По Луке 11 глава

Евангелие по Луке
Под редакцией Кулаковых → В переводе Лутковского

 
 

В неком месте, после того, как Иисус закончил молиться, один из Его учеников попросил Его: «Господи, научи нас молиться, как и Иоанн научил своих учеников».
 
Как-то раз, будучи в одном из селений, Он молился, а когда закончил, один из учеников Его сказал Ему: Господи! Научи нас молиться, подобно тому, как Иоанн научил учеников своих.

Он сказал им: «Когда молитесь, говорите так: „Отче! Почитаемо да будет святое имя Твое! Да придет Твое Царство!
 
И Он сказал им: когда вы молитесь, то говорите:Отец наш Небесный! Да прославится имя Твоё! Да наступит Царство Твоё! Да свершится воля Твоя как на небе, так и на земле!

Хлеб наш насущный1 даруй нам на каждый день.
 
Подай же нам ныне хлеб насущный,

И прости нам грехи наши, ведь и мы прощаем всем, кто нам зло причиняет.2 И не дай нам впасть во искушенье!“»3
 
и прости нам грехи наши, ибо и мы прощаем тем, кто согрешил пред нами, и удержи нас от искушения, и от лукавого нас защити.

Потом Он сказал им: « Скажем, у кого-то из вас есть друг, и ты пойдешь к нему посреди ночи и скажешь: „Друг, дай мне хотя бы три лепешки, я потом верну тебе.
 
И сказал им: если кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему среди ночи и скажет ему: друг, одолжи мне три хлеба,

Мой приятель зашел сейчас ко мне с дороги, и мне нечего предложить ему“.
 
ибо один из друзей моих с дороги зашел ко мне, но мне нечем угостить его;

И тот, не выходя из дома, ответит: „Не беспокой меня. Дверь уже на ночь заперта, мои дети и я уже в постели. Я не могу встать и дать тебе то, о чем просишь ».
 
а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня; двери уже заперты, и дети мои уже в постели со мною; не могу я встать и дать тебе;

Говорю вам, если даже он сразу и не встанет и не даст ему хлеба по дружбе с ним, всё равно поднимется и даст тому всё, что нужно, если тот проявит большую настойчивость.
 
то, уверяю вас: если он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его поднимется и даст ему то, что он просит.

И Я говорю вам: просите — и дано будет вам; ищите — и найдете; стучитесь — и вам отворят.
 
Поэтому Я и говорю вам: просите, и будет дано вам; ищите и найдете; стучите, и отворят вам,

Всякий, кто просит, получает, кто ищет, находит, и тому, кто стучится, отворяют.
 
ибо всякий просящий — получает, ищущий — находит, а стучащему — отворяют.

Неужели найдется среди вас отец, который даст сыну своему змею, когда тот попросит у него рыбы?4
 
Разве есть среди вас такой отец, который, если сын попросит хлеба, подаст ему камень, а если рыбы, то вместо рыбы подаст ему змею?

Или даст скорпиона, когда тот попросит яйцо?
 
Или, если он попросит яйцо, то неужели он подаст ему скорпиона?

Если вы, злые по своей природе люди, можете давать хорошее5 своим детям, то тем более Небесный Отец даст Духа Святого тем, кто просит у Него».
 
Поэтому если вы, будучи грешны, способны творить благодеяния детям вашим, то тем более Отец Небесный ниспошлет Духа Святого на тех, кто просит у Него об этом.

Однажды Иисус изгонял беса, [который был] немым;6 и когда бес вышел, то бывший одержимым7 заговорил. Народ пришел в изумление,
 
Однажды Он изгнал беса из немого, и после того как бес вышел, немой, к изумлению всех людей, стал говорить.

но были и такие, кто говорил: «Он изгоняет бесов в союзе с Веельзевулом,8 князем бесовским».
 
Некоторые же из них сказали: Он бесов изгоняет с помощью веельзевула, владыки бесов.

