в пору поздних, весенних дождей —
это ГОСПОДЬ собирает грозовые тучи,
ливневыми дождями одаряет землю,
растениями на полях — всех живущих.
«А идолы1 ложь предвещают,
видения гадателей — обман,
рассказывают они сны придуманные,
утешают пустыми словами.
Вот и скитаются люди,
словно овцы, что остались без пастыря.
Потому велик гнев Мой на пастырей,
за вожаков стада Я возьмусь».
ГОСПОДЬ Воинств позаботится о пастве Своей,
о потомках2 Иуды,
и уподобит их великолепному коню боевому.3
И будет от рода Иуды камень краеугольный,
от него и опора шатра,
от него же и лук боевой,
и всякий правитель, Богом призванный,
от Иуды произойдет.
Все вместе они героями будут в бою,
втопчут в грязь любого;
бесстрашно сражаться станут —
ведь с ними ГОСПОДЬ! —
и посрамят они скачущих на конях.
«Укреплю дом Иуды,
Иосифа дом спасу,
пожалев их, возвращу из плена.
Станут они жить так,
будто и не отвергал Я их никогда,
ведь Я ГОСПОДЬ, их Бог,
на молитвы их отвечу!
Будут тогда ефремляне из плена идти,
как могучие воины,
будут веселы их сердца, как от вина,
увидев это, возвеселятся их дети —
ГОСПОДЬ будет радостью их сердца.
Свистом их позову и соберу их,
ведь Я уже совершил их избавление,4
они будут, как прежде, весьма многочисленны.
Хотя и рассеял Я Свой народ среди других народов,
но и там, на чужбине, они будут помнить обо Мне,
потому и выживут они и дети их и домой вернутся.
Из земли египетской их назад возвращу,
из Ассирии соберу,
в Гиладе и на Ливане расселять их буду,
пока места для них не останется.
Пройдут они5 сквозь море страданий,
преодолевая и усмиряя волны его;
все глубины Нила пересохнут.
Гордыню Ассирии унижу,
отниму у Египта жезл, власти лишу.
Но сила Израиля будет в ГОСПОДЕ,
с именем Его будут жить», —
это ГОСПОДА вещее слово.
10:1−12 Эта глава содержит упрек народу иудейскому и, в особенности, его вождям за то, что они искали мудрости и советов у идолов (ст. 2). На проявленное народом своеволие Бог отвечает, что Он Сам будет его пастырем. Мессия часто изображается в облике Пастыря-Царя, подобно Давиду (Иез 34:1−31; Иер 23:1−8).
10:1 Просите у Господа дождя. Благословения, обещанные в 9:17, будут дарованы в зависимости от соизволения Божиего. В Ветхом Завете даруемые свыше духовные и материальные блага тесно взаимосвязаны между собой.
10:2 терафимы... вещуны... рассказывают сны лживые. Терафимы — идолы, почитавшиеся как домашние божества (Быт 31:19). Попытки с помощью оккультных методов предсказывать будущее запрещены народу Божиему (Втор 18:9−13). Свою мудрость народ получает от слова Божиего (Притч 1:7).
нет пастыря. Вожди Израиля и Иудеи часто были упрекаемы в том, что управляли народом Божиим не в согласии с волей Господа.
10:3 На пастырей воспылал гнев Мой... посетит Господь Саваоф стадо Свое. См. Иез 34:1−31.
славного коня. Коня, снаряженного для битвы. Символ силы иудейского народа, которая опирается на всемогущество Божие (ст. 6).
10:4 краеугольный камень... гвоздь... лук для брани... все народоправители. Указания на Мессию. Иисус был из колена Иудина (Евр 7:14) и пришел во исполнение обетования пришествия Властителя, Который покорит всех земных владык. См. ком. к Быт 49:10 и Мих 5:2.
10:6 Я Господь Бог их, и услышу их. Еще одно важное подтверждение проистекающей из завета связи между Богом и Его народом. Бог спасает Свой народ в силу Своей вечной верности ему (8:8 и ком. и Иер 33:3).
10:8 дам... знак. Евр: «свистну». Это же выражение использует Исаия (5:26), говоря о том, что Бог призовет ассирийское войско.
соберу. Из чужих стран, по которым они были рассеяны (Втор 30:1−10).
так же многочисленны, как прежде. Во исполнение обещания, данного Богом в завете Аврааму (Быт 15:5; Быт 17:6).
10:10 земли Египетской... Ассирии. Когда Бог приведет Свой народ обратно в землю обетованную, то это будет словно второй исход. Как и при первом исходе, некоторая часть язычников испытает на себе спасительную благодать Божию (Ис 19:25). В ст. 10−12 пророк оповещает о грядущем пришествии Христа в мир. Истинное искупление и радость отеческой любви Божией придут от Господа Иисуса Христа.
10:11 гордость Ассура... скипетр... у Египта. Когда народ Божий покидает земли других народов, Бог выносит этим народам осуждение, как Он сделал по отношению к Египту при первом исходе.
10:12 Укреплю их... они будут ходить во имя Его. Господь Сам становится источником силы для Своего народа (Ис 40:28−31; Флп 4:13). «Ходить во имя Его» означает опираться на руководство и мудрость Господа во всем, что мы делаем (Втор 6:4−9).