1 Коринфянам 14 глава

Первое послание к Коринфянам святого апостола Павла
Перевод Еп. Кассиана → Новый русский перевод

 
 

Стремитесь к любви, ревнуйте о дарах духовных, особенно же о том, чтобы пророчествовать.
 
Следуйте путем любви, стремитесь иметь духовные дары, особенно дар пророчества.

Ибо, кто говорит языками, не людям говорит, но Богу; ибо никто не понимает: он духом говорит тайны,
 
Кто говорит на незнакомом языке, тот говорит не людям, а Богу, ведь его никто не понимает, он духом[62] говорит тайны.

Тот же, кто пророчествует, людям говорит в назидание и увещание и утешение.
 
А тот, кто пророчествует, говорит людям для их назидания, ободрения и утешения.

Тот, кто говорит языками, себя назидает; тот, кто пророчествует, назидает церковь.
 
Говорящий на незнакомом языке говорит в назидание себе, а пророчествующий говорит для назидания церкви.

Я хочу, чтобы все вы говорили языками, но еще больше, чтобы вы пророчествовали: ибо тот, кто пророчествует, больше того, кто говорит языками, если только он не дает толкования, чтобы церковь получила назидание.
 
Я бы хотел, чтобы каждый из вас говорил на языках, но лучше, чтобы вы пророчествовали. Кто пророчествует, тот больше того, кто говорит на языках, разве что он будет и истолковывать свою речь, чтобы и церковь получала назидание.

И теперь, братья, если я приду к вам, говоря языками, какую я принесу вам пользу, если не будет в моих словах или откровения, или познания, или пророчества, или наставления?
 
Братья, если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую пользу я принесу вам, если в моих словах не будет ни откровения, ни знания, ни пророчества, ни наставления?

Но если бездушные предметы, издающие звук, будь то свирель или гусли, не дадут раздельных звуков, как распознают то, что играется на свирели или гуслях?
 
Возьмите, к примеру, даже безжизненные музыкальные инструменты: свирель или арфу. Как вы узнаете мелодию, если на них будут играть, не придавая значения тому, какие ноты звучат?

Ведь если труба издаст неясный звук, кто будет готовиться к бою?
 
Если труба не протрубит разборчиво определенный сигнал, то кто станет готовиться к сражению?

Так и вы, если не издадите языком отчетливого слова, как распознают то, что говорится? Вы будете говорить на ветер.
 
Также и у вас. Если вы не произносите языком членораздельные слова, то как человеку понять, о чем вы говорите? Вы будете бросать слова на ветер.

Кто знает, сколько разных наречий в мире, и каждое из них выражает себя звуками?
 
В мире так много разных языков, но все они понятны тем, кто ими владеет.

Итак, если я не знаю значения наречия, я для говорящего буду варваром, и говорящий будет варваром для меня.
 
Если я не понимаю значения того, что мне говорят, то я чужеземец для говорящего, и говорящий — чужеземец для меня.

Так и вы, поскольку вы ревнуете о духах, для назидания церкви ищите их изобилия.
 
Также и вы. Вы хотите иметь духовные дары? Так стремитесь же иметь их в изобилии, но для назидания церкви.

Поэтому говорящий языками пусть молится о толковании.
 
Поэтому, кто говорит на незнакомом языке, пусть молится о даре истолкования.

Ибо если я молюсь языками, то дух мой молится, но ум мой без плода.
 
Когда я молюсь на незнакомом языке, то мой дух молится, но ум не принимает в этом участия.

Что же? Буду молиться духом, но буду молиться и умом; буду петь духом, но буду петь и умом,
 
Так что же мне делать? Я буду молиться духом, но буду молиться и умом, я буду петь духом, но буду петь и умом.

потому что, если ты будешь благословлять в духе, то занимающий место непосвящённого, как скажет аминь на твое благодарение, раз он не знает, что ты говоришь?
 
Если ты благодаришь Бога духом, то как может несведущий человек сказать «аминь»? Ведь он не поймет, что ты говоришь!

Ибо ты хорошо благодаришь, но другой не назидается.
 
Ты можешь хорошо благодарить Бога, но другому человеку это пользы не принесет.

Благодарю Бога: я больше всех вас говорю языками;
 
Я благодарен Богу, что говорю на языках больше всех вас.

но в церкви хочу пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели множество слов языками.
 
Но в церкви я лучше скажу пять понятных слов, которые послужат для наставления другим, чем десять тысяч слов на незнакомом языке.

Братья, не будьте детьми по разуму: на злое будьте младенцами, но по разуму будьте совершенными.
 
Братья, не будьте детьми по уму. В отношении ко злу будьте младенцами, а по уму будьте взрослыми.

В Законе написано: иноязычными и устами иных буду говорить народу этому, но и так не послушают Меня, говорит Господь.
 
В Законе написано: «Через людей, говорящих на чужих языках, через уста чужеземцев Я буду говорить этому народу, но они и тогда не послушают Меня, говорит Господь».[63]

Таким образом языки служат знамением не для верующих, но для неверующих, пророчество же не для неверующих, но для верующих.
 
