Толкование Псалма 104

Прослеживая отдельные аспекты истории Израиля (от Авраама до начала скитаний евреев в пустыне), характер которых определяло Божие вмешательство, ибо это Он чудесным образом вел Свой народ — во исполнение обетований, которые дал ему по завету, — псалмопевец славит величие любви Господа к «помазанным» (стих 15) Его.

А. Хвала величию Господню (104:1−6)

Пс 104:1−6. Призыв к славословию Господа и к возвещению в народах чудесных Его свершений («дел Его»). «Хвалиться именем Его святым» (стих 3) — то же, что возвещать о свойствах Божией личности, открытых людям. Ищущие приблизиться к Господу да радуются («веселятся») в сознании, что Он — истинно Всемогущий Бог (стих 3). Постоянно вспоминая все, что Он сотворил для Израиля, народ этот должен во всем полагаться только на Него: искать Господа и силы Его и лица Его всегда (стихи 4−5). Следует обращение к сынам Иакова, которых Господь избрал (стих 6).

Б. Хвала верности Его (104:7−41)

Пс 104:7−15. Господь, чьи суды совершаются (в значении: чьи решения и справедливые воздаяния за добро и зло осуществляются) по всей земле, есть Бог наш, Который вечно помнит завет Свой с нами, — напоминает псалмопевец Израилю; не обязывает ли это нас тем более хранить верность Ему? — подразумевает он (стих 5 сопоставьте со стихом 8, 42). Факты, на которые автор ссылается в стихах 8−11, запечатлены в ветхозаветной истории (Быт 12:1−3; 15:18−21; 22:15−18; 28:13−15; 32:12).

Когда он говорит о начале образования Израиля как великого народа, находившегося под особым покровительством Господа и защитой Его (стихи 12−15), то, возможно, имеет в виду переход Авраама из Ура Халдейского в Харан (Быт 11:31), Ханаан (Быт 12:4−5), Египет (Быт 12:10−20), а затем — на юг (т. е. в пустыню Негев); Быт 20:1. «Помазанные Мои» в стихе 15 тождественно по смыслу «богоизбраным» и относится ко всему еврейскому народу.

Пс 104:16−41. Продолжается перечисление фактов из еврейской истории в той последовательности, как они запечатлены в книгах Бытия и Исхода: о появлении евреев в Египте, возвышении Иосифа фараоном, о долговременном пребывании Израиля в Египте, где весьма размножил Бог народ Свой (стихи 16−24; сравните Быт 37; 39−41; Исх 1:6−14). «Землей Хамовой» в стихе 23 Египет назван потому, что основателем его считался один из сыновей Хама.

В стихах 25−36 следует рассказ о том, как евреев возненавидели в Египте, и как Господь — через рабов своих Моисея и Аарона — совершил чудеса… в земле Хамовой, т. е. подверг египтян десяти казням (сравните Исх 7−11; Пс 77:43−51); скнипы в стихе 31 — то же, что «мошка», «гнус».

В стихах 37−41 говорится об исходе евреев из Египта и о том, как Господь питал и поил их в пустыне.

В. Хвала Господу за избавление Его (104:42−45)

Пс 104:42−45. Псалмопевец говорит о том, что Господь — по слову, которое дал Аврааму… вывел народ Свой из рабства, и дал ему в наследие землю обетованную, поставив благополучие или неблагополучие его в будущем в зависимость от того, будет ли он следовать уставам и законам Его. Объяснение завершающего псалом восклицания Аллилуия! в комментариях на Пс 103:35.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 104. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Псалтирь, псалом 104 в переводах:
Псалтирь, псалом 104, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.