От Луки 14 глава

Евангелие от Луки святое благовествование
Перевод Еп. Кассиана → В переводе Лутковского

 
 

И было: когда Он пришел в субботу в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, они наблюдали за Ним.
 
Однажды в пути Он был (приглашен) в дом одного из старейшин фарисейских на обед. А была суббота, и многие наблюдали за Ним.

И вот, перед Ним человек, больной водянкой,
 
Напротив же Него сидел один человек, больной водянкой.

И обратился Иисус к законникам и фарисеям, говоря: дозволяется ли уврачевать в субботу, или нет?
 
И, обратясь к законникам и фарисеям, Иисус спросил: можно ли исцелять в субботу или нет?

Они промолчали. И прикоснувшись, Он исцелил его и отпустил.
 
Но они молчали. Тогда, прикоснувшись к больному, Он исцелил его и отослал (домой).

А им Он сказал: разве кто из вас, у кого сын или вол упадет в колодец, не тотчас вытащит его в день субботний?
 
И, обратясь к ним, сказал: если у кого-нибудь из вас в субботу упадет сын или вол в колодец, разве не тотчас он вытащит его?

И не смогли возразить на это.
 
И они ничего не могли возразить на это.

И говорил Он приглашенным притчу, замечая, как они выбирали себе первые места:
 
Наблюдая же, как приглашенные занимали лучшие места, Он обратился к ним с поучением:

когда позовет тебя кто-нибудь на брачный пир, не садись на первое место; как бы не оказалось среди приглашенных им кого-нибудь почетнее тебя,
 
когда кто-нибудь пригласит тебя на брачный пир, не садись на первое место, а то как бы среди приглашенных им не оказалось кого более знатного, чем ты;

и не пришел бы позвавший тебя и его и не сказал тебе: «дай ему место», и тогда ты займешь со стыдом последнее место.
 
тогда тот, кто пригласил тебя и его, подойдет и скажет тебе: уступи ему место, — и ты со стыдом вынужден будешь занять последнее место.

Но когда тебя позовут, пойди, и сядь на последнее место, чтобы, когда придет пригласивший тебя, он сказал тебе: «друг, передвинься повыше»: тогда будет тебе честь перед всеми возлежащими с тобою,
 
Но когда пригласят тебя, пойди и сядь на последнее место, и тогда тот, кто пригласил тебя, подойдет и скажет тебе: друг, пересядь поближе; чем окажет тебе честь перед всеми, сидящими рядом с тобой,

потому что всякий возносящий себя смирён будет, и смиряющий себя вознесён будет.
 
ибо всякий, кто превозносит сам себя, — унижен будет, а кто уничижает сам себя, — превознесен будет.

Говорил же и пригласившему Его: когда ты устраиваешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых; как бы и они в ответ тебя не позвали, и не получил бы ты воздаяния.
 
Тому же, кто пригласил Его, Он сказал: когда ты устраиваешь званый обед или ужин, не зови ни друзей своих, ни братьев своих, ни родственников своих, ни богатых соседей, не то и они в свою очередь пригласят тебя, чтобы воздать тебе тем же.

Но когда делаешь угощение, зови нищих, увечных, хромых, слепых;
 
Но когда устраиваешь пир, то пригласи нищих, увечных, хромых, слепых

и блажен будешь, что они не могут воздать тебе; ибо воздается тебе в воскресение праведных.
 
и блажен будешь, ибо они не могут воздать тебе тем же; воздается же тебе по воскресении праведных.

Услышав это, некто из возлежащих сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царстве Божием.
 
Услышав это, один из сидящих рядом с Ним сказал Ему: блажен, кто вкушает за трапезой в Царстве Божьем!

Он же сказал ему: сделал человек большой ужин и позвал многих.
 
Иисус же сказал ему: один человек устроил большой пир и пригласил множество людей.

И послал раба своего в час ужина сказать приглашенным: «приходите, уже готово».
 
И вот, когда настало время для пира, послал он слугу своего сказать приглашенным: идите, уже всё готово.