Таким образом, языки представляют собой знамение не для верующих, а для неверующих. Пророчество же — для верующих, а не для неверующих[64].

Поэтому, если вся церковь сойдется вместе, и все будут говорить языками, и войдут непосвящённые или неверующие, не скажут ли они, что вы безумствуете?
 
Поэтому, если вся церковь соберется, и все будут говорить на языках, и зайдут люди несведущие или неверующие, то не скажут ли они, что вы беснуетесь?

Если же все пророчествуют и войдет кто неверующий или непосвящённый, то он обличается всеми, судится всеми;
 
Но если зайдет неверующий или несведущий в то время, когда все пророчествуют, то он всеми будет обличаться в грехе и всеми будет судиться.

сокровенное сердца его обнаруживается, и так, павши ниц, он поклонится Богу и провозгласит: действительно. Бог — между вами.
 
Все тайные помыслы его сердца станут явными, и он, павши ниц, поклонится Богу и воскликнет: «Среди вас действительно присутствует Бог!»

Что же, братья? Когда вы сходитесь, у каждого есть псалом, есть наставление, есть откровение, есть язык, есть толкование: всё да будет к назиданию.
 
Что же, братья? Когда вы собираетесь вместе и у каждого из вас есть или псалом, или есть наставление, или откровение, или слово на языках, или толкование сказанного на языке, то пусть всё это будет для назидания церкви.

Говорит ли кто языками, — каждый раз двое или, самое большое, трое, и по очереди, и один пусть толкует.
 
Если кто-либо говорит на языке, то пусть говорят двое или самое большее трое, и притом по очереди, а один пусть истолковывает.

Если же нет толкователя, молчи в церкви и говори себе и Богу.
 
Если же толкователя среди вас нет, тогда в церкви молчи, а говори лишь себе и Богу.

А пророки пусть говорят двое или трое, и другие пусть судят.
 
И пророки пусть говорят двое или трое, а другие пусть рассуждают об услышанном.

Если же, пока он сидит, другому будет откровение, первый пусть молчит.
 
Если же кому-либо другому из присутствующих будет откровение, то пусть первый говорящий замолчит.

Ибо вы можете все один за другим пророчествовать, чтобы все поучались и все получали утешение.
 
Вы все можете по очереди пророчествовать, чтобы все могли получить наставление и ободрение.

И духи пророков пророкам послушны;
 
Пророки могут контролировать свой дух,

ибо Бог не есть Бог беспорядка, но мира. Как во всех церквах у святых,
 
потому что Бог — Бог не беспорядка, а мира, как и во всех собраниях святых.

жены в церквах да молчат, ибо не разрешается им говорить, но пусть будут послушны, как и Закон говорит.
 
Женщины во время служений пусть молчат. Говорить им не позволяется[65], но пусть они будут в подчинении, как того требует и Закон[66].

Если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают дома своих мужей; ибо стыдно жене говорить в церкви.
 
Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично.

Или от вас слово Божие вышло? Или до вас одних оно достигло?
 
Вы думаете, что слово Божье вышло впервые именно от вас или достигло лишь вас?

Если кто считает себя пророком или духовным, тот пусть познаёт то, что я пишу вам: что это — Господня заповедь.
 
Кто считает себя пророком или человеком духовным, должен признать, что всё, что я пишу вам, есть установление Самого Господа.

Если же кто не знает, его не знает Бог.
 
Если же кто не признает этого, того и вы не признавайте.

Итак, братья мои, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, и не препятствуйте говорить языками.
 
Итак, братья, стремитесь к тому, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и на языках.

Но пусть всё происходит благообразно и в порядке.
 
Но всё должно совершаться пристойно и соответствовать порядку.

Примечания:

 
 
Новый русский перевод
2 [62] — Или: Духом. Здесь имеется в виду либо дух человека, либо Дух Божий.
21 [63] — См. Ис 28:11-12.
22 [64] — Говорение на языках не должно служить знаком духовности верующих. Скорее, языки — это знамение для неверующих, потому что (по мнению большинства толкователей) делают явной их отдаленность от Бога и обреченность на суд. А пророчество, наоборот, — для всего собрания верующих, потому что через него Бог очевидно работает в их среде (см. ст. 24-25).
34 [65] — Здесь говорится не о том, что женщины должны соблюдать полное молчание (ср. 1Кор 11:5, 13), но, возможно, что они не должны мешать ходу служения, задавая вопросы (см. ст. 35), либо имеется в виду то, что они не должны учить мужчин (см. 1Тим 2:11-12).
34 [66] — Не совсем ясно на какое конкретное место в Законе ссылается Павел, но, вероятно, имеется в виду то, что Бог изначально сотворил женщину помощницей мужчине (см. Быт 2:7, 21-22). Кроме того, последствия грехопадения лишь упрочили это положение (см. Быт 3:16). Ср. 1Тим 2:11-14.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.