREP
τούτου это 5127 D-GSM
τρὶς трижды 5151 ADV
τὸν  3588 T-ASM
κύριον Го́спода 2962 N-ASM
παρεκάλεσα я попросил 3870 V-AAI-1S
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἀποστῇ оно отстало 868 V-2AAS-3S
ἀπ᾽ от 575 PREP
ἐμοῦ· меня; 1700 P-1GS
9
καὶ и 2532 CONJ
εἴρηκέν Он сказал 2046 V-RAI-3S-ATT
μοι, мне, 3427 P-1DS
Ἀρκεῖ Хватает 714 V-PAI-3S
σοι тебе 4671 P-2DS
 1510 T-NSF
χάρις благодати 5485 N-NSF
μου· Моей; 3450 P-1GS
 1510 T-NSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
δύναμις сила 1411 N-NSF
ἐν в 1722 PREP
ἀσθενείᾳ слабости 769 N-DSF
τελεῖται. совершается. 5055 V-PPI-3S
ἥδιστα Охотнейше 2236 ADV-S
οὖν итак 3767 CONJ
μᾶλλον более 3123 ADV
καυχήσομαι буду хвастаться 2744 V-FDI-1S
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἀσθενείαις слабостях 769 N-DPF
μου, моих, 3450 P-1GS
ἵνα чтобы 2443 CONJ
ἐπισκηνώσῃ расположилась 1981 V-AAS-3S
ἐπ᾽ на 1909 PREP
ἐμὲ мне 1691 P-1AS
 1510 T-NSF
δύναμις сила 1411 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ. Христа. 5547 N-GSM
10
διὸ Потому 1352 CONJ
εὐδοκῶ обретаю удовольствие 2106 V-PAI-1S
ἐν в 1722 PREP
ἀσθενείαις, слабостях, 769 N-DPF
ἐν в 1722 PREP
ὕβρεσιν, оскорблениях, 5196 N-DPF
ἐν в 1722 PREP
ἀνάγκαις, принуждениях, 318 N-DPF
ἐν в 1722 PREP
διωγμοῖς преследованиях 1375 N-DPM
καὶ и 2532 CONJ
στενοχωρίαις, притеснениях, 4730 N-DPF
ὑπὲρ за 5228 PREP
Χριστοῦ· Христа; 5547 N-GSM
ὅταν когда 3752 CONJ
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἀσθενῶ, имею слабость, 770 V-PAS-1S
τότε тогда 5119 ADV
δυνατός сильный 1415 A-NSM
εἰμι. я есть. 1510 V-PAI-1S
11
Γέγονα Я сделался 1096 V-2RAI-1S
ἄφρων· неразумный; 878 A-NSM
ὑμεῖς вы 5210 P-2NP
με меня 3165 P-1AS
ἠναγκάσατε· принудили; 315 V-AAI-2P
ἐγὼ я 1473 P-1NS
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὤφειλον имел долг 3784 V-IAI-1S
ὑφ᾽  5259 PREP
ὑμῶν вами 5216 P-2GP
συνίστασθαι. быть представляемым. 4921 V-PPN
οὐδὲν Ни [в] чём 3762 A-ASN-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὑστέρησα я испытал нужду 5302 V-AAI-1S
τῶν  3588 T-GPM
ὑπερλίαν [против] высших 3029 ADV
ἀποστόλων, апостолов, 652 N-GPM
εἰ если 1499 COND
καὶ и 1499 CONJ
οὐδέν ничто 3762 A-NSN-N
εἰμι· я есть; 1510 V-PAI-1S
12
τὰ  3588 T-NPN
μὲν ведь 3303 PRT
σημεῖα знамения 4592 N-NPN
τοῦ  3588 T-GSM
ἀποστόλου апостола 652 N-GSM
κατειργάσθη были произведены 2716 V-API-3S
ἐν в 1722 PREP
ὑμῖν вас 5213 P-2DP
ἐν во 1722 PREP
πάσῃ всякой 3956 A-DSF
ὑπομονῇ, стойкости, 5281 N-DSF
σημείοις знамениями 4592 N-DPN
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
τέρασιν чудесами 5059 N-DPN
