(когда он представился умалишенным перед Авимелехом,
и тот выгнал его, и Давид пошел прочь)
хвала Ему всегда на устах моих.
да услышат страдающие и возрадуются.
восславим же вместе имя Его!
от всех страхов моих избавил меня.
не придется таким испытывать горечь стыда.
и ГОСПОДЬ услышал и от всех бед избавил его.
кто Бога чтит, — спасает он их.
Блажен человек, нашедший прибежище в Нем.
у благоговеющих перед Ним есть всё необходимое.
ищущие же ГОСПОДА
не терпят нужды ни в каком благе.
я благоговению перед ГОСПОДОМ вас научу.
кто счастливой и долгой жизни желает,
и уста свои от речей лживых.
ищи мира и стремись к нему.
уши Его открыты к их воплю о помощи.
чтобы и всякую память о них стереть с лица земли.
от всех бед спасает их.
спасает Он всех, чей дух сокрушен.
от всех избавит его ГОСПОДЬ.
ни одна из них сломлена не будет.
наказание понесут ненавидящие праведника.
избегут осуждения те,
кто прибежище в Нем находит.
Толкование Далласской семинарии
Толкование Псалма 33
Это еще одна песнь хвалы, написанная Давидом после того, как он, притворившись безумным, спасся от филистимского царя Анхуса (1-й Царств 21:10−15). Авимелех у филистимлян был царским титулом, таким же, как фараон у египтян. Псалом 33 также является призывом Давида к израильскому народу хвалить и славословить Господа.
Благ Господь для уповающих на Него (33:2−11):
Пс 33:2−4 Стихи 2−10 есть образец той «непрестанной хвалы» Господу, которую псалмопевец обещает возносить (стих 2). В стихе 4 призыв к совместному «величанию» Господа.
Пс 33:5−7 Давид делится здесь собственным духовным опытом: он взыскал Господа, и Господь услышал его и избавил от всех опасностей. Он утверждает, что обращающие взор к Господу не разочаруются, но свет Его коснется их душ, и лица их просветлеют (стих 6). «Нищий» в стихе 7 означает бедствующий.
Пс 33:8−11 «Ангел Господень ополчается» — здесь имеется в виду Ангел-хранитель или Сам Господь (смотрите толкование на Быт 16:9). Небесный Защитник охраняет нуждающегося так же надежно, как если бы целый «полк» воинов окружал его. А если кто-то сомневается в этом, то пусть убедится на собственном опыте: «вкусите и увидите, как благ Господь!» Действительно, счастлив человек, который уповает на Него! «Бойтесь Господа, святые Его» (стих 10) — другими словами, благоговейте перед Господом, верующие в Него. Во второй части этого стиха псалмопевец утверждает, что такие люди не останутся в нужде (сравните Псалом 17:3; 22:1; 83:12). «Скимны» (стих 11) — это молодые львы.
Господь благословляет праведных долголетием (33:12−23):
Пс 33:12−15 Здесь начинается наставление Давида о том, как жить долгой и полноценной жизнью в Господе. Условием такой жизни, прежде всего, является «страх Господень», т. е. благоговейное отношение к Господу. В этом залог долгих и благополучных дней (стихи 12−13). А также в том, чтобы удерживаться от зла и клеветы, делать добро, и стремиться к миру (стих 14−15).
Пс 33:16−23 в стихе 16−17 о Всевышнем говорится в человеческих терминах: «очи Господни… уши Его… лице Господне». Назначение этих образов в том, чтобы показать чуткое и внимательное отношение Господа к праведникам, и отвержение Им злых людей, о которых даже память будет истреблена с земли. В древневосточном сознании истребление рода, а тем более памяти о нем, являлось едва ли не самой страшной карой (Притчи 10:76).
В стихе 21 обращает на себя внимание фраза о «костях, ни одна из которых не сокрушится» — этот образ не раз встречается в Библии. Он передает идею надежной защиты как символического сохранения в целости. Стих 21 этого псалма и Исход 12:46 применяются в Евангелии от Иоанна к Спасителю (Ин 19:36).
Весь Псалом 33 представляет собой акростих (каждый его стих начинается с буквы еврейского алфавита в их последовательности, и только одна буква, между стих 6 и 7, опущена). Однако, на последний стих 23 алфавитный порядок не распространяется, возможно потому, чтобы привлечь к нему особое внимание. В этом стихе подводится итог того, почему следует хвалить Господа: уповающих на Него Он избавляет от гибели.