От Луки 1 глава

Евангелие от Луки
Синодальный перевод → В переводе Лутковского

 
 

Как уже многие начали составлять повествования о совершенно известных между нами событиях,
 
Так как многие уже стали слагать повествования о событиях, хорошо известных нам

как передали нам то бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова,
 
по рассказам проповедников,1 с самого начала бывших очевидцами их,

то рассудилось и мне, по тщательном исследовании всего сначала, по порядку описать тебе, достопочтенный Феофил,
 
то и я решил, тщательно исследовав всё по порядку, последовательно изложить их тебе, досточтимый Феофил,2

чтобы ты узнал твёрдое основание того учения, в котором был наставлен.
 
чтобы ты убедился в достоверности тех преданий, которые тебе довелось услышать.3

Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник из Авиевой чреды, именем Захария, и жена его из рода Ааронова, имя ей Елисавета.
 
Во время правления царя Ирода жил в Иудее священник из Авиевой чреды4 по имени Захария со своей женой Елизаветой из рода Аарона.

Оба они были праведны пред Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно.
 
Оба они были праведны пред Богом, безукоризненно соблюдали все предписания закона и заповеди Господни,

У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.
 
но детей у них не было, несмотря на преклонный возраст обоих, потому что Елизавета была бесплодна.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом,
 
И вот однажды, когда Захария согласно чину своей чреды совершал богослужение,

по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения,
 
ему необходимо было по священному обычаю воскадить фимиам в алтаре Господнем. И когда он вошел в него,

а всё множество народа молилось вне во время каждения, —
 
а великое множество молящихся во время каждения пребывали во (внутреннем) дворе храма,

тогда явился ему Ангел Господень, стоя по правую сторону жертвенника кадильного.
 
явился ему ангел Господень, стоящий справа от кадильного жертвенника.

Захария, увидев его, смутился, и страх напал на него.
 
Увидев его, Захария растерялся, и страх напал на него.

Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречёшь ему имя: Иоанн;
 
Но ангел сказал ему: не бойся, Захария, молитвы твои услышаны: жена твоя, Елизавета, родит тебе сына, и наречешь ему имя Иоанн;

и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются,
 
рождение его принесет тебе радость и веселие, и многие с тобою возрадуются.

ибо он будет велик пред Господом; не будет пить вина и сикера, и Духа Святого исполнится ещё от чрева матери своей;
 
Он будет велик пред Господом, не станет пить ни виноградного, ни фруктового вина и, исполненный Духа Святого ещё во чреве матери своей,

и многих из сынов Израилевых обратит к Господу Богу их;
 
многих сыновей Израиля обратит затем ко Господу;

и предыдет пред Ним в духе и силе Илии, чтобы возвратить сердца отцов детям, и непокоривым образ мыслей праведников, дабы представить Господу народ приготовленный.
 
он пройдет пред Богом, имея дух и силу Илии, чтобы, обратив сердца отцов к детям их, а неверующих5 — к образцу мыслей праведных, подготовить народ к встрече Господа.

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных.
 
И сказал Захария ангелу: разве я способен на это? Ведь я стар, да и жена моя в преклонном возрасте.

Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие;
 
Ангел же сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Самим Богом, и послан Им провозгласить тебе эту радостную весть;

и вот, ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в своё время.
 
ты же, за то, что не поверил словам моим, которые исполнятся в своё время, будешь молчать и не сможешь говорить до того самого дня, в который сбудется это.

Между тем народ ожидал Захарию и дивился, что он медлит в храме.
 
Между тем люди, которые ожидали Захарию, недоумевали, почему тот задерживается в алтаре.

Он же, выйдя, не мог говорить к ним; и они поняли, что он видел видение в храме; и он объяснялся с ними знаками, и оставался нем.
 
А когда он вышел, то ничего не мог сказать им, и лишь по знакам, которыми он, словно немой, объяснялся с ними, они догадались, что ему было видение в алтаре.

А когда окончились дни службы его, возвратился в дом свой.
 
И вот окончились дни служения его, и он возвратился в дом свой.

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила:
 
Вскоре после этого зачала Елизавета, жена его, и в течение пяти месяцев тщательно скрывала это от всех, говоря:

так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.
 
вот что сотворил мне Господь, когда решил избавить меня от упреков людских.6

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет,
 
А через шесть месяцев Бог послал ангела Гавриила в Назарет, один из городов Галилеи,

к Деве, обручённой мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария.
 
к отроковице по имени Мария, обрученной с Иосифом из рода Давида.

Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами.
 
Представ пред нею, ангел сказал ей: здравствуй, облагодатствованная! Господь с тобою!

Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие.
 
Увидев его, она растерялась, не зная, что и подумать о словах, обращенных к ней.

И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога;
 
Ангел же сказал ей: не бойся, Мария, ты обрела благодать у Бога,

и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус.
 