А другие, искушая Его, требовали от Него знамений с неба.
 
А другие, испытывая Его, требовали у Него знамения свыше.

Он же, зная их мысли, сказал им: «Любое царство, разделенное внутренней враждой, превращается в пустыню, в таком царстве и семьи нападают одна на другую.
 
Он же, зная их помышления, сказал им: любое царство, в котором начнутся междоусобицы, опустеет; а если они начнутся в доме, то дом распадется.

Если сатана окажется в разладе с самим собой, как устоит его царство? А по-вашему выходит, что Я силой Веельзевула изгоняю бесов.
 
Вы же говорите, что Я с помощью веельзевула изгоняю бесов. Но ведь если сатана враждует против себя самого, разве может устоять царство его?

Если Я изгоняю бесов с помощью Веельзевула, то чьей силой изгоняют бесов ваши дети? Вот они-то и произнесут свой приговор над вами.
 
И если Я с помощью веельзевула изгоняю бесов, то с чьей же помощью изгоняют их сыновья ваши? Пусть же они будут судьями вам.

Если же в том, что Я изгоняю бесов, виден перст Божий,9 тогда уж точно Царство Божие пришло к вам.
 
Если же Я по воле Бога изгоняю бесов, значит, приблизилось к вам Царство Божье.

Когда сильный человек, вооружившись, охраняет свой дом, то его имущество в безопасности.
 
Когда сильный человек с оружием охраняет своё жилище, его имущество в безопасности.

Но если нападет на него тот, кто сильнее его, и победит его, то заберет у него всё оружие, на которое тот полагался, и разделит со своими друзьями отнятую у него добычу.
 
Но если более сильный нападет и победит его, то он захватит всё оружие его, на которое тот надеялся, и присвоит похищенное у него.

Кто не со Мной, тот против Меня. И кто не собирает со Мной, тот расточает.
 
Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает.

Когда нечистый дух выходит из человека, он бродит по безводным местам, ища покоя. И, не находя, говорит: „Вернусь-ка в мой дом, который я оставил!“
 
Нечистый дух, после того как он вышел из человека, скитается по безводным краям, ища покоя, и не находит. Тогда говорит он: возвращусь я в дом свой, из которого вышел.

И, возвратясь, находит его выметенным и убранным.
 
И, придя, находит его свободным, убранным и украшенным.

Тогда он идет и берет семь других духов, более злых, чем он; и они, войдя, поселяются там. И, в конце концов, человек тот оказывается в худшем положении, чем он был вначале».
 
Тогда он идет и берет с собой ещё семь духов, более злых, чем он сам, и, войдя в человека, они поселяются там. И становится для того последнее хуже первого.

Когда Иисус говорил это, одна женщина из толпы воскликнула: «Блаженна мать, родившая и вскормившая Тебя!»10
 
Когда же Он говорил это, в толпе одна женщина воскликнула, обращаясь к Нему: блаженна та, чье чрево носило Тебя и чьи сосцы питали Тебя!

Но Он сказал: «Еще блаженнее те, кто слушает слово Божие и соблюдает его! »
 
А Он ответил: ещё более блаженны те, которые слушают слова Божьи и поступают согласно им.

Толпа вокруг Иисуса росла всё больше и больше. Тогда Он сказал: «Поколение это — нечестивое поколение. Знамения требуют,11 но не будет дано ему никакого другого знамения, кроме знамения Ионы.
 
И стал Он говорить собравшемуся народу: род фарисеев — род лукавый; он знамения требует, но никакого знамения не будет дано ему, кроме знамения пророка Ионы,

Ибо как Иона был знамением для ниневитян, так и Сын Человеческий — для этого рода.
 
ибо как Иона был знамением для ниневитян, так будет и Сын Человеческий для этого рода.

Царица Юга явится на суд, когда судимы будут люди12 этого поколения, и она осудит13 их, ведь она, хоть и жила на краю света, пришла послушать мудрость Соломона, а здесь Тот, Кто больше, чем Соломон.
 
