Софония 3 глава

Книга пророка Софонии
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
О 3739 INJ
  1510 T-NSF
ἐπιφανὴς явный 2016 A-NSF
καὶ и 2532 CONJ
ἀπολελυτρωμένη, выкупленный,   V-XMP-NSF
  1510 T-NSF
πόλις город 4172 N-NSF
  1510 T-NSF
περιστερά· голубка; 4058 N-NSF
2
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰσήκουσεν услышал он 1522 V-AAI-3S
φωνῆς, го́лоса, 5456 N-GSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐδέξατο принял 1209 V-ADI-3S
παιδείαν, наказания, 3809 N-ASF
ἐπὶ на 1909 PREP
τῷ   3588 T-DSM
κυρίῳ Го́спода 2962 N-DSM
οὐκ не 3756 PRT-N
ἐπεποίθει был убеждён он 3982 V-2LAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
τὸν   3588 T-ASM
θεὸν Богу 2316 N-ASM
αὐτῆς его 846 P-GSF
οὐκ не 3756 PRT-N
ἤγγισεν. приблизился он. 1448 V-AAI-3S
3
οἱ   3588 T-NPM
ἄρχοντες Начальники 758 N-NPM
αὐτῆς его 846 P-GSF
ἐν в 1722 PREP
αὐτῇ нём 846 P-DSF
ὡς как 5613 ADV
λέοντες львы 3023 N-NPM
ὠρυόμενοι· рыкающие; 5612 V-PMPNP
οἱ   3588 T-NPM
κριταὶ судьи 2923 N-NPM
αὐτῆς его 846 P-GSF
ὡς как 5613 ADV
λύκοι волки 3074 N-NPM
τῆς   3588 T-GSF
Ἀραβίας, Аравии, 688 N-PRI
οὐχ не 3756 PRT-N
ὑπελίποντο оставили 5275 V-AMI-3P
εἰς на 1519 PREP
τὸ   3588 T-ASN
πρωί· утро; 4404 ADV
4
οἱ   3588 T-NPM
προφῆται пророки 4396 N-NPM
αὐτῆς его 846 P-GSF
πνευματοφόροι, ветреные,   N-NPM
ἄνδρες мужи 435 N-NPM
καταφρονηταί· спесивцы; 2707 N-NPM
οἱ   3588 T-NPM
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
αὐτῆς его 846 P-GSF
βεβηλοῦσιν оскверняют 953 V-PAI-3P
τὰ   3588 T-APN
ἅγια святое 40 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
ἀσεβοῦσιν бесчестят 764 V-PAI-3P
νόμον. Закон. 3551 N-ASM
5
  3588 T-NSM
δὲ Же 1161 CONJ
κύριος Господь 2962 N-NSM
δίκαιος праведный 1342 A-NSM
ἐν в 1722 PREP
μέσῳ середине 3319 A-DSN
αὐτῆς него 846 P-GSF
καὶ и 2532 CONJ
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ποιήσῃ сделает 4160 V-AAS-3S
ἄδικον· неправду; 94 A-ASM
πρωῒ утро 4404 ADV
πρωῒ [за] утром 4404 ADV
δώσει Он даст 1325 V-FAI-3S
κρίμα суд 2917 N-ASN
αὐτοῦ Его 846 D-GSM
εἰς во 1519 PREP
φῶς свете 5457 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἀπεκρύβη скроет 613 V-API-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔγνω Он познал 1097 V-2AAI-3S
ἀδικίαν неправедность 93 N-ASF
ἐν в 1722 PREP
ἀπαιτήσει вымогательстве 523 V-FAI-3S
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
εἰς в 1519 PREP
νεῖκος ссоре 3534 N-NASN
ἀδικίαν. неправедность. 93 N-ASF
6
ἐν В 1722 PREP
διαφθορᾷ истреблении 1312 N-DSF
κατέσπασα поразил   V-AAI-1S
ὑπερηφάνους, надменных, 5244 A-APM
ἠφανίσθησαν исчезли 853 V-API-3P
γωνίαι углы 1137 N-NPF
αὐτῶν· их; 846 D-GPM
ἐξερημώσω Я опустошу   V-FAI-1S
τὰς   3588 T-APF
ὁδοὺς улицы 3598 N-APF
αὐτῶν их 846 D-GPM
τὸ   3588 T-ASN
παράπαν полностью   ADV
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
μὴ не 3361 PRT-N
διοδεύειν· ходить [им]; 1353 V-PAN
ἐξέλιπον стёр 1587 V-AAI-3P
αἱ   3588 T-NPF
πόλεις города́ 4172 N-NPF
αὐτῶν их 846 D-GPM
παρὰ к 3844 PREP
τὸ   3588 T-ASN
μηδένα никому 3367 A-ASM-N
ὑπάρχειν пребывать 5225 V-PAN
μηδὲ и не 3366 CONJ-N
κατοικεῖν. обитать [в них]. 2730 V-PAN
7
εἶπα [Я] сказал: 2036 V-2AAI-1S
Πλὴν Однако 4133 ADV
φοβεῖσθέ бойтесь 5399 V-PNM-2P
με Меня 3165 P-1AS
καὶ и 2532 CONJ
δέξασθε прими́те 1209 V-ADM-2P
παιδείαν, воспитание, 3809 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
ἐξολεθρευθῆτε будете истреблены 1842 V-APS-2P
ἐξ от 1537 PREP
ὀφθαλμῶν глаз 3788 N-GPM
αὐτῆς, его, 846 P-GSF
πάντα всё 3956 A-APN
ὅσα сколькое 3745 A-APN
ἐξεδίκησα мщение [Я постановил] 1556 V-AAI-1S
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτήν· него; 846 P-ASF
ἑτοιμάζου приготовьтесь 2090 V-PMD-2S
ὄρθρισον, поднять, 3719 V-AAD-2S
διέφθαρται погублена 1311 V-RMI-3S
πᾶσα вся 3956 A-NSF
  1510 T-NSF
ἐπιφυλλὶς жатва   N-NSF
αὐτῶν. их. 846 D-GPM
8
Διὰ Из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
ὑπόμεινόν ждите 5278 V-AAD-2S
με, Меня, 3165 P-1AS
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος, Господь, 2962 N-NSM
εἰς в 1519 PREP