и вот: зачнешь во чреве, родишь Сына и наречешь Ему имя Иисус. (Ис 7:14)

Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его;
 
Он будет великим, и называть Его станут Сыном Всевышнего; Господь Бог вручит Ему престол Давида, отца Его,

и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.
 
и будет Он царствовать над родом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю?
 
И спросила Мария у ангела: как же это произойдет, если я ещё не замужем?7

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим.
 
Ангел же сказал ей в ответ: Дух Святой снизойдет на тебя и благодать8 Всевышнего осенит тебя, поэтому Рожденного тобою Святого будут называть Сыном Божьим;

Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц,
 
вот и Елизавета, родственница твоя, которую считали бесплодной, несмотря на старость свою, зачала сына и уже на шестом месяце,

ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.
 
потому что для Бога нет ничего невозможного.

Тогда Мария сказала: се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему. И отошёл от Неё Ангел.
 
И отвечала Мария: я раба Господня; да будет мне по слову твоему. И ангел удалился от неё.

Встав же Мария во дни сии, с поспешностью пошла в нагорную страну, в город Иудин,
 
Через несколько дней, собравшись в дорогу, Мария поспешила в расположенный на возвышенности город Иудин

и вошла в дом Захарии, и приветствовала Елисавету.
 
и, войдя в дом Захарии, поздоровалась с Елизаветой.

Когда Елисавета услышала приветствие Марии, взыграл младенец во чреве её; и Елисавета исполнилась Святого Духа,
 
Едва Елизавета услыхала слова Марии, как младенец взыграл во чреве её, и, исполнясь Духа Святого,

и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между жёнами, и благословен плод чрева Твоего!
 
Елизавета воскликнула во весь голос: ты самая благословенная среди женщин! Благословен плод чрева твоего!

И откуда это мне, что пришла Матерь Господа моего ко мне?
 
Разве я достойна того, что пришла мать Господа моего ко мне?

Ибо когда голос приветствия Твоего дошёл до слуха моего, взыграл младенец радостно во чреве моём.
 
Даже младенец во чреве моем радостно затрепетал, как только я услыхала слова приветствия твоего.

И блаженна Уверовавшая, потому что совершится сказанное Ей от Господа.
 
И, счастливая, в уверенности, что9 свершится обещанное ей Господом,

И сказала Мария: величит душа Моя Господа,
 
Мария воскликнула:славит душа моя Господа,

и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моём,
 
и возрадовалось сердце10 моё о Боге, Спасителе моем! (Авв 3:18)

что призрел Он на смирение Рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;
 
Узрел Господь смирение рабыни Своей, и вот: отныне славить меня будут все народы.11 (1Цар 1:11; Быт 30:13)

что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;
 
Могущественный, Он возвеличил меня;и имя Его — свято, (Пс 110:9)

и милость Его в роды родов к боящимся Его;
 
и милость Его — из рода в род к благоговеющим пред Ним! (Пс 102:17)

явил силу мышцы Своей; рассеял надменных помышлениями сердца их;
 
Явил Он силу десницы Своей:разрушил у гордых сокровенные замыслы их,

низложил сильных с престолов, и вознёс смиренных;
 
низложил властителей с престолови возвеличил смиренных; (Плач 1:15; Иов 5:11)

алчущих исполнил благ, и богатящихся отпустил ни с чем;
 
бедных преисполнил благ, а богатых оставил ни с чем;

воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,
 
воспринял Израиль словно сына Своего,вспомнив о милости, (Пс 97:3)

как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.
 
которую Он обещал навеки отцам нашим — Аврааму и потомкам его. (Мих 7:20)

Пребыла же Мария с нею около трёх месяцев, и возвратилась в дом свой.
 
И осталась Мария у неё, а через три месяца возвратилась в дом свой.

Елисавете же настало время родить, и она родила сына.
 
Между тем пришло время родить Елизавете, и родила она сына.

И услышали соседи и родственники её, что возвеличил Господь милость Свою над нею, и радовались с нею.
 
Возрадовались вместе с нею и родственники, и соседи её, узнав, что смилостивился над нею Господь.

В восьмой день пришли обрезать младенца и хотели назвать его, по имени отца его, Захариею.
 
На восьмой день они пришли, чтобы совершить обрезание младенца, и решили назвать его по имени отца Захарией.

На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном.
 
Но мать, воспротивясь, сказала, что назвать его следует Иоанном.

И сказали ей: никого нет в родстве твоём, кто назывался бы сим именем.
 
Тогда, возразив ей, что среди родственников её не было никого, кто бы носил это имя,

И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его.
 
стали знаками спрашивать у отца, как бы он хотел назвать его.

Он потребовал дощечку и написал: «Иоанн имя ему». И все удивились.
 
И тот, попросив дощечку для письма, к удивлению всех написал на ней имя: Иоанн.

И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить, благословляя Бога.
 
И вдруг отверзлись уста его, и стал он вслух славословить Бога.