И начали все как один извиняться. Первый сказал ему: «я купил землю, и мне нужно пойти посмотреть ее. Прошу тебя, извини меня».
 
И стали все как один отказываться. Первый сказал ему: я купил поле, и мне необходимо пойти посмотреть его; прошу тебя, передай мои извинения.

И другой сказал: «я купил пять пар волов и иду испытать их. Прошу тебя, извини меня».
 
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их в деле; прошу тебя, передай мои извинения.

И третий сказал: «я женился, и потому не могу придти».
 
А следующий сказал: я женился и потому не могу придти.

И придя, раб сообщил это господину своему. Тогда, разгневавшись, сказал хозяин дома рабу своему: «выйди поскорее на улицы и переулки города и введи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых».
 
И, возвратясь, слуга поведал об этом господину своему. Тогда хозяин в гневе сказал слуге своему: пройди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, и увечных, и слепых, и хромых.

И сказал раб: «господин, сделано то, что ты приказал, и еще есть место».
 
И сказал слуга: господин, твоё повеление исполнено, но есть и ещё свободные места.

И сказал господин рабу: «выйди на дороги и к изгородям, заставь людей войти, чтобы наполнился мой дом.
 
А господин сказал слуге: пойди к городским воротам и на дороги и убеди людей придти, чтобы дом мой был полон.

Ибо говорю вам, что никто из мужей тех приглашенных не вкусит моего ужина».
 
Из тех же, кто был приглашен, никто и никогда, уверяю вас, не будет пировать у меня, ибо много званных, но мало избранных.

С Ним шло много народа, и обернувшись, Он сказал им:
 
И последовало за ним множество людей, а Он, обернувшись, сказал им:

если кто приходит ко Мне и не ненавидит отца своего и матери, и жены, и детей, и братьев, и сестер, а также и души своей, не может быть Моим учеником.
 
если кто-нибудь придет ко Мне, но при этом не откажется1 от отца своего и матери, от жены и детей, от братьев и сестер и даже от жизни своей, — тот не может быть Моим учеником.

Кто не несет креста своего и не идет за Мною, не может быть Моим учеником.
 
И кто не несет крест свой и не идет за Мною, — тот не может быть Моим учеником.

Ибо кто из вас, желая построить башню, не сядет прежде и не вычислит издержек: может ли он довести до конца?
 
Разве любой из вас, желая построить (в винограднике) башню, не сядет прежде и не подсчитает расходы: на всё ли ему хватит средств?

Чтобы, когда он положит основание и не будет в силах завершить, все видящие не начали бы смеяться над ним,
 
А не то, когда он воздвигнет основание, но не сможет закончить начатое, все, кто увидит это, станут насмехаться над ним,

говоря: «этот человек начал строить и не был в силах завершить».
 
говоря: этот человек начал строить, но не смог закончить.

Или какой царь, идя на войну против другого царя, не сядет и не посоветуется прежде, силен ли он с десятью тысячами противостать идущему на него с двадцатью тысячами?
 
Или какой царь, собираясь вступить в битву с другим царем, не соберет прежде совет: может ли он с десятью тысячами (воинов) противостоять идущему на него с двадцатью тысячами?

Если же — нет, то пока тот еще далеко, он отправляет посольство и спрашивает об условиях мира.
 
Если же нет, то пока тот ещё далеко, он отправит посольство с просьбой о мире.

Так и всякий из вас, если не откажется от всего, что имеет, не может быть Моим учеником.
 
Так и каждый из вас, если не отречется от всего, что есть у него, — не может быть Моим учеником.

Поэтому: соль хороша: но если и соль станет пресной, чем вернуть ей силу?
 
Соль — хорошая вещь; но если соль станет безвкусной, зачем она нужна?

Ни в землю, ни в навоз она не годится. Ее бросают вон. Имеющий уши слышать да слышит.
 
Ни в землю, ни в навоз она не годится; вон тогда выбрасывают её. Кто имеет уши слышать, да услышит! (Иез 12:2)

Примечания:

 
 
В переводе Лутковского
[14.1] «откажется» — досл.: «возненавидит», «отвратится».
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.