Толкование Псалма 44
Надпись (стих 1) свидетельствует, что этот псалом был написан сынами Кореевыми. Слово Учение следует, видимо, понимать в значении «размышления», т. е. для автора он был псалмом — размышлением на тему, излагаемую в нем. Шошан представлял собой музыкальный инструмент в форме лилии. В надписи же сказано, что это Песнь любви (по другим переводам — «Свадебная песнь»).
Псалом 44 исполнялся на свадебном пиру могучего царя. Он начинается с восторженных похвал в адрес царственного жениха, предстающего во всем блеске величия его и праведности. Следуют наставления и советы невесте, которой предстоит войти в чертоги царя. Завершается псалом предсказанием: имя царя сохранится в памяти будущих поколений по всей земле.
А. Восхваление царственного жениха (44:2−10)
Пс 44:2. Псалмопевец говорит, что слово благое (восторженное прославление царя, чьи достоинства — несравненны) изливается от полноты его сердца. И он хотел бы, чтобы то, что сходит с языка его, было бы не менее впечатляющим чем письмена искусного скорописца.
Пс 44:3. Этот и последующие стихи более всего отражают достоинства царя Соломона в первую пору его царствования: в распоряжении Соломона было многочисленное хорошо вооруженное войско, но славу себе он стяжал не как завоеватель, а как мудрый правитель и политик, ценивший мир превыше войны, и отличавшийся личной праведностью и кротостью. Он жил в роскоши, он пользовался известностью далеко за пределами своего государства… В стихе 3 псалмопевец воспевает царя, который прекраснее всех сынов человеческих; уста царя изрекают мудрые слова (благодать). По этой причине он удостоен особого благословения Божиего.
Пс 44:4−6. Препояшь мечем… воссядь на колесницу — «приглашение» псалмопевца может быть понято в буквальном, но и в переносном смысле, ибо он призывает царя, «сильного славою… и красотою», явить миру истину, кротость, правду (праведность) и многие дивные дела. Остры и стрелы Твои, напоминает, однако, псалмопевец, и они войдут в сердце врагов Царя.
Пс 44:7−8. Царь, воспеваемый псалмопевцем, был праведным правителем. И все-таки обращение его к этому царю как к Богу (евр. елохим) звучит неожиданно. Вспомним, однако, что в дни Моисея елохим называли судей — в значении представителей Бога на земле (Исх 21:6; сравните Пс 81:1). И этот царь представляет, в глазах псалмопевца, Бога и Его царство на земле, потому и провозглашает он, что Престол царя установлен навечно, и скипетр (жезл) его будет скипетром правоты.
Он возлюбил правду, и возненавидел беззаконие (снова обращение к царю как к Богу), и потому помазал Его Бог… елеем радости (здесь, по-видимому, в значении «благословил его радостью») более соучастников Его. Применительно к конкретному царю, воспеваемому тут, под «соучастниками» Его могли пониматься другие претенденты на престол, которым Бог предпочел его. Однако стихи 6−7, несомненно, относятся не только к царю, вступающему в брак; речь в них идет об обещании вечного трона дому Давидову (2Цар 7:16), каковое исполнится в Иисусе Христе, когда Он возвратится на землю, чтобы царствовать вечно.
Автор Послания к евреям цитирует эти стихи (Евр 1:8−9), говоря о возвышении и господстве Христа. Понимает ли псалмопевец под словом елохим Бога или Его представителя в лице человека, писавший к евреям воспользовался этими стихами, чтобы подчеркнуть разницу, существующую между Сыном Божиим и ангелами (комментарии на Евр 1:5, 7, 8−9).
Пс 44:9−10. Перечислены благовония, которыми умащены одежды царственного жениха; свадебное веселье происходит в роскошных чертогах из… слоновой кости. Среди почетных гостей свадебного пира — дочери царей (очевидно, правителей соседних стран). Среди них выделяется невеста-царица, стоящая в знак своего особо почетного отныне положения по правую руку (одесную) царя. Она в Офирском золоте (ее одежда обильно заткана золотыми нитями; Офир, находившийся, как полагают, в западной Аравии, был главным источником золотодобычи в те времена).
Б. Совет, обращенный к невесте царя (44:11−16)
Пс 44:11−13. Псалмопевец просит теперь особого внимания царской невесты: слушай, смотри, и приклони ухо твое. Он советует ей забыть свой народ… и дом ее отца, из чего следует, что царь сочетался браком с дочерью какого-то языческого царя. (Скорее всего, подразумевается дочь египетского фараона, ставшая женой царя Соломона.) Смысл совета псалмопевца в том, что отныне ее народом должен стать Израиль.
И царь, который теперь Господин ее (поклонись Ему), вознаградит ее своей горячей любовью (возжелает… красоты ее). Но и другие благословения придут на нее: она будет пользоваться почетом и уважением у богатейших людей израильского народа (они будут умолять лице ее — преклоняться перед лицом ее); ублажать ее явятся с дарами и представители других народов: их символизирует дочь Тира, одного из главных городов Финикии.
Пс 44:14−16. Да, невеста Царя прекрасна в своей одежде, шитой золотом и богато разукрашенной (испещренной), но внутренняя (духовнаяе красота несравненно превосходит внешнюю (Вся слава ее внутри; стих 14). С веселием и ликованием ведут ее в чертог Царя, и девы, подруги ее, следуют за нею.
В. Благословение брака (44:17−18)
Пс 44:17−18. Псалмопевец возвещает, что брак этот будет благословенным: сыновья от него станут князьями по всей земле; имя Царя не будет забыто в последующих поколениях, и народы будут славить Его во веки и веки.
Если, как полагают, поводом к написанию этого псалма послужило бракосочетание Соломона и египетской царевны, то, очевидно, что искать полной исторической аналогии здесь не приходится; более того, Пс 44 далеко выходит за рамки действительных исторических событий того времени. Ибо только в первую пору своего царствования был Соломон угоден Богу, а при преемниках его царство его распалось… Воспеваемое псалмопевцем царство полного мира и совершенной праведности ни одному из людей установить не под силу.
Сделать это может только Бог, Который «проступает» здесь в чертах и образе Царя. Едва ли можно сомневаться в том, что пророческие слова и видения этого псалма «слышал и видел» евангелист Иоанн, когда писал ту часть книги Откровения, которая соответствует стихам 6−21 в девятнадцатой главе ее. Ему виделось бракосочетание Агнца, Христа, в небесных чертогах; перед духовным взором его была невеста Агнца, которая, готовясь к встрече с Женихом, облачилась в одежды праведности (Откр 19:6−8).
Начиная со стиха 11 (стихи 11−21), евангелист описывает царственного Жениха, выходящего на битву за утверждение праведности во вселенной. Итак — более чем конкретного земного царя — Пс 44 воспевает Иисуса Христа, великого Царя из дома Давидова. Несомненно, таким образом, что перед нами один из мессианских, преобразовательных, псалмов.
Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 44. Толкование Далласской семинарии.
«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.