Осия 5 глава

Книга пророка Осии
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 «Выслушайте это, священники!

Внимайте этому, все израильтяне!
Да обратится в слух и царская семья!
Вам вынесен приговор,
ибо западнёй стали вы для Мицпы,
сетью, раскинутой на Фаворе,1

2

ямой глубокой ловчей в Шиттиме!2
Потому для каждого из них Я буду Тем,
Кто учит и наказывает.

3

Всё знаю про Ефрема,
и Израиль для Меня не тайна.
Ты, Ефрем, в блуд пустился,
погряз в грехах ты, Израиль!»

4

Не могут к Богу они вернуться,
ибо не отрешились от дел своих греховных:
овладел ими дух блуда,
и не смогли они ГОСПОДА познать.

5

Гордыня3 Израиля глаза колет;4
погубит Ефрема5 его беззаконие;
то же ждет и Иуду.

6

Возьмут они овец и быков своих,
чтобы принести ГОСПОДУ в жертву,
но не найдут Его: оставил Он их.

7

Они изменили ГОСПОДУ,
родив детей внебрачных, —
тщетны теперь жертвы их в новолуние;
праздник этот и их самих пожрет, и наделы6 их.

8

Да вострубят рога в Гиве
и трубы в Раме,
и в Бет-Авене бросьте клич ратный,
Вениамина о нашествии оповещая.7

9

Опустеет в день возмездия весь Ефрем
(сбудется всё,
что коленам Израиля Я предрекаю).

10

И вожди Иуды — они не лучше тех,
кто межи сдвигает,
потому и на них гнев Мой,
как водопад, обрушу!

11

Под гнетом врагов Ефрем —
это суд Божий над ним свершился,
ибо за пустотой языческой он погнался!8

12

В тлен обращу Ефрема,
словно моль его источила,
и дом Иуды — в труху.

13

Увидел Ефрем, что тяжко болен
(а Иуда — что ранен),
отправился сразу в Ассирию,
понадеявшись на царя великого.9
Но не может тот исцелить,
раны ваши гноящиеся он не излечит.

14

Для Ефрема Я — как грозный лев,
и для дома Иуды — лев молодой.
Я, Я Сам растерзаю обоих и уйду,
унесу добычу — и никто не спасет их.

15

И Я вернусь в место обитания Своего,
пока они не признают своей вины,
пока в беде своей не возжаждут найти Меня
и не начнут искать Меня неотступно».

Новой Женевской Библии

5:1−15 Осия упрекает священников и народ.

5:1 священники... дом Израилев... дом царя. В северном царстве обязанности были распределены между духовными и светскими властями: на священников возлагалось учение народа закону, а царский дом должен был отправлять правосудие.

западнею. Правители заманили в ловушку своих неразумных подданных.

в Массифе. Вероятно, это — город Массифа (Мицфе) в земле колена Вениаминова, где пророк Самуил судил Израиль (1Цар 7:5, 6; 1Цар 10:17−24), а не в земле Галаадской (Быт 31:43−55).

на Фаворе. Знаменитая гора на юго-восточной окраине долины Ездрилонской (Втор 33:19; Суд 4:6; Пс 67). Эта и другие точки северного царства стали «ловушками» языческого культа Ваала (см. Введение: Время и обстоятельства написания).

5:3 Ефрем. См. ком. к 4:17.

5:4 дух блуда. Находясь во власти своих дурных поступков (4:10; 7:2; 9:15; 12:2), охваченные духом измены (4:12), израильтяне не признают и не знают Господа (4:1, 6), они не в состоянии ни возвратиться к Нему, ни раскаяться в своих грехах (ср. Иер 13:23).

5:5 унижена. На суде, который Господь вершит над Своим народом (4:1), свидетельством против израильтян служат их же собственные преступления (Втор 1:43; 1Цар 12:3; 2Цар 1:16; Иез 16:56−57).

