Псалтирь 113 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Когда Израиль из Египта вышел,
дом Иакова — от народа с чужим языком,
2 Иуда стал святыней1 Господа,
Израиль — уделом Его.
3 Увидев то, море прочь побежало,
Иордан обратился вспять,
4 горы прыгали тогда, как овцы,
и холмы — как ягнята.
5 Что с тобой, море, что ты побежало?
И с тобой, Иордан, что ты вспять потек?
6 Что с вами, горы? Вы прыгали, как овцы,
и вы, холмы, — как ягнята.
7 Трепещи, земля, перед Господом,
перед Богом Иакова,
8 перед Богом, обращающим скалу в озеро полноводное
и камень — в источник вод.
9 не нам, ГОСПОДИ, не нам, а имени Твоему слава,
ибо неизменна любовь Твоя, велика Твоя верность!
10 Неужели язычники говорить будут:
«Где же их Бог?»
11 Наш Бог — в небесах,
Он делает всё, что желает.
12 Идолы их, серебро и золото, —
изделие рук человеческих.
13 Есть у них уста, но не говорят они,
глаза есть у них, но они не видят;
14 есть у них уши — не слышат они;
нос есть у них, но нет обонянья.
15 Руки у них — но не осязают они,
ноги, но они не ходят,
их гортань и звука издать не может.
16 Те, кто делает их, сами подобны им,2
как и все надеющиеся на них.
17 А ты, Израиль, надейся на ГОСПОДА,
Он — помощь наша и щит!
18 Дом Аарона, надейся на ГОСПОДА,
Он — помощь наша и щит!
19 Благоговеющие пред ГОСПОДОМ, надейтесь на Него,
Он — помощь наша и щит!
20 ГОСПОДЬ, всегда о нас помнивший, благословит нас:
благословит Он дом Израиля,
благословит Он дом Аарона.
21 Благословит Он тех, кто благоговеет пред ГОСПОДОМ,
как малого, так и великого.
22 Да сделает ГОСПОДЬ потомство ваше многочисленным,
потомство ваше и детей ваших.
23 Да благословит вас ГОСПОДЬ,
сотворивший небо и землю!
24 Небо — ГОСПОДНЕ оно,
а землю Он дал человеку.
25 Не мертвые прославят ГОСПОДА,3
не те, кто нисходит в страну молчания,
26 а мы, мы будем прославлять ГОСПОДА отныне и вовеки.
Аллилуйя!

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 113

Этот псалом, идущий в еврейской (и английской!) Библиях под номером 114, в обеих (точнее, в английских переводах — соответственно еврейскому тексту) разделается на два псалма (114 и 115 — начиная с 9-го стиха Псалма 114). Следующий, согласно греческому (и русскому!) счету, псалом, а именно тот, который известен как 114-ый в синодальной Библии, в еврейской и английской Библиях является Псалмом 116.

Пс 113:1−8 представляет собой праздничное, пасхальное, песнопение на тему исхода Божиего народа из Египта (Исх 12).

А. Поэтическое размышление по поводу исхода (113:1−8)

Пс 113:1−8. Относительно народа иноплеменного в стихе 1 напомним, что тогда как евреи происходили от Сима, родоначальником египтян был Хам.

Две фразы стиха 2 по сути синонимичны: в обеих утверждается одна и та же мысль, что Бог отделил еврейский народ от других народов, сделав его своей святынею: последнее слово может быть понято и в более узком смысле: именно «среди иудейского племени» было воздвигнуто святилище Господне. В стихах 3−4 — поэтическое описание «разделения» Чермного моря, а также землетрясения в районе Синайской горы (горы прыгали, как овны), которое сопутствовало получению евреями Моисеева закона. В стихе 8 ссылка на истечение воды из скалы как на свидетельство чудесного проявления воли Божией.

Начиная со стихом 9, вводится тема противопоставления всесильного Бога евреев немощным языческим идолам. Она переходит в призыв к упованию на Господа и в обоснование этого призыва (стихи 17−26).

Б. Не нам, Господи… дай славу (113:9−16)

Пс 113:9−16. Псалмопевец просит, чтобы Господь — ради милости, которую только Он в состоянии оказывать людям, и ради истины, которая только в Нем, — Сам прославил имя Свое, или утвердил все значение Своей Личности, среди языческих народов, чтобы у них и сомнения не возникало во всесилии Его (стихи 9−10).

Мысль о всесилии Бога небесного формулируется в стихе 11: Он творит все, что хочет. Следует (стихи 12−15) противопоставление Ему языческих идолов, сотворенных руками человеческими, пусть из драгоценных, но металлов, а потому неспособных ни к какому действию. Да станут такие же бессилие и беспомощность участью тех, кто надеются на идолов (стих 16).

В. Призыв к упованию на Господа (113:17−19)

Пс 113:17−19. Он обращен ко всему дому Израилеву, включая священников (Дом Ааронов). Всем боящимся Господа следует уповать только на Него (вспомним о многочисленных, на протяжении истории Израиля, обращениях его к языческим богам), ибо лишь Он подает истинную помощь Своему народу, лишь Он — щит его.

Г. Обещание благословения (113:20−26)

Пс 113:20−26. В стихе 21 утверждается, что благословения Господни простираются на всех боящихся Его — как на знатных людей, так и на простых. Обещание все новых благословений (включая материальные) тем, кто боятся Господа, и детям их (стих 22). Благословенны евреи, избранные Господом, Который сотворил небо и землю и дал ее сынам человеческим (стихи 23−24).

В стихах 25−26 мысль о том, что только живым дано славить Господа, и обещание благословлять (славить) Его отныне и вовек. Хвалебным возгласом Аллилуйя псалом завершается.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Или: святилищем.
16  [2] — Или: пусть будут подобны им.
25  [3] — Евр. Ях; то же в ст. 26.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.