καὶ и 2532 CONJ
δυνάμεσιν. силами. 1411 N-DPF
13
τί Что 5100 I-NSN
γάρ ведь 1063 CONJ
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
которое 3588 R-ASN
ἡσσώθητε вы были сделаны худшие 2274 V-API-2P
ὑπὲρ сверх 5228 PREP
τὰς  3588 T-APF
λοιπὰς остальных 3062 A-APF
ἐκκλησίας, церквей, 1577 N-APF
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
ὅτι что 3754 CONJ
αὐτὸς сам 846 P-NSM
ἐγὼ я 1473 P-1NS
οὐ не 3739 PRT-N
κατενάρκησα привёл в оцепенение 2655 V-AAI-1S
ὑμῶν; вас? 5216 P-2GP
χαρίσασθέ Простите 5483 V-ADM-2P
μοι мне 3427 P-1DS
τὴν  3588 T-ASF
ἀδικίαν неправедность 93 N-ASF
ταύτην. эту. 3778 D-ASF
14
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
τρίτον третий [раз] 5154 A-ASN
τοῦτο это 5124 D-ASN
ἑτοίμως наготове 2093 ADV
ἔχω имею 2192 V-PAI-1S
ἐλθεῖν прийти 2064 V-2AAN
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς, вам, 5209 P-2AP
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
καταναρκήσω· буду приводить в оцепенение; 2655 V-FAI-1S
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ζητῶ ищу 2212 V-PAI-1S
τὰ  3588 T-APN
ὑμῶν ваше 5216 P-2GP
ἀλλὰ но 235 CONJ
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
οὐ не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
ὀφείλει имеют долг 3784 V-PAI-3S
τὰ  3588 T-NPN
τέκνα дети 5043 N-NPN
τοῖς  3588 T-DPM
γονεῦσιν родителям 1118 N-DPM
θησαυρίζειν, копить, 2343 V-PAN
ἀλλὰ но 235 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
γονεῖς родители 1118 N-NPM
τοῖς  3588 T-DPN
τέκνοις. детям. 5043 N-DPN
15
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
δὲ же 1161 CONJ
ἥδιστα охотнейше 2236 ADV-S
δαπανήσω буду тратить 1159 V-FAI-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἐκδαπανηθήσομαι буду растрачиваться 1550 V-FPI-1S
ὑπὲρ ради 5228 PREP
τῶν  3588 T-GPF
ψυχῶν душ 5590 N-GPF
ὑμῶν. ваших. 5216 P-2GP
εἰ Если 1487 COND
περισσοτέρως чрезвычайно 4056 ADV-C
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἀγαπῶ[ν], любящий, 25 V-PAP-NSM
ἧσσον меньше 2276 A-ASN-C
ἀγαπῶμαι; я есть любим? 25 V-PPI-1S
16
ἔστω Пусть будет 1510 V-PAM-3S
δέ, же, 1161 CONJ
ἐγὼ я 1473 P-1NS
οὐ не 3739 PRT-N
κατεβάρησα отяготил 2599 V-AAI-1S
ὑμᾶς· вас; 5209 P-2AP
ἀλλὰ но 235 CONJ
ὑπάρχων пребывающий 5225 V-PAP-NSM
πανοῦργος коварный 3835 N-NSM
δόλῳ хитростью 1388 N-DSM
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
ἔλαβον. я взял. 2983 V-2AAI-1S
17
μή Не 3361 PRT-N
τινα кого-либо 5100 X-ASM
ὧν которого 3739 R-GPM
ἀπέσταλκα я послал 649 V-RAI-1S
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς, вам, 5209 P-2AP
