Псалмы 88 псалом

Псалмы
Библейской Лиги ERV → Толкование Далласской семинарии

Библейской Лиги ERV

1 Маскиль езрахитяна Ефама.
2 Всегда я буду петь о великой любви Господней, праведность Твою навеки мои воспоют уста.
3 Я утверждаю: Твоя любовь нерушима, беспредельная верность Твоя, простирающаяся до небес.
4 Ты говорил:
«Я в договор вступил с Моим избранным царём, Я клятву дал Моему слуге Давиду:
5 „Во веки веков один из твоих потомков будет на троне править, царствование твоей семьи не прекратится никогда”».
Селах
6 Господи, небеса славят чудеса Твои, за Твою верность в небесном собрании святые хвалу Тебе поют.
7 С Господом кого ещё сравнить на небесах? Среди небесных созданий кто ещё Ему подобен?
8 Чтут Бога Ангелы святые, все те, кто рядом с Ним в собрании стоят, боятся Бога и благоговеют перед Ним.
9 Кто ещё с Тобою сравнится, Господь, Бог Всемогущий? На верность Твою полагаемся мы.
10 Ты морями повелеваешь, когда волны вздымаются, Ты их усмиряешь.
11 Ты победил Рахаба; врагов Ты разметал Своей могучею рукою.
12 Земля и небо Тебе принадлежат, Ты создал мир и всё находящееся в нём.
13 Сотворил Ты север и юг. Горы Фавор и Ермон Твоё имя восхваляют.
14 Ты полон могущества, сила Твоя велика, а победа лишь Тебе принадлежит.
15 Основание Твоего царства — справедливость и правда. Любовь и вера служат у трона Твоего.
16 Те счастливы, кто верно Богу служат, так как они в свете доброты Твоей живут.
17 Они радуются имени Бога все дни и благость Твою восхваляют.
18 Поскольку Ты им чудесную силу даруешь, Ты — источник силы их.
19 Воистину, Господь — Защитник наш, Святой Израиля — наш Царь.
20 Однажды, в момент видения, сказал Ты верующим в Тебя:
«Этого воина Я силой одарил, этого юношу Я важным сделал.
21 Я нашёл слугу Моего Давида и помазал его Моим святым елеем.
22 Силу и могущество Я дам ему, и поддержу Своей рукою.
23 Враг не узнает над ним победы, злобные не угнетут его.
24 Его врагов Я перед ним повергну, его противников Я разобью.
25 Верность и любовь Моя всегда пребудут с ним, и сила Моя в нём не иссякнет.
26 Слову его будут моря повиноваться, и все реки Я отдам во власть его.
27 Он меня назовёт: „Мой Отец, мой Бог, Скала, мой Спаситель”.
28 Он станет Моим перворождённым сыном, вознесённым над каждым земным царём.
29 Любовь к нему сохранится вовеки, и заключённый нами договор навечно будет нерушим.
30 Правление его будет продолжаться, пока существует небо, и род его будет вечен.
31 Если потомки его нарушат законы Мои и забудут заветы,
32 если нарушат Мои повеления и не подчинятся Моим словам,
33 то Я за их грехи накажу жестоко.
34 Однако любви Своей Я никогда не лишу его, верность Мою не нарушу никогда.
35 Я не изменю Мои заветы, те, которые уста Мои произнесли.
36 Раз и навсегда поклялся Я святостью Своей и не солгу Давиду.
37 Род его будет вечен, и царствование продлится до тех пор, пока не погаснет солнце.
38 Свидетельство верности этой будет вечным как в небесах луна».
Селах
39 Но прогневался Ты на царя, Своего помазанника, и отверг его.
40 Расторг Ты договор, который заключил со Своим слугою, и корону его бросил в пыль.
41 Ты стены городов его разрушил, а на месте крепостей — руины.
42 Стал он посмешищем для соседей, прохожие у него крадут.
43 Счастьем врага Ты наградил, и помог ему в битве победу одержать.
44 С Твоею помощью успешно защитился враг, а царь Твой битву проиграл.
45 Царь поражение потерпел, и Ты поверг трон его на землю.
46 Жизнь его ты оборвал и перед всеми опозорил. Селах
47 Господи, как долго будешь нас вниманием обходить? Сколько ж ещё будет гнев Твой жечь нас словно пламя?
48 Вспомни, как скоротечна жизнь моя. Ради какой судьбы сотворён Тобою человек?
49 Есть ли человек, который не познает смерти? Где тот, кто могилы избежит? Селах
50 Где Твоя, Господи, верность, в которой поклялся Ты Давиду, где любовь, которую Ты мне явил?
51 Вспомни, Господь, как люди оскорбляли Твоего слугу.
52 Господи, я слышал поношения Твоих врагов, когда они Твоего помазанного царя повсюду оскорбляли.
53 Да будет вовеки Господь благословен! Аминь и аминь!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 88

Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом (2Цар 7:5−16). Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде — 1Пар 15:17−18 и 1Цар 4:31). Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима (3Цар 14:25), которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме).

Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и те свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал «ускорить» ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением (слово Учение в вводной надписи) о кажущемся «противоречии» между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь.

«Семя», неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет (стихи 4−5, 28−30, 36−38), есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле (2Цар 7:5−16 и комментарии на эти стихи).

В русском тексте стиху 1 соответствует вводная надпись.