ἡμέραν день 2250 N-ASF
ἀναστάσεώς воскресения 386 N-GSF
μου Моего 3450 P-1GS
εἰς во 1519 PREP
μαρτύριον· свидетельство; 3142 N-ASN
διότι потому что 1360 CONJ
τὸ   3588 T-ASN
κρίμα приговор 2917 N-ASN
μου Мой 3450 P-1GS
εἰς на 1519 PREP
συναγωγὰς синагоги 4864 N-APF
ἐθνῶν народов 1484 N-GPN
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
εἰσδέξασθαι взять 1523 V-AMP
βασιλεῖς царей 935 N-APM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
ἐκχέαι пролить 1632 V-AAN
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτοὺς них 846 P-APM
πᾶσαν весь 3956 A-ASF
ὀργὴν гнев 3709 N-ASF
θυμοῦ ярости 2372 N-GSM
μου· Моей; 3450 P-1GS
διότι потому что 1360 CONJ
ἐν в 1722 PREP
πυρὶ огне 4442 N-DSN
ζήλους ревности 2205 N-APM
μου Моей 3450 P-1GS
καταναλωθήσεται истребится 2654 V-FPI-3S
πᾶσα вся 3956 A-NSF
  1510 T-NSF
γῆ. земля. 1093 N-NSF
9
ὅτι Потому что 3754 CONJ
τότε тогда 5119 ADV
μεταστρέψω Я переменю 3344 V-FAI-1S
ἐπὶ у 1909 PREP
λαοὺς народов 2992 N-APM
γλῶσσαν язык 1100 N-ASF
εἰς в 1519 PREP
γενεὰν поколение 1074 N-ASF
αὐτῆς его 846 P-GSF
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
ἐπικαλεῖσθαι призывать 1941 V-PPN
πάντας всем 3956 A-APM
τὸ   3588 T-ASN
ὄνομα имя 3686 N-ASN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
τοῦ [чтобы] 3588 T-GSN
δουλεύειν служить 1398 V-PAN
αὐτῷ Ему 846 D-DSM
ὑπὸ под 5259 PREP
ζυγὸν ярмом 2218 N-ASM
ἕνα. одним. 1520 A-ASM
10
ἐκ От 1537 PREP
περάτων пределов 4009 N-GPN
ποταμῶν рек 4215 N-GPM
Αἰθιοπίας Эфиопии 128 N-PRI
οἴσουσιν принесут 5342 V-FAI-3P
θυσίας жертвы 2378 N-GSF
μοι. Мне. 3427 P-1DS
11
ἐν В 1722 PREP
τῇ   3588 T-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
ἐκείνῃ тот 1565 D-DSF
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
καταισχυνθῇς будешь посрамлён 2617 V-FPS-2S
ἐκ от 1537 PREP
πάντων всех 3956 A-GPN
τῶν   3588 T-GPN
ἐπιτηδευμάτων дел   N-GPN
σου, твоих, 4675 P-2GS
ὧν будучи 3739 R-GPM
ἠσέβησας нечестивым 764 V-AAI-2S
εἰς для 1519 PREP
ἐμέ· Меня; 1691 P-1AS
ὅτι потому что 3754 CONJ
τότε тогда 5119 ADV
περιελῶ Я отниму 4014 V-FAI-1S
ἀπὸ от 575 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
τὰ   3588 T-APN
φαυλίσματα небрежное отношение   N-APN
τῆς   3588 T-GSF
ὕβρεώς высокомерия 5196 N-GSF
σου, твоего, 4675 P-2GS
καὶ и 2532 CONJ
οὐκέτι уже́ 3765 ADV-N
μὴ не 3361 PRT-N
προσθῇς продолжишь 4369 V-AAS-2S
τοῦ   3588 T-GSN
μεγαλαυχῆσαι чрезвычайно хвастаться 3166 V-AAN
ἐπὶ на 1909 PREP
τὸ   3588 T-ASN
ὄρος горе́ 3735 N-ASN
τὸ   3588 T-ASN
ἅγιόν святой 40 A-ASN
μου. Моей. 3450 P-1GS
12
καὶ И 2532 CONJ
ὑπολείψομαι Я оставлю 5275 V-FMI-1S
ἐν среди 1722 PREP
σοὶ тебя 4671 P-DS
λαὸν народ 2992 N-ASM
πραὺν смиренный 4239 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
ταπεινόν, простой, 5011 A-ASM
καὶ и 2532 CONJ
εὐλαβηθήσονται они будут уповать 2125 V-FPI-3P
ἀπὸ на 575 PREP
τοῦ   3588 T-GSN
ὀνόματος имя 3686 N-GSN
κυρίου Го́спода 2962 N-GSM
13
οἱ   3588 T-NPM
κατάλοιποι остальные 2645 A-NPM
τοῦ   3588 T-GSM
Ἰσραηλ Израиля 2474 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
ποιήσουσιν сделают 4160 V-FAI-3P
ἀδικίαν неправедность 93 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
οὐ не 3739 PRT-N
λαλήσουσιν произнесут 2980 V-FAI-3P
μάταια, легкомысленно, 3152 A-APN
καὶ и 2532 CONJ
οὐ нет 3364 PRT-N
μὴ не 3364 PRT-N
εὑρεθῇ будет найден 2147 V-APS-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSN
στόματι устах 4750 N-DSN
αὐτῶν их 846 D-GPM
γλῶσσα язык 1100 N-NSF
δολία, лживый, 1386 A-NSF
διότι потому что 1360 CONJ
αὐτοὶ они сами 846 P-NPM
νεμήσονται будут пастись   V-FMI-3P
καὶ и 2532 CONJ
κοιτασθήσονται, покоится,   V-FPI-3P
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
который 3588 T-NSM
ἐκφοβῶν пугающий 1629 V-PAPNS
αὐτούς. их. 846 P-APM
14
Χαῖρε Радуйся 5463 V-PAM-2S
σφόδρα, очень, 4970 ADV
θύγατερ дочь 2364 N-VSF
Σιων, Сиона, 4622 N-PRI
κήρυσσε, веселись, 2784 V-PAD-2S
θύγατερ дочь 2364 N-VSF
Ιερουσαλημ· Иерусалима; 2419 N-PRI
εὐφραίνου веселись 2165 V-PPM-2S
καὶ и 2532 CONJ
κατατέρπου восторгайся   V-PMPD-2S
