Псалтирь 103 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
ГОСПОДИ, Боже мой, как Ты велик!
Величие и великолепие — облачение Твое.
2 Ты — в одеждах светозарных,
Ты — Тот, Кто небеса, как шатер, распростер,
3 Кто на водах в выси небесной ставит чертоги Свои
и облака делает Своими колесницами,
Кто движется на крыльях ветра,
4 Кто ветры делает Своими вестниками,
огонь и пламя — служителями Своими.
5 Ты землю укрепил на ее основаниях —
никогда не поколеблется она.
6 Ты, как одеянием, покрыл ее глубинами водными
они даже горы сокрыли под собою.
7 Ты лишь пригрозишь водам — и они бегут,
от ударов грома Твоего спешат прочь.
8 Они поднимаются на горы, спускаются в долины1
к месту, которое Ты определил для них.
9 Ты поставил предел, которого они не могут преступить, —
не могут возвратиться, чтобы снова покрыть землю.
10 Ты сделал так, что источники несут свои воды в долины,
устремляются вниз между холмами.
11 Пьют из них все звери полевые,
и дикие ослы жажду там утоляют;
12 на их берегах птицы гнездятся,
голоса их звучат в густой листве.
13 С чертогов Своих Ты поишь горы,
насыщается земля плодами дел Твоих.
14 Траве расти повелеваешь для скота,
растениям — на пользу человеку,
дабы земля плоды свои производила:
15 вино, что сердце человека веселит,
и масло, от которого лицо его сияет,
и хлеб, что силу ему придает.2
16 У деревьев ГОСПОДА влага всегда в избытке —
у кедров ливанских, которые Он посадил.
17 На них птицы вьют гнезда свои;
такие деревья — жилище для аиста;3
18 высокие горы — убежище для диких коз;
каменные утесы — для даманов.4
19 Ты сотворил луну как меру времен,
и солнце знает, когда ему заходить.
20 Ты наводишь тьму — и наступает ночь,
когда рыщут лесные звери.
21 Рыкают в поисках добычи молодые львы
и пищу, Богом посылаемую, себе ищут.
22 Восходит солнце — возвращаются они
и в логова свои ложатся.
23 Человек же выходит, чтобы делать дела свои,
и трудится он вплоть до самого вечера.
24 Неисчислимы дела Твои, ГОСПОДИ!
Всё Ты устроил так мудро —
земля полна творений Твоих.5
25 На ней море великое и безбрежное,
кишмя кишит в нем всякая тварь,
большая и малая, без числа.
26 Ходят там корабли
и чудо морское Левиафан,
Тобой сотворенное, чтобы он в море играл.
27 Твари все от Тебя ожидают,
что пищу им Ты вовремя дашь.
28 Даешь им пищу — они ее подбирают,
кормишь их из рук Своих —
и насыщаются они дарами благими.
29 Сокроешь лицо Свое — они в тревоге,
отнимешь дыхание их — они умирают
и возвращаются в прах.
30 Пошлешь дыхание Свое — они сотворены,
и лик земли Ты обновляешь.
31 Слава ГОСПОДНЯ да пребудет вовек!
Да радуется ГОСПОДЬ делам Своим!
32 От одного взгляда Его земля дрожит,
от прикосновения Его горы дымятся.
33 Всю жизнь свою я буду петь ГОСПОДУ
и, пока жив, буду славить Бога Своего!
34 Пусть и размышления мои будут Ему приятны,
и я буду радоваться в ГОСПОДЕ.
35 Да исчезнут грешники с лица земли,
и не будет более на ней нечестивых!
Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
Аллилуйя!6

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 103

И тем же призывом, исполненным любви к Всевышнему, начинается этот псалом. Некоторые богословы рассматривают псалмы 102 и 103 — на основании единства их содержания и сходства поэтических приемов — как дополняющие друг друга. И хотя имя Давида как автора Псалма 103 в еврейском оригинале не имеется, в Септуагинте, авторами греческого перевода Псалтири, оно поставлено. Пс 103 — это трогательная и вместе возвышенная хвала Богу Творцу и Вседержителю.

Тогда как Пс 102 славит Господа за милостивые явления силы Его в человеческой истории и за Его сострадание к людям, в Пс 103 внимание автора обращено на творческое могущество Господа, на мудрость и благость Его управления вселенной, которую Он создал. Псалмопевец представляет Бога простирающим над миром небеса, подобно шатру; на языке аллегорий воспевает он образование и «устроение» земли как места человеческого обитания. Водные источники, моря и горы и все, что населяет их, день и ночь — все во власти Господа, и все живет и обновляется действием Духа Его. Творение — совершенно, но грешники нарушают гармонию его, отсюда заключительная молитва автора псалма, чтобы Бог искоренил «беззаконных» с лица земли (стих 35).

