Евреям 9 глава

Послание к Евреям апостола Павла
Подстрочник Винокурова → Комментарии МакДональда

Подстрочник Винокурова

1
Εἶχε Имел 2192 V-IAI-3S
μὲν ведь 3303 PRT
οὖν итак 3767 CONJ
[καὶ] и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
πρώτη первый [завет] 4413 A-NSF-S
δικαιώματα требования 1345 N-APN
λατρείας служения 2999 N-GSF
τό  3588 T-ASN
τε  5037 PRT
ἅγιον святое 40 A-ASN
κοσμικόν. мирское. 2886 A-ASN
2
σκηνὴ Скиния 4633 N-NSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
κατεσκευάσθη была сооружена 2680 V-API-3S
 1510 T-NSF
πρώτη первая 4413 A-NSF-S
ἐν в 1722 PREP
которой 1510 R-DSF
 1510 T-NSF
τε  5037 PRT
λυχνία светильник 3087 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
τράπεζα стол 5132 N-NSF
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
πρόθεσις предложение 4286 N-NSF
τῶν  3588 T-GPM
ἄρτων, хлебов, 740 N-GPM
ἥτις та, которая 3748 R-NSF
λέγεται зовётся 3004 V-PPI-3S
Ἅγια· Святое; 40 A-NPN
3
μετὰ после 3326 PREP
δὲ же 1161 CONJ
τὸ  3588 T-ASN
δεύτερον второй 1208 A-ASN
καταπέτασμα завесы 2665 N-ASN
σκηνὴ палатка 4633 N-NSF
 1510 T-NSF
λεγομένη называемая 3004 V-PPP-NSF
Ἅγια Святое 40 A-NPN
Ἁγίων, Святых, 40 A-GPN
4
χρυσοῦν золотую 5552 A-ASN
ἔχουσα имеющая 2192 V-PAP-NSF
θυμιατήριον кадильницу 2369 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
κιβωτὸν ковчег 2787 N-ASF
τῆς  3588 T-GSF
διαθήκης завета 1242 N-GSF
περικεκαλυμμένην покрытый 4028 V-RPP-ASF
πάντοθεν отовсюду 3840 ADV
χρυσίῳ, золотом, 5553 N-DSN
ἐν в 1722 PREP
котором 1510 R-DSF
στάμνος кувшин 4713 N-NSF
χρυσῆ золотой 5552 A-NSF
ἔχουσα имеющий 2192 V-PAP-NSF
τὸ  3588 T-ASN
μάννα манну 3131 HEB
καὶ и 2532 CONJ
 1510 T-NSF
ῥάβδος жезл 4464 N-NSF
Ἀαρὼν Аарона 2 N-PRI
 1510 T-NSF
βλαστήσασα проросший 985 V-AAP-NSF
καὶ и 2532 CONJ
αἱ  3588 T-NPF
πλάκες пли́ты 4109 N-NPF
τῆς  3588 T-GSF
διαθήκης, Завета, 1242 N-GSF
5
ὑπεράνω наверху 5231 ADV
δὲ же 1161 CONJ
αὐτῆς его 846 P-GSF
Χερουβὶν Херувимы 5502 N-PRI
δόξης славы 1391 N-GSF
κατασκιάζοντα осеняющие 2683 V-PAP-NPN
τὸ  3588 T-ASN
ἱλαστήριον· умилостивление; 2435 N-ASN
περὶ о 4012 PREP
ὧν котором 3739 R-GPN
οὐκ не 3756 PRT-N
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
νῦν теперь 3568 ADV
λέγειν говорить 3004 V-PAN
κατὰ по 2596 PREP
μέρος. части. 3313 N-ASN
6
Τούτων Этих 5130 D-GPM
δὲ же 1161 CONJ
οὕτως так 3779 ADV
κατεσκευασμένων, сооружённых, 2680 V-RPP-GPM
εἰς в 1519 PREP
μὲν ведь 3303 PRT
τὴν  3588 T-ASF
πρώτην первую 4413 A-ASF-S
σκηνὴν палатку 4633 N-ASF
διὰ во 1223 PREP
παντὸς всякое [время] 3956 A-GSN
εἰσίασιν входят 1524 V-PAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἱερεῖς священники 2409 N-NPM
τὰς  3588 T-APF
λατρείας служения 2999 N-APF
ἐπιτελοῦντες, совершающие, 2005 V-PAP-NPM
7
εἰς в 1519 PREP
δὲ же 1161 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
δευτέραν вторую 1208 A-ASF
ἅπαξ однажды 530 ADV
τοῦ  3588 T-GSM
ἐνιαυτοῦ [в] год 1763 N-GSM
μόνος один 3441 A-NSM
 3588 T-NSM
ἀρχιερεύς, первосвященник, 749 N-NSM
οὐ не 3739 PRT-N
χωρὶς без 5565 ADV
αἵματος, кро́ви, 129 N-GSN
которую 3588 R-ASN
προσφέρει приносит 4374 V-PAI-3S
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἑαυτοῦ себя 1438 F-3GSM
καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPN
τοῦ  3588 T-GSM
λαοῦ народа 2992 N-GSM