ἐξ от 1537 PREP
ὅλης всего 3650 A-GSF
τῆς   3588 T-GSF
καρδίας се́рдца 2588 N-GSF
σου, твоего, 4675 P-2GS
θύγατερ дочь 2364 N-VSF
Ιερουσαλημ. Иерусалима. 2419 N-PRI
15
περιεῖλεν Отменил 4014 V-AAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
τὰ   3588 T-APN
ἀδικήματά неправедности 92 N-APN
σου, твои, 4675 P-2GS
λελύτρωταί освободил 3084 V-RMI-3S
σε тебя 4571 P-2AS
ἐκ от 1537 PREP
χειρὸς руки́ 5495 N-GSF
ἐχθρῶν врагов 2190 A-GPM
σου· твоих; 4675 P-2GS
βασιλεὺς Царь 935 N-NSM
Ἰσραηλ Израиля 2474 N-PRI
κύριος Господь 2962 N-NSM
ἐν   1722 PREP
μέσῳ среди 3319 A-DSN
σου, тебя, 4675 P-2GS
οὐκ не 3756 PRT-N
ὄψῃ увидишь 3708 V-FDI-2S
κακὰ зло 2556 A-APN
οὐκέτι. уже́. 3765 ADV-N
16
ἐν Во 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
καιρῷ время 2540 N-DSM
ἐκείνῳ то 1565 D-DSM
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
κύριος Господь 2962 N-NSM
τῇ   3588 T-DSF
Ιερουσαλημ Иерусалиму: 2419 N-PRI
Θάρσει, Мужайся, 2293 V-PAM-2S
Σιων, Сион, 4622 N-PRI
μὴ не 3361 PRT-N
παρείσθωσαν опускай 3935 V-RMD-3P
αἱ   3588 T-NPF
χεῖρές ру́ки 5495 N-NPF
σου· твои; 4675 P-2GS
17
κύριος Господь 2962 N-NSM
  3588 T-NSM
θεός Бог 2316 N-NSM
σου твой 4675 P-2GS
ἐν среди 1722 PREP
σοί, тебя, 4671 P-DS
δυνατὸς Сильный 1415 A-NSM
σώσει спасёт 4982 V-FAI-3S
σε, тебя, 4571 P-2AS
ἐπάξει наведёт 1863 V-FAI-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
σὲ тебя 4571 P-2AS
εὐφροσύνην веселье 2167 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
καινιεῖ обновит   V-FAI-3S
σε тебя 4571 P-2AS
ἐν в 1722 PREP
τῇ   3588 T-DSF
ἀγαπήσει любви 25 V-FAI-3S
αὐτοῦ Его 846 D-GSM
καὶ и 2532 CONJ
εὐφρανθήσεται Он будет радоваться 2165 V-FPI-3S
ἐπὶ относительно 1909 PREP
σὲ тебя 4571 P-2AS
ἐν с 1722 PREP
τέρψει восторгом   N-DSF
ὡς как 5613 ADV
ἐν в 1722 PREP
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
ἑορτῆς. праздника. 1859 N-GSF
18
καὶ И 2532 CONJ
συνάξω Я соберу 4863 V-FAI-1S
τοὺς   3588 T-APM
συντετριμμένους· испорченных; 4937 V-RPP-APM
οὐαί, увы, 3759 INJ
τίς кто 5100 I-NSM
ἔλαβεν принял 2983 V-2AAI-3S
ἐπ᾽ на 1909 PREP
αὐτὴν него 846 P-ASF
ὀνειδισμόν поношение 3680 N-ASM
19
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
ἐγὼ Я 1473 P-1NS
ποιῶ делаю 4160 V-PAI-1S
ἐν среди 1722 PREP
σοὶ тебя 4671 P-DS
ἕνεκεν ради 1752 PREP
σοῦ тебя 4675 P-2GS
ἐν во 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
καιρῷ время 2540 N-DSM
ἐκείνῳ, то, 1565 D-DSM
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος, Господь, 2962 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
σώσω Я спасу 4982 V-AAS-1S
τὴν   3588 T-ASF
ἐκπεπιεσμένην притеснённую   V-XMP-ASF
καὶ и 2532 CONJ
τὴν   3588 T-ASF
ἀπωσμένην· изгнанную;   V-XMP-ASF
εἰσδέξομαι внутрь приму 1523 V-FDI-1S
καὶ и 2532 CONJ
θήσομαι Я поставлю 5087 V-FMI-1S
αὐτοὺς их 846 P-APM
εἰς в 1519 PREP
καύχημα гордость 2745 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
ὀνομαστοὺς славу   A-APM
ἐν на 1722 PREP
πάσῃ всей 3956 A-DSF
τῇ   3588 T-DSF
γῇ. земле. 1093 N-DSF
20
καὶ И 2532 CONJ
καταισχυνθήσονται посрамятся 2617 V-FPI-3P
ἐν во 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
καιρῷ время 2540 N-DSM
ἐκείνῳ, то, 1565 D-DSM
ὅταν когда 3752 CONJ
καλῶς добро 2573 ADV
ὑμῖν вам 5213 P-2DP
ποιήσω, Я сделаю, 4160 V-AAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
ἐν во 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSM
καιρῷ, время, 2540 N-DSM
ὅταν когда 3752 CONJ
εἰσδέξωμαι внутрь приму 1523 V-AMS-1S
ὑμᾶς· вас; 5209 P-2AP
διότι потому что 1360 CONJ
δώσω Я дам 1325 V-FAI-1S
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
ὀνομαστοὺς славу   A-APM
καὶ и 2532 CONJ
εἰς в 1519 PREP
καύχημα гордость 2745 N-ASN
ἐν во 1722 PREP
πᾶσιν всех 3956 A-DPM
τοῖς   3588 T-DPM
λαοῖς народах 2992 N-DPM
τῆς   3588 T-GSF
γῆς земли́ 1093 N-GSF
ἐν в 1722 PREP
τῷ   3588 T-DSN
ἐπιστρέφειν обращение 1994 V-PAN
με Мне 3165 P-1AS
τὴν   3588 T-ASF
αἰχμαλωσίαν плена 161 N-ASF
ὑμῶν вашего 5216 P-2GP
ἐνώπιον перед 1799 ADV
ὑμῶν, вами, 5216 P-2GP
λέγει говорит 3004 V-PAI-3S
κύριος. Господь. 2962 N-NSM

