Иов 33 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Выслушай же, Иов, мои речи,

всем словам моим внимай!

2

Вот открываю я уста свои,
и язык мой во рту моем будет говорить.

3

Слова мои — прямо из сердца,1
то, что знают, изрекут уста мои честно.

4

Божий Дух меня сотворил,
дыханье Всесильного дало мне жизнь.

5

Если сможешь, ответь мне,
приготовься, становись предо мной!

6

Я, как и ты, — пред Богом,2
и я из такой же глины слеплен.

7

Нечего тебе меня бояться,
рука моя3 на тебя не обрушится.

8

Вот что ты говорил мне, и я внимал,
звук речей твоих слышал:

9

„Непорочен я, невинен,
чист я, нет греха на мне!

10

А Он выискивает против меня обвинения,
считает меня врагом Своим.

11

Ноги мои заключил в колодки,
следит за каждым шагом“.

12

Отвечаю тебе: в этом ты неправ,
ибо Бог превыше человека.

13

Что ты всё ропщешь на Него,
мол, на слова твои4 Он не отвечает?

14

Ведь не один раз говорит Бог и так и эдак,
да люди не замечают!

15

В сновиденьях, в видениях ночных,
когда объяты люди глубоким сном
и почивают на ложе,

16

вот тогда Он отверзает им слух,
наставленьями их устрашает,5

17

чтобы отвратить человека от его деяний,
чтоб гордыню от смертного забрать,

18

чтобы душу его удержать от могилы,6
чтобы жизнь его не пропала в Шеоле.7

19

Иль недугом вразумляет человека на ложе,
болью непрестанной в теле,8

20

так что хлеб ему становится противен,
от любимой еды с души воротит.

21

Плоть его пропадает бесследно,
кости, прежде скрытые, выпирают.

22

Жизнь его — на краю могилы,
он в шаге от смерти.9

23

Но если найдется рядом с ним ангел-заступник,
хоть один из тысячи,
чтобы научить человека правде,

24

если сжалится над ним и скажет Богу:
„Избавь его от падения в могилу,
я нашел за него выкуп!“ —

25

тогда плоть его обретет свежесть юности,
вернутся к нему дни молодости.

26

Помолится Богу — и обретет Его милость,
лик Его узрит с ликованьем;
Бог вернет человеку праведность его.10

27

Объявит он людям11 и скажет:
„Грешил я, извращал правду,
но не воздал мне Бог по заслугам.

28

Он избавил душу мою от паденья в могилу,
я жив, и очи мои видят свет!“

29

Всё это Бог совершает
ради человека не два раза, не три,

30

чтобы вызволить душу его из могилы
и просветить его светом жизни.

31

Внимай, Иов, выслушай меня,
молчи, я буду говорить.

32

Если есть что сказать, возрази,
скажи — и правоту твою охотно признаю.

33

Если ж нет — выслушай меня;
молчи, и я научу тебя мудрости».

Толкование Далласской семинарии

в. Первый ответ Елиуя Иову (глава 33)

Как это показано в «Обзоре речей Елиуя», молодой богослов дал Иову ответ на жалобы его, сведя их к трем основным. Начинает Елиуй с ответа Иову на то, что Бог будто бы молчит.

1) Итак, слушай, Иов (33:1−7).

Иов 33:1−5. Примечательно, что Елиуй обращается к Иову подчеркнуто лично, неоднократно называя его по имени (стихи 1, 31; 37:14), или ссылается на имя его, говоря о нем в третьем лице (к примеру, 32:12; 34:5 и др.), что совершенно нехарактерно для «трех друзей». Упомянутая особенность речей Елиуя — одно из свидетельств искренности их и горячности. Он призывает Иова говорить «на равных», исходя из того, что оба они сотворены Вседержителем (стихи 4−5).

