1 хр. в Коринфе 14 глава

Первое послание апостола Павла христианам в Коринфе
Под редакцией Кулаковых → Слово Жизни

 
 

Любовь — вот к чему должны вы стремиться! Но заботьтесь ревностно и о дарах духовных, особенно же о том, чтобы весть Божию возвещать.1
 
Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества.

Ведь если кто говорит на незнакомом языке,2 он Богу говорит, а не людям, ибо никто его не понимает:3 Духом вдохновляемый,4 слова он всё же говорит непонятные.5
 
Кто говорит на языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом говорит тайны.

А кто возвещает весть Божию, тот людям говорит в наставление,6 ободрение и утешение.
 
Но пророчествующий говорит людям для их назидания, ободрения и утешения.

Всякий говорящий на непонятном языке лишь себя ободряет,7 тот же, кто возвещает весть Божию, наставляет церковь.
 
Говорящий на языке говорит лишь в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви.

Желал бы я, чтобы все вы говорили на языках, но еще более, чтобы возвещали весть Божию, ибо возвещающий ее превосходит говорящего на языках, если, правда, тот не толкует сказанное, чтобы церковь получила наставление.
 
Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, конечно, чтобы вы пророчествовали. Пророчествующий больше того, кто говорит на языках, разве что он истолковывает свою речь, чтобы и церковь получала назидание.

Какую принесу пользу вам, братья, если приду к вам как говорящий на языках, но в словах моих не будет для вас ни откровения, ни познания, ни пророчества,8 ни наставления?
 
Братья, если я приду к вам и стану говорить на языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления?

Так и с бездушными инструментами, издающими звук, скажем, свирелью или лирой: если не производят они тонов раздельных, как распознать, что играют на них?
 
Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: флейту или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат?

Или кто станет готовиться к бою, если неясен звук трубы?
 
Если труба не протрубит определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению?

Так и сказанное вами не поймут, на каком бы языке ни говорили вы, если не произносите9 внятной речи. На ветер говорить будете.
 
Так же и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете говорить на ветер.

Сколь ни много в мире разных языков, ни одного нет, чтобы он не был сам по себе понятен.10
 
В мире есть разные языки, но все они понятны тем, кто их знает.

Но если мне неведом язык11 говорящего, то я для него чужестранец, так же и он для меня.
 
Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий — чужеземец для меня.

Вы, я знаю, даров Духа12 жаждете, заботьтесь же более всего о тех, кои укрепляют церковь.
 
Так же и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии на благо церкви.

Кто говорит на чужом языке, должен и о том молиться, чтобы мог он толковать сказанное.
 
Поэтому, кто говорит на языке, пусть молится о даре истолкования.

[Ведь] если я молюсь на непонятном языке, молится лишь дух мой, ум же к сему непричастен.13
 
Когда я молюсь на языке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия.

Так что же? Буду молиться духом, но молиться буду и умом; духом буду петь, но и умом тоже.
 
Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.

Ведь если ты только духом благодаришь Бога, как присутствующий при этом непосвященный человек скажет «аминь»14 на твое благодарение, когда он не знает, что ты говоришь?
 
Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать "аминь"? Ведь он не поймет, что ты говоришь!

Ты, может быть, хорошо благодаришь, но другого это не укрепляет.15
 
Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет.

Благодарение Богу, я говорю на языках более, чем вы все;
 
Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас.

но в церкви я лучше пять слов скажу умом своим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на непонятном языке.
 
Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем множество слов на языке.

Пусть не останется детским ваш разум, братья; на злое будьте младенцами, а по уму — зрелыми.
 
Братья, не будьте детьми по уму. В своем отношении ко злу будьте невинны, как дети, но разумом будьте взрослыми.

Как написано в Законе,16 Господь сказал: «Через людей иных наречий, устами чужестранцев буду говорить народу этому17 а он и тогда не послушает Меня».18
 
В законе Господь сказал: "Я буду говорить этому народу через людей, говорящих на иных языках, и буду обращаться к ним через уста чужеземцев, но они и тогда не послушают Меня".

Языки поэтому — не для верующих знамение, а для неверующих; возвещение же вести Божией19 — не для неверующих знамение, а для верующих.
 
Таким образом, языки представляют собой особый знак не для верующих, а для неверующих. Пророчество же является знаком для верующих, а не для неверующих.

Так что если в общем собрании церкви вы все заговорите на непонятных языках, а к вам придут непосвященные или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?
 
Поэтому, если вся церковь соберется, все будут говорить на языках и зайдут люди несведущие или неверующие, не скажут ли они, что вы сошли с ума?

Если же кто неверующий или непосвященный придет к вам, когда все вы возвещаете весть Божью, услышит он в словах каждого и обличение, и суд,
 
Но если зайдет неверующий или незнающий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться.