Толкование Мэтью Генри

Теперь мы возвращаемся в Иерусалим и должны вновь послушать, что Бог желает ему сказать:

(I) Через порицания и угрозы, ибо в нем было обнаружено множество нечестия; и здесь приводятся его различные примеры, которые усугубляются (ст. 1−7).

(II) Давая обетования о милости и благодати, которые Бог, тем не менее, хранил для них. Вот два основных обетования:

(1) Что Бог совершит среди них славную работу реформации, очистит от грехов и приведет к себе домой; здесь приводится много обетований подобного рода (ст. 8−13).

(2) Что Он совершит для них славное дело спасения, когда подобным образом подготовит их (ст. 14−20). Так «придет от Сиона Избавитель», и для того, чтобы очистить себе путь, Он «отвратит нечестие от Иакова». Эти обетования полностью исполнились во времена Евангелия и евангельской благодати.

Стихи 1−7. Кто-то мог бы изумиться тому, что Иерусалим, святой город, где Бог был ведом и имя Его велико, превратился в город, имеющий такую плохую характеристику, что место, наслаждавшееся изобилием средств благодати, стало таким порочным и что Бог допустил все это. Тем не менее это было сделано, чтобы показать, что закон никого не делает совершенным; но если таков истинный характер Иерусалима, а в этом нет сомнений (ибо суды Божьи никого не делают хуже, чем они есть на самом деле), то неудивительно, что пророк начинает с того, что возвещает ему горе. Ибо святой Бог ненавидит грех в тех, кто близок к Нему, более того, именно в них Он ненавидит его большее всего. Греховное состояние является и всегда будет бедственным состоянием.

I. В данных стихах приводится очень плохая характеристика города в общем. Как мог верный город превратиться в блудницу!

1. Он сам покрывает себя позором; он стал нечистым и оскверненным (ст. 1), он приобрел себе плохую репутацию (читают некоторые) ненасытного города (написано на полях); постоянно поглощающего и заготавливающего пищу для своей плоти, чтобы исполнить ее похоти. Грех — это нечистота и осквернение людей и мест, он делает их отвратительными для взгляда святого Бога.

2. Он причинял зло своим жителям и ближним и был городом-притеснителем. Ни один город не имел таких праведных уставов и судов, как этот, и, тем не менее, его руководство и управление никогда еще не было таким неправедным.

3. Он сильно раздражал своего Бога и во всех вопросах поступал вопреки Его воле (ст. 2). Бог дал ему Свой закон и обращался к нему через слуг Своих — пророков, говоря, что есть добро и что он должен делать, что есть зло и чего он должен избегать, но он не слушал Его голоса и не старался во всем поступать так, как ему было велено. Бог воспитывал его превосходными методами — с помощью слова и жезла, но он не принял наставления одного и исправлений другого, не подчинился воле Божьей и не соответствовал цели, которую Он преследовал. Бог ободрял его уповать на Него, Его силу и обетование, верить, что Он спасет от зла и обеспечит благом, но он на Господа не уповал, он больше доверял союзам, заключенным с другими народами, чем своему завету с Богом. Господь даровал ему знаки Своего присутствия, учредил постановления для общения с Собой, но он к Богу своему не приближался, не встречался с Ним там, где ему было велено и где Бог обещал встретиться с ним. Он стоял в отдалении и говорил Вседержителю: «Отойди от нас».

II. Здесь приводится очень плохая характеристика людей, руководивших им, которые своим влиянием должны были подавлять зло и безбожие, но на самом деле были образцами и покровителями беззакония, и таким образом те, которые должны были быть его врачами, на самом деле были его наихудшей болезнью.

1. Князья его алчные и жестокие, как рыкающие львы, которые охотятся за всем, кто находится рядом с ними; все боялись и ненавидели их; они использовали свою власть для уничтожения, а не для назидания.

2. Судьи его, которые должны быть защитниками оскорбленной невинности, — вечерние волки, хищные и прожорливые; их жестокость и алчность ненасытимые: «Они не разгрызают до утра ни одной кости (англ. пер.)»; они получают такое наслаждение и удовольствие от жестокости и притеснения, что, пожирая благочестивого человека, сохраняют кости в качестве сладкой конфетки, чтобы доесть следующим утром (Иов 31:31)

3. Пророки его, притворяющиеся особыми посланниками небес, — люди легкомысленные, вероломные, обладающие суетным и причудливым воображением, ограниченные и заносчивые, ведущие свободный образ жизни, люди непостоянные сами по себе, на которых нельзя положиться. Им настолько нравилось вводить других в заблуждение, что было трудно сказать, когда они серьезны. Их притворные пророчества были всего лишь мошенничеством, и они тайно смеялись над теми, кого надували.

4. Священники его, которые согласно своему служению должны быть учителями и отвечать за святыни, не оправдали оказанного доверия и предали его. Они должны были хранить чистоту святилища, но сами осквернили его и его святые служения, которые должны были совершать. Речь идет о таких священниках, как Офни и Финеес, которые своим нечестивым образом жизни отвращали от жертвоприношений Господу. Они должны были истолковывать и исполнять закон и судить по закону, но, истолковывая и применяя его, они попирали закон; они извращали его смысл и изменяли его, чтобы покровительствовать тому, что противоречило закону. Придумывая толкование, они придавали закону такой смысл, какой им нравился, ради выгоды и фактически лишали его силы.

III. В данных стихах говорится о том, что возрастала всеобщая порочность жителей Иерусалима.

1. В своей среде они имели знаки Божьего присутствия и все преимущества, позволяющие познать Его волю, а также максимально сильные побуждения к этому, но тем не менее они упорствовали в своем непослушании (ст. 5).

(1) Им была оказана честь и привилегия созерцать славу Божью; Бог пребывал с ними как ни с каким другим народом: «Господь праведен посреди тебя, чтобы знать все, что ты делаешь неправильно, и одобрять все, что ты делаешь хорошо; Он посреди тебя как святой Бог, и поэтому твои осквернения особенно оскорбительны для Него (Втор 23:14). Он посреди тебя как справедливый Бог и поэтому накажет тебя за нанесенные Ему оскорбления, за зло и вред, которые вы причиняете друг другу».

(2) Перед ними был пример Самого Бога, Который явил себя, чтобы они могли подражать ему: «Он не делает неправды, и поэтому вы не должны поступать несправедливо», ибо великий принцип постановления для них звучал так: «Будьте святы, как Я свят. Бог справедлив к вам, поэтому вы не будьте лживы перед Ним».