ἀγνοημάτων, незнания, 51 N-GPN
8
τοῦτο это 5124 D-ASN
δηλοῦντος изъясняющего 1213 V-PAP-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
τοῦ  3588 T-GSN
ἁγίου, Святого, 40 A-GSN
μήπω ещё не 3380 ADV-N
πεφανερῶσθαι быть явленным 5319 V-RPN
τὴν  3588 T-ASF
τῶν  3588 T-GPN
ἁγίων святых 40 A-GPN
ὁδὸν путь 3598 N-ASF
ἔτι ещё 2089 ADV
τῆς  3588 T-GSF
πρώτης первой 4413 A-GSF-S
σκηνῆς скинии 4633 N-GSF
ἐχούσης имеющей 2192 V-PAP-GSF
στάσιν, стояние, 4714 N-ASF
9
ἥτις та, которая 3748 R-NSF
παραβολὴ символ 3850 N-NSF
εἰς для 1519 PREP
τὸν  3588 T-ASM
καιρὸν времени 2540 N-ASM
τὸν  3588 T-ASM
ἐνεστηκότα, настоящего, 1764 V-RAP-ASM
καθ᾽ по 2596 PREP
ἣν которой 3739 R-ASF
δῶρά дары 1435 N-NPN
τε  5037 PRT
καὶ и 2532 CONJ
θυσίαι жертвы 2378 N-NPF
προσφέρονται приносятся 4374 V-PPI-3P
μὴ не 3361 PRT-N
δυνάμεναι могущие 1410 V-PNP-NPF
κατὰ по 2596 PREP
συνείδησιν совести 4893 N-ASF
τελειῶσαι сделать совершенным 5048 V-AAN
τὸν  3588 T-ASM
λατρεύοντα, служащего, 3000 V-PAP-ASM
10
μόνον только 3440 ADV
ἐπὶ относительно 1909 PREP
βρώμασιν еды 1033 N-DPN
καὶ и 2532 CONJ
πόμασιν питья 4188 N-DPN
καὶ и 2532 CONJ
διαφόροις различных 1313 A-DPM
βαπτισμοῖς, омовений, 909 N-DPM
δικαιώματα требования 1345 N-NPN
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
μέχρι до 3360 ADV
καιροῦ срока 2540 N-GSM
διορθώσεως расправления 1357 N-GSF
ἐπικείμενα. полагающиеся. 1945 V-PNP-NPN
11
Χριστὸς Христос 5547 N-NSM
δὲ же 1161 CONJ
παραγενόμενος прибывший 3854 V-2ADP-NSM
ἀρχιερεὺς Первосвященник 749 N-NSM
τῶν  3588 T-GPN
γενομένων осуществившихся 1096 V-2ADP-GPN
ἀγαθῶν добрых 18 A-GPN
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
μείζονος бо́льшую 3173 A-GSF-C
καὶ и 2532 CONJ
τελειοτέρας более совершенную 5046 A-GSF-C
σκηνῆς скинию 4633 N-GSF
οὐ не 3739 PRT-N
χειροποιήτου, рукотворную, 5499 A-GSF
τοῦτ᾽ это 5124 D-NSN
ἔστιν есть 1510 V-PAI-3S
οὐ не 3739 PRT-N
ταύτης этого 3778 D-GSF
τῆς  3588 T-GSF
κτίσεως, создания, 2937 N-GSF
12
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
δι᾽ через 1223 PREP
αἵματος кровь 129 N-GSN
τράγων козлов 5131 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
μόσχων телят 3448 N-GPM
διὰ через 1223 PREP
δὲ же 1161 CONJ
τοῦ  3588 T-GSN
ἰδίου собственную 2398 A-GSN
αἵματος, кровь, 129 N-GSN
εἰσῆλθεν вошёл 1525 V-2AAI-3S
ἐφάπαξ разом 2178 ADV
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἅγια, святое, 40 A-APN
αἰωνίαν вечное 166 A-ASF
λύτρωσιν освобождение 3085 N-ASF
εὑράμενος. нашедший. 2147 V-2AMP-NSM
13
εἰ Если 1487 COND
γὰρ ведь 1063 CONJ
τὸ  3588 T-NSN
αἷμα кровь 129 N-NSN
τράγων козлов 5131 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
ταύρων быков 5022 N-GPM
καὶ и 2532 CONJ
σποδὸς зола 4700 N-NSF
δαμάλεως тёлки 1151 N-GSF
ῥαντίζουσα окропляющая 4472 V-PAP-NSF
τοὺς  3588 T-APM
κεκοινωμένους осквернённых 2840 V-RPP-APM
ἁγιάζει освящает 37 V-PAI-3S
πρὸς к 4314 PREP
τὴν  3588 T-ASF
τῆς  3588 T-GSF
σαρκὸς плоти 4561 N-GSF
καθαρότητα, чистоте, 2514 N-ASF
14
πόσῳ скольким 4214 Q-DSN
μᾶλλον более 3123 ADV
τὸ  3588 T-NSN
αἷμα кровь 129 N-NSN
τοῦ  3588 T-GSM
Χριστοῦ, Христа, 5547 N-GSM
ὃς Который 3739 R-NSM
διὰ через 1223 PREP
πνεύματος Духа 4151 N-GSN
αἰωνίου вечного 166 A-GSN
ἑαυτὸν Самого Себя 1438 F-3ASM
προσήνεγκεν принёс 4374 V-AAI-3S
ἄμωμον [в жертву] безупречного 299 A-ASM