И был страх на всех, живущих вокруг них; и рассказывали обо всём этом по всей нагорной стране Иудейской.
 
Все соседи их пришли в изумление, и молва об этом разнеслась по всей нагорной Иудее,

Все слышавшие положили это на сердце своём и говорили: что будет младенец сей? И рука Господня была с ним.
 
и все слышавшие полагали это в сердцах своих, восклицая: кем же станет этот младенец, если благодать12 Господня пребывает в нём?

И Захария, отец его, исполнился Святого Духа и пророчествовал, говоря:
 
А Захария, отец его, исполнился Духа Святого и пророчествовал, восклицая:

благословен Господь Бог Израилев, что посетил народ Свой и сотворил избавление ему,
 
благословен Господь, Бог Израиля, Который посетил народ Свойи даровал ему избавление!

и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего,
 
Из рода Давида, раба Своего, Он воздвиг нам оплот спасения.

как возвестил устами бывших от века святых пророков Своих,
 
Ещё издревле возвещал Онустами святых пророков Своих,

что спасёт нас от врагов наших и от руки всех ненавидящих нас;
 
что спасет нас от врагов нашихи от рук всех ненавидящих нас.

сотворит милость с отцами нашими и помянет святой завет Свой,
 
И вот, явил Он милосердие Своё отцам нашим, вспомнив завет Свой святой, —

клятву, которою клялся Он Аврааму, отцу нашему, дать нам,
 
клятву, которой Он клялся Аврааму, отцу нашему,

небоязненно, по избавлении от руки врагов наших,
 
что мы, избавленные от рук врагов наших, станем безбоязненно и праведно служить Ему,13

служить Ему в святости и правде пред Ним, во все дни жизни нашей.
 
в благоговении пред Нимпроводя все дни жизни своей.

И ты, младенец, наречёшься пророком Всевышнего, ибо предыдешь пред лицом Господа приготовить пути Ему,
 
А тебя, младенец, станут называть пророком Всевышнего, ибо ты придешь прежде Господа, чтобы подготовить к встрече Его

дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их,
 
народ Его и возвестить, что нам даровано спасение через оставление грехов,

по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше,
 
по великому милосердию Бога нашего, которым Он, словно восходящее солнце, озарит нас свыше,

просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира.
 
чтобы просветить нас, живущих во тьмеи под сенью смерти, и направить стопы наши на путь мира.

Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю.
 
Младенец же подрастал и укреплялся духом; и был он в пустыне до дней явления своего Израилю.

Примечания:

 
Синодальный перевод
5, 8 чреда — очередь, последовательная смена чего-либо.
15 сикера — крепкий алкоголь из меда, фруктового сока, зерна.
17, 76 предыдет, предыдешь — прийти прежде, перед; идти впереди, предшествовать.
53 алкать — почувствовать голод, захотеть есть, проголодаться.
78 благоутробие — внутреннее благорасположение, доброта сердца, милосердие, сострадание.
 
В переводе Лутковского
[1.1] «проповедников» — досл.: «служителей слова».
[1.2] «Феофил» — возможно, это вполне реальное лицо; судя по обращению к нему автора Евангелия, он был знатного рода и в прошлом, видимо, язычник.
[1.3] «которые тебе довелось услышать» — досл.: «которые тебе (устно) преподали».
[1.4] «из Авиевой чреды» — Авия, внук Аарона (первосвященника, брата Моисея) был во времена царя Давида (см. 1Пар. 24.10) одним из 24 священников, которые образовали особые, названные их именами, группы — чреды. Каждая из них служила в свою очередь в течение 8 дней сначала при Скинии, а со времени царя Соломона — при храме Иерусалимском.
[1.5] «неверующих» — досл.: «неверных».
[1.6] «от упреков людских» — бездетность считалась наказанием Божьим за грехи.
[1.7] «я еще не замужем» — досл.: «я мужа не знаю» (ср. Быт. 4.1; Мф. 1.25).
[1.8] «благодать» — досл.: «сила», «могущество».
[1.9] досл.: «счастливая, в уверенности, что...». Обычно весь этот стих считался последними словами Елизаветы. Думается, однако, нет никаких оснований для того, чтобы Елизавета вдруг стала говорить о Марии в 3-м лице. Вероятнее всего, евангелист подчеркивает, что Мария только сейчас, убедившись в беременности Елизаветы, окончательно уверовала, что явление ангела и его слова — не сон, не плод галлюцинации и т.п. (Для чего она, собственно, и поспешила отправиться к Елизавете.)
[1.10] «сердце» — досл.: «дух».
[1.11] «все народы» — досл.: «все роды», то есть речь, по всей видимости, идет о всех 12 родах Израиля (ср. Мф. 19.28).
[1.12] . «благодать» — досл.: «рука».
[1.13] «служить Ему» — ради сохранения смыслового единства фразы эти слова перенесены сюда из 75-го стиха.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.