δι᾽ через 1223 PREP
αὐτοῦ него 846 P-GSM
ἐπλεονέκτησα я обошёл 4122 V-AAI-1S
ὑμᾶς; вас? 5209 P-2AP
18
παρεκάλεσα Я попросил 3870 V-AAI-1S
Τίτον Тита 5103 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
συναπέστειλα я послал вместе 4882 V-AAI-1S
τὸν  3588 T-ASM
ἀδελφόν· брата; 80 N-ASM
μήτι ведь не 3385 PRT-I
ἐπλεονέκτησεν обошёл 4122 V-AAI-3S
ὑμᾶς вас 5209 P-2AP
Τίτος; Тит? 5103 N-NSM
οὐ Не 3739 PRT-N
τῷ  3588 T-DSN
αὐτῷ тем [ли] 846 P-DSN
πνεύματι духом 4151 N-DSN
περιεπατήσαμεν; мы прошли? 4043 V-AAI-1P
οὐ Не 3739 PRT-N
τοῖς  3588 T-DPN
αὐτοῖς теми же 846 P-DPN
ἴχνεσιν; следами? 2487 N-DPN
19
Πάλαι Давно 3819 ADV
δοκεῖτε полагаете 1380 V-PAI-2P
ὅτι что 3754 CONJ
ὑμῖν [перед] вами 5213 P-2DP
ἀπολογούμεθα; оправдываемся? 626 V-PNI-1P
κατέναντι Перед 2713 ADV
θεοῦ Богом 2316 N-GSM
ἐν в 1722 PREP
Χριστῷ Христе 5547 N-DSM
λαλοῦμεν· произносим; 2980 V-PAI-1P
τὰ  3588 T-NPN
δὲ же 1161 CONJ
πάντα, всё, 3956 A-NPN
ἀγαπητοί, любимые, 27 A-VPM
ὑπὲρ ради 5228 PREP
τῆς  3588 T-GSF
ὑμῶν вашего 5216 P-2GP
οἰκοδομῆς. обустройства. 3619 N-GSF
20
φοβοῦμαι Боюсь 5399 V-PNI-1S
γὰρ ведь 1063 CONJ
μή не 3361 PRT-N
πως как 4459 ADV-I
ἐλθὼν пришедший 2064 V-2AAP-NSM
οὐχ не 3756 PRT-N
οἵους каковых 3634 K-APM
θέλω хочу 2309 V-PAI-1S
εὕρω [чтобы] я нашёл 2147 V-2AAS-1S
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
κἀγὼ и я 2504 P-1NS-K
εὑρεθῶ был найден 2147 V-APS-1S
ὑμῖν вами 5213 P-2DP
οἷον каковым 3634 K-ASM
οὐ не 3739 PRT-N
θέλετε, желаете, 2309 V-PAI-2P
μή не 3361 PRT-N
πως как-либо 4459 ADV-I
ἔρις, ссора, 2054 N-NSF
ζῆλος, ревность, 2205 N-NSM
θυμοί, ярости, 2372 N-NPM
ἐριθείαι, соперничества, 2052 N-NPF
καταλαλιαί, оговоры, 2636 N-NPF
ψιθυρισμοί, нашёптывания, 5587 N-NPM
φυσιώσεις, надутости, 5450 N-NPF
ἀκαταστασίαι· беспорядки; 181 N-NPF
21
μὴ не 3361 PRT-N
πάλιν опять 3825 ADV
ἐλθόντος прибывшего 2064 V-2AAP-GSM
μου меня 3450 P-1GS
ταπεινώσῃ [чтобы] принизил 5013 V-AAS-3S
με меня 3165 P-1AS
 3588 T-NSM
θεός Бог 2316 N-NSM
μου мой 3450 P-1GS
πρὸς у 4314 PREP
ὑμᾶς, вас, 5209 P-2AP
καὶ и 2532 CONJ
πενθήσω [чтобы] я испытал скорбь 3996 V-AAS-1S
πολλοὺς [о] многих 4183 A-APM
τῶν  3588 T-GPM
προημαρτηκότων [из] прежде согрешивших 4258 V-RAP-GPM
καὶ и 2532 CONJ
μὴ не 3361 PRT-N
μετανοησάντων покаявшихся 3340 V-AAP-GPM
ἐπὶ за 1909 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἀκαθαρσίᾳ нечистоты 167 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
πορνείᾳ блуд 4202 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀσελγείᾳ распущенность 766 N-DSF
которую 1510 R-DSF
ἔπραξαν. они сделали. 4238 V-AAI-3P