(3) Он посылал к ним Своих пророков, поднимал их рано утром и посылал к ним: каждое утро Он являет суд Свой неизменно: так же своевременно, как приходит утро; Он четко показывает, что из себя представляет добро, которого Он требует от них, и напоминает об этом; каждое утро Он пробуждает (Ис 50:4) Своих пророков вместе с восходом солнца, чтобы вывести на свет те истины, которые содействуют их миру. И поэтому, что касается этого вопроса, то что еще можно было сделать для Его виноградника, чтобы Он был плодоносным? (Ис 5:4). Но, несмотря на все это, беззаконник не знает стыда; беззаконники так и остались беззаконниками, они не стыдятся своих беззаконий и не краснеют. Если у них есть хоть какое-то чувство чести, если остался какой-то стыд, то они не поступали бы так прямо противоположно своему исповеданию и данным им наставлениям. В ком же не осталось стыда, тот не подлежит исцелению.

2. Бог воздвиг перед их глазами некоторые монументы Своей справедливости, которые должны были предостеречь их (ст. 6):«Я истребил народы — семь народов Ханаана, которые были извергнуты землей за свое нечестие»; тем самым им было дано предостережение остерегаться, чтоб и их не свергнула с себя земля (Лев 18:28). Или это ссылка на некие соседние народы, которые подверглись опустошению из-за своего нечестия, особенно по отношению к народу Израиля, десяти коленам. Разрушены их твердыни, их крепости, а их гордость и сила — сокрушена; пустыми сделал улицы их, так что никто не проходил по ним; разорены города их и лежат в руинах; нет ни одного человека в них, нет жителей, все убиты или уведены в плен. Это сделали враги, но Бог открыто признал: «Я истребил их». Бог сделал это, чтобы предостеречь Иерусалим (Иез 23:9, 11): «Я говорил: «Бойся только Меня безусловно, эти суды, произведенные над другими народами, отпугнут тебя от подобного нечестивого образа жизни; безусловно, ты примешь наставление благодаря этим провидениям; были основания надеяться, что ты не будешь продолжать грешить, как соседние народы, когда увидишь гибель, в которую их ввергнул грех». Они не могли не увидеть опасность, которой подвергался их дом, когда дом соседа был в огне; а когда мы напуганы, то боимся Бога.

3. В Своем слове и провидении Он показал им жизнь и смерть, добро и зло.

(1) Он заверил их в том, что они будут продолжать процветать, если будут бояться Его и примут наставление; тогда не будет истреблено жилище их, как произошло с их соседями; если они примут данное предостережение и изменятся, то все их прошлые проступки будут прощены, а их мир продлится.

(2) Он заставил их прочувствовать жгучую боль от жезла, помиловав их от меча: «Как бы Я ни наказывал их (англ. пер.), Я хотел, чтобы, подвергшись наказанию, они не были осуждены». Такими различными методами Бог воздействовал на них, чтобы перевоспитать их, но все напрасно; не удалось достичь этой цели с помощью мягких методов, не помогли и суровые меры, ибо они вставали рано (англ. пер.) и портили все свои действия; они стали решительнее и энергичнее на нечестивых путях, более усердными и старательными в стремлениях ублажить свои похоти и не упустить ни одной возможности удовлетворить их. Бог вставал рано, чтобы послать Своих пророков обуздать и перевоспитать их, но они вставали перед Ним, чтобы закрыть и запереть двери перед ними. Их порочность была повсеместной: все дела их были порочными, и в этом они сами были виновны; они не могли обвинить в этом свой характер и должны были терпеть его; они сами добровольно и преднамеренно старались испортить все свои действия, ибо каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью.

Стихи 8−13. В предыдущих стихах дела Иерусалима обстояли весьма плачевно; он приобрел очень плохую репутацию и, казалось, был безнадежен и неисправим, недоступен для милости и суда. И кто-то мог бы подумать, что за этим последует: «Поэтому он должен быть готов к тому, что будет полностью оставлен и от него откажутся как от отверженного серебра; раз на него не смогли повлиять пророки и провидения, то пусть станет местом опустошения, как их соседи». Но смотрите и изумляйтесь богатству божественной благодати, которая использует порочность человека, чтобы предстать более прославленной. Они становились хуже и хуже, поэтому «Итак ждите Меня», — говорит Господь (ст. 8). «Раз закон, похоже, ничего не довел до совершенства, то вводится лучшая надежда. Пусть оплакивающие порочность Церкви ожидают Бога, пока Он не пошлет Своего Сына в этот мир, чтобы спасти Свой народ от грехов их, пока Он не пошлет Свое Евангелие, чтобы изменить и очистить Свою Церковь, чтобы очистить себе особый народ — иудеев и язычников. И среди тех людей были такие, которые соответственно этому наставлению и ободрению ожидали искупления — избавления в Иерусалиме; и то, чего долго ожидали, наконец пришло (Лк 2:38). Ибо Христос на суд пришел в мир сей (Ин 9:39):

I. Чтобы отомстить за зло, причиненное Своей Церкви, чтобы свергнуть и уничтожить ее врагов, ее духовных врагов; а опустошение Вавилона и других притеснителей народа Божьего во времена Ветхого Завета было прообразом и будет счастливым знамением. Он восстанет для опустошения, чтобы вести пленников, чтобы победить и обезоружить силы тьмы и силы земли, которые восстали против Господа и Его помазанника, Он поразит их жезлом железным (Пс 2:5, 9; Пс 11:5−6); Он определил собрать народы и созвать царства. Благодаря проповеди Евангелия Христа всякой твари все народы созваны, чтобы предстать в теле перед Господом Иисусом, Который собирается учредить Свое царство в этом мире. Но так как большая часть человечества не будет повиноваться этому призыву, то Он изольет на них негодование Свое, ибо неверующий уже осужден. В то время, когда будет учреждаться царство Мессии, на земле будет уныние народов и недоумение (Лк 21:25), великая скорбь, какой не было от начала мира (Мф 24:21). Тогда Бог изольет на народы Свое негодование, всю ярость гнева Своего за их негодование и ярость гнева, направленные против Мессии и Его царства (Пс 2:1−2). И тогда огнем Его ревности пожрана будет вся земля, иудеи и язычники будут наказаны за свою враждебность к Евангелию. У начальств и властей будут отняты силы, они будут подвергнуты позору, и победоносный Искупитель восторжествует над ними. После того, как Бог учредит царство небесное среди людей, конец тех, кто все еще от земли и помышляет о земном, будет погибель (Флп 3:19); они будут пожраны огнем Божьей ревности.