Царица южная воскреснет для суда с людьми этого рода и осудит их, потому что она из самых дальних земель пришла послушать поучения Соломона, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Соломона.

Жители Ниневии явятся14 во время суда вместе с этим поколением и осудят15 его, ведь они покаялись от проповеди Ионы. Здесь же Тот, Кто больше Ионы.
 
Жители Ниневии восстанут для суда с этим родом и осудят его, потому что они покаялись после проповеди Ионы, а ведь здесь Тот, Кто превосходит Иону.

Никто, зажегши светильник, не прячет его [и не ставит под сосуд], а ставит его на подставку, чтобы входящие видели свет.
 
Никто, зажигая свечу, не ставит её в сундук или под кувшин, но на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

Светильник тела есть глаз твой. Если глаза твои беззлобны,16 всё тело твое наполнено светом, а если злые они — тьма во всем теле твоем.
 
Для тела светильник — око твоё. Поэтому если око твоё будет чистым, то и всё тело твоё будет светлым; если же око будет нечистым, то и всё тело твоё будет темным.

Поэтому смотри, чтобы в тебе вместо света не было тьмы.
 
Следи же, чтобы свет, который в тебе, не стал тьмой!

Если всё тело твое светом наполнено и ничего в нем темного нет, то и будет оно полностью освещено, как бывает, когда светильник своим сиянием освещает тебя».
 
Итак, если всё тело твоё светло и не имеет ни одного темного пятна, то всё оно будет светлым, как если бы светильник (изнутри) освещал тебя ярким светом.

Когда Он закончил говорить,17 один из фарисеев попросил Его отобедать у него. Иисус вошел в дом и занял место за столом,
 
После этих слов один фарисей пригласил Его к себе пообедать. Войдя в дом, Он сразу сел за трапезу.

не совершив прежде ритуального омовения рук перед едой. Фарисей же, заметив это, не скрыл своего удивления.
 
Фарисей же удивился, увидев, что Он не совершил омовения перед едой.

Но Господь сказал ему: «Вот вы, фарисеи, хотя и содержите свои чаши и блюда снаружи в чистоте, внутри полны вы злобы и жадности.
 
Но Господь сказал ему: вы, фарисеи, очищаете снаружи и чашу, и блюдо, тогда как сами внутри полны алчности и коварства.

Безумные! Не Тот ли, Кто создал внешнее, сотворил и внутреннее?
 
Неразумные! Разве внешнее сотворил не Тот, Кто сотворил и внутреннее?

Если бы вы давали то, что в чашах, бедным,18 всё для вас было бы чистым.
 
Лучше бы вы раздали состояние своё как милостыню, тогда всё в вас стало бы чистым.

Но горе вам, фарисеи! Вы даете десятину с мяты, руты и всякой зелени, а позабыли о справедливости и любви к Богу. А ведь это следовало вам делать и о том не забывать.
 
Но горе вам, фарисеям! Вы отдаете десятину с мяты, руты и всяких овощей, а правосудием и любовью Божьей пренебрегаете, тогда как это надо исполнять, но и того не упускать.

Горе вам, фарисеи! Вы любите занимать почетные места в синагогах и любите, когда кланяются вам на площадях.
 
Горе вам, фарисеям! Вы любите занимать первые сиденья в синагогах и любите, чтобы вас приветствовали на улицах.

Горе вам,19 ибо вы как никем не замечаемые могилы: люди ходят по ним, не подозревая об этом ».
 
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! Вы подобны заброшенным могилам, по которым люди ходят и не знают об этом.

«Учитель, — возразил Ему один из законников, — говоря это, Ты и нас оскорбляешь!»
 
Тут один из законников говорит, обращаясь к Нему: Учитель! Говоря так, Ты и нас оскорбляешь.

Но Он сказал: «Горе и вам, законники! Вы возлагаете на людей непосильное бремя, а сами и пальцем не прикасаетесь к нему.
 