Иов 33:6−7. В стихе 6 — продолжение мысли о равенстве Елиуя и Иова перед Богом, на этот раз — физическом: Я образован также из брения (из глины). Вместо Бога в первой фразе стих 6 следует читать как «перед Богом»; ясно, что Елиуй не мыслил себя в качестве «заместителя» Всевышнего, но хотел подчеркнуть, что он и Иов равны перед Богом. Отсюда следует, что Иову не надо испытывать страха и смущения перед ним, Елиуем (стих 7). Рука моя не будет тяжела для тебя (в значении «я не стану давить на тебя и «критикой» своей пригибать тебя к земле», как это, подразумевается, делали «трое» в черствости их и высокомерии).

Образ руки, которую Елиуй предлагает Иову, рассматривают и как образ его посредничества между ним и Богом. (В этом, возможно, смысле и употреблено в еврейском оригинале выражение, которое некоторыми переводчиками на другие языки передано как «вместо».) Если исходить из такого понимания текста, то одну свою руку Елиуй хотел бы возложить на Иова, а другую — «положить на небо». Однако, если первое ему было дано, то второе — нет. Поэтому-то все, что Елиуй говорил, хоть и было «шагом вперед» в направлении истины (по сравнению с речами «троих»), оставалось «речами человеческими», посредничеством человека, а в нем Иов не нуждался. его слова в 9:33 — «Нет между нами посредника, который положил бы руку свою на обоих нас». И в 13:3 — «Но я к Вседержителю хотел бы говорить».

Обзор речей Елиуя:

Сетования Иова Ответы Елиуя
1. Бог молчит, не отвечает мне (13:22; 33:13) Первая речь: Бог говорит — порой в сновидениях и в болезни (глава 33)
2. Бог несправедлив; Он не дает мне облегчения в страданиях (19:6−7; 27:2; сравните 34:5−6) Вторая речь: Бог справедлив (глава 34)
3. Бог равнодушен (к добру и злу): иначе Он вознаградил бы меня, невиновного (10:7; сравните 35:3) Третья речь: Бог выше мира, но слышит и видит происходящее в нем (глава 35)

Много их, учителей, пользовавшихся мировой известностью, «человеческих посредников» — появлялось в истории. Среди самых известных были Будда и Магомет. Но и они и другие клали «свою руку» только на человека, и поэтому достичь действительного соединения человека с Богом не могли. По силам это оказалось лишь Тому, Кто приходил на землю как совершенный Богочеловек, как живое Слово Божие. Имя Ему — Господь Иисус Христос.

2) Елиуй подводит итоги обвинениям Иова против Бога.

Иов 33:8−11. По словам Елиуя, он вслушивался в звук каждого слова, произносимого Иовом: Ты говорил (их и) в уши мои, и я слышал… (стих 8). В дальнейшем Елиуй действительно то и дело ссылался на сказанное Иовом (Таблицу «Елиуй ссылается на слова Иова»), и это давало ему право на объективный анализ его позиции. Вкратце она сводилась к тому, что Иов объявлял себя невиновным и сетовал на несправедливое отношение к себе со стороны Бога, Который считает его Своим противником и уподобил закованному в колоду узнику (стихи 9−11).

3) Елиуй: человеку не следует «состязаться» с Богом (33:12−33).

Иов 33:12−13. Вот в этом (в том, что Бог считает тебя «противником» и несправедлив к тебе — стихи 10−11) ты неправ, восклицает Елиуй. Вседержитель не может враждовать с тобою прежде всего потому, что Он выше человека. Иов считает, что Бог «скрывается от него» (13:24), но и это неверно, поскольку Он никому из людей не дает отчета ни в каких делах Своих.

Зачем же Иову, который и сам догадывается об этом (9:12) и сознает все превосходящие власть и премудрость Бога, вступать в «состязание» с Ним? (стих 13) Если «Бог выше человека», то не следует ли из этого (подразумевает Елиуй), что Иов, как и всякий человек, обладающий ограниченным разумом, просто не может понять смысла и мотивов действий Творца! Люди, возможно, полагают, что они продиктованы Его враждебностью к ним, но на деле это не так.