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ, Богу, 2316 N-DSM
καθαριεῖ очистит 2511 V-FAI-3S-ATT
τὴν  3588 T-ASF
συνείδησιν совесть 4893 N-ASF
ἡμῶν нашу 2257 P-1GP
ἀπὸ от 575 PREP
νεκρῶν мёртвых 3498 A-GPN
ἔργων дел 2041 N-GPN
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
λατρεύειν служить 3000 V-PAN
θεῷ Богу 2316 N-DSM
ζῶντι. живущему. 2198 V-PAP-DSM
15
Καὶ И 2532 CONJ
διὰ из-за 1223 PREP
τοῦτο этого 5124 D-ASN
διαθήκης завета 1242 N-GSF
καινῆς нового 2537 A-GSF
μεσίτης посредник 3316 N-NSM
ἐστίν, Он есть, 1510 V-PAI-3S
ὅπως чтобы 3704 ADV
θανάτου смерти 2288 N-GSM
γενομένου случившейся 1096 V-2ADP-GSM
εἰς для 1519 PREP
ἀπολύτρωσιν выкупа 629 N-ASF
τῶν [которых] 3588 T-GPF
ἐπὶ при 1909 PREP
τῇ  3588 T-DSF
πρώτῃ первом 4413 A-DSF-S
διαθήκῃ завете 1242 N-DSF
παραβάσεων преступлений 3847 N-GPF
τὴν  3588 T-ASF
ἐπαγγελίαν обещание 1860 N-ASF
λάβωσιν получили 2983 V-2AAS-3P
οἱ  3588 T-NPM
κεκλημένοι призванные 2564 V-RPP-NPM
τῆς  3588 T-GSF
αἰωνίου вечного 166 A-GSF
κληρονομίας. наследства. 2817 N-GSF
16
ὅπου Где 3699 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
διαθήκη, завещание, 1242 N-NSF
θάνατον смерть 2288 N-ASM
ἀνάγκη необходимо 318 N-NSF
φέρεσθαι нестись 5342 V-PPN
τοῦ  3588 T-GSM
διαθεμένου· завещавшего; 1303 V-2AMP-GSM
17
διαθήκη завещание 1242 N-NSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
ἐπὶ на 1909 PREP
νεκροῖς мёртвых 3498 A-DPM
βεβαία, прочно, 949 A-NSF
ἐπεὶ поскольку 1893 CONJ
μήποτε никогда 3379 ADV-N
ἰσχύει имеет силу 2480 V-PAI-3S
ὅτε когда 3753 ADV
ζῇ живёт 2198 V-PAI-3S
 3588 T-NSM
διαθέμενος. завещавший. 1303 V-2AMP-NSM
18
ὅθεν Откуда 3606 ADV
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
 1510 T-NSF
πρώτη первый [завет] 4413 A-NSF-S
χωρὶς без 5565 ADV
αἵματος кро́ви 129 N-GSN
ἐγκεκαίνισται· нововведён; 1457 V-RPI-3S
19
λαληθείσης произнесённой 2980 V-APP-GSF
γὰρ ведь 1063 CONJ
πάσης всякой 3956 A-GSF
ἐντολῆς заповеди 1785 N-GSF
κατὰ по 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
νόμον Закону 3551 N-ASM
ὑπὸ  5259 PREP
Μωϋσέως Моисея 3475 N-GSM
παντὶ всему 3956 A-DSM
τῷ  3588 T-DSM
λαῷ, народу, 2992 N-DSM
λαβὼν взявший 2983 V-2AAP-NSM
τὸ  3588 T-ASN
αἷμα кровь 129 N-ASN
τῶν  3588 T-GPM
μόσχων телят 3448 N-GPM
[καὶ и 2532 CONJ
τῶν  3588 T-GPM
τράγων] козлов 5131 N-GPM
μετὰ с 3326 PREP
ὕδατος водой 5204 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
ἐρίου шерстью 2053 N-GSN
κοκκίνου алой 2847 A-GSN
καὶ и 2532 CONJ
ὑσσώπου иссопом 5301 N-GSM
αὐτό саму 846 P-ASN
τε  5037 PRT
τὸ  3588 T-ASN
βιβλίον книгу 975 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
πάντα весь 3956 A-ASM
τὸν  3588 T-ASM
λαὸν народ 2992 N-ASM
ἐράντισεν, он окропил, 4472 V-AAI-3S
20
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Τοῦτο Это 5124 D-NSN
τὸ  3588 T-NSN
αἷμα кровь 129 N-NSN
τῆς  3588 T-GSF
διαθήκης завета 1242 N-GSF
ἧς который 3739 R-GSF
ἐνετείλατο заповедал 1781 V-ADI-3S
πρὸς к 4314 PREP
ὑμᾶς вам 5209 P-2AP
 3588 T-NSM
θεός· Бог; 2316 N-NSM
21
καὶ и 2532 CONJ
τὴν  3588 T-ASF
σκηνὴν палатку 4633 N-ASF
δὲ же 1161 CONJ
καὶ и 2532 CONJ
πάντα все 3956 A-APN
τὰ  3588 T-APN
σκεύη вещи 4632 N-APN
τῆς  3588 T-GSF
λειτουργίας служения 3009 N-GSF
τῷ  3588 T-DSN
αἵματι кровью 129 N-DSN
ὁμοίως подобно 3668 ADV
ἐράντισεν. он окропил. 4472 V-AAI-3S
22
