Толкование Псалма 50

Немного других псалмов из Псалтыря могут сравниться с этим по своей популярности среди верующих всех веков. Псалом 50 является образцом покаянной молитвы. Из вступительной надписи мы узнаем, что царь Давид создал его под воздействием тяжких мыслей о совершенном им грехе прелюбодеяния и убийства (2-й Царств 11). Тогда Давид нарушил сразу несколько заповедей из Десятисловия.

Верующие видят утешение в том факте, что если Бог простил Давиду его тяжелый грех, то значит и они могут надеяться на прощение своих согрешений. Поэтичный язык особенно живо передает все напряжение решающего момента в псалме. Для Давида таким моментом было то, когда его грех предстал перед ним во всем его отталкивающем безобразии. Не будучи в состоянии ни «отвернуться» от него ни оправдаться в нем, царь от всего сердца покаялся (2-й Царств 12:13а).

Поскольку псалом посвящен лишь исповеданию греха и ничего не говорит о его прощении (хотя, судя по историческому повествованию, оно последовало немедленно; 2-й Царств 12:13б), его рассматривают как глубочайшее размышление о важности покаяния. Согрешившему верующему необходимо получить Божье прощение, если он хочет с чистым сердцем продолжать свое служение Господу.

Главная мысль Псалма 50 сводится к тому, что и самый тяжелый грех может быть прощен человеку, который обратится к Богу с мольбой о прощении и о нравственной «реабилитации». Но для этого надо принести Богу «дух сокрушенный» (стих 19), уповая на Его сострадание и милость.

Вводная молитва (50:3−4):

Пс 50:3−4. Обращаясь к Богу, Давид уповает на Его великую милость и сострадание (по-русски передано как «множество щедрот»). Уже первые три слова стиха 3 «Помилуй меня, Боже» звучат как законченная молитва; в них содержится признание того, что Давид не заслуживает прощения, и только по милости Божьей (по Его милосердию) оно может быть даровано.

Из истории царя Давида мы знаем, он согрешал и падал также, как любой человек, но, обладая чуткой совестью и обостренным нравственным чувством, Давид всегда строго судил самого себя, страдая от осознания того, что своими согрешениями он прежде всего оскорбляет Бога (стих 6). Поэтому в нем была искренняя жажда очищения и омовения от греха. «Изгладь… многократно омой… очисти» — умоляет он.

Исповедание греха (50:5−8):

Пс 50:5−6. «Грех мой всегда предо мною» — говорит Давид. Возможно, в этих словах подразумевалось то, что почти целый год прошел прежде, чем Давид покаялся в совершенном им зле (напомним, что младенец, рожденный Вирсавией, умер через неделю после покаяния Давида; 2-й Царств 12:13−18). Может быть, все это время Давид как-то оправдывал самого себя, ведь свое «беззаконие» во всей его неприглядности он осознал лишь после того, как пророк Нафан прямо указал на него царю, назвав вещи своими именами. Только после этого Давид признал, что согрешил, и подчинился Божьей воле, приняв Его справедливый приговор.

Пс 50:7−8. В стихе 7 Давид образно говорит о своей изначальной нравственной несостоятельности как причине своих согрешений на протяжении жизни. Во второй части стиха 8 Давид подразумевает обличение себя пророком Нафаном: лишь благодаря пророку, посланному Богом, он осознал всю мерзость своего согрешения. Он говорит Господу: «Ты… внутрь меня явил мне мудрость» — т. е. довел до моего сознания соделанное мной.

Молитва Давида (50:9−14):

Пс 50:9−11. Покаявшись, царь просит Бога простить его. Снова звучат слова мольбы: «омой… изгладь». Трава иссоп, или точнее, сок этого растения, служила непременным компонентом в ритуале очищения от греха посредством крови (Лев 14:6−7, 49−52; Евр 9:22). Давид молит Господа о нравственном просветлении, которое бы сделало его белее снега, и наполнило бы его радостью восстановления свои отношений с Богом (стих 10). Сравните образное выражение в конце стих 10 с подобным выражением в Псалме 6:3. «Кости… сокрушенные» и «радующиеся» символизируют эмоциональное состояние человека во всей его глубине.

