«Какая польза Богу от человека?
От мудрого польза лишь ему самому.1
Что за радость Всесильному, если ты праведен,
что за выгода, если ты2 непорочен?..
Неужто за твое благочестие3
Он будет обличать тебя
или пойдет с тобою на суд?
Нет, злодеяния твои огромны!
Нет конца преступленьям!
Ты беспричинно с братьев вымогал залог!
Донага людей раздевал, последнюю одежду отбирая!
Изнемогающему от жажды ты не давал воды,
голодному отказывал в хлебе.
Говорили о тебе: мол, властный человек —
владелец земли4
и почтенный ее житель.
Вдов от себя ты ни с чем отсылал,
а сирот бил по рукам.
Вот за это вокруг тебя сети,5
внезапный ужас тебя охватил
или тьма, и ты не видишь ничего,
и вот сгинул ты в пучине вод.
Бог превыше небес!6
Взгляни на высочайшие звезды7 —
как далеки они!
И ты говоришь: „Что Богу ведомо?
Как Он может судить сквозь эту тьму?
Скрыт Он за облаками и ничего не видит,
по кругу небес Он ходит“.
Неужели ты пойдешь по пути древнему,
по которому грешники ходили
и были истреблены до срока,
основания домов их подмыты потоком?
Не они ли говорили Богу:
„Отойди от нас прочь!8
Что сделает нам Всесильный?“
А Он дома их наполнял богатством!
Но мне чужды замыслы нечестивцев!9
Увидят праведники — и возликуют,
невинные — над нечестивцами посмеются:
„Сила их разрушена,10
огонь пожрал их без остатка!“11
Доверься Богу,12
примирись с Ним —
и ты вновь обретешь благо.
Прими же из уст Его наставленье,
вложи слова Его в сердце!
Если ты вернешься к Всесильному,
благополучен будешь,
если из шатра преступленье изгонишь!
И золото почтешь за прах,
сокровища из Офира — за камни речные!13
Всесильный будет твоим золотом,
отборным серебром Он будет для тебя!
И тогда во Всесильном будет твоя радость,
и ты поднимешь взор к Богу.
И если воззовешь к Нему,
Он услышит тебя,
и ты исполнишь свои обеты.14
Что задумаешь — осуществится,
и свет озарит твой путь.
Если за униженных попросишь: „Подними их!“ —
Он спасет людей понурившихся!15
Даже небезвинного Он избавит,
чистотой рук твоих спасет».
Толкование Далласской семинарии
1. ТРЕТЬЯ РЕЧЬ ЕЛИФАЗА (глава 22)
В третьей речи Елифаза, который заговорил внезапно, не содержится никакой реакции на все сказанное перед тем Иовом. Создается впечатление, что Елифаз твердо вознамерился «поставить Иова на колени», принудить его к покаянию в его грехах.
а. Бог нимало не заинтересован в Иове (22:1−5)
Иов 22:1−4. Богу нет пользы от благочестивого образа мыслей и поведения человека. Разумный доставляет пользу лишь себе, утверждает Елифаз, как нечестивый (подразумевается) себе же вредит. Богу ты не повредишь (это уже прямо к Иову), и Он не боится тебя, читается в стихе 4, а потому не станет Он… судиться с тобою. Ибо, будучи совершенным, руководится лишь правилами абсолютного правосудия, не ища удовольствия в праведном и не опасаясь поступков неправедного.
Иов 22:5. В стихе 5 Елифаз опять «подводит итог»: все страдания Иова — от его «великой злобы» и «бесконечных беззаконий»; других объяснений им нет.
б. Елифаз о «житейских» грехах Иова (22:6−11)
Иов 22:6−9. Следует «град» ни на чем не основанных обвинений со стороны Елифаза. 1) Иов — жаден и бесчеловечен: будучи богачом, он брал залоги со своих соплеменников (братьев), снимая одежду… с полунагих. Напомним, что, согласно Моисееву закону, кредитор, бравший в залог одежду, должен был к ночи вернуть ее должнику, чтобы тот не замерз (Исх 22:26−27; Втор 24:10−13). Позже Иов ответит на это и последующие ложные обвинения в свой адрес (Иов 31:19−22).
2) Иов отказывал в воде жаждущему, а голодному — в хлебе (стих 7). Стих 8 не совсем верно переведен на русский язык. Смысл его в том, что Иов, будучи «человеком сильным», захватывал чужую землю и не давал возможности «слабому» селиться на ней.