Библия говорит сегодня

2. «Жало» в теле Павла (12:1−10)

1) Откровения

Павел переходит сейчас к вопросу, который ему наверняка задавали: «Какие видения и откровения служат подтверждением твоего служения?» (см.: 12:1). Ответ Павла необычен. Он как будто не желает признавать себя человеком, которому были откровения. Поэтому и пишет, что знает [некоего] человека (ст. 2), имея в виду себя в третьем лице. Он был восхищен… до третьего неба (ст. 2), или в рай (ст. 4) [Енох. 8:1.], однако не сообщает подробностей (как делали его оппоненты?) о пребывании тела во время этого события (ст. 3). (Возможно, древние визионеры верили, что во время этих откровений покидали тело?) Случай это был, конечно, поразительный, однако произошел он целых четырнадцать лет назад (ст. 2). Таким человеком (ст. 3, 5), испытавшим откровение четырнадцать лет тому назад, можно хвалиться, но Павел, который пишет им сейчас, может хвалиться только немощью (ст. 5), тяготами и лишениями, перечисленными в предыдущей главе.

Павел как бы говорит: «Я хочу, чтобы вы посмотрели на то, что я есть сейчас, а не на то, что было раньше. Человек, о котором вы должны судить, это не тот, кто пережил некогда удивительное откровение, а тот, кого вы видите сейчас во всей его немощи, чтобы кто не подумал о мне более, нежели сколько во мне видит, или слышит от меня» (ст. 6). В этом отрывке Павел отвечает новым миссионерам, которые явно указывали на свой экстатический опыт, как на основание для притязаний на коринфян, в противовес Павлу. Умение впадать в экстаз как подтверждение апостольских полномочий ответом Павла отвергается. Правда заключается в том, что Христос поручил Павлу быть апостолом, и свидетельство этого нужно искать не в наличии экстатических способностей, а в реальности его немощи, которую он не скрывает от коринфян.

2) «Жало»

К содержащемуся в предыдущей главе перечню немощей Павел теперь добавляет свой самый печальный опыт. Речь идет уже не об «откровении», которое превознесло его и которым он хвалился (ст. 2), а о боли, которая более всего подрывала его силы, о жале (ст. 7). Что это за жало! Используемое в греческом тексте слово skolops может означать либо «кол» (прибивающий его к земле), либо «занозу», или шип (непрерывно ему досаждающий). Минн по этому поводу говорит, что подразумевается «нечто острое, что глубоко врезается в плоть, причиняет боль и по воле Божьей не поддается удалению. Смысл его присутствия в том, чтобы удовольствие от жизни у Павла уменьшилось, а дееспособность, за счет истощения его сил, была подорвана» [The Thorn That Remained (Institute Press, 1972), pp. 8−10.].

Ученые высказывали множество предположений относительно природы этого «жала». Что это было — преследование, чувственное искушение, дефект речи, расстройство зрения, эпилепсия или другие напасти, которые можно перечислять и дальше? Нам представляется разумной точка зрения Хьюза, который отмечает: «Сама анонимность этой беды повлекла за собой гораздо большее благословение… нежели в случае, если бы природу этого недуга можно было определить».

Откровение может излишне окрылить; наше «я» быстро начинает превозноситься благодаря захватывающему религиозному опыту. Противопоставляя себя «высшим апостолам», Павел говорит, что чрезвычайные откровения могли превознести его, однако Бог опустил возвысившегося апостола на землю и пригвоздил его «жалом» (ст. 7). И хотя оно было ангелом сатаны, Павлу дал его Бог (ст. 7) [В иудейской традиции, когда требовалось указать на Божье действие, глагол, из благочестивых побуждений, часто употреблялся в пассивном залоге.]. Через посредничество сатаны всемогущий Бог «дал» Павлу то, что ему было необходимо. Упоминание Павлом данного (Богом) жала, ангела сатаны, заставляет вспомнить начальные главы Книги Иова, где Бог позволяет сатане лишь испытывать, но не убивать Иова. Бог является не прямым, а косвенным источником нашего испытания, а сатана действует в рамках, определенных Богом.

Подобно Господу, Который в Гефсиманском саду молился не один раз, Павел молился трижды (ст. 8), но тщетно. Теперь следовало подчиниться воле Бога, как она была ему раскрыта. Посланников сатаны не всегда удается одолеть настойчивой молитвой, хотя в конце концов они будут повержены. Кроме того, воля Бога необязательно состоит в том, чтобы мы торжествовали через исцелившееся тело и постоянное присутствие духовной силы. «Жало» от Бога мешало Павлу думать о себе как о духовном супермене, являло ему реальность его смертной природы и немощи — даже несмотря на его сверхъестественные откровения. К тому же, «жало» толкало Павла ближе к Богу, создавало особое доверие между ними.

3) Божья сила совершается в немощи

В ответ на троекратную молитву Павла, Господь отвечает, и совершенное время греческого глагола показывает, что Павел все еще слышит, как Он говорит ему: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (ст. 9). Вот окончательное откровение на все времена. Павел больше не молит об удалении «жала». Это осталось в прошлом. «Жало» все еще с ним; ответ Господа все еще звучит в его ушах.

