Псалтирь 105 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Аллилуйя!
Благодарите ГОСПОДА, ибо Он благ,1
ибо вечна любовь Его неизменная!
2 Кто может описать великие дела ГОСПОДНИ
и возвестит о всей славе Его?
3 Благо тем, кто, помня об этом, справедливости предан,
кто праведно поступает во всякое время.
4 И обо мне, ГОСПОДИ, вспомни в любви Своей к народу Своему,
его спасая, и на меня свой взор обрати,
5 дабы и я мог видеть благополучие избранных Твоих,
разделить радость с народом Твоим
и вместе с наследием Твоим счастьем своим хвалиться.
6 Грешили и мы, и отцы наши,
творили беззаконие, поступали нечестиво.
7 Дел Твоих дивных в Египте не уразумели отцы наши,
не хранили они память о том,
как много раз являл Ты им любовь Свою,
и восставали против Тебя у моря, у моря Красного.2
8 Но Господь спасал их ради имени Своего,
спасал, дабы явлено было могущество Его.
9 Повелел морю Красному — и высохло оно,
провел Он их чрез глубины водные, как по суше;3
10 спас их от рук ненавидящего,
от рук врага избавил.
11 И воды покрыли угнетателей их —
ни одного из них в живых не осталось.
12 Тогда поверили они словам Его,
воспели хвалу Ему.
13 Но быстро забыли они о делах Его
и совета от Него ожидать не хотели.
14 Ненасытны были они в желаниях своих в пустыне,
терпение Божье испытывали в местах ненаселенных.
15 Дал Он им то, что просили они,
однако наслал на них болезнь изнурительную.
16 Когда они в стане своем позавидовали Моисею
и Аарону, на служение ГОСПОДУ посвященному,
17 разверзлась тогда земля и поглотила Дафана,
сомкнулась она над сборищем Авирона.
18 Запылал огонь в их скопище,
в пламени его погибли нечестивые.
19 Они сделали тельца у Хорива,
стали поклоняться литому кумиру.
20 Променяли они Бога своего4
на образ быка, что ест траву.
21 Забыли они Бога, спасавшего их,
Того, Кто великое совершил в Египте,
22 чудеса в земле Хама,
дела, страх внушающие, у моря Красного.
23 Вознамерился Он истребить народ Свой,
и если б Моисей, избранник Его,
не заслонил собой народ свой,
погубил бы Бог его во гневе Своем.
24 Ни во что поставили они землю желанную
и не поверили слову Его.
25 Роптали они в шатрах своих,
не внимали гласу ГОСПОДНЮ.
26 Тогда, подняв руку Свою, Он поклялся им,
что поразит их в пустыне,
27 разбросает5 потомков их среди народов,
рассеет их по землям.
28 Они же всецело отдались Ваал-Пеору,
ели жертвы, богам неживым приносимые.
29 Вызывали они гнев Божий делами своими —
и стали тысячами умирать от поражавшей их болезни.
30 Поднялся тогда Финеес и суд свершил —
гибель людей прекратилась.
31 В праведность ему это зачтено было,
и помнить будут об этом из рода в род, вовеки.
32 Но снова вызвали они гнев Господа у вод Меривы,
и пострадал из-за них Моисей.
33 Восстали они против Духа Божия,6
и слова необдуманные вырвались из уст Моисея.
34 Не истребили они те народы,
которые ГОСПОДЬ велел им истребить,
35 а смешались с язычниками
и обычаи их переняли.
36 Их идолам поклонялись они,
и стали те сетью для них.
37 Сыновей и дочерей своих
демонам в жертву они приносили,
38 невинных кровь проливали,
кровь сыновей и дочерей своих,
что приносили в жертву идолам Ханаана, —
и кровопролитием земля осквернилась.
39 Себя запятнали они делами своими,
погрязли они в распутстве.
40 Гнев ГОСПОДЕНЬ тогда воспылал на народ Его,
и к наследию Своему стал Он испытывать отвращение.
41 Отдал Он их в руки язычников,
господствовали над ними ненавидящие их,
42 враги их притесняли,
власти своей подчинив.
43 Много раз спасал их Господь,
а они в своих намерениях продолжали упорствовать,
во грехах своих утопали.
44 Но Он, слыша вопли их,
смотрел на их бедствие с состраданием.
45 И, помня о Своем Завете, Своем Союзе с ними,
в любви Своей неизменной жалел их.
46 Жалость к ним вызывал Он
и у тех, кто в плену их держал.
47 ГОСПОДИ, Боже наш, Ты и ныне спаси нас,
из мест пленения нашего7 возврати нас,
дабы возблагодарить нам святое имя Твое
и хвалиться тем, что можем прославить Тебя.
* * *
48 Слава ГОСПОДУ, Богу Израиля, во веки веков,
и да скажет весь народ: «Аминь! Аллилуйя!»8

Новой Женевской Библии

Пс 105 Псалом посвящен истории спасения. Основной темой данного псалма является человеческий грех и сохраняемое, вопреки ему, милосердие Божие. Псалом объединяет характерные черты хвалебного гимна (когда в нем говорится о Боге) и плача (когда речь идет человеческих грехах). Последнее молитвенное восклицание псалма в ст. 47 (ст. 48 представляет собой славословие, завершающее четвертую книгу Псалтири) призывает Господа помочь Своему народу в одолевающих его бедствиях. Стихи 1:47 и 48 данного псалма повторяются в 1Пар, гл. 34−36.

