Псалтирь 88 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Стих1 Эфана-эзрахита
2 Любовь ГОСПОДА неизменную всегда воспевать буду,
из рода в род о верности Его возвещать.
3 Знаю,2 что любовь Твоя вечно пребудет
и, как небо само, непреходяща верность Твоя.3
4 Ведь сказано было Тобой:
«С избранником Своим заключил Я Союз, Завет ему дал,
Давиду, слуге Своему, поклялся:
5 „Упрочу Я царственный род твой — вечным он будет,
престол твой неколебимым сделаю для всех поколений“».
6 Да славят небеса дела Твои дивные, ГОСПОДИ,
и в собрании святых да воспевается верность Твоя.
7 Кого в небесах сравнить с ГОСПОДОМ можно?
Кто из небожителей4 ГОСПОДУ подобен?
8 В сонме святых пред Богом трепещут,
Он более всех окружающих Его
благоговейный трепет вызывает.
9 ГОСПОДИ, Бог Воинств,
кто подобен Тебе, всесильный ГОСПОДЬ?5
Везде, во всем видна верность Твоя, она вокруг Тебя.
10 Ты усмиряешь море бушующее,
вздымающиеся волны его успокаиваешь.
11 Ты сокрушил мощь Рахава,6 лежит он, как труп;
врагов Своих рассеял рукою сильной.
12 Твои — небеса, и земля — Твоя,
мир со всем, что наполняет его, Ты создал.
13 Сотворил Ты север и юг,
Фавор и Ермон имя Твое восторженно славят.
14 Сильна рука Твоя, Господи, крепка она,
высоко поднята сильная7 рука Твоя.
15 Праведность и справедливость — основание престола Твоего,
любовь и верность8 прежде всего в Тебе видны.9
16 Как блаженны участники празднеств священных!
Во свете, от Тебя исходящем, живут они, ГОСПОДИ.
17 Имя Твое радость у них всегда вызывает,
праведностью Твоей они возвышаются,
18 ибо Ты — слава и сила их,
и по милости Твоей мы победы одерживаем.10
19 Ты, ГОСПОДИ, избрал нам защитника,
и Ты, Святой Бог Израиля, дал нам царя.11
20 Сказал Ты давно верным слугам Своим в видении:
«Силой одарил12 Я воина храброго,
избранного из народа возвысил,
21 Нашел Я Давида, слугу Моего,
священным елеем Своим помазал его.
22 Рука Моя всегда готова его поддержать,
укреплять его будет сила Моя.
23 Ни один враг не одолеет его,
ни один беззаконник не подчинит его себе;
24 сокрушу пред ним недругов его,
сражу его ненавидящих.
25 Верность Моя и любовь неизменная с ним пребудут,
и благодаря имени Моему он будет силен и велик.
26 Дам ему власть над морем
и владычество над реками.
27 Он будет звать Меня:
„Отец мой, Бог мой, скала спасенья моего!“
28 Своим первенцем Я сделаю его,
выше всех царей земли поставлю.
29 Любовь Свою к нему сохраню на века,
обещанное ему в Моем с ним договоре — исполню.13
30 Род его сохраню навсегда
и престол его сделаю вечным, как небо.
31 Но если дети его закон Мой оставят
и не станут поступать по предписаниям Моим,
32 если установления Мои не будут для них святыней,
заповеди Мои перестанут они соблюдать,
33 то в ответ на их преступление Я жезл применю14
и на нечестие их — удары.
34 Но любви Своей не лишу Давида
и от верности Своей не отрекусь,
35 не поступлюсь союзом Своим,
сказанного Мною в Завете Моем не отменю.
36 Раз и навсегда поклялся Я святостью Своей —
и не нарушу слова Моего Давиду:
37 род его вовек пребудет,
и, как солнце предо Мной, вечен престол его,
38 как луна, свидетельница в небе,
прочно установлен он навеки».
39 Однако ныне Ты прогневался на помазанника Своего,
отверг и оттолкнул его.
40 Отказался Ты от Завета, расторг Союз со слугой Своим,
предал на попрание венец его,
41 разрушил все стены города его,
крепости его превратил в развалины.
42 Проходящие мимо грабят его,
стал он посмешищем у соседей своих.
43 Ты даровал победу недругам его,15
всем врагам его радость доставил.
44 Ты сделал так, что и острый меч его оказался не нужен —
не помог ему устоять в сражении.
45 Положил конец процветанию его,
престол его поверг на землю,
46 прежде времени он состарился,16
покрыл Ты его позором.
47 Доколе же, ГОСПОДИ? Неужели Ты навсегда сокрылся?
Доколе гнев Твой как огонь пылать будет?
48 Вспомни обо мне, как кратки дни мои!
Неужели лишь для одной суеты Ты создал сынов человеческих?
49 Может ли кто из живущих избежать встречи со смертью
или освободиться от власти могилы?17
50 Где ж прежняя неизменная любовь Твоя, Господи,
любовь, в которой Ты Своей верностью клялся Давиду?
51 Вспомни, Господи, о насмешках, которыми осыпали слуг Твоих
и которые я несу в сердце от многих народов.
52 Это враги Твои, ГОСПОДИ, над нами насмехаются;
каждый шаг помазанника Твоего они высмеивают.
* * *
53 Слава ГОСПОДУ вовеки! Аминь, да! Аминь!18