Елиуй ссылается на слова Иова

Первая речь Елиуя:
33:9а «Чист я» (сравните 6:10; 9:21; 10:7; 12:14; 16:17; 31:6)
33:9б «Без порока» (сравните 13:23; 23:11)
33:9в «Невинен я, нет во мне неправды» (сравните 9:20−21; 10:7а; 27:8)
33:10а «А Он нашел обвинение против меня» (сравните с 10:6)
33:10б «Считает меня Своим противником» (13:24; 19:11)
33:11а «Поставил ноги мои в колоду» (сравните 13:27)
33:11б «Наблюдает за всеми путями моими» (сравните с 7:17−20; 10:14; 13:27)

Вторая речь Елиуя:
34:58 «Я прав» (сравните с 9:15, 20; 27:6)
34:56 «Но Бог лишил меня суда» (отказывает мне в правосудии (ст. 19:6−7; 27:2)
34:68 «Должен ли я лгать на правду мою?» (сравните 27:5−6)
34:66 «Я страдаю без вины» (смысл фразы); (сравните 10:7; гл 31)
34:8 «Нет пользы человеку в благоугождении Богу» (сравните 21:15)

Третья речь Елиуя:
35:2 «я правее Бога» (Елиуй подразумевает, что Иов считает себя «правее Бога», так как стоит за справедливость воздаяния, тогда как Бог карает невинных наряду с виновными; сравните 9:22−23)

Четвертая речь Елиуя:
36:23 «Ты (Бог) поступаешь несправедливо» (сравните 19:6−7)

Иов 33:14−18. Да, Бог не отчитывается в Своих мыслях и делах перед людьми, ибо они не могут понять их, и все-таки, утверждает Елиуй, Он говорит с ними и раз… и, если того не заметят… другой (стих 14). В частности, во сне, в ночном видении, или когда человек охвачен дремотой, Он открывает у человека ухо (образ ниспослания ему откровения) и, чтобы тот не забыл наставления свыше запечатлевает его (буквально — «налагает печать» на то, подразумевается, что «внедрил» в него во сне или через видение); стихи 15−16.

Цель таких откровений, продолжает Елиуй, предостеречь человека от опасного предприятия, греховного поступка или действий, продиктованных гордостью, — с тем, чтобы сохранить ему жизнь (стихи 17−18; пропасть в стихе 18 употреблена в значении «могилы»). (Заметим, что если в ветхозаветное время Бог довольно часто говорил к людям во сне, в видениях или через пророков (Евр 1:1), то в новозаветное время говорит к нам через Христа, Который есть живое Слово (Евр 1:2), и Библию — «богодухновенное Писание»; 2Тим 3:16.)

Иов 33:19−22. И к мучительным для человека «способам вразумления» прибегает Бог, замечает Елиуй. Он говорит к нему, поразив его болезнию… и жестокою болью, так что тот теряет аппетит, и остаются от него «кожа да кости»; и жизнь его готовы взять ангелы смерти (в таком звучании окончание стих 22 ближе к подлиннику).

Иов 33:23−24. Тут скорее Ангел — посредник (евр. мелиц). Если среди множества («тысячи» ангелов найдется «посредник» для сраженного болезнью грешника, который укажет ему на прямый (праведный) путь для него, т. е. на путь покаяния и веры как средство избавления от страдания, то и Бог умилосердится над ним и повелит сохранить человеку жизнь. Очевидно, «умилостивлением» (или «выкупом») для Бога послужат в этом случае пережитые грешником страдания и его раскаяние. (Заметим, что в отличие от Елифаза, не верившего в помощь (и посредничество) ангелов (5:1), Елиуй верил в него.)

Иов 33:25−28. В результате посредничества ангела грешнику будет возвращено здоровье, какое он имел в юности, а главное — праведность его. Он станет духовно сильным и будет постоянно подкреплять себя молитвой Богу и пользоваться милостью Его. (сравните сказанное здесь со схожими словами Елифаза в 22:26 и Вилдада — в 8:6, 21.) Другим людям он станет говорить, что за грехи свои он, хоть и был наказан, но еще недостаточно (я… превращал правду, и не воздано мне; стих 27; сравните 11:6), однако, Бог, в милости Своей, спас его от смерти, и, вот, он снова видит солнечный свет (стих 28).