καὶ И 2532 CONJ
σχεδὸν почти 4975 ADV
ἐν в 1722 PREP
αἵματι крови́ 129 N-DSN
πάντα всё 3956 A-NPN
καθαρίζεται очищается 2511 V-PPI-3S
κατὰ по 2596 PREP
τὸν  3588 T-ASM
νόμον, Закону, 3551 N-ASM
καὶ и 2532 CONJ
χωρὶς без 5565 ADV
αἱματεκχυσίας кровопролития 130 N-GSF
οὐ не 3739 PRT-N
γίνεται делается 1096 V-PNI-3S
ἄφεσις. прощение. 859 N-NSF
23
Ἀνάγκη Необходимость 318 N-NSF
οὖν итак 3767 CONJ
τὰ  3588 T-APN
μὲν ведь 3303 PRT
ὑποδείγματα отображения 5262 N-APN
τῶν [которых] 3588 T-GPN
ἐν в 1722 PREP
τοῖς  3588 T-DPM
οὐρανοῖς небесах 3772 N-DPM
τούτοις этим 5125 D-DPN
καθαρίζεσθαι, очищаться, 2511 V-PPN
αὐτὰ само 846 P-APN
δὲ же 1161 CONJ
τὰ  3588 T-APN
ἐπουράνια небесное 2032 A-APN
κρείττοσιν лучшими 2909 A-DPF-C
θυσίαις жертвами 2378 N-DPF
παρὰ против 3844 PREP
ταύτας. этих. 3778 D-APF
24
οὐ Не 3739 PRT-N
γὰρ ведь 1063 CONJ
εἰς в 1519 PREP
χειροποίητα рукотворное 5499 A-APN
εἰσῆλθεν вошёл 1525 V-2AAI-3S
ἅγια святое 40 A-APN
Χριστός, Христос, 5547 N-NSM
ἀντίτυπα отпечаток 499 A-APN
τῶν  3588 T-GPN
ἀληθινῶν, истинных, 228 A-GPN
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
εἰς в 1519 PREP
αὐτὸν само 846 P-ASM
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανόν, небо, 3772 N-ASM
νῦν теперь 3568 ADV
ἐμφανισθῆναι [чтобы] быть явленным 1718 V-APN
τῷ  3588 T-DSN
προσώπῳ лицу 4383 N-DSN
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ὑπὲρ за 5228 PREP
ἡμῶν· нас; 2257 P-1GP
25
οὐδ᾽ и не 3761 CONJ-N
ἵνα чтобы 2443 CONJ
πολλάκις много раз 4178 ADV
προσφέρῃ Он приносил [в жертву] 4374 V-PAS-3S
ἑαυτόν, Самого Себя, 1438 F-3ASM
ὥσπερ как 5618 ADV
 3588 T-NSM
ἀρχιερεὺς первосвященник 749 N-NSM
εἰσέρχεται входит 1525 V-PNI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ἅγια святое 40 A-APN
κατ᾽ каждый 2596 PREP
ἐνιαυτὸν год 1763 N-ASM
ἐν в 1722 PREP
αἵματι крови́ 129 N-DSN
ἀλλοτρίῳ, чужой, 245 A-DSN
26
ἐπεὶ поскольку 1893 CONJ
ἔδει надлежало 1163 V-IAI-3S
αὐτὸν Его 846 P-ASM
πολλάκις много раз 4178 ADV
παθεῖν претерпеть страдания 3958 V-2AAN
ἀπὸ от 575 PREP
καταβολῆς основания 2602 N-GSF
κόσμου· мира; 2889 N-GSM
νυνὶ теперь 3570 ADV
δὲ же 1161 CONJ
ἅπαξ однажды 530 ADV
ἐπὶ при 1909 PREP
συντελείᾳ окончании 4930 N-DSF
τῶν  3588 T-GPM
αἰώνων веков 165 N-GPM
εἰς для 1519 PREP
ἀθέτησιν отвержения 115 N-ASF
[τῆς]  3588 T-GSF
ἁμαρτίας греха 266 N-GSF
διὰ через 1223 PREP
τῆς  3588 T-GSF
θυσίας жертву 2378 N-GSF
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
πεφανέρωται. Он явлен. 5319 V-RPI-3S
27
καὶ И 2532 CONJ
καθ᾽ по 2596 PREP
ὅσον скольку 3745 K-ASN
ἀπόκειται полагается 606 V-PNI-3S
τοῖς  3588 T-DPM
ἀνθρώποις людям 444 N-DPM
ἅπαξ однажды 530 ADV
ἀποθανεῖν, умереть, 599 V-2AAN
μετὰ после 3326 PREP
δὲ же 1161 CONJ
τοῦτο этого 5124 D-ASN
κρίσις, суд, 2920 N-NSF
28
οὕτως так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
Χριστός, Христос, 5547 N-NSM
ἅπαξ однажды 530 ADV
προσενεχθεὶς принесённый [в жертву] 4374 V-APP-NSM
εἰς в 1519 PREP
τὸ  3588 T-ASN
πολλῶν многих 4183 A-GPM
ἀνενεγκεῖν вознести 399 V-2AAN
ἁμαρτίας, грехи, 266 N-APF
ἐκ во 1537 PREP
δευτέρου второй [раз] 1208 A-GSN
χωρὶς без 5565 ADV
ἁμαρτίας греха 266 N-GSF
ὀφθήσεται будет сделан видим 3700 V-FPI-3S
τοῖς  3588 T-DPM
αὐτὸν Его 846 P-ASM
ἀπεκδεχομένοις ожидающим 553 V-PNP-DPM
εἰς для 1519 PREP
σωτηρίαν. спасения. 4991 N-ASF