Благодать Божья предназначена не только для начала христианской жизни; она и для начала, и для средины, и для конца. С помощью «жала» Павел должен был усвоить, что вечной славы здесь не бывает, даже если речь идет о драматическом религиозном опыте, который бывает славным и может давать силу.

Есть «сила», которая «возносит» нас; но это сила плоти, а не сила Христа. Это сила вновь прибывших миссионеров, о которой свидетельствуют их притязания быть «выше» (hyper) Павла в миссионерских путешествиях, экстазах и откровениях. Сила Христа — это, скорее, сила в немощи, ибо благодать Его постигается только через осознание нашей немощи. Подчеркнем, что это не просто «благочестивая мысль», призванная нас утешить. Это истинная сердцевина Евангелия и основная идея данного послания. Павел сообщал выше, что в Асии он «сверх силы» (hyper dynamin) был «отягчен» (1:8). Он признал, что был хрупким «глиняным сосудом» и справлялся с неприятностями только с помощью «преизбыточной силы… Бога (ὑπερβολὴ / hyperbole… δυνάμεως / dunamis 4:7). Служение Павла, отмеченное такой болью, было возможно лишь благодаря «силе Божией» (6:7). Благодать и сила Божья смыкаются с человеческой жизнью только в точке ее наибольшей немощи. Шлаттер писал, что «недальновидное представление о вере, где вера понимается как участие Божьей силы, поднимающей нас на более высокий уровень… как желание ограничиться прославленным Христом без понимания Божьей благодати, исходящей от Христа распятого, желание наполнить себя Духом, который благословит нас нашим же величием… все это было по сути против принципов Павла… и апостолов» [A. Schlatter, quoted in F. D. Brunner, A Theology of the Holy Spirit (Hodder and Stoughton, 1970), p. 317.].

Есть великая слава; но время ее не пришло. Она будет явлена в конце, когда наши злоключения подведут нас ближе к благодати Христа. Именно в этом высший смысл похвалы Павла.

В практическом плане это означает, что мы соглашаемся, что живем по Божьему «плану Б», а только после него уже будет реализован «план А». В настоящем мире есть несправедливость и неравенство, и мы часто бываем беспомощны перед лицом их последствий в нашей жизни. В этом бытии мы страдаем от разлада нашей личности, и хотя молитва и духовная работа могут свести их к минимуму, полностью избавиться от них бывает невозможно. В нашей настоящей жизни многие страдают от плохого здоровья, психических заболеваний и расстройств, которые не устраняются ни чьим-либо молитвенным заступничеством, ни медициной. Что должен делать христианин, сталкиваясь с болью и страданием? Он должен молить Господа об избавлении, как это делал Павел. Возможно, Бог даст человеку избавление, как Он постоянно и делает (1:10; 4:7−10), но следует помнить, что всякое избавление временно. А что если избавления не последует — что тогда? Мы слишком легко позволяем подобным вещам угнетать нас, пока не становимся озлобленными и преисполненными жалости к себе. Возможен и другой случай: иногда страдающий христианин в отчаянии обращается к тем, кто своим учением об исцелении тела не признает, что мы все еще находимся в мире, живущем «по плану Б». Но тот, кто уже во Христе, скорее, должен позволить этому «жалу» связать его крепче с Христом, Который сообщит страдающему благодать, чтобы тот мог переносить боль и вырабатывать в себе стойкость и терпение.

Некоторым непостижимым образом наше бытие отмечено грехом и страданием именно в соответствии в божественным планом. С одной стороны, Бог не терпит и ненавидит все это и когда-нибудь уничтожит. И все-таки, разве не через осознание наших грехов Божья благодать в течение всей нашей жизни заставляет нас прибегать к Христу за прощением? И разве не через боль и страдание тела и души та же благодать связывает нас с Христом, Который говорит нам: «Сила моя совершается в немощи»?