А. О верности Божией (88:2−5)

Пс 88:2−5. Слово «истина» здесь и далее — в английских переводах Библии — передано как «верность»; «милость» в этом контексте — синоним «любви». В глазах псалмопевца они, как свойства истинного Бога, — вечны, и поэтому он всем сердцем верит, что Бог не может нарушить обещания, данные Им некогда Давиду (2Цар 7:5−16). (Фраза на небесах утвердил Ты истину Твою как раз и есть образ нерушимости Давидова завета.) Как же увязать их с происходящим в настоящее время?

Б. Восхваление Бога (88:6−19)

Пс 88:6−15. «Небеса» и «собрание святых» в стихе 6, как и «сыны Божии» в стихе 7 и «сонм святых» в стихе 8, — синонимические выражения, подразумевающие ангелов, которые славят чудные дела и верность (истину) Всевышнего.

Прибегая к аллегориям и образам, псалмопевец воспевает могущество Бога в стихах 8−12; Раав (стих 11) — это Египет (сравните Пс 86:4). Когда в стихе 13 говорится о «радости гор» (Фавор и Ермон символизируют собой всю Палестину, изобилующую возвышенностями), то подразумевается «радость о Господе» людей, населявших их. «Правоту» в стихе 15 надо понимать как «справедливость». Далее в этом стихе та мысль, что милость (любовь) и верность Господа как бы идут пред лицем Его («впереди Него»).

Пс 88:16−19. Звуками трубы евреев сзывали на молитву. Подчиняясь «трубному зову» (стих 16), они тем свидетельствовали о своем благоговейном отношении к Создателю. Будучи «предметом» Его особого попечения, они могли называться блаженным, или счастливым, народом. Правдою (в стихе 17 — в значении «праведного хождения перед Господом») евреи славятся (возносятся) среди других народов. Рог и щит (стих 18 и 19) — символ могущества и защищенности иудеев — зависят не от их военного «потенциала», а от благоволения Господня. От Него, Святого Израилева и помазание на престоле царя их.

В. Об обетованиях по завету (88:20−38)

Им посвящен весь этот раздел.

Пс 88:20−21. «Святой» в стихе 20 — это пророк Нафан, от которого Давид услышал адресованные ему обещания Господни. Вкратце о них читаем в 2Цар 7:5−16; тут они изложены более подробно. В стихе 21 — напоминание о помазании Давида на царство.

Пс 88:22−26. Псалмопевец «напоминает» Богу об обещании укрепить Давида и, сокрушив врагов его, распространить власть и влияние этого еврейского царя от Средиземного моря на западе до рек Тигра и Евфрата — на востоке (стих 26). Некоторые видят здесь символическое обозначение власти Давида, точнее, «семени» Его, Мессии, над всей землей.

Пс 88:27−30. Здесь Ефам говорит об особых отношениях царя из дома Давидова с Богом: это отношение Отца и сына (сравните 2Цар 7:14). Первенец (стих 28), появившийся на свет в древнееврейской семье, обретал вместе с особой любовью отца и привилегию первородства (с вытекавшими из нее особыми правами). Для Господа Давид — «первенец» по отношению к другим царям земли. В стихах 29−30 — о даровании Давиду завета и обещании ему династии («семени»), которые будут «действовать» и в вечности.

Пс 88:31−38. Бог предупреждал Давида, что в случае неповиновения Ему потомков Его избранника, те будут наказаны (стих 33), однако, завета, обещанного Давиду, Он и в этом случае не нарушит («не изменю истины Моей» в стихе 34 надо понимать как «не изменю верности Моей»). Солнце и луна в стихах 37−38 — символы неизменности, вечности.

Вовек будет тверд, как луна в стихе 38 (о престоле: стих 37) следует читать в том смысле, что престол будет навеки утвержден. Верный свидетель на небесах — это Сам Господь Бог.

Г. Молитвенное обращение к Господу с напоминанием о Его клятве (88:39−53)

Пс 88:39−46. Сетование, изложенное на языке аллегорий, на то, что Господь отринул… помазанника Своего из дома Давида. Если речь идет об успешном «рейде» против Иудеи фараона Сусакима, то псалмопевец оплакивает здесь сокрушительное военное поражение, со всеми вытекавшими из него последствиями, которое потерпел царь Ровоам, сын Соломона: он потерял царский венец (стих 40), все ограды его (образ огороженного виноградника — символ защищенности) и крепости разрушены (стих 41); соседи издеваются над ним, и враги его радуются (стихи 42−43). Дни юности (стих 46) — символ беспечной счастливой жизни.

Пс 88:47−53. Псалмопевец молит об «угашении» Богом ярости Его: Доколе… будет пылать она, как огонь? Он напоминает Всевышнему (как бы от имени поверженного царя), что век его — краток, между тем, Господь не зря ведь (не для суеты; стих 48) сотворил… сынов человеческих!

Тон этих стихов, видимо, определяется тем, что о посмертном существовании древние евреи не имели ясного представления, и потому отягощение кратковременного земного существования разного рода бедствиями воспринимали с особой горечью: они «носили их» (здесь поругание, выпавшее на их долю; стих 51) в недре своем, т. е. глубоко переживали поражение, которое потерпели от сильных соседей. Отсюда страстность мольбы псалмопевца, его «напоминаний»: где прежние милости Твои, Господи? Ты ведь клялся Давиду истиною Твоею, т е. быть ему верным Вспомни, Господи…

Славословием в стихе 53 заканчивается этот псалом и вся 3-я книга Псалтири (Пс 72−88).



2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.