откроются тогда тайны сердца его, падет он ниц, поклонится Богу и скажет: «Воистину с вами Бог!»
 
Все тайные помыслы его сердца откроются, и он, упав ниц, поклонится Богу и воскликнет: "Среди вас действительно присутствует Бог!"

Что же следует из этого, братья? Когда вы собираетесь, и у каждого из вас есть песнь хвалы, или поучение, или откровение, может быть, дар языка или толкование — пусть служит всё это созиданию.
 
Братья, когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть псалом, есть слово наставления, откровение, язык, толкование сказанного на языке, то пусть все это будет вам на пользу.

Если говорят иные из вас на чужом языке, пусть по очереди говорят двое, самое большее — трое, а кто-то пусть толкует.
 
Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое, или самое большее трое, и притом по очереди, а один пусть истолковывает.

Если же нет среди вас толкователя, пусть они молчат в церкви и говорят на языках только себе и Богу.
 
Если толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, и говори лишь себе и Богу.

И проповедники20 пусть говорят двое или трое, а другие пусть судят о сказанном.
 
И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном.

А если дано будет откровение кому-то из присутствующих, первому следует замолчать.
 
Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит.

И так все вы, один за другим, сможете возвещать весть Божию, чтобы каждый получал и наставление, и утешение.
 
Вы все можете пророчествовать, но делать это надо по очереди, так, чтобы все могли получить наставление и ободрение.

И проявление дара пророческого подвластно воле возвещающих весть Божию,21
 
Ведь пророческие духи послушны пророкам.

потому что Бог есть Бог мира, а не беспорядка. Как во всех церквах народа Божьего,22
 
Бог является Богом мира, а не беспорядка. Во всех собраниях святых

пусть и у вас женщины молчат в собраниях,23 ибо им, как о том и в Законе сказано,24 подчиняться положено, а не говорить.
 
и в церкви женщины пусть молчат. Говорить им не позволяется, но пусть они будут в подчинении, как и закон говорит.

Если же что-то узнать хотят, пусть дома спрашивают своих мужей, так как в церкви женщине говорить не пристало.
 
Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично.

Не думаете ли вы, что от вас пошло слово Божие или вас одних достигло?
 
Вы думаете, что слово Божье вышло впервые от вас или достигло лишь вас?

Всякий, кто считает себя пророком или наделенным силой Духа,25 должен признать, что то, что пишу здесь для вас, — заповедь Господня.
 
Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что все, что я пишу вам, есть повеление самого Господа.

А кто этого не признаёт, того Бог не признает.26
 
Если же он этого не знает, то пусть и остается при своем невежестве.

Настойчиво стремитесь, братья [мои], к тому, чтобы вам проповедовать,27 но и говорить на языках не запрещайте;
 
Итак, братья, стремитесь иметь дар пророчества и не запрещайте говорить на языках,

только пристойно пусть будет всё и сообразно порядку.
 
но все должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: пророчествовать; то же в ст. 3−5, 24, 31.
2  [2] — Согласно некоторым комментаторам, друг. возм. пер.: на экстатическом языке; то же в ст. 4, 13, 14, 19, 26 и 27.
2  [3] — Букв.: не слышит.
2  [4] — Букв.: в Духе; друг. возм. пер.: в духе.
2  [5] — Букв.: произносит тайны.
3  [6] — Букв.: домостроение; в знач. духовного назидания; то же слово в ст. 5, 12 и 26.
4  [7] — Или: поучает/укрепляет.
6  [8] — Или: вдохновленной вести.
9  [9] — Букв.: если не издадите языком/на языках.
10  [10] — Или: который не имеет значения; друг. возм. пер.: каждый из них (из языков) выражает себя звуками.
11  [11] — Или: не знаю значения языка; букв.: силу голоса.
12  [12] — Букв.: духов, вероятно, в знач. различных проявлений Духа.
14  [13] — Букв.: но ум мой без плода. В этом случае ум не имеет своей части в тех благословениях, которые получает дух человека. Это состояние, вероятно, сходно с тем, в котором находятся пророки во время видения (см. Откр 1:10).
16  [14] — См. в Словаре Аминь.
17  [15] — Или: но другого это ничему не учит.
21  [16] — В знач. в Священном Писании.
21  [17] — 14:21 Т.е. тем, кто не внимал древним пророкам, говорившим на родном для израильтян языке, придется в наказание и поучение слушать непонятную им речь иностранцев.
21  [18] — Ис 28:11,12.
22  [19] — Или: (дар) пророчества.
29  [20] — Или: пророки/возвещающие Божью весть.
32  [21] — Или: и духи пророков пророкам послушны.
33  [22] — Букв.: у святых.
34  [23] — Или: в церквах.
34  [24] — Быт 3:16.
37  [25] — Букв.: или духовным (человеком).
38  [26] — В некот. рукописях: пусть не признаёт.
39  [27] — Или: пророчествовать.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.