Комментарии МакДональда

В. Превосходство жертвы Христа над жертвоприношениями Ветхого Завета (9:1 — 10:18)

9:1 В стихе 8:3 автор вскользь упомянул тот факт, что у каждого первосвященника должно быть что-то, что он мог бы принести в жертву. Теперь же он переходит к обсуждению жертвы нашего великого Первосвященника и сравнивает ее с жертвами ВЗ. В качестве вступления к этой теме он делает краткий обзор устройства скинии собрания и правил поклонения.

9:2 Скиния собрания была сооружением, напоминающим палатку, в котором Бог обитал среди израильтян начиная с того времени, когда они расположились лагерем у горы Синай, и вплоть до построения храма. Территория вокруг скинии называлась внешним двором. Она была огорожена забором, который состоял из бронзовых столбов с натянутым между ними полотном.

Входя во двор скинии через ворота на востоке, израильтянин подходил к жертвеннику всесожжений, где убивали и сжигали жертвенных животных, потом к умывальнику — большой бронзовой емкости, наполненной водой, где священники омывали руки и ноги.

Скиния была приблизительно 14 метров длиной, 5 метров шириной и 5 метров высотой. В ней было два отделения. Первое — святилище длиной в 9 метров, второе — Святое святых длиной 5 метров.

Сама палатка представляла деревянный остов, покрытый покрывалами из козьей шерсти и шкур животных, защищавших от непогоды. Эти покрывала образовывали потолок и заднюю и боковые стены палатки. Вход в скинию закрывала вышитая завеса.

В святилище стояли:

1. Стол хлебов предложения, на котором лежали двенадцать хлебов, символизировавших двенадцать колен Израиля. Эти хлебы назывались хлебами предложения, потому что клались пред лицом Бога.

2. Золотой светильник с семью устремленными вверх ветвями, на которых стояли лампады.

3. Золотой алтарь курений, на котором утром и вечером сжигалось святое курение.

9:3 За второй завесой находилось Святое святых. Здесь Бог являл Себя в ярко сиявшем облаке. Это было единственное место на земле, где к Нему можно было приблизиться с кровью примирения.

9:4 Во втором отделении изначальной скинии стоял ковчег завета — большой деревянный ящик, обложенный со всех сторон золотом. Внутри ковчега находились золотой сосуд с манной, жезл Аарона расцветший и две скрижали закона. (Позже, когда был возведен храм, в ковчеге не было ничего, кроме скрижалей закона; см. 3Цар 8:9.) Стих 4 говорит, что в Святом святых была и золотая кадильница. Греческое слово, переведенное как «кадильница», может обозначать или алтарь курений (согласно Исход 30:6, он стоял в святилище), или же кадильницу, в которой первосвященник переносил курения. Второе в данном случае более вероятно. (Слово «thumiaterion» означает вещь или место для сжигания курений.)

Автор почитал курильницу принадлежностью Святого святых, потому что первосвященник вносил ее туда с алтаря курений в святилище в День примирения.

9:5 Золотая крышка ковчега была известна как очистилище. На ней располагались две золотые фигуры, известные как херувимы. Они стояли лицом к лицу, с распростертыми крыльями, с головами, склоненными над крышкой ковчега.

На этом автор заканчивает свое краткое описание. Цель его — не вдаваться во все подробности, а сделать общий обзор содержимого скинии и кратко напомнить о заложенной в ней символике приближения к Богу.

9:6 Собираясь сравнить жертву Христа с жертвоприношениями иудаизма, автор должен был прежде всего описать те жертвы, которых требовал закон. Их было очень много, но из всей совокупности он отобрал самые важные, которые приносились в великий День примирения (Лев 16). Этот спор автор мог выиграть лишь в том случае, если ему удалось бы доказать, что труд Христа превосходит труд первосвященника в этот знаменательный день религиозного календаря израильтян.