3) Тяжкое преступление совершал он, не оказывая милости вдовам и сиротам (стих 9). в этой связи Исх 22:22; Втор 27:19; Иер 7:6; 22:3; Зах 7:10. Стих 9 сравните со словами Иова в 31:16, 21−22.
Иов 22:10−11. Соответственны и кары, постигшие Иова: петли, в которых он запутался, — образ его болезни, потерь, бесславия; он не видит выхода из них (тьма вокруг него); множество вод, покрывших его, — опять-таки образ «множества» бед, обрушившихся на Иова и надвигающейся на него гибели.
в. О духовном неповиновении, дерзости Иова (22:12−20)
Иов 22:12−14. Опять подчеркивает Елифаз непреодолимое расстояние между Богом и человеком (сравните 4:17−19; 5:9; 15:14−16). Но раз величие Его — беспредельно, и жилище Его — превыше… небес, как решается Иов на немыслимую дерзость свою, ставя под вопрос всевиденье Бога, Который будто бы не видит происходящего на земле «из-за завесы облаков» (сравните стихи 13−14 с Плач 3:4; Пс 72:11 и 93:7; Ис 29:15; Иез 8:12), а видит и знает лишь происходящее на небе? (стихи 13−14) И, следовательно, не в состоянии вершить справедливый и беспристрастный суд на земле!
Но Елифаз искажает действительные слова Иова (21:22). Иов как раз утверждал, что Бог обладает высшим знанием, это-то и смущало его и приводило в отчаяние. Иов не говорил, что Бог не видит человека, он утверждал, что Вседержитель видит и знает его (7:17−20; 14:1−3).
Иов 22:15−18. «Старший» из обвинителей задает Иову риторический вопрос, подразумевая, что Иов, да, держится пути древнего, по которому шли люди беззаконные, за что и были преждевременно (по человеческому рассуждению) истреблены потопом (стихи 15−16). Как те самоуверенно отвергали Бога (стих 17), несмотря на все благословения Его (стих 18), так (имел в виду Елифаз) поступает теперь Иов. Недружелюбно и высокомерно ведет себя Елифаз, сознательно искажая то, что в действительности было сказано Иовом (21:14−16). В конце стих 18 он дословно цитирует Иова (сравните 21:16), но уже от своего имени, и этим как бы подчеркивает, что не Иову произносить подобные слова! Вот он, Елифаз действительно, отвергает совет нечестивых, к которым по-прежнему причисляет Иова!
Иов 22:19−20. В англ. тексте Библии стихи 19−20 стоят в настоящем времени, и это проясняет их смысл: не только в прошлом, но и теперь радуются праведники… и непорочный смеется торжеству справедливости, т. е. бедствиям нечестивых (включая Иова). Иов сам сказал, что пусть, мол, друзья насмехаются над ним, предварительно выслушав (21:3), и вот Елифаз «с радостью» делает это. Первоначально сдержанный и вежливый (сравните 4:2), он становится все более злобным.
г. Елифаз опять призывает Иова к покаянию (22:21−30)
Иов 22:21−30. Но после всех своих инсинуаций и лживых заявлений в адрес Иова Елифаз вновь призывает его к покаянию с тем, чтобы удалить беззаконие от шатра своего и вновь устроиться, как прежде. «Сблизься же с Ним, прими Его закон, и Его слова, и через это возвратится к тебе добро», — восклицает Елифаз (стихи 21−23). В стихе 24 Елифаз заверяет Иова, что, покаявшись, он опять станет настолько богатым, что драгоценные металлы, включая золото Офирское (сравните 28:16; Ис 13:12; Офир находился в юго-западной части Аравийского побережья) будут не более ценны в его глазах чем пыль и речные камни.
Вседержитель, Которому одному станет радоваться Иов, заменит ему и серебро и золото. Он будет отвечать на его молитвы и вложит в сердце его желание исполнять данные им обеты (стихи 25−27). И все задуманное им осуществится, ибо над путями его будет сиять свет. Иов, продолжал Елифаз, обретет способность ободрять павших духом, препятствуя им впадать в греховное отчаяние и суля, на основании собственного опыта, возвышение в будущем (стих 29) Если руки Иова будут чисты (в значении «чистой будет жизнь его»), то через его молитву Бог избавит и виновного (стих 30) Судя по тому, что прежде Елифаз утверждал, что в праведности человеческой Богу нет ни пользы ни удовольствия (22:2−3), здесь он иллюстрирует ту свою мысль, что покаяние и последующая праведная жизнь Иова послужат на пользу лишь ему самому, хотя это и не вполне вяжется с ответами Бога на молитвы праведника и избавление через него других людей.