дом Иакова — от народа с чужим языком,
Израиль — уделом Его.
Иордан обратился вспять,
и холмы — как ягнята.
И с тобой, Иордан, что ты вспять потек?
и вы, холмы, — как ягнята.
перед Богом Иакова,
и камень — в источник вод.
ибо неизменна любовь Твоя, велика Твоя верность!
«Где же их Бог?»
Он делает всё, что желает.
изделие рук человеческих.
глаза есть у них, но они не видят;
нос есть у них, но нет обонянья.
ноги, но они не ходят,
их гортань и звука издать не может.
как и все надеющиеся на них.
Он — помощь наша и щит!
Он — помощь наша и щит!
Он — помощь наша и щит!
благословит Он дом Израиля,
благословит Он дом Аарона.
как малого, так и великого.
потомство ваше и детей ваших.
сотворивший небо и землю!
а землю Он дал человеку.
не те, кто нисходит в страну молчания,
Аллилуйя!
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 113
Этот псалом, идущий в еврейской (и английской!) Библиях под номером 114, в обеих (точнее, в английских переводах — соответственно еврейскому тексту) разделается на два псалма (114 и 115 — начиная с 9-го стиха Псалма 114). Следующий, согласно греческому (и русскому!) счету, псалом, а именно тот, который известен как 114-ый в синодальной Библии, в еврейской и английской Библиях является Псалмом 116.
Пс 113:1−8 представляет собой праздничное, пасхальное, песнопение на тему исхода Божиего народа из Египта (Исх 12).
А. Поэтическое размышление по поводу исхода (113:1−8)
Пс 113:1−8. Относительно народа иноплеменного в стихе 1 напомним, что тогда как евреи происходили от Сима, родоначальником египтян был Хам.
Две фразы стиха 2 по сути синонимичны: в обеих утверждается одна и та же мысль, что Бог отделил еврейский народ от других народов, сделав его своей святынею: последнее слово может быть понято и в более узком смысле: именно «среди иудейского племени» было воздвигнуто святилище Господне. В стихах 3−4 — поэтическое описание «разделения» Чермного моря, а также землетрясения в районе Синайской горы (горы прыгали, как овны), которое сопутствовало получению евреями Моисеева закона. В стихе 8 ссылка на истечение воды из скалы как на свидетельство чудесного проявления воли Божией.
Начиная со стихом 9, вводится тема противопоставления всесильного Бога евреев немощным языческим идолам. Она переходит в призыв к упованию на Господа и в обоснование этого призыва (стихи 17−26).
Б. Не нам, Господи… дай славу (113:9−16)
Пс 113:9−16. Псалмопевец просит, чтобы Господь — ради милости, которую только Он в состоянии оказывать людям, и ради истины, которая только в Нем, — Сам прославил имя Свое, или утвердил все значение Своей Личности, среди языческих народов, чтобы у них и сомнения не возникало во всесилии Его (стихи 9−10).
Мысль о всесилии Бога небесного формулируется в стихе 11: Он творит все, что хочет. Следует (стихи 12−15) противопоставление Ему языческих идолов, сотворенных руками человеческими, пусть из драгоценных, но металлов, а потому неспособных ни к какому действию. Да станут такие же бессилие и беспомощность участью тех, кто надеются на идолов (стих 16).
В. Призыв к упованию на Господа (113:17−19)
Пс 113:17−19. Он обращен ко всему дому Израилеву, включая священников (Дом Ааронов). Всем боящимся Господа следует уповать только на Него (вспомним о многочисленных, на протяжении истории Израиля, обращениях его к языческим богам), ибо лишь Он подает истинную помощь Своему народу, лишь Он — щит его.
Г. Обещание благословения (113:20−26)
Пс 113:20−26. В стихе 21 утверждается, что благословения Господни простираются на всех боящихся Его — как на знатных людей, так и на простых. Обещание все новых благословений (включая материальные) тем, кто боятся Господа, и детям их (стих 22). Благословенны евреи, избранные Господом, Который сотворил небо и землю и дал ее сынам человеческим (стихи 23−24).
В стихах 25−26 мысль о том, что только живым дано славить Господа, и обещание благословлять (славить) Его отныне и вовек. Хвалебным возгласом Аллилуйя псалом завершается.