2 Паралипоменон 24 глава

Вторая книга Паралипоменон
Новый русский перевод → Новой Женевской Библии

Новый русский перевод

1 Иоашу было семь лет, когда он начал царствовать, и правил он в Иерусалиме сорок лет. Его мать звали Цивия; она была родом из Вирсавии.
2 Иоаш делал то, что было правильным в глазах Господа, всё время, пока был жив священник Иодай.
3 Иодай выбрал для него двух жен, и у него родились сыновья и дочери.
4 Спустя некоторое время Иоаш решил восстановить дом Господа.
5 Он собрал священников и левитов и сказал им:
— Ходите по городам Иудеи и собирайте со всех израильтян деньги, которые должны ежегодно поступать на поддержание дома вашего Бога. Смотрите, не мешкайте. — Но левиты не стали спешить.
6 Тогда царь призвал первосвященника Иодая и сказал ему:
— Почему ты не требуешь от левитов, чтобы они приносили от Иудеи и Иерусалима налог, установленный слугой Господа Моисеем, и обществом Израиля для шатра свидетельства?[84]
7 (Сыновья нечестивой Аталии повредили Божий дом и даже использовали его священные предметы в служении Баалам.)
8 По повелению царя был изготовлен ящик, который поставили снаружи, у ворот Господнего дома.
9 Затем по Иудее и Иерусалиму было объявлено, чтобы они приносили Господу дань, которую установил для израильтян в пустыне Божий слуга Моисей.
10 Все приближенные и весь народ с радостью приносили деньги и бросали их в ящик, пока он не наполнился.
11 Всякий раз, когда левиты приносили ящик к царским чиновникам и те видели, что в нём много денег, царский писарь и поверенный первосвященника приходили и опустошали ящик, и его снова относили на место. Они делали это постоянно и собрали много денег.
12 Царь и Иодай отдали их людям, которые исполняли работу по дому Господа. Они наняли каменщиков и плотников, чтобы обновить дом Господа, и мастеров по работе с железом и бронзой, чтобы восстановить дом.
13 Рабочие трудились усердно, и работа спорилась у них в руках. Они восстановили Божий дом по его первоначальному замыслу и укрепили его.
14 Завершив работу, они принесли оставшиеся деньги царю и Иодаю, и на них были изготовлены предметы для дома Господа: предметы для службы и для всесожжений, а ещё блюда и другие предметы из золота и серебра. Пока Иодай был жив, в доме Господа постоянно совершались всесожжения.
15 Иодай состарился и насытился жизнью. Он умер в возрасте ста тридцати лет.
16 Его похоронили с царями в Городе Давида, ради добра, которое он сделал в Израиле для Бога и для Его дома.
17 После смерти Иодая вожди Иудеи явились на поклон к царю, и он стал прислушиваться к их советам.
18 Они оставили дом Господа, Бога своих предков, и стали служить столбам Ашеры и идолам. За их вину на Иудею и Иерусалим обрушился Божий гнев.
19 Хотя Господь посылал к народу пророков, чтобы обратить их к Себе, и хотя пророки свидетельствовали против них, те их не слушали.
20 Тогда Дух Божий сошел на[85] Захарию, сына священника Иодая. Он встал перед народом и сказал:
— Так говорит Бог: «Почему вы нарушаете повеления Господа? Не будет вам успеха. Раз вы оставили Господа, то и Он оставит вас».
21 Но они составили против него заговор и, по приказу царя, его забили камнями до смерти во дворе Господнего дома.
22 Царь Иоаш не вспомнил о милости, оказанной ему отцом Захарии Иодаем, и убил его сына, который сказал умирая:
— Пусть Господь увидит и взыщет.
23 В конце года[86] на Иоаша двинулось войско Арама. Оно вторглось в Иудею и в Иерусалим и перебило всех правителей народа. Арамеи отослали всю добычу своему царю в Дамаск.
24 Хотя войско Арама было немногочисленным, Господь отдал в их руки гораздо более сильное войско. Так как они оставили Господа, Бога своих отцов, над Иоашем свершился приговор.
25 Уходя, арамеи оставили Иоаша сильно израненным. Его приближенные составили против него заговор за убийство сына священника Иодая и убили его в постели. Он умер и был похоронен в Городе Давида, но не в царских гробницах.
26 В заговоре против него состояли Завад[87], сын аммонитянки Шимеаты, и Иегозавад, сын моавитянки Шимриты[88].
27 Рассказ о его сыновьях, многочисленные пророчества против него и рассказ о восстановлении[89] дома Божья записаны в «Толкованиях к Книге царей». Амасия, его сын, стал царем вместо него.

Новой Женевской Библии

24:1−22 Летописец придает другую форму приводимому в 4Цар 12:1−21 рассказу об осуществленных Иоасом преобразованиях в храмовом богослужении. Стихи 15−22 — самое пространное из добавлений, сделанных летописцем, к служащей ему источником книге Царств.

24:2 во все дни Иодая. Всем, что он сделал хорошего, Иоас был обязан влиянию Иодая (24:14). После же кончины священника царь отвернулся от Господа (24:17−19; ср. 26:5).

24:5 собрал он священников и левитов. Этот стих, отсутствующий в книге Царств (4Цар 12:1−3), подчеркивает необходимость должным образом организовывать служение левитов.

серебро ... из года в год. Иоас имел в виду подать в размере половины сикля, о которой сказано в Исх 30:11−16; Исх 38:24−26 (см. 24:9).

24:6, 9 установленную Моисеем... наложенную Моисеем. См. ком. к 1Пар 16:40.

24:10−12 Щедрые бескорыстные пожертвования начальствующих и народа должны были подвигнуть читателей жертвовать на вновь отстроенный храм (см. ком. к 1Пар 29:1−9).

24:19 посылал к ним пророков... но те не слушали. Как это часто бывает в повествовании летописца, отступничество от Бога проявляется также и в отвержении Его пророков (см. ком. к 20:20).

24:20 Захарию, сына Иодая священника. О том, сколь тяжким было отступничество Иоаса, свидетельствует то обстоятельство, что, отказавшись последовать священническому наставлению сына Иодая Захарии, царь затем повелел убить его (см. ком. к 26:17).

вы оставили Господа. См. ком. к 1Пар 28:9.

24:23−24 В повествовании летописца военное поражение ассоциируется с Божиим судом за беззаконие (13:1−16; 18:33−34; 21:16−17; 25:14−24; 28:1−5; 33:1−11; 1Пар 10:1−14).

24:24 за то, что оставили Господа. Как и предусматривалось условиями завета, несоблюдение его повлекло за собой Божие осуждение — военное поражение Иудеи.

24:26 сын... Аммонитянки... сын... Моавитянки. Иосафат в свое время одержал победу над этими двумя народами (см. ком. к 20:1−30).

24:27 написано в книге царей. См.: Первая книга Паралипоменон. Введение: Автор.

Примечания:

 
Новый русский перевод
6 [84] — См. Исх 30:11-16.
20 [85] — Букв.: облек.
23 [86] — Возможно, весной.
26 [87]Завад. Вариант имени Иозавад (см. 4Цар 12:21).
26 [88]Шимрита. Вариант имени Шомера (4Цар 12:21).
27 [89] — Букв.: об основании.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.