3 Царств 12 глава

Третья книга Царств
Под редакцией Кулаковых → Перевод Десницкого

 
 

Ровоам отправился в Шехем, потому что в Шехеме собрались все израильтяне, чтобы поставить его на царство.
 
Рехавам отправился в Шехем, ибо в Шехем сошлись все израильтяне, чтобы поставить его на царство.

Услышал об этом Иеровоам, сын Невата, и вернулся из Египта, куда он бежал от царя Соломона и где нашел себе пристанище.1
 
Когда Яравам, сын Навата, услышал об этом, он был еще в Египте, куда бежал от царя Соломона. Но Яравам пока оставался в Египте,

За Иеровоамом послали и призвали его. Он явился со всем собранием израильтян к Ровоаму, и они сказали:
 
так что за ним послали и призвали его. Яравам явился со всем собранием израильтян к Рехаваму и они сказали:

«Тяжек был для нас гнет твоего отца. Облегчи назначенные твоим отцом тяжелые работы и тяжкий гнет, который он наложил на нас, — тогда мы станем тебе служить».
 
«Тяжек был для нас гнет твоего отца. Облегчи же назначенную твоим отцом огромную работу и тяжкий гнет, который он наложил на нас — тогда станем тебе служить».

Тот ответил им: «Ступайте и приходите ко мне вновь через три дня». И народ разошелся.
 
Он ответил им: «Ступайте и приходите ко мне вновь через три дня». И народ разошелся.

Царь Ровоам обратился к старейшинам, которые были при отце его Соломоне, пока тот был жив, и спросил их: «Какой ответ посоветуете дать этому народу?»
 
Царь Рехавам посоветовался со старейшинами, которые были при отце его Соломоне, пока тот был жив, и спросил их: «Какой посоветуете дать этому народу ответ?»

Они сказали ему: «Если ты теперь выкажешь себя слугой этого народа, подчинишься им, выполнив их желание,2 и будешь говорить с ними ласково, то они станут тебе рабами навсегда».
 
Так сказали они ему: «Если теперь станешь этому народу слугой, покоришься им и в ответ скажешь им добрые слова — то станут они твоими слугами навсегда».

Но отверг он совет, данный ему старейшинами, и обратился к сверстникам своим, что с юности росли вместе с ним и служили ему теперь.
 
Но отверг он совет, который дали ему старейшины, и обратился к юношам, которые росли вместе с ним и стояли перед ним теперь.

Он спросил их: «А вы что посоветуете ответить этому народу, который обратился ко мне с просьбой облегчить гнет, наложенный на них моим отцом?»
 
Он спросил их: «А вы что посоветуете ответить этому народу, который обратился ко мне с просьбой облегчить гнет, который наложил на них мой отец?»

И сверстники, что росли вместе с ним, отвечали ему так: « Ты спрашиваешь, что сказать народу, который обратился к тебе: дескать, тяжек для них был гнет твоего отца, не облегчишь ли ты его? Вот что ответь им: „У меня мизинец толще бедер моего отца!
 
И юноши, которые росли вместе с ним, отвечали ему так: «Что скажешь ты народу, который обратился к тебе — дескать, тяжек был для них гнет твоего отца, так ты облегчишь его? Вот что ответь им: “Мой мизинец толще, чем бедро моего отца!

Тяжек для вас был гнет моего отца — а я сделаю его тяжелее; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!“»3
 
Тяжек для вас был гнет моего отца — а я еще утяжелю его; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!”»

Три дня спустя Иеровоам и весь народ пришли к Ровоаму, как тот и велел им, сказав: «Приходите ко мне на третий день».
 
Яравам и весь народ пришли к Рехаваму на третий день, как и велел им царь: «приходите ко мне на третий день».

Но царь сурово отвечал народу, отвергнув совет, что дали ему старейшины.
 
Царь отвечал народу сурово, отбросив совет, который дали ему старейшины.

Он сказал им то, что посоветовали сверстники: «Тяжек для вас был гнет моего отца — а я сделаю его тяжелее; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!»
 
Он сказал им то, что посоветовали юноши: «Тяжек для вас был гнет моего отца — а я еще утяжелю его; отец мой наказывал вас плетьми — а я стану наказывать скорпионами!»

Не послушал царь своего народа — и было это от Господа, чтобы сбылось слово ГОСПОДНЕ, сказанное через Ахию из Силома Иеровоаму, сыну Невата.
 
Царь не стал слушать народ — и было это от Господа, чтобы сбылось слово Господне, сказанное через Ахию из Шило Яраваму, сыну Невата.

Все израильтяне увидели, что царь не стал их слушать, и народ сказал царю в ответ: «Что за доля для нас у Давида? Какая часть для нас от сына Иессея? Расходись по шатрам своим, Израиль! Позаботься о собственном доме, Давид!» И разошелся Израиль по домам.4
 
Все израильтяне увидели, что царь не стал их слушать, и в ответ царю народ сказал: «Что за доля для нас у Давида? Какая участь нам от сына Ишая? Расходись по шатрам своим, Израиль! Позаботься о собственном доме, Давид!» И разошелся Израиль по своим шатрам.

Ровоам теперь царствовал только над теми израильтянами, что жили в городах Иудеи.
 
Рехавам теперь царствовал только над теми израильтянами, которые жили в городах Иудеи.

