ГОСПОДИ, Боже мой, как Ты велик!
Величие и великолепие — облачение Твое.
Ты — Тот, Кто небеса, как шатер, распростер,
и облака делает Своими колесницами,
Кто движется на крыльях ветра,
огонь и пламя — служителями Своими.
никогда не поколеблется она.
они даже горы сокрыли под собою.
от ударов грома Твоего спешат прочь.
к месту, которое Ты определил для них.
не могут возвратиться, чтобы снова покрыть землю.
устремляются вниз между холмами.
и дикие ослы жажду там утоляют;
голоса их звучат в густой листве.
насыщается земля плодами дел Твоих.
растениям — на пользу человеку,
дабы земля плоды свои производила:
и масло, от которого лицо его сияет,
и хлеб, что силу ему придает.2
у кедров ливанских, которые Он посадил.
такие деревья — жилище для аиста;3
каменные утесы — для даманов.4
и солнце знает, когда ему заходить.
когда рыщут лесные звери.
и пищу, Богом посылаемую, себе ищут.
и в логова свои ложатся.
и трудится он вплоть до самого вечера.
Всё Ты устроил так мудро —
земля полна творений Твоих.5
кишмя кишит в нем всякая тварь,
большая и малая, без числа.
и чудо морское Левиафан,
Тобой сотворенное, чтобы он в море играл.
что пищу им Ты вовремя дашь.
кормишь их из рук Своих —
и насыщаются они дарами благими.
отнимешь дыхание их — они умирают
и возвращаются в прах.
и лик земли Ты обновляешь.
Да радуется ГОСПОДЬ делам Своим!
от прикосновения Его горы дымятся.
и, пока жив, буду славить Бога Своего!
и я буду радоваться в ГОСПОДЕ.
и не будет более на ней нечестивых!
Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
Аллилуйя!6
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 103
И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 — на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов — как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс 103 — это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.
Тогда как Пс 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь — все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение — совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).
А. Славословие Господу Творцу (103:1−23)
Пс 103:1−4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он — часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт 1:6−8), и точно соответствует сказанному в Ис 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.
Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии — такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).
Пс 103:5−9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины — согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).
Пс 103:10−18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10−12, 14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.
Пс 103:19−23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).
Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24−32)
Пс 103:24−30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно — вступлением к последующим стихам.
Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40−41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума — корабли, построенные людьми, плавают в море.
Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27−28). Глубокая мысль содержится в стихах 29−30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.
Пс 103:31−32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).
В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33−35)
Пс 103:33−35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма — Аллилуия! — означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.