От Луки 1 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

Так как уже многие взялись за составление повествования о совершившихся среди нас событиях,
 
Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам

как передали нам те, кому от начала довелось быть очевидцами и служителями слова,
 
по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,

решил и я, тщательно исследовав все с самого начала, последовательно написать для тебя, превосходнейший Феофил,
 
то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2

чтобы ты познал достоверность того учения, в котором был наставлен.
 
чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3

Был в дни Ирода, царя Иудейского, некий священник по имени Захария, из чреды Авиевой, и жена у него из дочерей Аароновых, имя ее Елисавета.
 
Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.

Были же праведны они оба пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним безукоризненно.
 
Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,

И были они бездетны, ибо Елисавета была неплодна, и оба достигли преклонного возраста.
 
но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.

Было же: когда священнодействовал он в порядке чреды своей пред Богом, по обычаю священного служения,
 
И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,

выпал ему жребий воскурить фимиам, войдя в храм Господень;
 
ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,

а все множество народа молилось вне во время каждения,
 
а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,

Явился же ему ангел Господень, став по правую сторону жертвенника кадильного.
 
явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.

И смущен был Захария этим видением, и страх напал на него.
 
Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.

Сказал же ему ангел: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь имя ему: Иоанн.
 
Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;

И будет радость тебе и ликование, и многие о рождении его возрадуются;
 
рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.

ибо он будет велик пред Господом, и вина и хмельного не будет пить, и Духа Святого исполнится еще от чрева матери своей,
 
Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их.
 
многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;

он будет идти перед Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям и непокорным образ мыслей праведных, представить Господу народ приготовленный.
 
он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.

И сказал Захария ангелу: по какому знаку узнаю я это? Я ведь стар, и жена моя достигла преклонного возраста.
 
И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.

И ответил ему ангел: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить тебе и благовествовать тебе это.
 
Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;

И вот, ты будешь молчать и не сможешь говорить до того дня, когда сбудется это, за то, что ты не поверил словам моим, которые исполнятся в свое время.
 
ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.

И ожидал народ Захарию и удивлялся промедлению его в храме.
 
Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.

А выйдя, он не мог с ними говорить, и поняли они, что он имел видение в храме; и сам он делал им знаки и оставался нем.
 
А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.

И было: когда окончились дни служения его, ушел он в дом свой.
 
И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.

После же этих дней зачала Елисавета, жена его, и пять месяцев скрывала себя от всех, говоря:
 
Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:

так мне сотворил Господь в дни, когда Ему угодно было снять с меня поношение среди людей.
 
вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6

В шестой же месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, по имени Назарет,
 
А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,

к деве, обрученной мужу по имени Иосиф, из дома Давидова; и имя девы — Мариам.
 
к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.

И войдя к Ней, ангел сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою!
 
Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!

Она же была смущена этой речью и размышляла: что же это за приветствие?
 
Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.

И сказал Ей ангел: не бойся, Мариам, ибо Ты обрела благодать у Бога.
 
Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,

И вот. Ты зачнешь во чреве и родишь Сына и наречешь имя Ему: Иисус.
 
и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)

Он будет велик, и Сыном Всевышнего будет назван, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его,
 
Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,

и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Сказала же Мариам ангелу: как же будет это, раз Я мужа не знаю?
 
И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7

И ответил Ей ангел: Дух Святой найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; потому и рождаемое Святое названо будет Сыном Божиим.
 
Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;

И вот Елисавета, родственница Твоя, и та зачала сына в старости своей, и этот месяц уже шестой для нее, которую называют неплодной,
 
вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
 
потому что для Бога нет ничего невозможного.

Сказала же Мариам: вот — раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошел от Нее ангел.
 
И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.

В эти дни Мариам, отправившись в путь, пошла с поспешностью в горную страну, в город Иудин,
 
Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин

и вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету.
 
и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.

И было: когда услышала Елисавета приветствие Марии, вострепетал младенец во чреве ее; и Елисавета исполнилась Духа Святого,
 
Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,

и воскликнула громким голосом и сказала: благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего!
 
Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!

И откуда это мне, что Мать Господа моего пришла ко мне?
 
Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?

Ибо когда прозвучал голос приветствия Твоего в ушах моих, вострепетал в ликовании младенец во чреве моем,
 
Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.

и блаженна Поверившая, что совершится сказанное Ей от Господа.
 
И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,

И сказала Мариам: Величает душа Моя Господа,
 
Мария воскликнула:славит душа моя Господа,

и возликовал дух Мой о Боге, Спасителе Моем,
 
и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)

что призрел Он на малость рабы Своей; ибо отныне будут называть Меня блаженной все роды;
 
Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)

что сотворил Мне великое Сильный, и свято имя Его,
 
Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)

и милость Его в роды и роды боящимся Его;
 
и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)

соделал Он сильное рукою Своею, рассеял гордых в помышлениях сердца их;
 
Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,

низложил властителей с престолов и возвысил смиренных;
 
низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)

алчущих преисполнил благ; и богатых отослал ни с чем;
 
бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;

поддержал Израиля, отрока Своего, в память о милости —
 
воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)

как Он сказал отцам нашим, — милости к Аврааму и семени его вовек.
 
которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)

Пробыла же Мариам с ней около трех месяцев и возвратилась в дом Свой.
 
И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына,
 
Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.

и услышали соседи и родственники ее, что умножил Господь милость Свою к ней, и радовались с нею.
 
Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.

И было: в день восьмой пришли обрезать дитя, и хотели назвать его, по имени отца его, Захарией.
 
На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.

И мать его ответила: нет, но будет он назван Иоанном.
 
Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.

И сказали ей: никого нет из родни твоей, кто назывался бы этим именем;
 
Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,

и начали знаками задавать отцу его вопрос, как хотел бы он, чтобы называли его.
 
стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.

И попросив дощечку, он написал так: Иоанн — имя ему. И удивились все.
 
И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.

И тотчас открылись уста его и язык, и он говорил, благословляя Бога.
 
И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.

И был страх у всех живущих вокруг них, и по всей горной стране Иудейской шла молва о всём этом.
 
Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,

И все слышавшие положили это на сердце свое и говорили: что же будет дитя это? Ибо рука Господня была с ним.
 
и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?

И Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, говоря:
 
А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:

Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему,
 
благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!

и воздвиг нам рог спасения в доме Давида, отрока Своего, —
 
Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.

как Он сказал устами святых древних пророков Своих, —
 
Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,

спасение от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас:
 
что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.

сотворить милость отцам нашим и вспомнить завет Свой святой,
 
И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —

клятву, которою Он клялся Аврааму, отцу нашему,
 
клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,

чтобы безбоязненно, избавившись от руки врагов,
 
что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13

служили мы Ему в святости и праведности, все дни наши пред Ним.
 
в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.

И ты, дитя, пророком Всевышнего будешь названо, ибо ты будешь идти пред Ним, чтобы приготовить пути Ему,
 
А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его

дать народу Его познать спасение в отпущении грехов их,
 
народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,

по глубине милосердия Бога нашего, которым с высоты посетит нас Восходящее Светило,
 
по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,

воссиять сидящим во тьме и тени смерти, направить ноги наши на путь мира.
 
чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.

Дитя же возрастало и укреплялось духом. И был он в пустынях до дня явления его пред Израилем.
 
Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.