Иов 33 глава

Книга Иова
Под редакцией Кулаковых → Аверинцев: отдельные книги

 
 

Выслушай же, Иов, мои речи, всем словам моим внимай!
 
 [27] Так послушай же, Иов, речи мои и всем словам моим внимай!

Вот открываю я уста свои, и язык мой во рту моем будет говорить.
 
Вот, я отверзаю мои уста, глаголет мой язык в гортани моей!

Слова мои — прямо из сердца,1 то, что знают, изрекут уста мои честно.
 
Прямота моего сердца говорит, и чистое знанье изрекают уста!

Божий Дух меня сотворил, дыханье Всесильного дало мне жизнь.
 
Дух Божий создал меня, и дыхание Крепкого живит меня.

Если сможешь, ответь мне, приготовься, становись предо мной!
 
Если можешь, отвечай мне, приготовь себя к отпору мне!

Я, как и ты, — пред Богом,2 и я из такой же глины слеплен.
 
Вот, от Бога я, как и ты, из той же глины я сотворен.

Нечего тебе меня бояться, рука моя3 на тебя не обрушится.
 
Вот, страх передо мной не смущает тебя, рука моя не будет для тебя тяжела.

Вот что ты говорил мне, и я внимал, звук речей твоих слышал:
 
Да, говорил ты в уши мне, и слышится мне звук твоих слов:

„Непорочен я, невинен, чист я, нет греха на мне!
 
"Я чист, греха во мне нет, я безвинен и неправде чужд;"

А Он выискивает против меня обвинения, считает меня врагом Своим.
 
а Он изощряется противу меня, объявил меня Своим врагом,

Ноги мои заключил в колодки, следит за каждым шагом“.
 
"в колодки забил ноги мои, подстерегает каждый мой шаг!"

Отвечаю тебе: в этом ты неправ, ибо Бог превыше человека.
 
Вот, ты неправ, отвечу я тебе: ибо превыше человека Бог.

Что ты всё ропщешь на Него, мол, на слова твои4 Он не отвечает?
 
Зачем пререкаешься ты с Ним, что не во всем Он тебе дает ответ?

Ведь не один раз говорит Бог и так и эдак, да люди не замечают!
 
Бог говорит один раз и во второй раз, коль не вняли Ему:

В сновиденьях, в видениях ночных, когда объяты люди глубоким сном и почивают на ложе,
 
во сне, в виденьях ночных, когда падет на человека забытье, дремота на ложе усыпит,

вот тогда Он отверзает им слух, наставленьями их устрашает,5
 
вот тогда Он отверзает мужам слух, внушенье Свое напечатляет им,

чтобы отвратить человека от его деяний, чтоб гордыню от смертного забрать,
 
чтоб человека от замысла его отвратить и отвеять от мужа гордыню его,

чтобы душу его удержать от могилы,6 чтобы жизнь его не пропала в Шеоле.7
 
чтобы от бездны душу его отвести и жизнь его — от острия меча.

Иль недугом вразумляет человека на ложе, болью непрестанной в теле,8
 
Или муж болезнью на ложе вразумлен, жестокою болью в своих костях;

так что хлеб ему становится противен, от любимой еды с души воротит.
 
жизни его опостылел хлеб, и лакомая снедь омерзела душе;

Плоть его пропадает бесследно, кости, прежде скрытые, выпирают.
 
его плоть тает, ее не видать, и сокрытая прежде торчит кость;

Жизнь его — на краю могилы, он в шаге от смерти.9
 
и приближается к могиле его душа и к месту смерти — его жизнь.

Но если найдется рядом с ним ангел-заступник, хоть один из тысячи, чтобы научить человека правде,
 
Но если есть Ангел за него, Ходатай, из тысячи один, учащий человека правоте,

если сжалится над ним и скажет Богу: „Избавь его от падения в могилу, я нашел за него выкуп!“ —
 
"он сжалится над ним и скажет так: "Избавь его, чтоб он не сошел в гроб; я выкуп за него нашел!"

