Толкование Псалма 118

Автора псалма преследуют «сильные мира сего», они высмеивают его глубокую веру и всячески поносят его самого. А он укрепляется духом, размышляя над словом Господним, которое ценит необычайно, в котором черпает утешение; для него оно — правило жизни и источник силы; его желание постигать его все глубже и следовать ему — неутолимо.

Псалом 118 представляет собой акростих. Каждая из его строф (состоящая из 8 стихов) начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательном порядке. Таким образом, 22 строфы псалма соответствуют 22 буквам алфавита. Перед нами, в сущности, собрание молитв и размышлений над словом Божиим, на которое автор псалма ссылается то и дело, прибегая, однако, к ряду его синонимов, повторяемых им многократно.

Так очень часто встречается здесь слово «закон» (тора), употребляемое в значении общего термина, выражающего те нормы (как открыты они людям), которым подчиняется в своей жизнедеятельности природа, и которые обязательны для исполнения человеком — как в физической его жизни, так и в духовной. Нередко это слово относится к той или иной части Моисеева учения, вероятно, к книге Второзакония или к книге Левит, если не ко всему Пятикнижию. Сошлемся в этой связи на Новый Завет: в Ин 10:34 греческому слову, переведенному как «закон», по-видимому, соответствует весь Ветхий Завет.

«Слово». Им в псалме может обозначаться тот же закон Божий, словами переданный людям Моисеем и пророками. Оно же — синоним откровения, полученного свыше. «Повеления» — это конкретные предписания, подлежавшие исполнению в различных сферах жизни: семейной, общественной, религиозной и т. д. «Уставами» определялись нормы поведения человека по отношению к Богу; нарушение их строго каралось.

Под «заповедями» понимались конкретные повеления, регулировавшие проявления человеческой воли и границы человеческой деятельности; подлежали обязательному исполнению. «Суд» означал Господни решения в высшей их справедливости. «Путь» — метафорический образ, подразумевавший направление человеческой деятельности в согласии с Божиим законом.

А. Благословение послушания (118:1−8)

Пс 118:1−8. Счастливы те, кто избирают в жизни верное направление, держатся «непорочных путей», или, что близко по смыслу, «ходят в законе Господнем», т. е. всем сердцем стремятся не ослушаться Господа (стихи 1−3). Оказаться в числе этих «блаженных», достичь этого идеала — мечта псалмопевца (стихи 4−6).

Если бы его собственное сердце всегда было право, то справедливость Божиих решений («судов правды Его») делалась бы все более доступной его сознанию («он поучался бы этим судам»), и он славил бы Господа еще более радостно. Псалмопевец исполнен желания хранить уставы Его и молит никогда не оставлять его совсем.

Б. Очищение словом Божиим (118:9−16)

Пс 118:9−16. Слово Божие понимается в стихе 9 расширительно; это закон, заповеди, уставы, повеления Его. Только согласуя с ними путь свой, т. е. свое поведение изо дня в день, может юноша (вероятно, сам псалмопевец) хранить и содержать себя в чистоте (стих 9).

Фраза «В сердце моем сокрыл я слово Твое» (стих 11) свидетельствует о глубоком желании автора псалма исследовать слово во всех его частностях (стихи 14−15) и, любя его, жить так, чтобы не грешить пред Богом.

В. Псалмопевец о ценности и силе слова Божиего (118:17−24)

Пс 118:17−24. Открой очи мои, просит псалмопевец как о милости (стихи 17−18), т. е. дай мне непредвзято и внимательно, со всем желанием сердца, подойти к закону Твоему, чтобы понять его высокий чудесный смысл. На протяжении истории было множество примеров, когда закон, данный Богом, людей, подходивших к нему «с открытыми глазами», совершенно и чудесно преобразовывал; достаточно указать на ветхозаветных пророков и мучеников из среды первых христиан.

Да будут путеводными вехами мне — во время моего краткого земного странствования — заповеди Твои, просит псалмопевец. Некоторые богословы видят здесь (стих 19) прозрение цели земного существования как подготовки к вечности.

Жажда справедливых решений Божиих (судов Его во всякое время), горячее, искреннее негодование псалмопевца против гордых… уклоняющихся от заповедей Господа — в стихах 20−23. Как к источнику утешения, как к «советникам» своим, обращается он к откровениям закона, данным людям в слове Божием (стих 24).

Г. Молитва (118:25−32)

Пс 118:25−32. Это — горестная жалоба на крайнюю душевную подавленность; подними меня «из праха», оживи… по слову Твоему, молит автор псалма, т. е. чудным действием силы Твоей верни мне способность жить, укрепи меня.

Свои планы и намерения псалмопевец не скрывает от Бога, он объявил Ему пути свои, и Бог услышал его. И вот наибольшее желание его, чтобы Господь, к Которому он так тянется сердцем, руководил им (стих 27, 30, 31), не дал ему ступить на путь лжи (стих 29), но «расширил» сердце его, чтобы он мог вместить в него все заповеди Господни (стих 32).

