Псалмы 79 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Дирижёру хора. На мелодию «Лилии соглашения».
Одна из хвалебных песен Асафа.
2 Услышь нас, Пастух Израиля! Ведёшь Ты Свой народ подобно овечьему стаду. Восседающий на Херувимах, дай увидеть Тебя!
3 Покажи Себя народам Ефрема, Манассии и Вениамина. Дай нам Твоё могущество увидеть в нашем спасении.
4 Боже, верни величие наше, смилуйся над нами и спаси!
5 Господи Всемогущий, когда услышишь Ты молитвы наши? Долог ли будет Твой гнев?
6 Вместо хлеба и воды, Ты Свой народ слезами напоил.
7 Стали мы ненавистны всем народам, и над нами злобно враг смеётся.
8 Боже Всемогущий, верни величие наше, смилуйся над нами и спаси!
9 Подобно виноградной лозе Ты принёс нас из Египта и, изгнав из этой земли народы, здесь посадил её.
10 Для виноградника землю Ты расчистил, пустил он корни и заполнил собою землю всю.
11 Покрыл он горные склоны, и даже кедры высокие тенью своей закрыл.
12 До Средиземного моря разросся Твой виноградник, до самого Евфрата свои побеги пустил.
13 Почему же вокруг виноградника разрушил Ты стены и каждый путник может собирать там виноград?
14 Кабаны топчут Твой виноградник, полевые мыши рвут листья.
15 Возвратись к нам, Господь Всемогущий, сбереги Твой виноградник,
16 и корни, Тобой посаженные, и побеги, Твоими руками взращённые.
17 Враги сожгли виноградник Твой, поэтому не сдерживай Свой гнев и тотчас же их уничтожь.
18 Возложи Свою руку, Боже, на Твоего избранника, к Своему могучему народу Ты руку протяни.
19 Мы отныне Тебя не покинем, нас спаси, и тогда Тебе мы будем поклоняться.
20 Господи, Боже Всемогущий, верни величие наше, смилуйся над нами и спаси.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 79

В стихе 1, соответствующем вводной надписи, говорится об исполнении этого псалма на музыкальном инструменте, имевшем форму лилии (Шошанним). Эдуф некоторыми понимается как уведомление об особой значимости исполняемого текста, в данном случае — псалма, представляющего собой молитву Асафа об Израиле. Вероятно, она была составлена уже после разгрома ассирийцами (772 г. до Р. Х.) царства Израильского; отсюда мольба о «восстановлении» в стихе 4, 8 и 20 — теперь, когда «враги издеваются» над евреями, когда они, «виноградник Его» (стих 9), «пожжены огнем», когда корни их «подрыты», а ветви-обломаны (стихи 13, 14, 17).

А. Мольба к Пастырю Израиля (79:2−4)

Пс 79:2−3. К Пастырю израильского народа взывает псалмопевец, который изображает Бога восседающим над крышкой ковчега завета в храме, на позолоченных херувимах (сравните 98:1; 3Цар 6:23−28). Под «Иосифом» здесь (стих 2) понимаются евреи в целом. Ефремом (стих 3) часто называлось все Северное царство, состоявшее из десяти колен. На протяжении долгих лет, еще до Давида и уже после разделения колен Израилевых, ефремляне оставались наиболее могучим и влиятельным племенем. Манассиею названо колено, происходившее от этого брата Ефрема. Под Вениамином понимается Южное царство, которому пока только угрожала участь Израиля.

Пс 79:4. Трижды (стихи 4, 8, 20), как припев, повторяется молитва о «восстановлении» Израиля. Сияние лица Господнего — здесь символ Божией милости (сравните со стихом 8, а также с Чис 6:25 и Пс 4:7).

Б. О наказании Божием (79:5−8)

Пс 79:5−8. Оно выражается в «гневном восприятии» Богом молитв евреев (Он не отвечает на них); их в стихе 6, где образно говорится о наказании евреев, относится к людям, а не к молитвам. А результаты этого наказания, прежде всего, сказываются в издевательствах врагов над израильтянами (стих 7). Мольба о «восстановлении» и спасении, образ которого — «сияющее лице Господа», — в стихе 8.

В. Плач о лишении Божиих благословений (79:9−15б)

Пс 79:9−12. Автор изображает Израиля как виноградную лозу, перенесенную Богом из Египта (стих 9); Он посадил эту лозу в земле, из которой выгнал другие народы, и создал для нее особые, столь благоприятные условия (стих 10), что она «распространилась» во все концы земли, так что и горы покрылись тенью ее (вероятно, имелись в виду Идумейские горы на юге Палестины, или южные границы страны). И ветви ее, как кедры Божии (стих 11); очевидно, образ северной границы, так как кедры росли преимущественно на Ливане, где проходила северная граница Израиля. В стихе 12 — вероятно, образное определение западной его границы (по морю Средиземному) и границы восточной — по реке Евфрату.

Пс 79:13−15б. Однако процветанию пришел конец. В риторическом вопросе в стихе 13 — речь об ограде, какие возводили в древней Палестине вокруг виноградников, чтобы уберечь их от лесных и полевых зверей; здесь в их образе представлены враги Израиля. Лесные вепри, или дикие кабаны, были особой грозой для виноградников. Даже один такой зверь, проникнув в виноградник, производил в нем, подкапывая корни лоз, настоящее опустошение.

В Ветхом Завете, в частности, в книгах Исаии. Иеремии и Осии, Израиль неоднократно представлен в образе виноградной лозы. Как о «виноградной лозе» говорит о Себе Иисус Христос (Ин 15:1, 5), потому что в Нем, обетованном Семени, исполнялись Божии пророчества относительно Израиля. Там, где Израиль потерпел поражение, Иисус достиг цели.

Весь (за исключением последней фразы его) стих 15 представляет в сущности тот же припев, что находим в стихе 4, 8, 20, но переданный несколько иными словами.

Г. Обещание послушания (79:15в−20)

Пс 79:15в−17. Посети виноград сей: Асаф продолжает сетовать и молить: Охрани то, что насадила правая рука Твоя, и отрасли лозы Твоей, которую Ты Сам избрал и укрепил для Себя, т. е. еврейский народ (сравните Быт 49:22), которым Бог руководил особо; особое же покровительство ему со стороны Всевышнего сказывалось в многочисленных и часто удивительных военных победах его над соседями-язычниками, в политическом его преуспевании.

В стихе 17 — «напоминание» о бедственной ситуации Божиего народа в настоящее время, о том, что он гибнет от долгого излияния гнева (прощения) Господнего (сравните стих 5).

Пс 79:18−20. Да будет рука Твоя над мужем десницы Твоей — вероятный намек на Вениамина (имя это означает «сын правой руки»), мужа, возлюбленного Господом (Втор 33:12). Под сыном человеческим понимается весь Израильский народ.

В стихе 19 обещание послушания Богу, если Он «оживит» народ Свой. Здесь, вероятно, подразумевается Израиль, который, будучи уведен в плен ассирийцами, как бы умер политически. в стихе 20 — повторение рефрена о «восстановлении», о спасении от катастрофического развития событий: да воссияет для евреев лице Бога их!



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.