А. Славословие Господу Творцу (103:1−23)

Пс 103:1−4. Благослови, душа моя, Господа, ибо Он дивно велик, начинает псалмопевец. И далее на языке удивительно поэтических образов следует описание этого величия. Светом, который образовал в первый день творения, Господь как бы «одет», он — часть Его непостижимого существа. Образ небес, распростертых над землей, подобно шатру, явно перекликается с тем, как описано создание неба в книге Бытия (Быт 1:6−8), и точно соответствует сказанному в Ис 40:22. Жилище Самого Бога в непостижимой высоте названо «горними чертогами» (стих 3) по ассоциации с «верхней горницей» (на плоской крыше), которая была лучшей комнатой в древнееврейском доме.

Псалмопевцу привычен образ Бога, «шествующего на облаках», и он называет их колесницею Его. В стихе 3 и 4 природные стихии — такие, как ветер и огонь, представлены, наравне с ангелами, исполнительными служителями Божиими. По некоторым переводам стих 4 звучит как: Он творит посланниками (в значении «ангелами», «служителями») Своими ветры (русское духов).

Пс 103:5−9. Вкратце излагается история образования земли. В поэтическом видении псалмопевца земля была поставлена Богом на твердых основах, и покрыта, как одеянием, водами бездны, так что и вершины гор не были видны из-под воды (стих 6). От прещения Божиего (т. е. «по Божиему грозному гласу», по повелению Его) началось «упорядочение» хаотических водных стихий: воды стали собираться в океаны и реки, которые потекли в долины — согласно «месту своего назначения»; пределы и границы были Богом положены и им и морям (стих 9).

Пс 103:10−18. Между гор и в долинах Господь сотворил источники, украшающие их и дающие жизнь всякой твари, потому что вода не только утоляет жажду… зверей и птиц, но и «питает» траву для скота, и зелень для человека (стихи 10−12, 14). Следует описание разнообразных форм жизни, каждая из которых свидетельствует о все предусмотревшей мудрости Творца и Его неустанном попечительстве о творении.

Пс 103:19−23. Многогранна и кипуча земная жизнь, направляемая Создателем. Он сотворил луну и солнце для определения времени (и солнце знает свой запад, т. е. время своего захода; стих 19). А всему живому Он дал знание времени своей активности: ночной ли (зверью) или дневной (человеку).

Б. Хвала премудрому правлению Божиему (103:24−32)

Пс 103:24−30. Она звучит в стихе 24, служа своеобразным подведением итога всему сказанному перед этим и одновременно — вступлением к последующим стихам.

Жизнью наполнено море: нет числа животным малым и большим, живущим и резвящимся в нем, и среди них левиафан (крокодил), который представлялся древним одной из самых страшных и сильных тварей, живущих в водной стихии (главы 40−41 книги Иова и комментарии на них). Нои «свидетели» человеческого разума — корабли, построенные людьми, плавают в море.

Пищу для обитателей моря предусмотрел Господь, и от Него они принимают ее (стихи 27−28). Глубокая мысль содержится в стихах 29−30: это мысль о Боге Вседержителе, т. е. о постоянном присутствии Его в мироздании, о вечной Его активности в нем, ибо всякое создание, у которого Он отнимает дух (дыхание), превращается в прах (в персть свою возвращаются), и всякое, которому Он «посылает дух Свой», обретает жизнь. Именно так все и созидается, и постоянно обновляется лице земли (стих 30). Другими словами, Бог творит мир и сегодня.

Пс 103:31−32. Автор псалма славит Господа, столь могущественного, что от «одного Его прикосновения» происходят землетрясения и извержения вулканов. Он хочет, чтобы чудные дела Господа на земле, о которой Он заботится, над которой осуществляет мудрый контроль (Призирает на землю), были Ему в радость (да… веселится Господь о делах Своих!).

В. Молитва о торжестве гармонии в мире (103:33−35)

Пс 103:33−35. Псалмопевец выражает желание петь Господу… всю жизнь; он хотел бы, чтобы размышления его о Боге и пение Ему были Ему угодны («благоприятны»). В заключение он выражает свое страстное желание, чтобы исчезли с земли… грешники, которые самым существованием своим нарушают гармонию мира, сотворенного Богом. Завершающее слово псалма — Аллилуия! — означает «Восхвалите Иегову»; начиная с Пс 103, восклицание это, характерное для хвалебных псалмов, часто встречается в Псалтири.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Друг. возм. пер.: горы поднимаются, долины опускаются.
15  [2] — Букв.: хлеб, который укрепляет сердце человека.
17  [3] — Масоретский текст: аист, кипарисы (?) — его жилище; вся строка по LXX: на их вершинах аист устраивает себе жилище.
18  [4] — Даманы — живущие в скалистых местах млекопитающие.
24  [5] — Букв.: достоянием Твоим.
35  [6] — Или: восхвалите / прославьте Господа; евр. Ях; то же ниже в друг. псалмах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.