Д. О желании быть верным слову Божиему (118:33−56)

Пс 118:33−40. Продолжая молитвенное обращение к Богу, псалмопевец подчеркивает свое желание соблюдать верность слову Его. Он молит не допустить его до соблазна корыстью и суетой (стихи 36−37), он жаждет водительства Божиего во всем. Более всего боится он вызвать недовольство у Господа (страшится «поношения» Того, Чьи суды… благи (стих 39), движимы высшей правдой и справедливостью).

Пс 118:41−48. «Слово» в стихе 41, вероятно, употреблено в значении «обещания». Господь обещает милости свои и спасение тем, кто повинуются Ему. Псалмопевец, исполненный трепетного желания жить угодно Господу, вправе надеяться, что они обещаны и ему. И когда обещанное исполнится, всякий «поносящий» псалмопевца за глубокую его веру, убедится, что упование его не было ложным (стих 42). Совсем в стихе 43 лучше читать как «никогда». В стихе 45, очевидно, подразумевается ходить свободно от всякого страха. В том числе от страха перед сильными мира сего (буду говорить об откровениях Твоих пред царями; стих 46).

Пс 118:49−56. сравните стих 51 со стихом 42. Под «нечестивыми» в стихе 53 понимаются не язычники, а евреи, не соблюдавшие закон Божий.

Снова сравнивая свою земную жизнь со «странствованием» (стих 19), псалмопевец подразумевает, что при всех ее обстоятельствах уставы Божии звучали, как песни, в сердце его (стих 54). Ночью в стихе 55 надо (в этой связи) понимать в переносном смысле — как время тяжелых испытаний; псалмопевец и тогда не отступал от закона Божиего (хранил его).

Е. Послушание слову Господню (118:57−72)

Пс 118:57−64. Повторение мыслей, выраженных прежде, сердечное заверение Господа в желании соблюдать заповеди Его (стих 60). Стих 61 сравните со стихом 55. Узы духовного родства связывают псалмопевца со всеми, кто боятся Господа (Общник я; стих 63).

Пс 118:65−72. Страдание, которое попустил псалмопевцу Господь, пошло ему на благо, ибо до него он заблуждался, а теперь тверже хранит слово Его, чем прежде (стих 67 сравните со стихом 71).

Как неизменный лейтмотив звучит в этом псалме просьба к Богу «научить»: доброму разумению и ведению (знанию), уставам (повторяется неоднократно).

Ж. О надежности слова Божиего (118:73−96)

Пс 118:73−96. Господа, сотворившего его, псалмопевец снова просит о вразумлении и «научении» (стих 73). Он признает справедливость Его «судов» и наказания, ниспосланного ему, в частности (стих 75). В стихах 81−83 автор псалма возвращается к своим горестным обстоятельствам. Уповая на слово Господа, он ждет облегчения и спасения только от Него. Мех в дыму (стих 83); подразумевается мех для вина, пострадавший от мороза: он делается ломким, и от него идет как бы дым. Переводят эту фразу и как «охапка сена, охваченная дымом»; в любом случае здесь образ близящейся погибели, избавить от которой может лишь Господь.

Псалмопевец молит ускорить суд над гонителями своими: ведь они действуют, вопреки Божиему закону, которому он хранит верность (стихи 84−85, 87).

Слово Господа, которым все сотворено, утверждено на небесах. Им стоит земля, и все стоит доныне. Истина Его передается в род и род. По другим переводам: «Верность Твоя людям не пресекается из поколения в поколение» (стихи 89−91).

В стихе 96 псалмопевец говорит о совершенстве, которого способен достичь человек. Однако достичь совершенства в исполнении Божиего закона, хочет сказать он, не может никто. Ибо заповедь (закон) Господа — безмерно обширна для людей.

З. Сладки слова Господни, несущие свет, внушающие благоговение (118:97−160)

Пс 118:97−104. Для псалмопевца, который размышляет о них весь день, они — источник наивысшей мудрости, какая только доступна человеку; постоянные размышления об откровениях Божиих, углубленное проникновение в них и неизменное старание «соответствовать» им, т. е. ни в чем не отступать от слова и повелений Господа, делают псалмопевца не только мудрее врагов его, но и разумнее его учителей, более сведущим чем «старцы» (те же учителя).

«Суды» в стихе 102, вероятно, означают то, что автор псалма воспринимает как решения Господни; даже если они горьки и болезненны для него, он принимает их со смирением, извлекая из них полезный урок, понимая, что через наказание Бог «научает» его.

Пс 118:105−112. Слово Божие освещает жизненный путь псалмопевца, он клянется не отступать от него (стихи 105−106). Принимая справедливые суды Божии, он, тем не менее, просит у Господа облегчения («оживления») согласно обещанию Его верным Его. Сильно угнетен я, помоги мне, молит он (стих 107).

