Псалтирь 103 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
ГОСПОДИ, Боже мой, как Ты велик!
Величие и великолепие — облачение Твое.
2 Ты — в одеждах светозарных,
Ты — Тот, Кто небеса, как шатер, распростер,
3 Кто на водах в выси небесной ставит чертоги Свои
и облака делает Своими колесницами,
Кто движется на крыльях ветра,
4 Кто ветры делает Своими вестниками,
огонь и пламя — служителями Своими.
5 Ты землю укрепил на ее основаниях —
никогда не поколеблется она.
6 Ты, как одеянием, покрыл ее глубинами водными
они даже горы сокрыли под собою.
7 Ты лишь пригрозишь водам — и они бегут,
от ударов грома Твоего спешат прочь.
8 Они поднимаются на горы, спускаются в долины1
к месту, которое Ты определил для них.
9 Ты поставил предел, которого они не могут преступить, —
не могут возвратиться, чтобы снова покрыть землю.
10 Ты сделал так, что источники несут свои воды в долины,
устремляются вниз между холмами.
11 Пьют из них все звери полевые,
и дикие ослы жажду там утоляют;
12 на их берегах птицы гнездятся,
голоса их звучат в густой листве.
13 С чертогов Своих Ты поишь горы,
насыщается земля плодами дел Твоих.
14 Траве расти повелеваешь для скота,
растениям — на пользу человеку,
дабы земля плоды свои производила:
15 вино, что сердце человека веселит,
и масло, от которого лицо его сияет,
и хлеб, что силу ему придает.2
16 У деревьев ГОСПОДА влага всегда в избытке —
у кедров ливанских, которые Он посадил.
17 На них птицы вьют гнезда свои;
такие деревья — жилище для аиста;3
18 высокие горы — убежище для диких коз;
каменные утесы — для даманов.4
19 Ты сотворил луну как меру времен,
и солнце знает, когда ему заходить.
20 Ты наводишь тьму — и наступает ночь,
когда рыщут лесные звери.
21 Рыкают в поисках добычи молодые львы
и пищу, Богом посылаемую, себе ищут.
22 Восходит солнце — возвращаются они
и в логова свои ложатся.
23 Человек же выходит, чтобы делать дела свои,
и трудится он вплоть до самого вечера.
24 Неисчислимы дела Твои, ГОСПОДИ!
Всё Ты устроил так мудро —
земля полна творений Твоих.5
25 На ней море великое и безбрежное,
кишмя кишит в нем всякая тварь,
большая и малая, без числа.
26 Ходят там корабли
и чудо морское Левиафан,
Тобой сотворенное, чтобы он в море играл.
27 Твари все от Тебя ожидают,
что пищу им Ты вовремя дашь.
28 Даешь им пищу — они ее подбирают,
кормишь их из рук Своих —
и насыщаются они дарами благими.
29 Сокроешь лицо Свое — они в тревоге,
отнимешь дыхание их — они умирают
и возвращаются в прах.
30 Пошлешь дыхание Свое — они сотворены,
и лик земли Ты обновляешь.
31 Слава ГОСПОДНЯ да пребудет вовек!
Да радуется ГОСПОДЬ делам Своим!
32 От одного взгляда Его земля дрожит,
от прикосновения Его горы дымятся.
33 Всю жизнь свою я буду петь ГОСПОДУ
и, пока жив, буду славить Бога Своего!
34 Пусть и размышления мои будут Ему приятны,
и я буду радоваться в ГОСПОДЕ.
35 Да исчезнут грешники с лица земли,
и не будет более на ней нечестивых!
Прославь и возблагодари ГОСПОДА, душа моя!
Аллилуйя!6

Новой Женевской Библии

Пс 103 Этот псалом, как и предыдущий, открывается и завершается (ст. 1 и 35) обращением псалмопевца к самому себе с призывом вознести хвалу Богу. Он восхваляет Господа за величие Его творения, опираясь на тематику и фразеологию библейского повествования о сотворении мира (Быт, гл. 1). При этом обнаруживаются неожиданные параллели между Пс 103 и египетским гимном Солнцу Аменхотепа IV (Эхнатона), которые можно объяснить стремлением псалмопевца показать, что только Творец, а не часть Его творения (как, напр., солнце), заслуживает поклонения.