Мысль Елиуя сводится здесь к тому, что тяжкое страдание может привести человека к еще более глубокой вере в Бога, сделать его Божиим свидетелем перед другими людьми.

Иов 33:29−30. Продолжение той же мысли. К подобным испытаниям, но для блага человека, а не из вражды к нему, Бог может прибегать неоднократно на протяжении его жизни (как и к откровениям — ради предостережения и наставления его), говорит Елиуй. Следовательно, неправ Иов, видящий в постигающих людей бедствиях лишь выражение гнева Божия.

Иов 33:31−33. Настроенный к Иову (в отличие от «троих») благожелательно и сочувственно, Елиуй, с одной стороны, хочет научить его мудрости (Внимай… слушай… я научу тебя; стих 31, 33), т. е. своему пониманию смысла бедствий и их «назначения», а, с другой стороны, хочет знать мнение Иова по поводу того, что он станет ему говорить (его оправдания; стих 32).

Итак, для Елиуя страдание, хотя оно и сопряжено с грехом (стих 27), выполняет скорее «защитную» чем карательную функцию. Елифаз, Софар и Вилдад утверждали, что Бог насылает на людей бедствия, чтобы покарать их; Елиуй же говорит, что Бог делает это с целью наставления и вразумления. Он подчеркивает, что страдание способствует «отвращению от греха» и таким образом спасает от смерти, которую грех за собою влечет. Однако в случае Иова — в той или иной степени — ошибались все четверо, ибо все они исходили из того, что страдания людей всегда сопряжены с их согрешениями.

В конце-концов Бог заговорил к Иову (главы 38−41), заговорил непосредственно, не через ангела. И Иов испытал радость еще более близкого и глубокого общения с Ним (42:5−6, 9), и Он дал ему насладиться долгой и полной жизнью (42:10, 12, 16).

2. ВТОРАЯ РЕЧЬ ЕЛИУЯ (глава 34)

Поскольку Иов хранил молчание (сравните 33:23), Елиуй продолжал говорить. В своей второй речи он отстаивает справедливость Вседержителя, возражая на утверждения Иова, будто он — несправедлив. Вначале Елиуй обращается ко всем слушающим его (стихи 2−15), а, начиная со стихом 16, — преимущественно к Иову, желая привлечь его особое внимание к своим словам.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или (ближе к букв.): слова мои правдивость сердца моего (выражают).
6  [2] — Этими словами Элигу хочет сказать, что он не Бог и потому пусть Иов не уклоняется от спора с ним, ссылаясь на то, что может быть в любую минуту уничтожен (ср. 9:32,34; 13:21). Слова «пред Богом» часто понимают как «сотворен Богом» (так, например, в Вульгате), ср. следующее полустишие. Однако весь перевод основывается на друг. чтении, возможный перевод масоретского текста: вот я по слову твоему вместо Бога, т. е. Элигу будет отвечать за Бога, Который пока не ответил Иову.
7  [3] — Пер. по друг. чтению, которое подтверждается LXX. В евр. тексте стоит слово, встречающееся только здесь, предположительное его значение: «гнет».
13  [4] — Пер. по друг. чтению и LXX. Масоретский текст: на все слова его, вероятно, следует понимать в знач. «на все слова человека». Друг. возм. пер.: за все дела Свои Он не дает ответа, т. е. ни перед кем не отчитывается.
16  [5] — Пер. по друг. чтению, подтвержденному LXX. Масоретский текст: ставит печать на наставление им.
18  [6] — Букв.: ямы / пропасти; то же в ст. 22, 24, 28, 30.
18  [7] — Пер. по друг. чтению. Букв.: копье / росток. Друг. возм. пер.: чтобы не пронзило его копье.
19  [8] — Букв.: в костях.
22  [9] — Букв.: душа (приблизилась) к несущим смерть. Вероятно, под «несущими смерть» следует понимать ангелов, забирающих людей в Шеол, ср. 2Цар 24:16; Пс 77:49.
26  [10] — Или: и восславит человек Его праведность.
27  [11] — Перевод предположителен. Друг. возм. переводы: посмотрит на людей; воспоет перед людьми.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.