5:6 С овцами своими... искать. Нельзя обрести Господа через жертвоприношения и другие ритуальные действия (4:13; 5:15; 1Цар 15:7−35; 4Цар 3:27; Ис 1:11−17; Ам 5:4−5).

5:7 изменили... чужих детей. Как неверная жена и мать, Израиль порождает незаконных детей как в буквальном смысле, так и в смысле уклонения от истинной веры (4:6, 13−14).

новый месяц. Празднества, от которых израильтяне ожидали благословения Господа на урожаи их полей и чрева жен, вместо этого принесут осуждение (ср. Ис 1:13; Иер 2:27).

5:8 Вострубите... возглашайте... за тобою. Это троекратное повеление пророка звучит как призыв караульного, который предупреждает о приближающемся с юга неприятеле (ср. 8:1). В этом пророчестве, по-видимому, имеется в виду война Израиля с Сирией, описанная в 4Цар 16:5−9 и 2Пар 28:5−23. См. Введение: Время и обстоятельства написания.

в Гиве... в Раме... в Беф-Авене. Эти города колена Вениаминова расположены на одной линии, идущей на север от Иерусалима: Гива в четырех с половиной километрах от него, Рама — в восьми и Беф-Авен (Вефиль) — в восемнадцати километрах. В разные периоды их истории на эти города претендовало то одно, то другое царство (3Цар 15:16−22; 4Цар 16:5).

5:10 межи. Дерзкий захват Иудеей территории колена Вениаминова (3Цар 15:16−22) навлек на нее гнев Божий, ибо установленные границы считались священными (Втор 19:14; Втор 27:17; Иов 24:2; Притч 22:28; Притч 23:10).

5:12 моль... червь. Наказание Божие свершится через естественные процессы распада и разложения.

5:13 болезнь... рану. Вместо того, чтобы просить Господа об избавлении от бедствий, причиненных врагом (ср. Ис 1:5−6; Иер 30:12−13), Израиль обратился к Ассирии. В ассирийских хрониках говорится о дани, которую уплатили Менаим и Осия (ср. 4Цар 15:16−22; 4Цар 17:3).

5:14 Я как лев... Я растерзаю, и уйду; унесу. Даже при поддержке ассирийцев Израиль будет легкой добычей для могучего льва, образ которого символизирует Господа (ср. 13:7; Ам 1:2; Ам 3:8).

5:15 место. Бог в гневе удаляется в Свою небесную обитель (по контрасту с Втор 33:2; Суд 5:4; Ам 1:2; ср. Пс 45:5) и будет пребывать там до тех пор, пока Его народ не раскается (3:5).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Мицпа, Фавор и Шиттим (ст. 2) упоминаются здесь, вероятно, как указание на центры языческих служений, где происходило моральное разложение народа, впавшего в язычество по наущению светских и духовных вождей.
2  [2] — Другое чтение: на Фаворе. 2 Погрязли непокорные в убийстве.
5  [3] — Возможно, игра слов: евр. гаон — одно из имен Бога (ср. Ам 8:7), но оно может означать и греховную гордыню Израиля (Ам 6:8).
5  [4] — Или: гордость Израиля говорит против них.
5  [5] — Букв.: Израиль и Ефрем — два имени одного и того же народа.
7  [6] — Торжественные жертвоприношения в начале каждого лунного месяца (Чис 28:11−15) теперь, лишенные Божественного благословения из-за духа, с которым они совершались, принесут им не покой и безопасность, а погибель.
8  [7] — Букв.: (мы) за тобой, Вениамин; или: (враг) позади тебя, Вениамин.
11  [8] — Возможно, намек на введенное Иеровоамом поклонение золотым тельцам (3Цар 12:25−33). LXX: решил следовать суете (в знач. идолопоклонству).
13  [9] — Не вполне ясно, какой именно царь имеется в виду; скорее всего, так Осия передает титул царя Ассирии: шарру рабу — великий правитель.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.