Иакова 2 глава

Послание Иакова
Новый русский перевод → Елизаветинская на русском

 
 

Братья мои, имейте веру в Иисуса Христа, нашего славного Господа, не оказывая предпочтения одним людям перед другими.
 
Братие моя, не на лица зряще имейте веру Господа нашего Иисуса Христа славы.

Допустим, что на ваше собрание[6] придет человек в богатой одежде и с золотым перстнем, и вслед за ним войдет другой, бедный и в грязной одежде.
 
Аще бо внидет в сонмище ваше муж, злат перстень нося, в ризе светле, внидет же и нищь в худе одежди,

Если вы взглянете на человека в богатой одежде и скажете ему: «Проходи, пожалуйста, садись здесь», а бедному скажете: «Постой там» или же: «Садись здесь, у моих ног»,
 
и воззрите на носящаго ризу светлу, и речете ему: ты сяди зде добре: и нищему речете: ты стани тамо, или сяди зде на подножии моем:

то не проявляете ли вы несправедливость, становясь судьями с дурными мыслями?
 
и не разсмотристе в себе, и бысте судии помышлений злых.

Послушайте, любимые мои братья, разве не избрал Бог тех, кто беден в этом мире, чтобы они были богатыми верой и наследниками Царства, которое Он обещал всем, кто любит Его?
 
Слышите, братие моя возлюбленная, не Бог ли избра нищыя мира сего богаты в вере и наследники Царствия, еже обеща любящым его?

А вы презираете бедного. Разве не богатые угнетают вас и таскают вас по судам?
 
вы же укористе нищаго. Не богатии ли насилуют вам, и тии влекут вы на судища?

Разве не они оскорбляют доброе имя, которое вы носите?
 
не тии ли хулят доброе имя нареченное на вас?

Если вы действительно соблюдаете царский закон, как написано: «Люби ближнего твоего, как самого себя»[7], то поступаете правильно.
 
Аще убо закон совершаете царский, по писанию: возлюбиши искренняго своего якоже себе самаго, добре творите:

Но если вы оказываете предпочтение одним людям перед другими, то грешите, и Закон обличает вас как преступников.
 
аще же на лица зрите, то грех содеваете, обличаеми от закона якоже преступницы.

Кто соблюдает весь Закон, но согрешит в чем-то одном, тот виновен во всем.
 
Иже бо весь закон соблюдет, согрешит же во единем, бысть всем повинен.

Тот, кто сказал: «Не нарушай супружескую верность»,[8] сказал и: «Не убивай».[9] Если ты не изменяешь в браке, но убиваешь, ты становишься нарушителем Закона.
 
Рекий бо: не прелюбы сотвориши, рекл есть и: не убиеши. Аще же не прелюбы сотвориши, убиеши же, был еси преступник закона.

Говорите и поступайте как те, кому предстоит быть судимыми по Закону, несущему свободу.
 
Тако глаголите и тако творите, яко законом свободным имущии суд прияти.

Для тех, кто не проявляет милости, суд тоже будет без милости. Милость превыше суда!
 
Суд бо без милости не сотворшему милости: и хвалится милость на суде.

Братья мои, какая польза, если человек говорит, что имеет веру, но дел не имеет? Может ли такая вера спасти его?
 
Кая польза, братие моя, аще веру глаголет кто имети, дел же не имать? еда может вера спасти его?

Если брат или сестра без одежды и без пищи,
 
Аще же брат или сестра нага будета и лишена будета дневныя пищи,

то какая польза будет в том, что кто-то из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и ешьте», не дав им того, в чем они нуждаются?
 
речет же има кто от вас: идита с миром, грейтася и насыщайтася? не даст же има требования телеснаго: кая польза?

Так же и вера, если не имеет дел, сама по себе мертва.
 
Такожде и вера, аще дел не имать, мертва есть о себе.

Может, кто-то скажет: «У тебя есть вера, а у меня есть дела — покажи мне твою веру без дел, а я покажу тебе мою веру в моих делах».
 
Но речет кто: ты веру имаши, аз же дела имам: покажи ми веру твою от дел твоих, и аз тебе покажу от дел моих веру мою.

Ты веришь, что Бог — един[10], и это хорошо. Но и демоны верят и трепещут от страха.
 
Ты веруеши, яко Бог един есть: добре твориши: и беси веруют, и трепещут.

Желаешь ли ты знать, неразумный человек, что вера без дел бесполезна[11]?
 
Хощеши же ли разумети, о, человече суетне, яко вера без дел мертва есть?

Не в результате ли дел наш праотец Авраам был оправдан, когда положил своего сына Исаака на жертвенник?
 
Авраам отец наш не от дел ли оправдася, вознес исаака сына своего на жертвенник?

Ты видишь, что его вера и его дела были неразрывно связаны, и именно в делах его вера и получила совершенство.
 
Видиши ли, яко вера поспешествоваше делом его, и от дел совершися вера?

Так исполнились слова Писания: «Авраам поверил Богу, и это было вменено ему в праведность»,[12] и Авраам был назван другом Божьим[13].
 
И совершися писание глаголющее: верова же авраам Богови, и вменися ему в правду, и друг Божий наречеся.

Вы сами видите, что человек получает оправдание по делам, а не только по вере.
 
Зрите ли убо, яко от дел оправдается человек, а не от веры единыя?

И разве не по делам была оправдана блудница Раав, когда приютила лазутчиков и послала их другим путем?[14]
 
Такожде же и раав блудница не от дел ли оправдася, приемши сходники и иным путем изведши их?

Так что, как тело мертво без духа, так и вера без дел мертва.
 
Якоже бо тело без духа мертво есть, тако и вера без дел мертва есть.

Примечания:

 
Новый русский перевод
2 [6] — Букв.: синагога. Здесь, вероятно, собрание верующих в Иисуса иудеев.
8 [7]Лев 19:18; см. также Мф 22:39; Мк 12:31; Гал 5:14.
11 [8]Исх 20:14; Втор 5:18.
11 [9]Исх 20:13; Втор 5:17.
19 [10] — См. Втор 6:4.
20 [11] — В некот. ранних рукописях: мертва.
23 [12]Быт 15:6.
23 [13] — См. 2Пар 20:7; Ис 41:8.
25 [14] — См. Нав 2:1−24; Нав 6:22-25.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.