Священники имели доступ к первому отделению скинии — к святилищу.

Они постоянно входили туда, исполняя свои ритуальные обязанности. Простым людям доступ в это помещение был закрыт; они должны были оставаться снаружи.

9:7 В Святое святых мог входить только один человек — первосвященник Израиля. И этот человек, единственный из всего народа, единственный из всего колена, единственный из семейства, мог войти туда один раз в год — в День примирения. Когда он входил, он должен был нести сосуд с кровью, которую приносил за себя и за грехи неведения народа.

9:8 C этим действием были связаны глубокие духовные истины. Святой Дух учил, что грех далеко увел человека от Бога, что человек должен приближаться к Богу через посредника и что посредник мог приблизиться к Богу только через кровь жертвы. Это было наглядное подтверждение того, что для поклоняющихся путь в Божье присутствие открыт еще не был.

Это положение сохранялось, пока стояла прежняя скиния. В данном случае предпочтительнее кажется перевод, сделанный Дарби: «Потому что первая скиния все еще имела место».

В годы правления Соломона на смену скинии пришел храм, но она все равно имела место вплоть до смерти, погребения и воскресения Христа. Провозглашаемые ею принципы, как приходить к Богу, оставались в силе, пока завеса в храме не была разорвана надвое.

9:9 Система скинии была образом настоящего времени. Она символизировала что-то лучшее, что еще придет, служила несовершенным образом совершенного труда Христа.

Дары и жертвы никогда не могли сделать поклоняющихся совершенными в совести. Если бы они обеспечивали полное прощение грехов, то совесть приносящего была бы свободна от вины за грех.

9:10 На самом же деле жертвоприношения левитской системы могли решить лишь проблему ритуального осквернения. Они имели отношение лишь к таким поверхностным вещам, как чистые и нечистые яства и питие, ритуальное омовения, которые очищали людей от обрядовой нечистоты, но никак не затрагивали проблемы нравственного осквернения.

Жертвоприношения имели отношение к народу, состоявшему с Богом в отношениях завета. Они были даны, чтобы поддерживать народ в состоянии ритуальной чистоты, необходимой для поклонения. К спасению же или очищению от грехов они не имели никакого отношения. Спасение людям давала их вера в Господа на основании труда Христа, которому еще предстояло совершиться.

Наконец, эти жертвоприношения были временными. Они были установлены только до времени исправления. Они указывали на приход Христа и на Его совершенную жертву. Эра христианства — то самое время исправления, о котором здесь идет речь.

9:11 Христос появился как Первосвященник будущих благ, или непостижимых благословений, которыми Он наделяет всех, принимающих Его. (В греческом критическом тексте записано «которые должны прийти».)

Его святилище — скиния большая и совершеннейшая. Она — нерукотворенная в том смысле, что не сделана из строительных материалов этого мира.

Это небесное святилище, место обитания Бога.

Не в храме несет Он служенье,
Что людские построили руки.
В самих небесах Он служенье несет,
Слух Его небесные ласкают звуки.
В нем тени закона нашли исполненье
И исчезли навеки.

(Томас Келли)

9:12 Наш Господь лишь однажды вошел во святилище. Вознесшись, Он вошел в присутствие Бога, завершив труд искупления на Голгофе. Мы не должны переставать радоваться этим словам: однажды, раз и навсегда. Труд завершен. Хвала Господу! Он принес в жертву Свою Кровь, а не кровь тельцов и козлов. Кровь животных не могла омыть от греха, она имела силу лишь в том, что касалось технических нарушений религиозного ритуала. Ценность же Крови Христа бесконечна, ее силы хватило на то, чтобы омыть от всех грехов всех людей, живших прежде, живущих сейчас и тех, которые будут жить. Конечно, сила эта действенна лишь для тех, кто пришел к Нему с верой. Однако ее очистительный потенциал безграничен.

Своей жертвой Он приобрел вечное искупление. Предшествовавшие Ему священники должны были приобретать искупление ежегодно. Разница здесь поистине огромна.

9:13 Чтобы продемонстрировать различие между жертвоприношением Христа и ритуалами закона, автор обращается к ритуалу с рыжей телицей. Согласно закону, израильтянин, прикоснувшийся к мертвому телу, на семь дней становился ритуально нечистым. Для очищения необходимо было смешать пепел телицы с чистой родниковой водой и окропить оскверненного на третий и седьмой день.

Тогда он становился чистым.

Мэнтл говорит: «Пепел считался средоточием всех существенных свойств жертвы за грех, и к этому средству можно было прибегнуть во все времена со сравнительно малыми трудовыми затратами и без каких-либо потерь времени. Одной рыжей телицы хватало на несколько веков.

Говорят, что за всю историю Израиля потребовалось лишь шесть телиц, потому что даже малого количества пепла было достаточно, для того чтобы придать чистой родниковой воде очищающую силу (Чис 19:17)». (J. Gregory Mantle, Better Things, p.109.)

