От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

Видя, что многие уже принялись описывать события, которые произошли у нас
 
Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам

и о которых мы узнали от тех, что были с самого начала их очевидцами и затем стали служителями слова,1
 
по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,

решил и я, тщательно изучив всё, как оно происходило,2 описать это по порядку для тебя, досточтимый Феофил,
 
то и я решил, тщательно исследовав все по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2

чтобы ты лучше узнал, насколько достоверно всё то, в чем ты был наставлен.
 
чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3

Во времена Ирода, царя Иудеи, был некий священник по имени Захария; он нес свое служение в Авиевой смене недельных служб. Его жена, которую звали Елизавета, также происходила из священнического рода.3
 
Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.

Оба они были праведными в глазах Божиих, живя безупречно по всем заповедям и установлениям Господним.
 
Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,

Но у них не было детей: Елизавета была бесплодной, и уже достигли они преклонного возраста.
 
но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.

Однажды, когда Захария в порядке очередности совершал свое священническое служение перед Богом,
 
И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,

ему, как было принято среди священников, выпало по жребию войти в Святилище Господне и курить благовония,
 
ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,

а весь народ во время курения благовоний молился вне Храма.
 
а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,

И явился Захарии ангел Господень, он стоял по правую сторону жертвенника, на котором курились благовония.
 
явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.

Растерялся и смутился Захария, увидев ангела, и охватил его страх.
 
Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.

Ангел же сказал ему: «Не бойся, Захария: твоя молитва услышана! Жена твоя Елизавета родит тебе сына, и ты назовешь его Иоанном.
 
Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;

И будешь ты радоваться и ликовать, и многие будут рады его рождению.
 
рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.

Ибо он будет велик в глазах Господа, не будет пить ни вина, ни крепких напитков и преисполнится Духом Святым еще до рождения своего,4
 
Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого еще во чреве матери своей,

и обратит5 многих из сыновей Израиля к Господу, Богу их.
 
многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;

Это он, исполненный духом и силой Илии, будет идти впереди Господа, чтобы примирить отцов с детьми6 своими, а непокорных привести к образу мыслей праведных, приготовить народ, который был бы угоден Господу».7
 
он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.

Захария же сказал ангелу: «Как мне узнать, что это сбудется? Ведь я стар и жена моя уже в годах».
 
И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.

«Я — Гавриил, стоящий в присутствии Бога,8 — ответил ему ангел, — и послан говорить с тобой и принести тебе эту радостную весть.
 
Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;

Но вот за то, что ты не поверил моим словам, которые исполнятся в свое время, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, пока не сбудется это».
 
ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.

Народ же тем временем ждал Захарию и недоумевал, почему он так долго задерживается в Святилище.
 
Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.

Когда наконец он вышел, то говорить ни с кем не мог. И люди поняли, что в Святилище было ему видение. Он же объяснялся с ними одними жестами, оставаясь немым.
 
А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.

И как только подошли к концу дни его служения в Храме, он вернулся к себе домой.
 
И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.

[24-25] Вскоре после этого жена его, Елизавета, зачала и первые пять месяцев провела в полном уединении. «Господь это сделал для меня, — говорила она, — Он позаботился9 о том, чтобы снять с меня позор перед людьми».
 
Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:

 
вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6

На шестой месяц после видения Захарии ангел Гавриил был послан Богом в галилейский город Назарет
 
А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,

к деве, обрученной с человеком по имени Иосиф из рода Давидова.10 Звали эту деву Мария.11
 
к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.

И, войдя к ней, Гавриил сказал: «Радуйся!12 С тобой Господь, ты удостоилась Его особой милости!»
 
Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!

Эти слова очень смутили ее, и она старалась понять, что могло бы означать такое приветствие.
 
Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.

Тогда ангел сказал ей: «Не бойся, Мария! Ты обрела особую милость13 у Бога.
 
Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,

И ты зачнешь, и родишь Сына, и дашь Ему имя Иисус.14
 
и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис. 7.14)

Он будет велик, и назовут Его Сыном Всевышнего; Господь Бог даст Ему престол Давида, праотца Его.
 
Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,

Он будет царствовать над потомками Иакова15 вечно, и Царству Его не будет конца».
 
и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

«Как же это возможно, если я еще не замужем?» — спросила Мария у ангела.
 
И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я еще не замужем?7

«Дух Святой снизойдет на тебя, — ответил ей ангел, — и сила Всевышнего тебя осенит,16 а потому и Святое Дитя, рожденное тобою, будет названо Сыном Божьим.
 
Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;

Знай, что и Елизавета, родственница твоя, несмотря на свою старость, также ждет сына: она уже на шестом месяце, хотя ее и называли бесплодной.
 
вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,

Ибо для Бога нет ничего невозможного».17
 
потому что для Бога нет ничего невозможного.

«Ты видишь, — сказала Мария, — я готова служить Господу;18 пусть будет так, как ты сказал». И ангел оставил ее.
 
И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от нее.

Вскоре после этого Мария собралась и спешно отправилась в город, расположенный в нагорье Иудеи.
 
Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин

Она вошла в дом Захарии и приветствовала Елизавету.
 
и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.

И как только Елизавета услышала приветствие Марии, ребенок во чреве ее встрепенулся. Исполнилась тогда Елизавета Духом Святым
 
Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве ее, и, исполнясь Духа Святого,

и громко воскликнула: «Благословенна ты более всех женщин, и благословен плод чрева твоего!
 
Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!

И откуда мне такое счастье? Ко мне пришла мать Господа моего!
 
Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?

Знай же, в тот миг, когда я услыхала твое приветствие, встрепенулся от радости ребенок во чреве моем.
 
Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.

Как блаженна19 поверившая, что20 исполнится сказанное ей Господом!»
 
И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,

Тогда Мария сказала: «Превозносит душа21 моя Господа,
 
Мария воскликнула:славит душа моя Господа,

и дух мой ликует и радуется Богу, Спасителю моему,
 
и возрадовалось сердце10 мое о Боге, Спасителе моем! (Авв. 3.18)

ибо Он удостоил вниманием рабу Свою, такую ничтожную. И отныне все поколения людей будут называть меня блаженной,
 
Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар. 1.11; Быт. 30.13)

ибо великое совершил для меня Сильный. Свято имя Его,
 
Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс. 110.9)

и милость Его — из рода в род к почитающим22 Его.
 
и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс. 102.17)

Явил Он мощь руки Своей, рассеял возомнивших о себе гордецов,23
 
Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,

свергнул сильных с престолов их и возвысил униженных.
 
низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач. 1.15; Иов. 5.11)

Голодающих Он насытил благами, а богатых отослал ни с чем.
 
бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;

Он пришел на помощь Израилю, слуге Своему, не забыв о милости,24
 
воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс. 97.3)

как и обещал праотцам нашим, — о вечной милости к Аврааму25 и потомкам его».
 
которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих. 7.20)

Мария пробыла у Елизаветы около трех месяцев, а затем вернулась домой.
 
И осталась Мария у нее, а через три месяца возвратилась в дом свой.

Елизавете же пришло время родить, и родила она сына.
 
Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.

Ее соседи и родственники услышали о том, какую великую милость явил ей Господь, и радовались вместе с нею.
 
Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи ее, узнав, что смилостивился над нею Господь.

На восьмой день они пришли совершить обрезание ребенку и собирались назвать его по отцу Захарией.
 
На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.

Однако Елизавета возразила: «Нет, назовем его Иоанном».
 
Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.

«Но ведь в твоей родне нет никого с таким именем!» — сказали ей собравшиеся.
 
Тогда, возразив ей, что среди родственников ее не было никого, кто бы носил это имя,

И с помощью знаков стали спрашивать у отца, какое имя он хотел бы дать сыну.
 
стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.

Попросив дощечку, Захария, ко всеобщему удивлению, написал: «Имя ему Иоанн».
 
И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.

И тотчас к нему вернулась речь: он заговорил и стал славить Бога.
 
И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.