103:1−4 Господь — Творец и Вседержитель.

103:1 душа моя См. ком. к Пс 102:1−2.

103:2 светом. Псалмопевец имеет в виду события первого дня творения (Быт 1:3).

простираешь небеса. Речь идет о втором дне творения (Быт 1:6−8).

103:3 делаешь облака Твоею колесницею. Поэтический образ. Все мироздание не только создано Богом, но и служит Ему.

103:4 служителями Твоими — огонь пылающий. По сути своей этот стих направлен против культа Ваала, ибо его служителей представляли в виде языков пламени.

103:5 не поколеблется она. Мир устойчив и упорядочен. Он чужд хаоса, ибо таким сотворил его Господь. Признавая богоданность миропорядка, человек уверенно чувствует себя на том месте, которое он в этом миропорядке занимает. См. статью «Бог—Творец».

103:6 на горах стоят воды. Очевидно, имеются в виду воды небесные, которые находятся «над твердью» (см. Быт 1:7).

103:9 не возвратятся покрыть землю. Мысль псалмопевца обращается к обетованию, которое Бог дал Ною после потопа (Быт 9:11).

103:11 утоляют жажду свою. Господь не только покоряет воды хаоса, но и превращает их в источник жизни для созданных Им существ (Быт 1:9−13).

103:14 Ты произращаешь траву. Псалмопевец размышляет о третьем дне творения (Быт 1:9−13).

103:15 вино, которое веселит сердце. Господь не только дает человеку его насущный хлеб, но и веселит его сердце напитком, который есть нечто большее, нежели средство утоления жажды.

103:19 Он сотворил луну... солнце. В четвертый день творения (Быт 1:14−19) Господь сотворил солнце и луну, дабы отделить день от ночи.

103:21 львы... просят у Бога пищу себе. Естественное, на первый взгляд, явление — львы, рыщущие в поисках добычи, — предстает делом Божественного провидения. Псалмопевец совершенно справедливо видит за самыми обычными природными явлениями промысел Божий.

103:24 Все соделал Ты премудро. См. Иов, гл. 38−41. В словах Господа, обращенных к Иову, можно найти немало упоминаний о мудрости Всевышнего, явленной Им в акте творения. См. статью «Премудрость и воля Божии».

103:25 море... там пресмыкающиеся. Псалмопевец размышляет о пятом дне творения (Быт 1:20−23).

103:26 корабли... левиафан. Воображение псалмопевца обращено к таинственному образу моря, чью гладь бороздят корабли, а в глубине скрывается левиафан — морское чудовище.

103:27 Все они от Тебя ожидают. Господь не только сотворил все сущее, но и заботится о Своем творении.

103:29 скроешь лице Твое. Господь вездесущ; Он наполняет Собою все (Пс 137:7−8). Тем не менее, во гневе Своем Господь в соответствии с условиями завета перестает являть людям Свое присутствие. Все сущее тогда объемлет страх, ибо Бог есть источник всех земных благословений.

103:30 пошлешь дух Твой. Псалмопевец опирается в данном стихе на рассказ о сотворении человека в шестой день, а также на Быт 2:4−8.

103:32 прикасается к горам, и дымятся. Возможно, здесь подразумеваются обстоятельства завета на Синае (см. Исх 19:18).

103:35 Да исчезнут грешники с земли. См. Введение: Характерные особенности и темы.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
8  [1] — Друг. возм. пер.: горы поднимаются, долины опускаются.
15  [2] — Букв.: хлеб, который укрепляет сердце человека.
17  [3] — Масоретский текст: аист, кипарисы (?) — его жилище; вся строка по LXX: на их вершинах аист устраивает себе жилище.
18  [4] — Даманы — живущие в скалистых местах млекопитающие.
24  [5] — Букв.: достоянием Твоим.
35  [6] — Или: восхвалите / прославьте Господа; евр. Ях; то же ниже в друг. псалмах.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.