9:14 Если пепел телицы обладал силой, чтобы очищать от одной из самых серьезных форм наружного осквернения, то насколько же большей силой обладает Кровь Христа, чтобы очищать от внутренних, самых скверных грехов! Его жертва была принесена Духом Святым вечным. Богословы расходятся во мнении относительно значения этого выражения. Многие истолковывают его как «вечным духом», что говорит о духе добровольности Его жертвоприношения, в отличие от духа принуждения в принесении в жертву животных. Другие считают, что оно означает: «Своим вечным духом». Мы же считаем, что речь здесь идет о Святом Духе; Христос принес жертву в силе Святого Духа.

Эта жертва была принесена Богу.

Христос был беспорочным, безгрешным Агнцем Божьим, нравственное совершенство Которого давало Ему право взять на Себя наши грехи. Требовалось, чтобы жертвенные животные были без единого физического порока; Он же был безукоризнен нравственно.

Его Кровь очищает совесть от мертвых дел для служения Богу живому.

Это не просто физические или ритуальное очищение, а нравственное обновление, очищающее совесть. Оно очищает от всех тех мертвых дел, которые совершают неверующие в попытках самостоятельно заслужить свое очищение. Оно освобождает людей от безжизненных дел для служения живому Богу.

9:15 В предыдущих стихах подчеркивалось превосходство Крови Нового завета над кровью Ветхого. Это подводит к заключению, сформулированному в стихе 15: Христос — Ходатай Нового завета. Вуст поясняет: «Слово «ходатай» (посредник) — перевод термина «mesites», обозначающего того, кто встает между двумя сторонами, чтобы заключить или восстановить мир и дружбу, заключить договор или же ратифицировать завет.

Мессия действует как посредник, или ходатай, между святым Богом и грешным человеком. Своей смертью на кресте Он устраняет препятствие (грех), которое создает дистанцию между человеком и Богом. Когда грешник принимает жертву Мессии, исчезает бремя вины и наказания за грех, узы греха в его жизни порваны, он принимает Божественную природу и дистанция между ним и Богом, исходящая из положения вещей и продиктованная законом, исчезает». (Kenneth S. Wuest, Hebrews in the Greek New Testament, pp. 162−163.)

Теперь все призванные могут получить обещанное вечное наследие. Благодаря труду Христа святые и ВЗ, и НЗ получают вечное спасение и вечное искупление.

Верующим дохристианской эры право на наследство дает тот факт, что Христос умер. Его смерть искупает их от преступлений под законом.

В каком-то смысле Бог спас людей ВЗ «в кредит». Они, как и мы, были оправданы верой. Но тогда Христос еще не умер. Как же Бог мог их спасти? Он спас их на основании того, что, как Он знал, позже совершит Христос.

Они ничего или почти ничего не знали о том, что Христос совершит на Голгофе. Но Бог знал, и когда они уверовали в то откровение, которое Он дал им о Себе, Он зачел им всю значимость труда Христа.

Можно сказать, что за период ВЗ накопился огромный долг преступлений. Своей смертью Христос искупил ветхозаветных верующих от этих преступлений.

Способ, каким Бог спас их благодаря еще только грядущей жертве Христа, получил название «долготерпение грехов». Он описан в Римлянам 3:25−26.

9:16 Упомянутое в стихе 15 наследство напоминает автору, что прежде чем последняя воля и завещание будут утверждены, необходимо предоставить доказательства, что завещатель действительно умер. Обычно бывает достаточно свидетельства о смерти.

9:17 Завещатель мог написать завещание много лет назад и хранить его в сейфе, но в силу оно вступает лишь после его смерти. Пока он живет, его имущество не может быть разделено между теми, кто упомянут в завещании.

9:18 Теперь разговор переключается с завещания человека на Ветхий завет, заключенный Богом через Моисея. Здесь тоже должна иметь место смерть. Потому завет и был скреплен пролитием крови.

В древности любой завет (договор) вступал в силу после смерти жертвенного животного. Кровь служила залогом исполнения всех условий договора.

9:19 Прочитав Израилю законы, Моисей взял кровь тельцов и козлов с водою и шерстью червленою и иссопом и окропил как саму книгу закона, так и весь народ. Эта церемония торжественно скрепила завет.

В Исходе (24:1−11) читаем, что Моисей окропил жертвенник и народ; не упоминается ни окропление книги, ни вода, ни червленая шерсть, ни иссоп.

Эти два описания лучше всего рассматривать как дополняющие друг друга.

Бог, представленный жертвенником, и народ были заключающими договор сторонами. Книга была заветом. Кровь обязывала обе стороны соблюдать условия договора. Люди обещали повиноваться. Господь обещал благословить их за это.

9:20 Кропя кровью, Моисей сказал: «Это кровь завета, который заповедал вам Бог». Этим самым люди отдавали свою жизнь в залог за нарушение закона.

9:21 Подобным же образом Моисей окропил кровью и скинию, и все сосуды, используемые при богопоклонении. Этого ритуала нет в ВЗ. Не упоминается кровь и в описании освящения скинии в Исход (гл. 40). Символическое значение всего этого тем не менее понятно. Все, к чему прикасается грешный человек, осквернено и должно быть очищено.

