Псалтирь 104 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Благодарите ГОСПОДА, призывайте имя Его!1
Возвещайте среди народов о делах Его!
2 Пойте Ему, прославляйте Его,
говорите о всех чудесах Его!
3 Гордитесь святым именем Его!
И пусть радуются сердца всех ищущих ГОСПОДА!
4 Ищите ГОСПОДА и силы Его,
стремитесь быть в присутствии Его постоянно.
5 [5-6] Потомки слуги Его Авраама, избранника Его, Иакова сыны,
помните о чудесах Его, которые Он сотворил,
о знамениях, Им явленных, и о приговорах,
которые уста Его изрекли!
6
7 Он — ГОСПОДЬ, Бог наш,
повсюду на земле Он суд вершит.
8 Он вечно помнит Завет Свой —
слова Свои, которые Он заповедал тысяче поколений,
9 Завет, которым соединил Себя с Авраамом,
и клятву Свою, что дал Исааку.
10 И Он подтвердил его Иакову как закон,
Израилю — как Завет вечный.
11 «Тебе дам землю ханаанскую в удел, — сказал Он, —
ее в наследие отмерю тебе».
12 Тогда число сынов Израиля было очень малым,
и людьми пришлыми были они на земле той,
13 переходили от народа к народу,
от одного царства к другому.
14 Никому не позволял Он угнетать их
и царям с угрозой говорил:
15 «Не касайтесь помазанников Моих
и пророкам Моим не причиняйте зла».
16 До того как Он голод наслал на страну
и лишил запасов пищи сынов Иакова,
17 одному из них определил Он идти впереди:2
Иосиф в рабство был продан.
18 Ноги его в кандалы закованы были
и кольцо железное надето на шею его;
19 и, пока предсказанье его не исполнилось,
слово, ГОСПОДОМ ему данное, испытывало верность его.
20 Снять оковы с него царь велел,
освободил Иосифа правитель народов,
21 сделал его хозяином дома своего,
управляющим во всех владениях своих,
22 чтобы по своему усмотрению наказывал3 тот вельмож царских
и старейшин его учил мудрости.
23 Пришел тогда Израиль в Египет,
Иаков пришлым стал в земле Хама.
24 И сделал Господь многочисленным народ Свой,
так что силой своей превосходил тот врагов своих,
25 в сердцах которых Господь вызвал ненависть к народу Своему
и замыслы недобрые против слуг Его.
26 Послал Он слугу Своего Моисея
и Аарона, избранника Своего,
27 чтобы явили они там знамения Его
и чудеса в земле Хама.
28 Послал Он тьму кромешную — и мрак воцарился.
Разве египтяне не противились слову Его?4
29 Он в кровь превратил воду их
и рыбу их всю погубил.
30 Земля жабами воскишела
до самых покоев царских.
31 Сказал Он — и тучи злых мух налетели,
множество гнуса на всю их страну.
32 Вместо дождя послал Он им град,
огонь пылающий — на их землю.
33 Виноградники и смоковницы их Он погубил,
сокрушил деревья по всей их земле.
34 Он лишь слово сказал — пришла саранча,
и гусеницы явились в великом множестве:
35 поели они все растения в стране,
истребили все плоды на полях.
36 Всех первенцев египтян поразил Он —
весь первый плод их силы мужской.
37 Вывел Он из той земли израильтян,
серебро и золото с собой они унесли;
среди всего множества их ни один человек не пал.5
38 И когда уходили они, радовались египтяне,
ибо страх перед сынами Израиля напал на них.
39 Облако Господь простер покровом над народом Своим
и огонь, чтобы и ночью светло им было.
40 Просил Моисей6 — и послал Господь перепелов,
насытил их хлебом небесным.
41 Разверз Он скалу — и хлынули воды,
рекой потекли по пустыне,
42 ибо верен Он был святому Своему обещанию,
что слуге Своему Аврааму Он дал.
43 Радовался народ, когда Господь вел их,
избранные Его ликовали.
44 Он дал им земли язычников,
труд иноплеменников — в наследие,
45 дабы могли они заповеди Его соблюдать
и сохранять законы Его.
Аллилуйя!

Новой Женевской Библии

Пс 104 Псалом посвящен великим деяниям Божиим в истории Израиля со времен патриархов и завета с Авраамом вплоть до прихода евреев в землю обетованную. Псалмопевец наставляет людей в молитвенном восхвалении Бога и укрепляет их веру в то, что Бог верен обетованиям Своего завета. Если Пс 103 славил Бога-Творца мироздания, то рассматриваемый псалом является размышлением о содеянном Богом в истории человечества. Первые пятнадцать стихов псалма (наряду с Пс 95 и частью Пс 105) процитированы в 1Пар, гл. 16, что можно рассматривать как свидетельство того, каким образом он использовался в богослужебной практике.