II. Чтобы изменить в Церкви то, что Он найдет неправильным. Когда Бог намеревается восстановить Израиль, восстановить его мир и процветание, то для достижения Своей цели совершает их реформацию, восстанавливает их добродетель и благочестие — именно такой метод использует Бог, обращаясь с отдельными личностями и общинами: вначале делает их святыми, а потом счастливыми. Эти обетования частично исполнились, когда иудеи вернулись из Вавилона, когда, благодаря своему плену, они полностью исцелились от идолопоклонства; и в результате этого их грех был снят. Но эти обетования взирают дальше, на блаженные результаты Евангелия и его благодати, на время исправления, в которое мы живем (Евр 9:10). Обещано:

1. Что произойдут изменения в человеческой речи, которая повсеместно стала порочной; теперь она будет с благодатью, приправленной солью (ст. 9): «Тогда опять Я дам народам уста чистые, Я отвращу людей от худых сообществ, которые почти растлили среди них добрые нравы». Отметьте: обращающая благодать очищает речь, но при этом делает фразы не остроумными, а мудрыми. После возвращения из плена среди иудеев нужно было провести реформацию речи, так как они смешали язык ханаанский с языком азотским (Неем 13:24), и об этом следовало сожалеть. Но это не все; их речь будет очищена от богохульства, нечистоты и лжи. «Я обращу их к избранному языку», — читают некоторые; они не будут говорить необдуманно, а осторожно и рассудительно; они будут подбирать свои слова. Отметьте: атмосфера чистоты и благочестия в обычном разговоре является блаженным знамением для любого народа; там, где Бог дает чистую речь тем, кто был народом с нечистыми устами, Он даст другие благодати и благословения.

2. Что поклонение Богу будет совершаться в точности по воле Бога, и среди поклоняющихся будет соблюдаться полное единомыслие. Вместо жертв и воскурений они будут призывать имя Господа. Молитва — это духовная жертва, которой необходимо почитать Бога; и для того, чтобы подготовить и сделать нас годными для исполнения этого долга, необходимо, чтобы у нас были чистые уста. Мы абсолютно недостойны произносить имя Господа своими устами до тех пор, пока они не будут чистыми. Очищение речи в обычном разговоре необходимо, чтобы слова наших уст и ходатайство нашего сердца во время поклонения были приемлемы, ибо один источник не может изливать соленую и сладкую воду (Иак 3:9−12). Также обещано, что когда их уста будут подобным образом очищены, то они будут служить Богу единодушно, плечом к плечу (в некоторых переводах), что является ссылкой на вола и ярмо, которые работают в паре. Когда христиане единодушны в служении Богу, то оно совершается радостно. Это является результатом чистых уст, очищенных от страстей, зависти и осуждений. Отметьте: очищение — это путь к единству, а реформация образа жизни — путь к осмыслению. Мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна.

3. Что отошедшие от Бога вернутся к Нему и Он примет их (ст. 10): «Из заречных стран Эфиопии, то есть из Египта (как сказано в Ис 18:1) или какой-нибудь другой дальней страны, поклонники, дети рассеянных Моих, принесут Мне дары». Те, которые из-за удаленности места своего проживания забыли Бога и свои обязанности перед Ним, вспомнят о Нем, как блудный сын вспомнил о доме своего отца, находясь в далекой стране. Даже те, которые из-за того, что были рассеяны и ощутили на себе знаки Божьего недовольства, боялись прийти к Нему, соберутся под Его крыльями; дети рассеянных Моих, проживавшие в дальней стране, будут найдены среди тех, кого Господь Бог наш призовет; хотя они рассеяны, но Он признает их Своими; то, что Бог называет их Своими рассеянными, облачает их честью, достаточной, чтобы возместить весь позор их рассеяния. Они придут:

(1) Со смиренными просьбами; они — просители Мои (в англ. пер.). Отметьте: истинные верующие — просители перед Богом; они не судятся с Ним, а умоляют Судью своего (Иов 9:15); и где бы они ни находились, даже в заречных странах Ефиопии — довольно далеко от дома молитвы, — Он взирает на них и Его ухо открыто для них; они — Его просители.

(2) Со своими духовными жертвами: они принесут Мне дары, принесут себя как духовные жертвы Богу (Рим 12:1); обращение язычников названо приношением язычников (Рим 15:16), и вместе с собой они принесут евангельские жертвы молитвы, хвалы и приношения, которые весьма угодны Богу.

4. Что грех и грешники будут удалены из их среды (ст. 11). Бог снимет с них (1) их справедливое порицание: «В тот день ты не будешь стыдиться своих поступков» (англ. пер.). Как раскаявшиеся грешники они будут стыдиться своих поступков (см. Иез 16:63), но не будут стыдиться как грешники, которые вновь вернулись к своему безрассудству. «Ты не будешь стыдиться, то есть не будешь совершать постыдных поступков, как раньше». Вину за грех снимает прощающая милость; совесть грешника будет освобождена от порицания за этот грех, ибо она будет чиста, мирна и очищена от мертвых дел. Когда порочность и нечестивые люди преобладают в народе, то те немногие, остающиеся благочестивыми, стыдятся их и своей страны; но когда грешники обращаются к Богу и страна реформируется, то позор и причины для него удаляются.

(2) Несправедливую славу: «Я удалю из среды твоей не только людей мирских, являющихся позором для страны, но и лицемеров, которые внешне выглядят красиво и тщеславятся твоей знатностью: святым городом и святым храмом». Безусловно, они являлись славой Израиля, но стали основанием для их гордости, и они тщеславились ими, словно это был невидимый бастион, чтобы защитить их на греховных путях; они полагались на них как на свою праведность и силу, хвалясь: «Здесь храм Господень, храм Господень» (Иер 7:4); они превозносились из-за святой горы (в англ. пер.): имели высокое мнение о себе и презирали других, даже бросали вызов судам Божьим. Отметьте: когда церковные привилегии должным образом не используются, то часто становятся поводом для человеческой гордости и основанием для самонадеянности. Но подобное высокомерие, которое поддерживается и питается за счет воображаемой святости, сильно оскорбляет Бога. Он заставит таковых молчать и лишит славы.

5. Что среди них Бог будет иметь остаток святых, смиренных и здравомыслящих людей, которые будут получать утешение от взаимоотношений с Ним и своей части в Нем (ст. 12): «Но оставлю среди тебя народ смиренный и простой». Когда халдеи увели иудеев в плен, то лишь несколько из бедного народа земли оставили работниками в виноградниках и землепашцами; это прообраз Божьего остатка, который отличался от других и был отделен Богом для себя. Это народ смиренный и простой, занимающий незначительное положение в мире; таковых Бог избрал (Иак 2:5). Бедные покоряются Евангелию, они незначительны в своих глазах, страдающие из-за греха и нищие духом. Это Божий остаток — остаток по избранию благодати. «Я соблюл их Себе, — говорит Бог (Рим 11:4−5), — и они будут уповать на имя Господне». Отметьте: кого Бог предназначил ради славы Своего имени, тому Он даст силу уповать на Его имя; их великие страдания и бедность в этом мире являются самым главным основанием, почему они уповают на Бога: ибо не имеют ничего другого, на что уповать (1Тим 5:5).

