1 Тимофею 5 глава

Первое послание апостола Павла Тимофею
Под редакцией Кулаковых → Синода́льный перево́д

 
 

Со старцем всегда будь почтительным и говори с ним,1 как с отцом своим. С теми, кто младше тебя, обходись, как с братьями,
 
Ста́рца не укоря́й, но увещева́й, как отца́; мла́дших — как бра́тьев;

с пожилыми женщинами — как с матерями, с молодыми — как с сестрами. Все увещания твои должны быть чистыми.2
 
ста́риц — как матере́й; молоды́х — как сестёр, со вся́кою чистото́ю.

Вдов почитай,3 особенно совсем одиноких.4
 
Вдови́ц почита́й, и́стинных вдови́ц.

Если есть у вдовы дети и внуки, пусть учатся они, прежде всего, исполнять Богом возложенные на них обязанности в семье и воздавать должное родителям, ибо это угодно Богу.
 
Е́сли же кака́я вдови́ца име́ет дете́й и́ли внуча́т, то они́ пре́жде пусть у́чатся почита́ть свою́ семью́ и воздава́ть до́лжное роди́телям, и́бо сие́ уго́дно Бо́гу.

Настоящая вдова, даже оставшись в совершенном одиночестве, живет надеждою на Бога, дни и ночи проводит в молитвах к Нему и просит Его о помощи,
 
И́стинная вдови́ца и одино́кая наде́ется на Бо́га и пребыва́ет в моле́ниях и моли́твах день и ночь;

а та, что ищет одних только наслаждений, уже при жизни умерла.
 
а сластолюби́вая за́живо умерла́.

Предостерегай их от этого, чтоб жизнь их была безупречна.
 
И сие́ внуша́й им, что́бы бы́ли беспоро́чны.

Кто о своих близких, и особенно о домашних своих, не печется, тот отрекся от веры. Хуже неверующего он.
 
Е́сли же кто о свои́х и осо́бенно о дома́шних не печётся, тот отрёкся от ве́ры и ху́же неве́рного.

На попечение церкви бери лишь вдов,5 которым не меньше шестидесяти лет и которые были только однажды замужем.
 
Вдови́ца должна́ быть избира́ема не ме́нее как шестидесятиле́тняя, бы́вшая жено́ю одного́ му́жа,

Такая вдова должна быть при этом известна своими добрыми делами: тем, что сумела поднять детей, давала приют странникам, омывала ноги братьям во Христе,6 помогала тем, кто в беде, — короче, всегда старалась делать добро.7
 
изве́стная по до́брым дела́м, е́сли она́ воспита́ла дете́й, принима́ла стра́нников, умыва́ла но́ги святы́м, помога́ла бе́дствующим и была́ усе́рдна ко вся́кому до́брому де́лу.

Вдов, что моложе, на попечение не бери.8 Страсти овладевают ими порой до такой степени, что они забывают Христа и только о том думают, как бы выйти замуж.9
 
Молоды́х же вдови́ц не принима́й, и́бо они́, впада́я в ро́скошь в проти́вность Христу́, жела́ют вступа́ть в брак.

Тем самым они нарушают данные Ему прежде обеты,10 за что подвергаются справедливому осуждению.
 
Они́ подлежа́т осужде́нию, потому́ что отве́ргли пре́жнюю ве́ру;

К тому же они привыкают к праздности: ходят из дома в дом и, будучи не только праздными, но болтливыми и любопытными, говорят то, о чем говорить не следует.
 
прито́м же они́, бу́дучи пра́здны, приуча́ются ходи́ть по дома́м и быва́ют не то́лько пра́здны, но и болтли́вы, любопы́тны, и говоря́т, чего́ не должно́.

Так что лучше бы уж молодые вдовы вновь выходили замуж, рожали детей, занимались домом и не давали врагам нашим никакого повода к злословию.
 
Ита́к, я жела́ю, что́бы молоды́е вдо́вы вступа́ли в брак, рожда́ли дете́й, управля́ли до́мом и не подава́ли проти́внику никако́го по́вода к злоре́чию;

А ведь некоторые уже сбились с пути и теперь идут за сатаной.
 
и́бо не́которые уже́ соврати́лись вслед сатаны́.

