По Марку 2 глава

Евангелие по Марку
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Когда через несколько дней Иисус вернулся в Капернаум, сразу стало известно, что Он опять дома.
 
Через некоторое время Иисус вновь пришёл в Капернаум, и прошел слух, что Он уже дома.

И1 к Нему пришло так много людей, что даже перед домом недоставало места. Иисус возвещал им слово Божие,
 
Сразу же у дверей собралось множество людей, так что вскоре нигде и места пустого не осталось, и Он обратился к ним с поучением.

когда четверо принесли к Нему человека, разбитого параличом.
 
И пришли к Нему с больным, разбитым параличом, которого несли четверо,

Увидев, что им не пробиться сквозь толпу, они раскрыли крышу над тем местом, где был Иисус, и, разобрав ее, спустили вниз постель, на которой лежал параличный.
 
и, не имея возможности поднести его к Нему из-за скопившихся людей, разобрали кровлю над комнатой, где был Он, и сквозь отверстие спустили постель, на которой лежал параличный.

Видя веру их, Иисус сказал больному: «Сын Мой! Твои грехи прощены».
 
Иисус, видя веру их, говорит параличному: дерзай, чадо Моё, прощаются тебе грехи твои.

Слышали всё это и некоторые из бывших там книжников. Они с возмущением подумали:2
 
А там сидели несколько книжников, и стали они помышлять в сердцах своих:

«Что Он такое говорит? Он же богохульствует! Кто, кроме Бога Самого, может прощать грехи?!»
 
как может Он говорить так? Он кощунствует! Кто, кроме Самого Бога, может прощать грехи?

Тотчас узнав,3 о чем они думают, Иисус спросил их: «К чему такие мысли?
 
Иисус же, сразу узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, спрашивает у них: что это вы помышляете в сердцах ваших?

Что легче: сказать параличному „Прощаются грехи твои“ или сказать: „Встань, возьми постель свою и иди“?
 
Что легче — сказать параличному: прощаются тебе грехи твои; или сказать: встань, возьми постель свою и уходи?

И чтобы вам было ясно, что Сын Человеческий имеет власть здесь на земле прощать грехи!» — тут Иисус обратился к больному:
 
Так знайте же: Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи; и говорит параличному:

«Говорю тебе: встань, возьми постель свою и ступай домой!»
 
тебе говорю, — встань, возьми постель свою и возвращайся в дом свой.

На глазах у всех тот встал, немедля взял постель и вышел. Все были потрясены4 и славили Бога, говоря, что никогда ничего подобного не видали.
 
И тот сразу же встал и, взяв постель, вышел на виду у всех, так что все изумлялись и славили Бога, говоря, что ничего подобного они никогда не видели.

Иисус снова вышел к морю. Весь народ последовал за Ним, и Он учил их.
 
И вновь пошёл Иисус к озеру, а все толпою отправились за Ним, и Он проповедовал им.

По пути Он увидел Левия, сына Алфея, сидевшего на месте сбора налогов, и сказал ему: «Иди за Мной!» Левий встал и пошел за Ним.
 
Проходя, увидел Он Левия, сына Алфея,1 сидящего у места сбора торговых пошлин, и сказал ему: следуй за Мною; и тот, поднявшись, последовал за Ним.

Случилось как-то, что Иисус обедал5 в доме Левия, и за одним столом вместе с Ним и Его учениками заняли место сборщики налогов и те, кого называли грешниками6 (их ведь немало было среди тех, кто следовал за Иисусом).
 
И когда Иисус обедал в доме его, многие мытари и грешники, во множестве следовавшие за Ним, обедали вместе с Ним и с учениками Его.

Книжники из фарисеев,7 увидев,8 что Он ест вместе со сборщиками налогов и отверженными,9 спросили учеников Его: «Как может Он10 есть со сборщиками налогов и грешниками?!»
 
Книжники же и фарисеи, увидев, что Он ест с грешниками и мытарями, спрашивают у учеников Его: почему Он ест и пьет с мытарями и грешниками?

Иисус услышал это и сказал им: «Не здоровым нужен врач, а больным. Пришел не праведников Я призвать, а грешников».
 
Услышав это, Иисус говорит им: не здоровым, нужен врач, а больным; пришёл Я призвать не праведников, но грешников к покаянию.