6. Что этот избранный остаток будет благословлен чистотой и миром (ст. 13).

(1) Они будут благословлены чистотой в словах и делах: «Остатки Израиля не будут делать неправды, не станут говорить лжи». Справедливость и правдивость будут повелевать и руководить ими, хотя они в значительной степени будут противоречить их мирским интересам. Они не будут говорить не только прямую и умышленную ложь, но и не найдется в устах их языка коварного — ни у одного из них; никакой неправды не будет исходить от них.

(2) Они будут благословлены миром. Как овцы пажити Божьей они будут пастись и покоиться, и никто не потревожит их. Они не будут боязливыми, и никто из окружающих не будет пугать их. Отметьте: кто старается не делать беззакония, тому не стоит бояться каких-то бедствий, ибо они не смогут причинить ему вреда, и поэтому они не должны тревожить его.

Стихи 14−20. После обетования о снятии греха далее следует обетование об удалении бедствия, ибо когда удалена причина, то отсутствует и ее следствие. То, что делает людей святыми, несомненно делает их счастливыми. Здесь приводятся ценные обетования, данные очищенному народу, которые должны были полностью исполниться в утешениях Евангелия, в надежде, и особенно в радости, к которой они здесь призваны.

1. Их призывают радоваться и петь (ст. 14): «Ликуй, дочерь Сиона! Пой от радости! Торжествуй, Израиль, в святом порыве ликования; веселись и радуйся от всего сердца, пусть радость будет внутренней и большой». Кто любит Бога всем сердцем, у того есть повод всем сердцем возрадоваться в Нем. В данных стихах обещано (ст. 13), что их грехи будут умерщвлены, а страхи — заглушены, а далее следует: «Ликуй и торжествуй!» Отметьте: кто изменился, у того есть повод радоваться, хотя Израиль не мог радоваться, как другие народы, пока, блудодействуя, уходил от своего Бога. Божьи обетования, принятые верой, обеспечивают святых постоянным и обильным поводом для радости; они наполнены радостью и миром, веря в них.

2. Их призывают отбросить все огорчения. В тот день скажут Иерусалиму: «Не бойся» (ст. 16). Бог скажет это через Своих пророков, через Свои провидения, это скажут их соседи, и они сами будут говорить друг другу: «Не бойся, не поддавайся страхам, не позволяй им влиять на тебя; когда дела обстоят плохо, не бойся, что они станут еще хуже, а надейся, что все изменится к лучшему; не пугайся по каждому поводу. Да не ослабевают руки твои, не заламывай руки от отчаяния; не опускай руки от отчаяния; не делай себя неспособным совершить свое дело и сражение, покорившись сомнениям и страхам. Соберись с духом и в знак этого подними руки и укрепи руки ослабевшие (Евр 12:12; Ис 35:3). Подними руки свои в молитве Богу; подними руки, чтобы помочь себе». Страх делает руки слабыми, а вера и надежда делают их энергичными, и радость Господня будет нашей силой в делах и страданиях.

Давайте теперь посмотрим, что из себя представляют эти драгоценные обетования, которые здесь даны народу Божьему, чтобы изгнать его скорби и страхи, ободрить его надеяться и радоваться; эти обетования также предназначены для нас, как и для них.

I. Будет положен конец всем их бедам (ст. 15): «Отменил Господь приговор над тобою, удалил все беды, от которых ты стонал и которые были наказанием за твой грех; шум войны утихнет, голод уйдет прочь, и вы возвратитесь из плена». Хотя некоторые скорби останутся, но это будут только страдания, а не суды, ибо грех будет прощен. «Он прогнал врага твоего, который напал на твою страну и победил тебя. Он смел твоего врага (в некоторых переводах), как выметается грязь из дома на мусорную кучу». Когда они выметут свои грехи метлой реформации, тогда Бог выметет их врагов метлой истребления. Если они будут нуждаться в наказании, то попадут в руки Господа, Чьи милости велики, но не попадут вновь в руки человека, чьи милости жестоки: «Уже более не увидишь зла или таких злых дней, которые ты видел». Отметьте: единственный способ избавиться от проблем — хранить себя чистым от греха; а для поступающих так бедствие не содержит в себе реальное зло.

II. Бог дарует знаки Своего присутствия с ними; хотя казалось, что длительное время Он находился на расстоянии (они спровоцировали Его удалиться), но Он покажет, что пребывает с ними: «Господь Бог среди тебя, о Сион, среди тебя, о Иерусалим, как солнце находится в центре вселенной, чтобы изливать свет и оказывать влияние повсюду. Он среди тебя, чтобы председательствовать во всех твоих делах и заботиться о твоих интересах».

1. «Он — царь Израилев (ст. 15) и пребывает среди тебя, как царь — среди Своего народа». Взирая на этот пример, Господь Иисус назван Царем Израилевым (Ин 1:49); Он всегда есть и будет посреди Своей Церкви до конца мира, чтобы принимать почитание Своих подданных и оказывать им Свое благоволение — даже там, где лишь двое или трое собраны во имя Его.

2. «Он — Господь Бог твой, принадлежащий тебе по завету, и Он пребывает среди тебя как твой Бог, в Котором ты имеешь часть и Которому принадлежишь. Он установил между вами близкие взаимоотношения. Своим обетованием принял на себя обязательства по отношению к тебе; и для того, чтобы ты имел от этого в изобилии утешение. Он пребывает среди тебя».

3. «Тот, Который пребывает среди тебя как твой Бог и Царь, силен, Он всемогущ и для тебя может сделать все, что тебе нужно и что ты можешь пожелать».

4. «Он применил Свою силу, чтобы помочь тебе: «Он спасет» (англ. пер.). Он будет Иисусом, будет соответствовать имени, ибо спасет Свой народ от грехов их».