4) Обыкновенная немощь

Послания Павла, возможно, сильны, но сам он немощен. И это не литературный прием и не просто обвинение его оппонентов. Это точное описание его состояния; но это также правда о коринфянах. И, тем не менее, Павел не хвалится какой-то «необыкновенной» немощью. Это не немощь, вызванная постом или всенощными молитвенными бдениями. Он не «опустошал» себя, чтобы затем чем-то «заполнить» себя. Это не придуманная и не сверхъестественная немощь. Это просто обыкновенная немощь Божьего служителя, изнуренного служением другим людям в благовествовании Христа. «Просто взгляните на меня, — как бы говорит он (12:6), — я есть то, что вы видите. Я открыт и доступен; я открыл для вас окно в свое сердце».

3. Все это было для вас (12:11−19)

1) Признаки апостола

Павел снова отрицает, что у него есть какой-либо недостаток против «высших Апостолов» (ст. 11; ср.: Рим 15:18, 19), которые заявляют о превосходстве над Павлом благодаря своим видениям и откровениям, в которых они «слышали слова, которых человеку нельзя пересказать» (ст. 4). Для этого он сейчас, вероятно, употребляет особое выражение — «признаки Апостола», то есть знамения, чудеса и силы, как поясняет он далее. В Деяниях Апостолов приводятся некоторые из них — например, мгновенное исцеление калеки от рождения в Листре или изгнание духа прорицания из служанки в Филиппах (Деян 14:8−10; 16:16−18).

Такие знамения служили видимым доказательством для тех, кто сомневался в словах Павла о поручении ему Богом быть апостолом язычников. Готовя римских христиан из евреев и язычников к своему прибытию, Павел в послании к ним упоминает свое служение от Иерусалима до Иллирика (территория бывшей Югославии), которое сопровождалось знамениями и чудесами, что должно было свидетельствовать о реальности его призвания быть «служителем… у язычников» (Рим 15:16). Следовательно, выражение «признаки Апостола» не относится к многочисленным и не поддающимся четкому определению «апостолам», которые совершают чудеса. Напротив, оно указывает на конкретное и уникальное призвание Павла быть апостолом, видимыми доказательствами чему служат эти знамения.

Следует также отметить, что во времена большой озабоченности апостольскими знамениями и чудесами, каким является и наше время, не все творимые апостолами чудеса были бы в наши дни всеми одинаково благожелательно встречены. Мы наверняка обрадовались бы исцелению хронически больного человека или воскрешению умершей Серны (Деян 3:1−10; Деян 9:36−42). А как насчет смерти Анании и Сапфиры или временного ослепления Елима (Деян 5:1−11; Деян 13:6−12)? Ведь это тоже знамения и чудеса!

Более того, весьма важно различать «признаки Апостола» и духовные дары, встречающиеся в церквах, которые, по-видимому, апостолами не ограничиваются (1Кор 12:4−11). И хотя мы допускаем, что в церквах могут проявляться различные «сверхъестественные», а также «естественные» духовных дары, мы твердо стоим на позиции, что апостольские знамения и чудеса больше не происходят — просто потому что апостольский век остался в далеком прошлом. Само выражение «признаки Апостола» ясно показывает, что только апостолам они и были присущи. Следует отметить, что Павел никогда не стремился придать законность своему служению посредством чудесных явлений. Свидетельством истинности его служения была добросовестная проповедь Евангелия и возникавшие в результате этого общины верующих (5:11−13; 3:1−3; 10:7).

2) «Саморазоблачение» Павла

Похвала, начало которой находится в гл. 11, сейчас завершается. На протяжении всего послания, включая эти последние главы, Павел защищает свое слово и служение. Сейчас он преподносит коринфянам сюрприз. Он вопрошает: «Не думаете ли еще, что мы только оправдываемся перед вами?» (ст. 19). Мы, вероятно, ответили бы, что все написанное похоже именно на это, то есть на защиту, апологию его апостольства. Возможно, отчасти так и есть; однако, по сути, это было сделано только ради них.

Павел писал открыто о себе и всех своих немощах для того, чтобы коринфяне увидели в нем реальность своих собственных немощей. Их гордость вынудила Павла стать в их глазах немощным и неразумным (ст. 11), чтобы они могли пред Богом отождествить себя с ним. Им следует похвалить его, потому что он есть «истинный апостол» со знамениями, чудесами и силами, призванными подтвердить его притязания (ст. 12). Они должны были принять и уважать его превосходство. Но, поскольку они отказались это сделать, он, любя их, занялся их разоблачением; стал безумцем, чтобы они могли распознать свое собственное недомыслие.