Фраза «Душа моя непрестанно в руке моей» (стих 109), вероятно, выражает мысль о незащищенности души (жизни) человека в мучительной земной повседневности; сам псалмопевец не может «отстоять» себя в борьбе с враждебными силами и стихиями, он «держит душу свою в руке», т. е. как бы на ладони, «обнаженную» и беззащитную перед действиями этих сил и стихий; лишь постоянное памятование о законе Бога и следование повелениям Его и откровениям вселяет надежду и веселие в сердце псалмопевца (стихи 110−111).

Пс 118:113−120. Вымыслы человеческие в стихе 113 понимаются в значении пустых человеческих домыслов. Чем горестнее обстоятельства псалмопевца, тем более ищет он помощи и поддержки не у людей, а у Бога (стихи 116−117). Откровения Божии особенно дороги ему в свете его веры в то, что «нечестивые», как шлак (изгарь; стих 119) в глазах Господних, и, в конечном счете, Он отметает их (в значении «отвергает» от лица Своего). В стихе 120 речь о благоговейном трепете псалмопевца перед нелицеприятными, исходящими из высшей справедливости «судами» (решениями относительно тех или иных конкретных обстоятельств) Господними.

Пс 118:121−136. Первая фраза в стихе 121 означает, что псалмопевец поступал по правде и справедливости, на этом основании он просит Господа защитить его от его гонителей. Милости свыше ищет он, вновь и вновь обращая внимание Господа на свое бедственное положение (стих 122−124). На его глазах закон Божий попирается, и в этом он усматривает соблазн для слабых душ: видя безнаказанность тех, кто нарушают закон, они могут усомниться в силе и обязательности его. Потому-то и призывает псалмопевец Господа действовать (стих 126).

Вновь и вновь говорит он о своей любви к повелениям, заповедям и откровениям Божиим (стих 127−130). Вновь просит у Господа утверждения в благочестии и в слове Его (стих 133) и ограждения от людского зла (стих 134). Как сильную личную боль, заставляющую его горько плакать (стих 136), воспринимает автор псалма небрежное отношение к закону со стороны каких-то своих соплеменников (сравните со стихом 126).

Пс 118:137−160. Славословие праведности Господней и восхваление откровений Его. Опять говорит псалмопевец о ревности своей по словам Господним, не дающей ему покоя, потому что враги его (ненавидящие его за его глубокую веру) забыли эти священные слова (стих 139; сравните со стихом 126, 136). Видимо, автор не занимал сколько-нибудь значительного положения в обществе (Мал я и презрен, говорит он; стих 141); возможно, им был один из благочестивых левитов, который начинал молиться и взывать к Господу еще до наступления рассвета и постоянно углублялся в слово Его (стихи 147−148).

Близка опасность, грозящая ему со стороны тех, которые далеки… от закона Божиего, сетует псалмопевец (стих 150), но тут же утешается мыслью, что и Господь, заповеди Которого свидетельствуют о высшей праведности Его и о верности тем, которые на Него уповают (заповеди Твои истина), — близок к нему (стих 151). И вот Ему, близкому своему, повторяет псалмопевец жалобы на бедствие свое, у Него просит защиты, перед Ним сокрушается из-за множества отступников от слова истины (стихи 152−160).

И. Радость о слове Божием (118:161−168)

Пс 118:161−168. В этих стихах превалирует именно мотив радости и ликования. Семикратно в стихе 164 надо понимать в значении «часто». Под «судами правды» псалмопевец, вероятно, подразумевает здесь какие-то кары, постигавшие его врагов, явления гнева Божиего, которые ощущали на себе противники истинного благочестия; настигнутые ими, они вынуждены бывали отступить, интриги их становились достоянием гласности, и в обществе наступало облегчение. За эти суды правды и прославляет Господа псалмопевец.

К. Заключительная молитва (118:169−176)

Пс 118:169−176. В Пс 118 нет конкретных указаний на обстоятельства, в которых находился автор псалма. Скорее всего, они определялись общим неблагополучием израильского общества, и более всего — неблагополучием духовным — в его дни. Возможно, отсюда образ «овцы потерянной» в стихе 176, как и чувство печали, разлитое по всему тексту псалма. Тема его может быть определена как отношение к слову Божиему; он — о мыслях и чувствах, которые пробуждаются в благочестивом еврее при чтении закона.

Да, действительность — безрадостна, но не беспросветна, ибо остаются откровения Господни — источник света, надежды на торжество правды, источник радости и силы, чтобы жить и действовать. За все это и благодарит псалмопевец Господа непрестанно. Заметим в этой связи, что в стихе 171 правильнее, вероятно, читать в настоящем времени и понимать как обещание автора псалма хвалить Господа всякий раз, когда Он наставляет его (учит) закону Своему, источнику праведности и утешения.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 118. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

Я ХОЧУ ПОМОЧЬ

Псалтирь, псалом 118 в переводах:
Псалтирь, псалом 118, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.