Пс 50:12−14. Давид просит Бога о внутреннем духовном обновлении, о новом сердце. В стихе 13 он молит, чтобы Господь не отверг его и не отнял от него Духа Своего Святого Возможно, Давид вспомнил, как был отстранен от царства Саул — в ветхозаветных писаниях это было представлено именно как отнятие от него Святого Духа.

Согласно новозаветному учению (Иоанна 14:16; Рим 8:9) Святой Дух, Который входит в верующего в момент спасения (т. е. уверования в Иисуса Христа), уже не покидает его. Но по причине своего согрешения христианин может быть устранен от общения с Господом и служения Ему (1Кор 9:27).

В стихе 14 Давид просит возвратить ему радость спасения Божьего, которую он может испытывать лишь через осознание, что Бог спас его (в значении «очистил», «простил»). Утверди меня в следовании путями, угодными Тебе, Духом Твоим Святым.

Обещание прославлять Бога (50:15−19):

Желания Давида «учить не знающих закона Божьего» и «возвещать Господу хвалу» не могут осуществиться прежде, чем Бог простит его, так что косвенно здесь тоже содержится просьба о прошении.

Пс 50:15. «Научу беззаконных путям Твоим», стану обращать к Тебе нечестивых. Давид исполнен намерения возвещать людям, как благ Господь, в частности, по отношению к кающимся грешникам. Но прежде чем исполнить свое намерение он сам должен быть прошен.

Пс 50:16−17. «Избавь меня от кровей» — подразумевается убийство Урии.

Пс 50:18−19. Давид сознает, что для примирения с Богом недостаточно простого принесения Ему на алтаре жертвенных животных (Псалом 39:7). Их бы он дал, как и прежде давал во множестве. Но жертва, наиболее угодная Богу — это смирение кающегося, его сокрушенный дух. С таким духом и приходит Давид к Богу.

В ветхозаветное время каждый, кто согрешил, как Давид, должен был услышать слово Божьего прощения от священника или пророка. Только после этого кающийся допускался к богопоклонению и принесению мирной жертвы. Верующие новозаветной поры находят это «слово прощения» в данном нам Слове Божьем, где оно записано на вечные времена: это кровь Иисуса Христа, которая очищает нас от греха (1-е Иоанна 1:7). Однако и новозаветному верующему нужно иметь «дух сокрушенный» и всеми силами, с помощью Божьей, уходить от соблазна самонадеянности и самоуверенности. Ему необходимо постоянно признавать перед Богом свою нужду в духовном обновлении и очищении (1-е Иоанна 1:9).

Молитва о благоволении Божьем (50:20−21):

Пс 50:20−21. Многие полагают, что эти стихи — позднейшее дополнение к Псалму 50, так как они не согласуются с темой этого псалма. Здесь подразумевается, что стены Иерусалима разрушены, и на Божий алтарь больше не возлагают тельцов. Эти обстоятельства не соответствовали времени Давида. Скорее всего, стихи 20−21 появились в годы вавилонского пленения. Вдали от родной земли евреи могли прибегать к Псалму 50 как к покаянной молитве, присоединяя к ней просьбу о восстановлении Иерусалима и храма.

Нашли в тексте ошибку? Выделите её и нажмите: Ctrl + Enter

Толкование Далласской семинарии на Псалтирь, псалом 50. Толкование Далласской семинарии.


«Славянское Евангельское Общество»

«Славянское Евангельское Общество»:
Толкование Далласской семинарии.
© 1989−1996.

ПОДДЕРЖАТЬ ДЕНЬГАМИ

Псалтирь, псалом 50 в переводах:
Псалтирь, псалом 50, комментарии:
  1. Новой Женевской Библии
  2. Толкование Мэтью Генри
  3. Комментарии МакДональда
  4. Толковая Библия Лопухина
  5. Толкования Августина
  6. Комментарии Скоуфилда
  7. Комментарии Сперджена


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.