Они не только вынудили его принять на себя этот позор; его уже подозревают втом, что он пришел получить с них деньги или, напротив, имея злой умысел, отвергнуть их помощь (ст. 14−17). Это уже слишком. Они должны понять: он их отец, а они его дети. Он заботится о них, а не они о нем. Подвергать сомнению честность Павла в вопросах, связанных с деньгами, значит, добавить к его обиде новое оскорбление.

3) Павел — образец для подражания

Итак, совершенно поразительным образом Павел раскрыл свои истинные намерения (ст. 19). Его подробное высказывание о своем неразумии, которое началось в 11:1 и завершилось только в 12:10, все-таки не является самозащитой — по крайней мере, это не было его основной целью. Павел, похоже, демонстрирует удивительный пример общения со своей паствой. Он преподносит свое учение с использованием самой различной стилистики. Вместо того чтобы писать отвлеченно, он пишет конкретно о себе. Очевидно, что цель его была в том, чтобы коринфяне сначала стали разделять его взгляды, а затем и подражать ему.

Далее, на очень личном уровне, он будет писать и филиппийцам (гл 3), сообщая им о примирении с Богом, которое происходит сейчас во Христе. Он, как человек во Христе, будет объяснять свои духовные цели. Затем будет увещевать их: «Смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас» (Флп 3:17; ср.: 4:9). Перед лицом угрозы распространения учения иудействующих филиппинцы должны были последовать личному примеру Павла — его уверенности в Христе и подражанию Ему (Флп 3:3, 4, 14).

Ранее он убеждал коринфян скорректировать свое излишне высокое мнение о свободе в соответствии с любовью к слабым христианам и «еще нехристианам» (1Кор 8). Но вместо того, чтобы отвлеченно излагать свое учение, он пространно говорит о личной свободе и правах, от которых приходится отказываться ради духовных нужд других (1Кор 9). Затем, уже в конце этого фрагмента, он призывает их: «Будьте подражателями мне, как я Христу» (1Кор 11:1).

Павел постоянно и намеренно являл собой образ человека «во Христе», чтобы другие могли подражать ему. Он осознанно призывал других формировать себя по образцу, который возник из его собственного подражания Христу. Кроме того, Павел и Петр, поучая других служителей, призывали их, в свою очередь, стать образцами для их собственной паствы (1Тим 4:12; Тит 2:7; 1Пет 5:3).

Павел не просто являет хороший пример, как не подорвать доверие к тому, что проповедуется; он учит о важных аспектах христианской мысли и поведения примером своей жизни, которую он намеренно раскрывает перед другими. Демонстрация немощи и неразумения в 11:1−12:10 — еще один образец такой проповеди христианской истины и образа жизни.

4. Последний визит: испытывайте себя (12:20 — 13:4)

1) Упадок нравов в Коринфе (12:20−21)

Скоро Павел должен совершить свой заключительный визит в Коринф. Эта часть послания явно готовит почву для того, что почти наверняка можно будет назвать «напряженной встречей». Апостол дважды выражает свои опасения. Он опасается, что коринфяне не будут соответствовать его ожиданиям, а он — их ожиданиям, и он увидит раздоры, зависть, гнев, ссоры, клевету, ябеды, гордости, беспорядки (ст. 20). Похоже, Павел предчувствует, что третий визит, как и второй, может оказаться столь же печальным. Он также боится, что ему придется скорбеть о многих, не покаявшихся в вопиющим блуде (ст. 21). Все это он наблюдал, находясь у них во время своего второго визита (13:2).

В своем первом послании Павел обращал внимание на разительное нравственное преображение некоторых коринфян (1Кор 6:9−11). Однако были и такие, кто полагал будто все позволено, включая блуд (1Кор 6:12−20). Несмотря на «печальный визит» и «огорчительное» послание, распущенность не становилась меньше; и Павел, похоже, опасается, что снова придется заниматься этим вопросом (ст. 21).

Мы можем предположить, что прибытие незнакомцев скорее мешало решению нравственных проблем коринфян, нежели способствовало их разрешению. Упоминание им введенных в соблазн немощных христиан (11:29) вполне вписывается в контекст служения незнакомцев (11:13−15, 20). От них следовало бы ожидать упора на иудейский закон и нравственность, но они фактически уводили коринфян от «простоты во Христе» (11:.3) и, следовательно, от преображающей силы Святого Духа (1Кор 6:11; 2Кор 3:18).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.