III. Бог будет радоваться им и тому, что делает им добро. Выражения, говорящие об этом, очень выразительны и трогательны (ст. 17): «Он возвеслится о тебе радостью, не только будет доволен тобой, твоим покаянием и реформацией, не только проявит Свое благоволение, но и будет с удовольствием смотреть на тебя, как жених смотрит на свою невесту или невеста — на свои украшения» (Ис 62:3−5). Обращение грешников и утешение святых являются поводом для радости ангелов, ибо они радуют самого Бога. Церковь должна быть радостью всей земли (Пс 47:3), ибо она — радость всех небес. Он будет милостив по любви Своей (в рус. пер.), будет покоиться в Своей любви (в англ. пер.), будет молчалив в Своей любви (дословно). «Я не буду больше упрекать тебя за твои грехи, как раньше; Я уступлю тебе благодаря родству с тобой». Я не знаю, в каком еще месте, помимо Песни Песней 4:9, присутствуют подобные выражения о любви Христа к Церкви: «Пленила ты сердце мое, сестра моя, невеста, одним взглядом очей твоих». О, снисхождения божественной благодати! Великий Бог не только любит Своих святых, но Ему также нравится любить их, Ему нравится, что Он избрал их объектами Своей любви. Он будет торжествовать о тебе с ликованием. Он, скорбевший о грехах грешников, возрадуется при виде благодатей и служений святых и готов выразить свою радость по этому поводу ликованием. Благоволит Господь к боящимся Его, и в них Иисус Христос скоро прославится, Им будут восхищаться.

IV. Бог утешит скорбящих на Сионе, которые сочувствовали его скорбям, и утрет их слезы (ст. 18): «Сетующих о торжественных праздниках Я соберу: твои они, на них тяготеет поношение». Посмотрите, (1) кем являются те, о ком возвеселится Бог радостью, Это сетующие. Надеяться пожинать в радости могут лишь те, которые сеют со слезами. Теперь скорбящие будут вечно радоваться.

(2) Что является великим поводом для скорби сетующих на Сионе, когда Сион скорбел. Это его многие бедствия. Город был разрушен, дворцы лежали в руинах; торговле и гражданскому правосудию настал конец; но все это для них было ничто по сравнению с опустошением святилища, разрушением святилища, уничтожением храма и жертвенника, посещая которые во время торжественных праздников весь Израиль раньше собирался вместе трижды в год. Они скорбели именно об этих священных торжественных собраниях:

[1] Так как сами были рассеяны; не было храма, куда можно было бы прийти, а если и был, то люди туда не ходили, и поэтому забыты на Сионе празднества и субботы (Плач 2:6). Отметьте: когда народ ограничивают в публичных собраниях для религиозного поклонения, когда враги рассеивают их или оставляют друзья, и в результате нет собраний или они не являются торжественными, то это печально для любого народа. Когда пути Сиона сетуют, то сыны Сиона также сетуют. Тем самым они демонстрируют, что несомненно принадлежат Сиону и являются живыми членами этого тела, скорби которого глубоко волнуют их.

[2] Так как ими пренебрегали; для них поношение торжественных собраний является бременем. Торжественные собрания должны были подвергнуться великому поношению. Сатана и его инструменты особым образом были озлоблены против них, так как они оказывали большую поддержку интересам царства Божьего среди людей. Об этих собраниях злословили, выставляли мерзкими и отвратительными, и это было бременем для всех, кто искренно беспокоился о славе Бога и благополучии душ человеческих. Но поношение тех, кто порицал торжественные собрания, падет на них, выступит против них.

V. Бог освободит пленников от рук их притеснителей и приведет домой изгнанных, которые казались высланными навсегда (ст. 19−20).

1 Враги не смогут удерживать их в узах: «В то время Я стесню всех притеснителей твоих, Я сокрушу их силу, разрушу их планы, и они будут вынуждены подчиниться захваченной ими добыче. Conficiam — Я накажу их; очень скоро Я доберусь до них и положу им конец». Отметьте: кто оскорбляет и притесняет народ Божий, тот готовит себе путь в погибель.

2. Они смогут защитить и отстоять свою свободу и преодолеют все трудности на этом пути. Церковь слаба и поражена? — Я спасу хромающее, как было обещано в Книге Михея 4:7. Бог поможет ей, когда она будет неспособна помочь себе; и хромые пойдут на грабеж (Ис 33:23).

Она рассеяна и вряд ли ей удастся объединиться ради общего блага? — Я соберу рассеянное, в то время приведу вас и тогда же соберу вас. Один и тот же акт милости и благодати соберет их из мест рассеяния и отведет на родину. Когда человеческие сердца подготовлены, то дело совершается мгновенно; и кто может воспрепятствовать, если сам Бог решил сделать это? «Я возвращу плен ваш перед глазами вашими», — говорит Господь; в этом событии вы четко увидите руку Божью и скажете: «Это — от Господа».

VI. Благодаря всему этому Бог почтит их и приобретет им уважение у всех окружающих. Вначале Израиль был выше всех народов в чести и славе (Втор 26:19), и поэтому поношение, которому они подверглись, было для них одной из самых суровых скорбей (ничто не ранит тех, кто был в почестях, больше, чем позор). Поэтому, когда Бог возвращается к Своей Церкви с милостью, то обещает, что она вновь восстановит свое доброе имя; поношение, которому она подверглась, будет снято, как было снято посрамление Израиля при Галгале (Нав 5:9). Церковь будет так же почитаема, как раньше была презираема.

1. Даже ранее поносившие теперь будут уважать ее: «Я приведу их в почет и именитость на всей этой земле поношения их; и все, ставшие свидетелями их позора, увидят основание, чтобы изменить о них свое мнение». Говорившие: «Это Сион, который никому не нужен» скажут: «Это Сион, о котором заботится великий Бог». Тот, на кого раньше смотрели как на сор для мира, теперь предстал любимцем небес.

2. Даже никогда не знавшие его будут почитать его (ст. 20): «Я сделаю вас именитыми и почетными между всеми народами земли». Такой была иудейская Церковь, когда напал на их соседей страх перед иудеями (Есф 8:17), а некоторые из всех народов сказали: «Мы пойдем с тобою, ибо мы слышали, что с вами Бог» (Зах 8:23). Такой была христианская Церковь, когда она процветала в этом мире, ибо в ней присутствует то ценное, что может положительно характеризовать ее для всех народов земли. И такой же будет всемирная Церковь первенцев в великий день, когда святые соберутся и придут ко Христу, чтобы в них Он прославился и Им восхищались, чтобы ими восхищались и они прославились в Нем перед ангелами и людьми. Тогда Божий Израиль предстанет честью и славой в вечности.



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.