В другой раз, когда ученики Иоанна и фарисеи постились, пришли к Иисусу люди и спросили Его: «Почему ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои — не постятся?»
 
А в то время ученики Иоанна и фарисеев постились. И вот приходят они2 и спрашивают у Него: почему это ученики Иоанна и ученики фарисеев постятся, а Твои ученики — не постятся?

Иисус им ответил: «Разве могут поститься гости на брачном пире11 в присутствии Жениха? Пока Он с ними, какой может быть пост?!
 
Иисус же ответил им: должны ли поститься гости на свадьбе, когда жених вместе с ними? Доколе жених вместе с ними, они не должны поститься.

Но придет время и отнимут у них Жениха, вот тогда они и будут поститься».
 
Но придут дни, когда отымется от них жених, вот тогда они и будут поститься.

Никто ведь не ставит заплату из новой ткани на ветхую одежду: такая заплата разорвет старую ткань, и дыра станет еще больше.
 
Никто ведь не пришивает к ветхой одежде заплату из грубого полотна, иначе вновь пришитое оторвется вместе со старым, и дыра станет ещё больше.

И не наливают молодое вино в старые мехи: вино прорвет эти мехи,12 тогда и вино пропадет, и мехи. Молодое вино наливают в новые мехи».
 
И никто не вливает молодое вино в мехи ветхие, иначе вино, прорвав мехи, вытечет, и вино, и мехи пропадут; но вино молодое следует вливать в мехи новые.

Шел однажды Иисус в субботу через засеянные поля. Ученики Его срывали на ходу колосья.
 
Однажды в субботу проходил Иисус мимо засеянных полей, и ученики Его, идя по дороге, стали срывать колосья.

И сказали тут фарисеи Иисусу: «Смотри, они делают то, что в субботу делать нельзя!»
 
А фарисеи сказали Ему: смотри, они в субботу делают то, что не позволено.

Он же ответил им: «Разве не читали вы никогда, что сделал Давид13 и те, кто был с ним, когда им нечего было есть и они голодали?
 
Он же ответил им: неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда проголодался сам и бывшие с ним?

Вы же помните, как при первосвященнике14 Авиафаре вошел Давид в Дом Божий и ел и даже бывшим с ним давал тот хлеб, что кладут перед Богом, хлеб, который нельзя есть никому, кроме священников».
 
Как вошел он в дом Божий при первосвященнике Авиафаре3 и не только сам ел священный хлеб, который не позволено есть никому, кроме священников, но дал и тем, кто был с ним?

И сказал им Иисус: «Суббота создана для человека, а не человек для субботы,
 
И сказал им: суббота существует для человека, а не человек для субботы,

так что Сын Человеческий — и над субботой Господин».
 
а потому Сын Человеческий господин и субботы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Некот. рукописи добавляют: тотчас же.
6  [2] — Букв.: рассуждали в сердцах своих.
8  [3] — Букв.: узрев духом Своим.
12  [4] — Или: вне себя.
15  [5] — Букв.: возлежал.
15  [6] — Букв.: много сборщиков налогов и грешников. «Грешниками» было принято называть тех, кто, согласно традиционному иудейскому пониманию, не придерживался Закона Божьего в его фарисейской интерпретации.
16  [7] — См. в Словаре Фарисеи.
16  [8] — В некот. рукописях: следовали за Иисусом и книжники из фарисеев. Увидев…
16  [9] — Букв.: грешниками.
16  [10] — В некот. рукописях: Учитель ваш.
19  [11] — Букв.: сыны чертога брачного.
22  [12] — В некот. рукописях: вино молодое прорвет эти мехи и вытечет.
25  [13] — См. в Словаре Давид.
26  [14] — См. в Словаре Первосвященник.
 
В переводе Лутковского
[2.1] «Левий, сын Алфея» — то есть Матфей. Ср. Мф. 9.9; Лк. 5.27.
[2.2] «приходят они» — «они», вероятнее всего, книжники, а не ученики Иоанна и фарисеев.
[2.3] «при первосвященнике Авиафаре» — упомянутый эпизод произошел во времена царствования Саула, в бытность первосвященником Ахимелеха (см. 1Цар. 21.2 — 6). Авиафар был первосвященником в царствование царя Давида, после смерти которого был смещен царем Соломоном (3 Цар. 2.26 — 35).
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.