Он же сказал им: и вам, законникам, горе! Вы возлагаете на людей бремя невыносимых обязанностей, а сами ни одним пальцем своим не двинете, чтобы исполнить их.

Горе вам! Вы строите гробницы пророкам, которых убили отцы ваши.
 
Горе вам! Вы воздвигаете гробницы пророкам, а ведь это отцы ваши убили их.

И тем самым вы свидетельствуете, что одобряете дела отцов ваших: они убивали пророков, а вы гробницы строите.
 
Тем самым вы свидетельствуете о том, что одобряете дела отцов ваших, ибо они убили их, а вы воздвигаете им гробницы.

Вот почему мудрость Божья изрекла: „Пошлю к ним пророков и апостолов: одних они убьют, а других будут преследовать“,
 
Вот и Божественное Писание1 говорит: Я посылаю к вам пророков и апостолов; одних из них вы убьете, а других — изгоните. (2Пар 36:15; Неем 9:26)

а потому поколение это будет в ответе за кровь всех пророков, пролитую от сотворения мира:
 
Да взыщется с этого рода кровь всех пророков, пролитая от создания мира,

от крови Авеля до крови Захарии, погибшего между жертвенником и Домом Божьим. Да, говорю вам: это поколение ответит за всё.
 
от крови Авеля до крови Захарии, убитого между алтарем и жертвенником! Уверяю вас: взыщется она с этого рода.

Горе вам, законники! Вы присвоили ключ к знанию: сами не вошли и тем, кто хотел войти, помешали».
 
Горе вам, законникам! Вы завладели ключами от врат познания, однако и сами не вошли, и тем, кто хочет войти, воспрепятствовали.

Когда Он вышел оттуда, книжники и фарисеи начали с ожесточением наступать на Него, добиваясь от Него ответов на множество вопросов,
 
И когда Иисус уходил, книжники и фарисеи со всех сторон обступили Его и стали задавать Ему множество коварных вопросов,

пытаясь поймать Его на слове.20
 
чтобы в ответах его найти что-нибудь в обвинение Ему.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Или: хлеб наш на день грядущий.
4  [2] — Или.: всем должникам нашим.
4  [3] — Букв.: не введи нас во искушение. В свете апостольского учения о том, что Бог «никого… не искушает» (Иак 1:12−14), эти слова молитвы, вероятно, могут пониматься как наша просьба о Божественной помощи в борьбе с искушением.
11  [4] — В некот. рукописях: какой из вас отец, если сын попросит хлеба, подаст ему камень? Или рыбы — и он, вместо рыбы, подаст ему змею?
13  [5] — Букв.: благие дары.
14  [6] — Друг. возм. пер.: делавшего человека немым.
14  [7] — Букв.: немым.
15  [8] — Букв.: изгоняет бесов Веельзевулом; то же в ст. 18 и 19.
20  [9] — Букв.: если же [Я] перстом Божьим изгоняю бесов.
27  [10] — Букв.: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, вскормившие Тебя.
29  [11] — Или: ищут.
31  [12] — Букв.: будет поднята/воскрешена во (время) суда вместе с людьми.
31  [13] — Или: обвинит.
32  [14] — Или: поднимутся (из мертвых).
32  [15] — Или: обвинят.
34  [16] — Или: глаза твои ясны; букв.: если твой глаз прост/бесхитростен, иудейская метафора, изображающая бескорыстность и искренность побуждений.
37  [17] — Друг. возм. пер.: в то время, как Он еще говорил.
41  [18] — Друг. возм. пер.: а то, что внутри находится, отдавайте бедным; букв.: напротив, отдавайте внутреннее как милостыню.
44  [19] — Некот. рукописи добавляют: книжники и фарисеи, лицемеры.
54  [20] — Некот. рукописи добавляют: чтобы обвинить Его.
 
В переводе Лутковского
[11.1] «божественное Писание» — досл.: «премудрость Божья».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.