тогда плоть его обретет свежесть юности, вернутся к нему дни молодости.
 
Тогда тело его юностью процветет и молодость его вернется к нему;

Помолится Богу — и обретет Его милость, лик Его узрит с ликованьем; Бог вернет человеку праведность его.10
 
он молится, и милует его Бог, дает видеть ликующим Свое лицо, и возвращает мужу его правоту.

Объявит он людям11 и скажет: „Грешил я, извращал правду, но не воздал мне Бог по заслугам.
 
"Тот поет пред людьми и говорит так: "Я погрешил и прямое кривил, но Он не воздал мне по делам:"

Он избавил душу мою от паденья в могилу, я жив, и очи мои видят свет!“
 
"освободил от погибели душу мою, и жизнь моя видит свет!"

Всё это Бог совершает ради человека не два раза, не три,
 
Вот, все это делает Бог, дважды и трижды с человеком творит,

чтобы вызволить душу его из могилы и просветить его светом жизни.
 
чтобы вышла из тлена его душа и во свете живых он воссиял.

Внимай, Иов, выслушай меня, молчи, я буду говорить.
 
Внимай, Иов, слушай меня; молчи, покуда я говорю!

Если есть что сказать, возрази, скажи — и правоту твою охотно признаю.
 
Если отыщешь слова, возрази мне, я рад признать твою правоту.

Если ж нет — выслушай меня; молчи, и я научу тебя мудрости».
 
А если нет, слушай меня, молчи, и мудрость я тебе преподам!»

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или (ближе к букв.): слова мои правдивость сердца моего (выражают).
6  [2] — Этими словами Элигу хочет сказать, что он не Бог и потому пусть Иов не уклоняется от спора с ним, ссылаясь на то, что может быть в любую минуту уничтожен (ср. 9:32,34; 13:21). Слова «пред Богом» часто понимают как «сотворен Богом» (так, например, в Вульгате), ср. следующее полустишие. Однако весь перевод основывается на друг. чтении, возможный перевод масоретского текста: вот я по слову твоему вместо Бога, т. е. Элигу будет отвечать за Бога, Который пока не ответил Иову.
7  [3] — Пер. по друг. чтению, которое подтверждается LXX. В евр. тексте стоит слово, встречающееся только здесь, предположительное его значение: «гнет».
13  [4] — Пер. по друг. чтению и LXX. Масоретский текст: на все слова его, вероятно, следует понимать в знач. «на все слова человека». Друг. возм. пер.: за все дела Свои Он не дает ответа, т. е. ни перед кем не отчитывается.
16  [5] — Пер. по друг. чтению, подтвержденному LXX. Масоретский текст: ставит печать на наставление им.
18  [6] — Букв.: ямы / пропасти; то же в ст. 22, 24, 28, 30.
18  [7] — Пер. по друг. чтению. Букв.: копье / росток. Друг. возм. пер.: чтобы не пронзило его копье.
19  [8] — Букв.: в костях.
22  [9] — Букв.: душа (приблизилась) к несущим смерть. Вероятно, под «несущими смерть» следует понимать ангелов, забирающих людей в Шеол, ср. 2Цар 24:16; Пс 77:49.
26  [10] — Или: и восславит человек Его праведность.
27  [11] — Перевод предположителен. Друг. возм. переводы: посмотрит на людей; воспоет перед людьми.
 
Аверинцев: отдельные книги

1  [27] — Глава 33 Основная идея, принесенная с собой Элиу на затянувшийся диспут, примерно такова: страдание надо рассматривать не столько как возмездие в юридическом смысле слова, сколько как целительное и очистительное средство, при помощи которого Бог врачует тайные недуги человеческого духа и обостряет внутреннюю чуткость человека, его «слух» (ср. 36:15: «и в утеснении отверзает людям слух… »).

 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.