Толкование Псалма 29

В надписи, предваряющей псалом (которая соответствует стих 1), помимо указания на то, что он принадлежит Давиду, сказано, что это песнь при обновлении дома (подразумевалась скиния). Полагают, что Пс 29 был написан Давидом по случаю освящения места для будущего храма (скорее всего, при установлении царем жертвенника на гумне Орны — 1Пар 21:26; 22:1; произошло это после поражения народа массовой эпидемией, в наказание за произведение Давидом самовольного «исчисления» его).

В 29:8 Давид говорит о том, что Бог «сокрыл лице» Свое от него, подразумевая ниспослание ему наказания за честолюбие его и самонадеянность; именно мотив наказанной гордыни звучит в стихе 7 (в англ. тексте — не «в благоденствии», а «в процветании»; «процветая» и «благоденствуя», царь преисполнился самонадеянности).

Из стиха 4 может возникнуть впечатление о физическом заболевании самого Давида, но речь тут, по всей вероятности, о его мучительном душевном состоянии и об искреннем раскаянии в соделанном (1Пар 21:13). Ведь из-за его своевольного, гордостью продиктованного поступка погибло 70 тысяч израильтян (1Пар 21:2, 8, 14).

Некоторые богословы видят в предваряющей псалом надписи указание на литургическое назначение его (исполнение его при освящении будущих храмовых построек; к примеру, Езд 6:16; Неем 12:27).

На опыте познав благость освобождения от Божьего наказания за грех, Давид восхваляет Господа, гнев Которого — «на мгновение» (стих 6), а милость — вечна.

А. Освобождение от наказания (29:2−6)

Давид воспевает посланное Господом избавление и призывает народ к восхвалению Его.

Пс 29:2. Для Давида важен не только самый факт избавления от массовой эпидемии, поражавшей народ три дня (1Пар 21:12), но и то, что Господь не дал… врагам Давида восторжествовать над ним. Речь может идти как о противниках царя внутри страны, так и о язычниках — соседях Израиля, которым Иегова не позволил воспользоваться бедствием, обрушившимся на народ, чтобы сокрушить Давида.

Пс 29:3−4. Царь воззвал к Господу, и Он ответил, за что Давид исполнен благодарности Ему. Смысл стих 4 проясняется при сопоставлении его с 1Пар 21:17. Моровая язва косила евреев по причине согрешения Давида, и царь просил Господа, чтобы она поразила его и дом его — за зло, которое он, Давид, соделал. Вероятно, глубина раскаяния и смирения Давида привели к прекращению «поражения» (1Пар 21:18 и далее). Таким образом, Господь не дал Давиду «сойти в могилу» (буквально) и вывел из ада душу его (в переносном смысле).

Пс 29:5−6. Призыв к восхвалению Господа по причине «краткости» гнева Его и вечного Его благоволения к людям.

Б. Наказание за самоуверенность (29:7−11)

Пс 29:7−8. Самоуверенность Давида выразилась в возникшем у него ложном чувстве независимости от Иеговы. «Благоденствием» своим царь обязан был Ему, Который, по благоволению Своему, укрепил гору (образ силы) Давида. И тогда Давид, в гордыне своей, решил, что «не поколеблется вовек». (Упоенный своей силой, почувствовав себя в безопасности от врагов, царь залог всего этого стал видеть в себе самом, а не в Господе. Об этом и свидетельствовала произведенная им — с целью еще больше утвердиться в сознании своего могущества — перепись населения Израиля.) И тогда-то Господь наказал Давида, «сокрыв от него лице Свое» (т. е. лишив его благословений Своих и защиты).

Пс 29:9−11. В покаянной своей молитве Давид вспоминает, как потрясенный бедствием, разразившимся в стране, он стал взывать к Господу, как он умолял Его. Да, он просил о гибели для себя и дома своего (выше) и в то же время молил об избавлении от нее — на том основании, что, сойдя в могилу, не мог бы продолжать славить Господа и возвещать истину Его (стих 10 сравните с Ис 38:18). Он просил о помиловании, о помощи (стих 11).

В. И был услышан… (29:12−13)

Пс 29:12−13. Господь обратил сетование царя в ликование, прекратив поражение Израиля. Вретище — образ печали (сравните 34:13; ком на Быт 37:34). Образно же говорится о веселии, сменившем печаль. Псалом заканчивается славословием и обещанием непрестанной хвалы в адрес Господа.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 29. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ СЛУЖЕНИЕ

Псалтирь, псалом 29 в переводах:
Псалтирь, псалом 29, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.