Если у какой христианки11 есть в родне вдовы, пусть она помогает им, чтобы церковь не отягощалась этими заботами и могла помогать одиноким вдовам.
 
Е́сли како́й ве́рный и́ли ве́рная име́ет вдов, то должны́ их дово́льствовать и не обременя́ть Це́ркви, что́бы она́ могла́ дово́льствовать и́стинных вдови́ц.

Пресвитеров, которые хорошо заботятся12 о своей церкви, должно почитать особо13 и, в первую очередь, тех из них, которые все силы свои отдают проповеди и научению14 других.
 
Досто́йно нача́льствующим пресви́терам должно́ ока́зывать сугу́бую честь, осо́бенно тем, кото́рые тру́дятся в сло́ве и уче́нии.

В Писании недаром сказано: «Не мешай волу есть то, что молотит он»15 и еще: «Работник должен быть вознагражден».16
 
И́бо Писа́ние говори́т: «не загражда́й рта у вола́ молотя́щего»; и: «трудя́щийся досто́ин награ́ды свое́й».

Обвинений, когда речь о пресвитерах, не принимай, если не подтверждены они двумя-тремя свидетелями.
 
Обвине́ние на пресви́тера не ина́че принима́й, как при двух и́ли трёх свиде́телях.

А тех, кто в самом деле виновен, обличай, притом, в поучение другим, публично.17
 
Согреша́ющих облича́й пе́ред все́ми, что́бы и про́чие страх име́ли.

Перед Богом, Христом Иисусом и ангелами избранными заклинаю: держись этих правил и действуй всегда без предубеждений, беспристрастно.
 
Пред Бо́гом и Го́сподом Иису́сом Христо́м и и́збранными А́нгелами заклина́ю тебя́ сохрани́ть сие́ без предубежде́ния, ничего́ не де́лая по пристра́стию.

Никого поспешно не рукополагай, и да не случится тебе стать соучастником в чужих грехах. Храни себя в чистоте.
 
Рук ни на кого́ не возлага́й поспе́шно, и не де́лайся уча́стником в чужи́х греха́х. Храни́ себя́ чи́стым.

Пей впредь не одну только воду, а принимай и немного вина18 — на пользу это пойдет желудку твоему и против частых твоих недугов поможет.
 
Впредь пей не одну́ во́ду, но употребля́й немно́го вина́, ра́ди желу́дка твоего́ и ча́стых твои́х неду́гов.

Грехи иных людей бывают столь очевидны, что осуждаются еще даже до суда над ними; у других же грехи их открываются лишь со временем.19
 
Грехи́ не́которых люде́й я́вны и пря́мо веду́т к осужде́нию, а не́которых открыва́ются впосле́дствии.

То же и с добрыми делами: одни — явны, другие — нет. Но и эти рано или поздно откроются.
 
Ра́вным о́бразом и до́брые дела́ я́вны; а е́сли и не таковы́, скры́ться не мо́гут.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Букв.: старца не отчитывай, но проси/увещай его.
2  [2] — Букв.: как с сестрами со всей чистотой.
3  [3] — Друг. возм. пер.: оказывай помощь вдовам.
3  [4] — Букв.: настоящих/подлинных вдов; то же в ст. 5 и 16.
9  [5] — Букв.: в список вноси вдов.
10  [6] — Букв.: святым.
10  [7] — Или: посвящала себя всякому доброму делу.
11  [8] — Букв.: но вдовам моложе отказывай.
11  [9] — Букв.: ибо когда они, вопреки Христу, становятся заносчивы (или: впадают в роскошь; или: впадают в чувственность), они хотят выйти замуж.
12  [10] — Букв.: нарушив первую верность/веру.
16  [11] — Букв.: у какой верной.
17  [12] — Или: успешно руководят.
17  [13] — Друг. возм. пер.: должны получать двойное вознаграждение.
17  [14] — Букв.: трудящихся в слове и учении.
18  [15] — Букв.: не закрывай рта волу молотящему; Втор 25:4.
18  [16] — Ср. Лк 10:7.
20  [17] — Букв.: согрешающих обличай пред всеми, чтобы и остальные страх имели.
23  [18] — Греч. ойнос в Септуагинте иногда означает «сусло», или неперебродивший виноградный сок.
24  [19] — Букв.: а за некоторыми они следуют.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.