104:1 возвещайте в народах. Израиль не должен скрывать дарованное ему Богом знание. Народ Божий призван свидетельствовать о благодати Господа по всему миру.

104:2 поведайте о всех чудесах Его. Т.е. о милости и судах Божиих, явленных Им в истории человечества.

104:4 ищите лица Его. Т.е. всегда пребывайте в Его присутствии. Псалмопевец часто говорит об ужасе, в который повергает человека ощущение богооставлености (Пс 21:2; Пс 27:1).

104:5 Воспоминайте. Воспоминание в ВЗ есть нечто большее, нежели усилие разума. Оно требует от человека веры и послушания Богу; отступничество же связано с нежеланием помнить (о завете с Богом).

104:6 семя Авраамово. Т.е. те, к кому обращен псалом.

104:8 помнит. Снова (как и в ст. 5) речь идет о памяти, которая предполагает не только мысль, но и действие: в настоящем Господь действует, неизменно памятуя об обетованиях, данных Им Аврааму.

завет Свой. См. Введение: Характерные особенности и темы. Завет, о котором здесь говорится, — это завет с Авраамом (ст. 9).

104:9 Аврааму. См. Быт 12:1−3; гл. 15; 17.

Исааку. Господь заново скреплял узы завета с каждым из потомков Авраама (см. Быт 26:3).

104:11 дам землю Ханаанскую. См. Быт 15:17−20.

104:12 пришельцами. Авраам, Исаак и Иаков жили в земле обетованной, однако оставались в ней пришельцами, скитаясь по всему Ханаану.

104:14 возбранял о них царям. См. Быт 12:17.

104:15 пророкам Моим. Об Аврааме как о пророке говорит Быт 20:7.

104:16−22 В Египте Господь наделил Иосифа властью.

104:16 призвал голод. Создатель псалма обращается к истории Иосифа (Быт, гл. 37; 39−50). В данном случае речь идет о голоде, наступление которого Бог предвозвестил устами Иосифа (Быт, гл. 41). Господь устроил все таким образом, чтобы Иосиф смог достигнуть власти и «сохранить жизнь великому числу людей» (Быт 50:20).

104:23 пришел Израиль в Египет. См. Быт, гл. 46.

в землю Хамову. Т.е. в Египет.

104:28 Послал тьму. Псалмопевец придает особое значение девятой казни египетской и упоминает ее первой.

104:29 Преложил воду их в кровь. Первая казнь египетская.

104:30 множество жаб. Вторая казнь египетская.

104:31 пришли разные насекомые, скнипы. Речь идет соответственно о третьей и четвертой казнях, однако здесь они предстают объединенными в одну.

104:32 послал на них град. Псалмопевец пропускает пятую и шестую казни; казнь градом следовала седьмой.

104:34 пришла саранча. Восьмая казнь египетская.

104:36 поразил всякого первенца. Десятая, последняя, казнь, после которой фараон позволил израильтянам покинуть Гесем.

104:37 с серебром и золотом. Из этого стиха можно уяснить величие милости и щедрот Господних. Пребывая в Египте, порабощенные израильтяне немногое могли назвать своим. Однако Господь Своими казнями вселил такой страх в сердца египтян, что они не только отпустили евреев из рабства, но и вручили им большое богатство, лишь бы те быстрее покинули Египет (Исх 12:33−36). В сущности, это богатство было заработано евреями рабским трудом.

104:40 хлебом небесным насыщал их. Т.е. манной. Господь по милости Своей не только вывел евреев из Египта, но и хранил их в пустыне, предоставляя им пищу и питье.

104:42 святое слово Свое к Аврааму. Среди обетовании завета Божиего с Авраамом было и обещание сделать Израиль «великим народом» (Быт 12:2).

104:44 дал им земли народов. Псалмопевец имеет в виду завоевание евреями Ханаана.

104:45 чтобы соблюдали уставы Его. Отношения завета, связывающие Бога с Его народом, установил и охраняет Сам Бог. Люди же обязаны с благоговением хранить Его заповеди и следовать Его воле, запечатленной в законе.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: богослужения совершайте во имя Его; или: поклоняйтесь Ему.
17  [2] — Букв.: послал Он человека впереди них.
22  [3] — Букв.: связывал; в LXX и древн. пер.: наставлял.
28  [4] — В масоретском тексте это предложение не вопросительное, а утвердительное.
37  [5] — Букв.: во всех их коленах не было ни одного споткнувшегося.
40  [6] — Букв.: он; древн. пер.: они просили.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.