105:1 Славьте Господа. Псалом начинается и заканчивается (ст. 48) призывом славить Господа.

ибо Он благ. Псалмопевец сознает, что источником переносимых Израилем несчастий являются грехи народа, а не природа Божия.

105:3 Блаженны. См. ком. к Пс 1:1.

творящие правду. Как вскоре признает сам псалмопевец, Израиль не столько творил правду, сколько, напротив, непрестанно грешил. Этим и объясняется отсутствие Божиего благословения.

105:4 Вспомни. См. ком. к Пс 104:5.

о мне. Псалмопевец нисколько не сомневается в том, что Господь придет на помощь Своему народу, однако не уверен, удостоится ли он сам Божиего благословения.

105:6 Согрешили мы. Этот стих открывает тему упорного непослушания Израиля воле Господа.

105:7 возмутились у моря. Псалмопевец вспоминает, как предки его соплеменников, бывшие свидетелями десяти казней египетских, усомнились в могуществе Божием, оказавшись между египетским войском и Чермным морем (Исх, гл. 14).

105:9 Грозно рек морю Чермному. Персонифицированное воспроизведение перехода евреев через Чермное (Красное) море.

105:10 спас... избавил. Господь — Спаситель Своего народа. Употребленные здесь древнееврейские глаголы в ВЗ, как правило, имеют значение спасения от угрозы, исходящей от вооруженного противника.

105:13 скоро забыли дела Его. Народ недолго хранил благодарность Господу-Избавителю. Подобно тому как память бывает связана с послушанием (см. ком. к Пс 104:5), скорое забвение сопряжено с греховной непокорностью.

105:17 Дафана... Авирона. См. Чис, гл. 16.

105:19 Сделали тельца. См. Исх, гл. 32.

105:20 променяли славу свою. Т.е. заменили Бога золотым истуканом и поклонялись ему как богу.

105:22 дивное в земле Хамовой. «Земля Хамова» — одно из наименований Египта, встречающееся также в Пс 104:23. Под «дивным» подразумеваются, прежде всего, десять казней египетских.

105:23 Моисей... стал пред Ним в расселине. См. Исх 32:11−14. Моисей предстал перед Богом за весь свой народ и тем самым спас его от Господнего гнева. В определенном смысле этот его поступок прообразует великое служение Иисуса Христа, принявшего смерть во имя спасения Своего народа.

105:24 презрели они землю желанную. Т.е. землю ханаанскую, которую Бог сделал наследием Израиля. Израильтяне же усомнились в Его власти утвердить их в Ханаане (Чис, гл. 13−14).

105:26 поднял Он руку Свою. Этот жест, которым по обычаю сопровождалась клятва, свидетельствует о решимости Господа обрушить кару на головы сынов Израиля.

105:28 к Ваалфегору. Ваал был божеством народов восточного Средиземноморья в те времена, когда Израиль вступил в их пределы. В разных местностях это божество могло принимать несколько отличающиеся одно от другого обличия и, соответственно, имена.

жертвы бездушным. Иначе: «жертвы мертвым». Возможно, имеются в виду погребальные обряды хананеев, носившие черты разнузданных оргий. Эпизод, связанный с поклонением евреев Ваалфегору, описан в Чис, гл. 25.

105:31 вменено ему в праведность в роды и роды. Когда Израиль начал склоняться к язычеству, Финеес сделал все, чтобы остановить народ и вернуть его а пути Господа. За этот праведный поступок Господь вступил в завет с ним и с его родом, навеки вручив ему священническое достоинство.

105:33 огорчили дух его. Точнее: «восстали против духа Его» (Святого Духа), т.е. они не верили Богу, что Он не даст им погибнуть в пустыне.

105:34 Не истребили народов. Господь заповедал Израилю истребить населявшие землю обетованную языческие народы (Втор 7:1−6). Однако израильтяне не сделали этого, и уцелевшие хананеи стали орудием Божиего суда за грехи избранного народа.

105:37 приносили... в жертву бесам. Безжизненные истуканы язычников на деле олицетворяют собой вполне конкретную духовную реальность — бесов.

105:39 блудодействовали поступками своими. Поклоняясь ложным богам, иудеи совершали своего рода духовное прелюбодеяние.

105:43 они же раздражали Его упорством своим. В книге Судей представлена яркая картина цикличного чередования греха, раскаяния в нем и прощения, определявшего собой всю историю избранного народа.

105:45 вспоминал завет Свой. См. ком. к Пс 104:5. Один из важнейших моментов заветных отношений между Богом и избранным народом — Его готовность внять молитвам даже впавших в беззаконие израильтян.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Или: Он добр; см. примеч. к 99:5.
7  [2] — Или: у Тростникового моря; или: у моря Суф; Син. пер.: Чермного; то же в ст. 9 и 22.
9  [3] — Букв.: по пустыне.
20  [4] — Букв.: Славу свою.
27  [5] — Так в древн. пер.; масоретский текст: поразит.
33  [6] — Друг. возм. пер.: дух его возмутили они.
47  [7] — Букв.: из всех народов.
48  [8] — Заключительный стих представляет собой славословие (доксологию), которым завершается Четвертая книга псалмов.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.