Благоговейный трепет охватил тогда всех его соседей, и молва о том, что случилось, распространилась по всей горной Иудее.
 
Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,

И все, кто слышал о происшедшем, хранили это у себя в сердце и спрашивали: «Кем же станет этот ребенок?» — ведь над ним26 явно была рука Господня.
 
и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нем?

Тогда отец Иоанна Захария, исполненный Святого Духа, произнес пророческие слова:
 
А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:

«Благословен Господь, Бог Израиля, ибо Он пришел и принес искупление27 народу Своему,
 
благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!

и дал нам могущественного Спасителя28 из дома Давида, слуги Своего.
 
Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.

Так и обещал Он издавна,29 когда говорил устами святых пророков30 Своих,
 
Еще издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,

что спасет нас от врагов наших и от рук всех ненавидящих нас
 
что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.

и что, помня святой Завет31 Свой, явит милость отцам нашим.
 
И вот, явил Он милосердие Свое отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —

[73-74] Клятвенно заверил Он Авраама, праотца нашего, что мы, избавленные от рук врагов своих, сможем безбоязненно служить Ему
 
клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,

 
что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13

в святости и праведности перед лицом Его во все дни жизни нашей.
 
в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.

А ты, дитя, пророком Всевышнего станешь именоваться, ибо будешь идти перед Господом, чтобы проложить путь Ему
 
А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его

и привести народ Его к познанию спасения через прощение грехов народа сего.
 
народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,

По любви и милосердию32 Бога нашего Восходящее Светило посетит33 нас свыше,
 
по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,

чтобы просветить живущих во тьме и тени смертной и направить нас на путь мира».
 
чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.

А ребенок рос и укреплялся духом;34 жил он в пустыне35 до дня явления его народу израильскому.
 
Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Букв.: так как уже многие попытались составить рассказ/отчет о делах, свершившихся среди нас, 2 как передали нам те, которые стали от начала очевидцами и служителями слова.
3  [2] — Букв.: исследовав всё с самого начала.
5  [3] — Букв.: из дочерей Аароновых.
15  [4] — Или: уже во чреве матери своей.
16  [5] — См. в Словаре Обращение.
17  [6] — Букв.: обратить сердца отцов к детям.
17  [7] — Букв.: приготовленный для Господа.
19  [8] — Или: находящийся в окружении Божием.
24  [9] — Букв.: Он посмотрел (благосклонно на меня).
27  [10] — См. в Словаре Давид.
27  [11] — Букв.: Мариам; «Мария» и «Мариам» — греч. формы евр. имени «Мириам».
28  [12] — Или: приветствую.
30  [13] — Или: обрела благодать. См. в Словаре Благодать.
31  [14] — Иисус — греч. форма евр. имени «Йехошуа» или «Йешуа», что значит «Господь Спаситель».
33  [15] — См. в Словаре Иаков.
35  [16] — Или: словно тень найдет на тебя.
37  [17] — Друг. возм. пер.: потому что у Бога не будет бессильным/бездейственным ни одно слово/дело.
38  [18] — Букв.: смотри, (я) раба Господня.
45  [19] — См. в Словаре Блаженный.
45  [20] — Или: потому что.
46  [21] — См. в Словаре Душа.
50  [22] — Или: боящимся.
51  [23] — Или: рассеял тех, кто надменен в своих сокровенных помышлениях.
54  [24] — Или: в память о милости.
55  [25] — См. в Словаре Авраам.
66  [26] — Букв.: с ним.
68  [27] — См. в Словаре Искупление.
69  [28] — Букв.: Он поднял для нас рог спасения/избавления; см. Пс 18 (17):3.
70  [29] — Или: от вечности.
70  [30] — См. в Словаре Пророк.
72  [31] — См. в Словаре Завет.
78  [32] — Или: по милосердному сердцу.
78  [33] — В некот. рукописях: посетило.
80  [34] — Друг. возм. пер.: посредством Духа.
80  [35] — См. в Словаре Пустыня.
 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 


2007–2022, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.