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 88

Этот царский псалом является молитвой о том, чтобы Бог продолжал соблюдать завет, который Он заключил с царем Давидом (2Цар 7:5−16). Авторство приписывается Ефаму (мудрецу из числа левитов; он был начальником одного из хоров еще при Давиде — 1Пар 15:17−18 и 1Цар 4:31). Несколько военных поражений могли послужить написанию этого псалма, в частности, нападение на Иудею и Иерусалим египетского фараона Сусакима (3Цар 14:25), которое имело место в начале царствования Ровоама. внука Давидова (Ефам Езрахит мог дожить до этого события и отразить его в написанном им псалме).

Охваченный смятением при мысли о поражении помазанника из дома Давидова и несчастьях, которые обрушились на Божий народ, псалмопевец молит Господа вспомнить о некогда данной Им клятве и положить конец бедствию. Перечисляя обетования, изложенные в Давидовом завете и те свойства Божества, на которых они зиждутся, псалмопевец, очевидно, желал «ускорить» ответную реакцию Господа. Псалом 88 является таким образом размышлением (слово Учение в вводной надписи) о кажущемся «противоречии» между обещаниями, данными любящим, верным Богом много лет назад, и катастрофой, разразившейся теперь.

«Семя», неоднократно упоминаемое в ссылках на Давидов завет (стихи 4−5, 28−30, 36−38), есть Мессия: это Ему предстоит воссесть на троне Давида, чтобы править Израилем. Принятое буквально, это положение свидетельствует в пользу того, что Иисус Христос не в настоящее время, в небесах, сидит на троне Давида, но займет его на земле (2Цар 7:5−16 и комментарии на эти стихи).

В русском тексте стиху 1 соответствует вводная надпись.

А. О верности Божией (88:2−5)

Пс 88:2−5. Слово «истина» здесь и далее — в английских переводах Библии — передано как «верность»; «милость» в этом контексте — синоним «любви». В глазах псалмопевца они, как свойства истинного Бога, — вечны, и поэтому он всем сердцем верит, что Бог не может нарушить обещания, данные Им некогда Давиду (2Цар 7:5−16). (Фраза на небесах утвердил Ты истину Твою как раз и есть образ нерушимости Давидова завета.) Как же увязать их с происходящим в настоящее время?

Б. Восхваление Бога (88:6−19)

Пс 88:6−15. «Небеса» и «собрание святых» в стихе 6, как и «сыны Божии» в стихе 7 и «сонм святых» в стихе 8, — синонимические выражения, подразумевающие ангелов, которые славят чудные дела и верность (истину) Всевышнего.

Прибегая к аллегориям и образам, псалмопевец воспевает могущество Бога в стихах 8−12; Раав (стих 11) — это Египет (сравните Пс 86:4). Когда в стихе 13 говорится о «радости гор» (Фавор и Ермон символизируют собой всю Палестину, изобилующую возвышенностями), то подразумевается «радость о Господе» людей, населявших их. «Правоту» в стихе 15 надо понимать как «справедливость». Далее в этом стихе та мысль, что милость (любовь) и верность Господа как бы идут пред лицем Его («впереди Него»).

Пс 88:16−19. Звуками трубы евреев сзывали на молитву. Подчиняясь «трубному зову» (стих 16), они тем свидетельствовали о своем благоговейном отношении к Создателю. Будучи «предметом» Его особого попечения, они могли называться блаженным, или счастливым, народом. Правдою (в стихе 17 — в значении «праведного хождения перед Господом») евреи славятся (возносятся) среди других народов. Рог и щит (стих 18 и 19) — символ могущества и защищенности иудеев — зависят не от их военного «потенциала», а от благоволения Господня. От Него, Святого Израилева и помазание на престоле царя их.

В. Об обетованиях по завету (88:20−38)

Им посвящен весь этот раздел.

