Толкование Псалма 17

Подробная надпись, соответствующая в русской Библии стиху 1, свидетельствует о том, что этот псалом был Давидом написан как песнь благодарения Господу за то, что избавил его от руки Саула и дал одержать победы над окружавшими Израиль племенами язычников. Обращает на себя внимание обилие метафор в этом псалме, более всего из жизни природы. С некоторыми изменениями Пс 17 записан во 2-ой книге Царств (глава 22).

А. Давид воспевает величие Господа (17:2−4)

Пс 17:2−4. «Твердыней», «скалой», «щитом» Бог называется в Библии многократно. Рог спасения моего. На древнем Востоке рога символизировали силу животных. Отсюда эта метафора.

Б. Давид о своем избавлении свыше (17:5−30)

Пс 17:5−7. Нехарактерном для него языке образов псалмопевец делает краткий «исторический экскурс», вспоминая о времени, когда враги окружали его со всех сторон, грозя ему смертью Эти полчища нечестивых людей он называет «потоками беззакония» (стих 5). В тесноте своей, т. е. в бедственных своих обстоятельствах, он воззвал… к Богу и был услышан (стих 7).

Пс 17:8−16. Богоявление в ответ на вопль его Давид изображает в серии метафор, взятых из природы; во всей этой картине можно видеть как символику силы Божией, так и действие этой силы в устрашающих природных явлениях, которые Давиду оказались в помощь (конкретных указаний на это в Библии нет).

В стихе 8 — описание сильнейшей грозы, возможно, и землетрясения, которые свидетельствовали о гневе Божием, Земля содрогнулась в глубине своих недр, куда, по древневосточным представлениям, уходили «корнями» своими горы (сдвинулись основания гор).

Дым в стихе 9 — это тучи; огонь и горячие угли — образы молний. В стихе 10 — образ «схождения» Бога на тучах (мрак под ногами Его).

Шестикрылые серафимы — служебные духи Божии, на которых (в представлениях древних), как и на крыльях ветра, стремительно передвигается Господь (стих 11).

Мрак в стихе 12 — это опять-таки грозные тучи, в которые окутал Себя Господь. Но сияние, исходящее от Всевышнего, заставляет их «бежать прочь» (стих 13).

Раскаты грома уподобляются гласу Божиему; падает град, сверкают молнии (стих 14). В стихе 15 — молнии, пронзающие тучи. Посредством их Господь разогнал, рассеял врагов Давида.

Гиперболической метафорой в стихе 16 явились источники вод, «открылись основания вселенной» — Давид хочет сказать, что потоки хлынувших на землю вод были так сильны, что «обнажилось дно моря», ибо воды его полностью вышли из берегов.

Заметим, что драматическое описание «вхождения» Бога в земное бытие (в терминах грозных природных явлений) весьма характерно для Библии. Сравните с обстоятельствами получения евреями закона у горы Синай (Исх 19:16−18), а также с записанным в Нав 10:11; Суд 5:20 и 1Цар 7:10. Схожие образы часто встречаются и при описании Божиего «вмешательства» в видении его пророками (к примеру, Ис 29:6; 30:27; 64:1; Авв 3:3−4).

Пс 17:17−20. Свое избавление из среды ненавидящих его, которые были сильнее его, Давид сравнивает со спасением из пучины вод (из вод многих; стих 17); воды часто являются в Библии символом бедствий «Вывести на пространное место» (стих 20) и значит «избавить». Давид знает, что Бог спас его, потому что благоволит к нему.

Пс 17:21−25. Эта часть начинается (стих 21) и заканчивается (стих 25) почти одинаково. Псалмопевец говорит, что Господь… воздал ему и вознаградил его по правде его (то же, что внутренняя порядочность, или непорочность; стих 24) и по чистоте рук его (подразумевается достойное поведение в согласии с Божиими заповедями (стих 23), справедливые поступки, боязнь согрешить).

Пс 17:26−30. В стихах 26−27 продолжение мысли о справедливости Божиего воздаяния. С каждым из людей Он поступает в соответствии с его характером и поведением: милостиво — с милостивым и искренно — с… искренним, с лукавым же по лукавству его. Соответственно, Давидов светильник Он «возжигает», т. е. не дает угаснуть светильнику его жизни (стих 29). В стихе 30 — образ побед, которые Бог дает одерживать Давиду: с Ним он «восходит на стену» осажденного им вражеского города.

В. Давид описывает помощь ему Господа и радуется благословениям Его (17:31−51)

Пс 17:31−32. Славословя единого истинного Бога, Который есть Господь, псалмопевец повторяет (сравните стих 3), что Он — щит (защита) всех уповающих на Него.

Пс 17:33−46. Здесь главная мысль та, что всем, чего Давид достиг, он обязан Богу. Господь наделяет Своего помазанника силой (стихи 33, 38−40, 43) и указывает ему верный путь (стих 33); Он учит его сражаться и дает одерживать победы (стих 35. 41; вторая фраза в стихе 35 означает, что Давид сгибал руками бронзовый лук); это Он возвеличил Давида (стих 34 «поставил его на высотах»: также стих 36, 44−46). «Широкая поступь» в стихе 37 — образ успешной завоевательной политики Давида, который твердо стоит на отвоеванной земле (не колеблются ноги мои); также стих 39−43. И мятежные выступления внутри страны (стих 44) подавил Давид, благословляемый Богом. Который поставил его и «над иноплеменниками» (чуждым ему народом), и теперь они заискивают и трепещут перед могучим еврейским царем (стихи 44−46).

Пс 17:47−51. Песнь благодарения, эту торжественную победную песнь, Давид заканчивает обещанием и впредь славить Господа, живого Бога — реального помощника Своим верным, их защитника и избавителя.

После каждой одержанной им победы царь Давид возносил торжественные благодарения Богу, Которого славил как Бога истинного не только перед еврейским народом, но и в присутствии язычников; он и впредь обещает петь имени Его между иноплеменниками (стих 50). Заметим, что стих 50 апостол Павел воспринял как указание на распространение в будущем учения Христа в среде язычников (Рим 15:9). Последние слова Псалма 17 (« и потомству его во веки») соответствуют пророчеству, которое дано было Давиду через Нафана (2Цар 7:12−16).

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 17. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖИТЕ НАС

Псалтирь, псалом 17 в переводах:
Псалтирь, псалом 17, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.