9:22 Почти все, что было под законом, очищалось кровью. Но были и исключения. Например, когда кто-то поступал в исчисление сынов Израилевых, вместо крови жертвы он мог принести половину сикля «денег выкупа» (Исх 30:11−16). Монета служила символом выкупа его души, что позволяло ему считаться принадлежащим к народу Божьему. О другом исключении говорится в Левит 5:11, где проблема определенных форм обрядовой нечистоты могла решаться путем принесения в жертву пшеничной муки.

Эти исключения относились к искуплению, или покрытию, греха, хотя, по сути, даже для искупления требовалось пролить кровь. Что же касается прощения грехов, то здесь нет никаких исключений: должна быть пролита кровь.

9:23 В оставшихся стихах главы 9 сравниваются два завета.

Прежде всего, земную скинию следовало очищать кровью быков и козлов.

Как уже говорилось, это было ритуальное очищение. Это было символическое освящение символического святилища.

Небесное святилище было реальностью, земное — лишь его копией. Поэтому оно должно быть очищено лучшими, чем эти, жертвами, то есть жертвами Христа. Использование множественного числа для описания одной жертвы Христа — литературный прием, известный как «множественное число величия».

Может показаться удивительным, что небесное святилище нуждается в очищении. Объяснение этому, возможно, содержится у Иова (15:15): «...небеса не чисты в очах Его». Несомненно, это потому, что именно на небесах сатана совершил первый грех (Ис 14:12−14), и потому, что и до сих пор он имеет доступ в присутствие Божье как клеветник на братьев (Откр 12:10).

9:24 Христос вошел не в сделанное руками людей святилище, которое было образом, или символом, истинного, но в самое небо. Там Он предстает ныне за нас пред лицо Божье.

Невозможно понять, как кто-то может пожелать оставить подлинник и вернуться к его копии, как кто-то может оставить великого Первосвященника, несущего служение в небесном святилище, и вернуться к священникам Израиля, которые совершают служение в символической палатке.

9:25 Господь Иисус не приносил многократных жертв, подобно первосвященникам по чину Аарона. Те входили в Святое святых лишь один раз в год — в День примирения и не со своей кровью, а с кровью жертвенных животных.

9:26 Если бы Христос приносил жертву многократно, то и страдать Он тоже должен бы многократно, потому что этой жертвой была Его собственная жизнь. Невозможно себе представить, что Он должен периодически проходить через муки Голгофы все время — от начала мира! И без всякой на то необходимости! Для Нового завета характерны:

1. Однозначная завершенность. Он явился однажды и навсегда. Его дело не нуждается в повторении.

2. Благоприятность времени — Он явил к концу веков, то есть после того как Ветхий завет однозначно проявил несостоятельность и бессилие человека.

3. Совершенство труда — Он явился для уничтожения греха. Ударение здесь на слове «уничтожение». Ежегодное искупление утратило свой смысл. Его сменило вечное прощение.

4. Принесение в жертву Себя — грех Он уничтожил Своей жертвой.

В Своем теле Он понес заслуженное нами наказание
Взвалив на плечи мой позор, осыпаемый грубой бранью,
На крест Он взошел за меня.
Прощенье мое Он скрепил Своей Кровью.
Аллилуйя! Спасителю пой, вся земля!

(Филипп П. Блисс)

9:27 Создается впечатление, что в стихах 27 и 28 Новый завет вновь противопоставляется Ветхому. По закону людям положено однажды умереть, а потом суд. Закон дан людям, которые уже были грешными и не могли исполнять его в совершенстве. Таким образом, он стал средством осуждения для всех, кто находился под ним.

9:28 В основе Нового завета лежит безграничная жертва Христа: Он принес Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих. Дальше говорится о благословенной надежде на Его близкое возвращение: во второй раз Он явится для ожидающих Его. Но вернется Он не для того, чтобы разрешить проблему греха; этот труд Он завершил на кресте. Он придет, чтобы взять Свой народ домой на небеса. Это будет кульминационным пунктом их спасения; они получат прославленные тела и навсегда станут недосягаемы для греха.

Словосочетание «ожидающие Его» описывает всех истинных верующих.

Все, кто принадлежит Господу, с нетерпением ожидают Его возвращения, хотя и могут расходиться во мнении о точной последовательности событий при Его возвращении.

Библия нигде не учит, что в момент восхищения на небеса будет взята лишь определенная группа особо духовных христиан. Об участниках восхищения она говорит как о мертвых во Христе, так и о нас, оставшихся в живых (1Фес 4:16−17); под этим подразумеваются все истинные верующие — мертвые и живые. В 1 Коринфянам (15:23) об участниках восхищения сказано как о Христовых.

Неоднократно указывалось, что в стихах 24−28 упоминаются три явления Христа.

Стих 26: Он явился. Это относится к Его первому приходу, когда Он пришел, чтобы спасти нас от наказания за грех (прошедшее время спасения).

Стих 24: Он явится ныне. Здесь подразумевается Его теперешнее служение в присутствии Бога, цель которого — спасти нас от власти греха (настоящее время спасения).

Стих 28: Он явится. Здесь говорится о Его скором возвращении, когда Он спасет нас от присутствия греха (будущее время спасения).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.