Пс 88:20−21. «Святой» в стихе 20 — это пророк Нафан, от которого Давид услышал адресованные ему обещания Господни. Вкратце о них читаем в 2Цар 7:5−16; тут они изложены более подробно. В стихе 21 — напоминание о помазании Давида на царство.

Пс 88:22−26. Псалмопевец «напоминает» Богу об обещании укрепить Давида и, сокрушив врагов его, распространить власть и влияние этого еврейского царя от Средиземного моря на западе до рек Тигра и Евфрата — на востоке (стих 26). Некоторые видят здесь символическое обозначение власти Давида, точнее, «семени» Его, Мессии, над всей землей.

Пс 88:27−30. Здесь Ефам говорит об особых отношениях царя из дома Давидова с Богом: это отношение Отца и сына (сравните 2Цар 7:14). Первенец (стих 28), появившийся на свет в древнееврейской семье, обретал вместе с особой любовью отца и привилегию первородства (с вытекавшими из нее особыми правами). Для Господа Давид — «первенец» по отношению к другим царям земли. В стихах 29−30 — о даровании Давиду завета и обещании ему династии («семени»), которые будут «действовать» и в вечности.

Пс 88:31−38. Бог предупреждал Давида, что в случае неповиновения Ему потомков Его избранника, те будут наказаны (стих 33), однако, завета, обещанного Давиду, Он и в этом случае не нарушит («не изменю истины Моей» в стихе 34 надо понимать как «не изменю верности Моей»). Солнце и луна в стихах 37−38 — символы неизменности, вечности.

Вовек будет тверд, как луна в стихе 38 (о престоле: стих 37) следует читать в том смысле, что престол будет навеки утвержден. Верный свидетель на небесах — это Сам Господь Бог.

Г. Молитвенное обращение к Господу с напоминанием о Его клятве (88:39−53)

Пс 88:39−46. Сетование, изложенное на языке аллегорий, на то, что Господь отринул… помазанника Своего из дома Давида. Если речь идет об успешном «рейде» против Иудеи фараона Сусакима, то псалмопевец оплакивает здесь сокрушительное военное поражение, со всеми вытекавшими из него последствиями, которое потерпел царь Ровоам, сын Соломона: он потерял царский венец (стих 40), все ограды его (образ огороженного виноградника — символ защищенности) и крепости разрушены (стих 41); соседи издеваются над ним, и враги его радуются (стихи 42−43). Дни юности (стих 46) — символ беспечной счастливой жизни.

Пс 88:47−53. Псалмопевец молит об «угашении» Богом ярости Его: Доколе… будет пылать она, как огонь? Он напоминает Всевышнему (как бы от имени поверженного царя), что век его — краток, между тем, Господь не зря ведь (не для суеты; стих 48) сотворил… сынов человеческих!

Тон этих стихов, видимо, определяется тем, что о посмертном существовании древние евреи не имели ясного представления, и потому отягощение кратковременного земного существования разного рода бедствиями воспринимали с особой горечью: они «носили их» (здесь поругание, выпавшее на их долю; стих 51) в недре своем, т. е. глубоко переживали поражение, которое потерпели от сильных соседей. Отсюда страстность мольбы псалмопевца, его «напоминаний»: где прежние милости Твои, Господи? Ты ведь клялся Давиду истиною Твоею, т е. быть ему верным Вспомни, Господи…

Славословием в стихе 53 заканчивается этот псалом и вся 3-я книга Псалтири (Пс 72−88).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — См. примеч. «а» к 31:1.
3  [2] — Букв.: ибо я сказал.
3  [3] — Букв.: в небесах утвердишь / упрочишь Ты верность Свою.
7  [4] — Букв.: сынов Бога / богов.
9  [5] — Евр. Ях.
11  [6] — Рахав — чудовище, представляющее хаос, покоренное при сотворении; или Египет, подчинившийся Богу при освобождении Израиля; ср. Ис 51:9.
14  [7] — Букв.: правая.
15  [8] — Или: истина; то же в ст. 25.
15  [9] — Букв.: идут впереди Тебя.
18  [10] — Букв.: по милости Твоей наш рог вознесен; то же в ст. 25.
19  [11] — Букв.: ибо щит наш принадлежит Господу, и царь наш — Святому Израиля.
20  [12] — Букв.: помощь оказал.
29  [13] — Или: и Завет Мой с ним останется прочным.
33  [14] — Букв.: посещу жезлом.
43  [15] — Букв.: возвысил Ты правую руку недругов его.
46  [16] — Букв.: сократил дни юности его.
49  [17] — Букв.: какой человек живет и смерть не увидит? Избавит ли он душу / жизнь свою от власти Шеола? См. примеч. «б» к 6:6.
53  [18] — Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Третья книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.