Послал царь Ровоам к прочим израильтянам Адорама, назначавшего тяжелые работы, но весь Израиль забил его камнями до смерти. А царь Ровоам едва успел взойти на колесницу и бежать в Иерусалим.
 
Царь Рехавам послал к прочим израильтянам Адорама, руководившего трудовой повинностью, но они забили его камнями до смерти. А царь Рехавам поспешил взойти на колесницу и бежать в Иерусалим.

Так остальные израильтяне восстали против рода Давидова и отделились от него и поныне живут обособленно.
 
Так остальной Израиль отделился от дома Давидова, и отделен и по сей день.

Услышав, что Иеровоам возвратился, израильтяне послали за ним, призвали в собрание и поставили царем над всем Израилем. И лишь одна Иудея по-прежнему была в повиновении у рода Давидова.
 
Когда все израильтяне услышали, что Яравам возвратился из Египта, то послали за ним, привели в собрание и поставили царем над всем Израилем. А за домом Давида оставалась только Иудея.

Когда Ровоам прибыл в Иерусалим, он собрал сто восемьдесят тысяч отборных воинов из рода Иуды и Вениамина, чтобы воевать с Израилем и возвратить Ровоаму, сыну Соломона, утерянное царство.
 
Когда Рехавам прибыл в Иерусалим, он собрал из всех иудеев и из племени Вениамина сто восемдесят тысяч богатырей, годных к войне, чтобы пойти на израильтян и вернуть царство Рехаваму, сыну Соломона.

Но было слово ГОСПОДНЕ Шемае, человеку Божьему:
 
Но было такое слово Господне Шемайе, человеку Божьему:

«Скажи Ровоаму, сыну Соломонову, царю Иудеи, и всем израильтянам из рода Иуды и Вениамина:
 
«Передай Рехаваму, сыну Соломона, царю иудейскому, и всем иудеям и вениамитянам, и прочему народу,

„Так говорит ГОСПОДЬ: не идите войной на своих братьев израильтян, возвращайтесь по домам, ибо всё это произошло по Моей воле“». И вняли они слову ГОСПОДА и разошлись, как велел ГОСПОДЬ.
 
что говорит Господь: не ходите на войну с братьями своими израильтянами, возвращайтесь каждый в свой дом, ибо это было от Меня». Они послушались слова Господня и разошлись, как велел им Господь.

Иеровоам отстроил Шехем на Ефремовом нагорье и стал там жить. Потом он перешел в Пенуэль и отстроил его.
 
Яравам отстроил Шехем на Ефремовом нагорье и стал там жить. Потом он вышел оттуда и отстроил Пенуэль.

И подумал Иеровоам: «А ведь род Давидов может вернуть себе царство!
 
И сказал Яравам в сердце своем: «А ведь дом Давидов может вернуть себе царство!

Если этот народ будет ходить в Иерусалим приносить жертвы в Храме ГОСПОДНЕМ, то обратится сердцем к своему владыке Ровоаму, царю иудейскому. Тогда они убьют меня и вернутся к Ровоаму, царю иудейскому».
 
Если будет этот народ ходить приносить жертвы в Храме Господнем, то сердцем он обратится к своему господину Рехаваму, царю иудейскому. Тогда они убьют меня и вернутся к Рехаваму, царю иудейскому».

Посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал людям: «Довольно вам ходить в Иерусалим. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из Египта!»
 
Посоветовавшись, царь сделал двух золотых тельцов и сказал людям: «Не стоит вам ходить в Иерусалим. Вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской!»

Одного он поставил в Бет-Эле, а другого — в Дане,
 
Одного он поставил в Бейт-Эле, а другого — в Дане.

так что к одному из них люди ходили даже в Дан. Всё это привело ко греху.
 
И дело это было греховным; к одному из них люди ходили даже в Дан.

Он построил капища на холмах и ставил священниками не потомков Левия, а кого угодно из всего народа.
 
Он построил святилища на холмах и ставил там священниками кого угодно, а не потомков Левия.

Иеровоам учредил праздник в пятнадцатый день восьмого месяца, подобный празднику, что был в Иудее. Он сам приносил на жертвеннике в Бет-Эле жертвы золотым тельцам, которых сделал, и поставил в Бет-Эле священников из учрежденных им капищ на холмах.
 
Яравам учредил праздник в пятнадцатый день восьмого месяца, подобный праздникам, какие были в Иудее. Он сам приносил в Бейт-Эле жертвы тельцам, которых сделал, на жертвеннике, и поставил в Бейт-Эле священников из учрежденных им святилищ.

И вот в пятнадцатый день восьмого месяца (этот срок он выбрал своей волей для праздника израильтян) он взошел к жертвеннику, который сам и воздвиг в Бет-Эле, чтобы совершить воскурение.
 
Итак, он поднялся в пятнадцатый день восьмого месяца (этот срок он выбрал сам для праздника израильского народа) к жертвеннику, который сам и воздвиг, чтобы совершить воскурение.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Так в др.-евр. тексте; во 2Пар 10:2 сказано о том же: возвратился из Египта.
7  [2] — Букв.: ответишь им.
11  [3] — Возможно, «скорпионами» называли некий особый род плетей.
16  [4] — Букв.: по своим шатрам.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.