Псалтирь 45 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Песнь сыновей Корея на мелодию «Аламот»1
2 Бог — прибежище и сила наша,
своевременная помощь в любой беде.
3 Не устрашимся, если и земля поколеблется
и низвергнутся горы в глубины морские;
4 пусть ревут и пенятся волны в море
и от неистовства его горы дрожат.
[ГОСПОДЬ Воинств с нами,
прибежище наше — Иакова Бог.]
5 Воды реки радость несут граду Божьему,
святому жилищу Всевышнего.
6 В нем Бог: неколебим сей град,
заря лишь займется — на помощь ему Бог приходит.
7 Народы в смятенье, сотрясаются царства,
от раскатов гласа Его громового дрожит2 земля.
8 ГОСПОДЬ Воинств с нами,
прибежище наше — Иакова Бог.
9 Придите, посмотрите на то, что сделал ГОСПОДЬ:
дела поразительные Он в мире совершил!3
10 По всей земле Он войны прекращает:
ломает луки, копья сокрушает,
огнем сжигает колесницы.
11 «Отступите4 и осознайте: Я — Бог,
превознесен Я буду среди народов,
по всей земле превознесен».
12 ГОСПОДЬ Воинств с нами,
прибежище наше — Иакова Бог.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 45

Надпись соответствует стих 1. Авторы псалма — сыны Кореевы. Аламоф — указание на то, что голос, исполнявший этот псалом, должен был быть тонким, сопрано. Ему сопутствовала игра на музыкальном инструменте.

Это Песнь превознесения Господа как надежного защитника верующих во все времена. Когда Бог — в жилище Своем на Сионе, враги бессильны перед народом Его. Иерусалим, хотя и не назван здесь по имени, — в центре размышлений автора, поэтому Пс 45 входит в число Песен Сиона.

А. Бог — прибежище святым Своим (45:2−4)

Пс 45:2−4. Псалмопевец напоминает слушающим его, что Бог — прибежище верующим в Него, и сила, выступающая на их стороне, в бедах Он приходит им на помощь. Описывая возможные бедствия, автор прибегает к гиперболе (стихи 3−4), но каковыми бы ни были они, не убоимся, восклицает он, ибо верующие — под надежной защитой.

Б. Бог — на Сионе Своем (45:5−8)

Пс 45:5−6. Мирное течение реки («речных потоков»), омывающей град Божий, т. е. Иерусалим («веселящей» святое жилище Всевышнего), символизирует присутствие Самого Бога — по контрасту со «вздымающимися, шумными» водами в стихе 3. (сравните с Ис 8:6; 33:21, где Господь уподобляется реке, омывающей город Его.) Пока Бог посреди Иерусалима, он не падет под натиском врагов (не поколеблется). Пройдут, однако, годы, и город падет. По причине идолопоклонства в храме Бог оставил храм, оставил Свой город; Иез 8 и 10. Лишенный Его защиты, он стал добычей вавилонян.

Пс 45:7−8. Здесь картина «движения царств» против иудеев, а, значит, и против Бога Иакова. Образ силы Его, «растопляющей» землю. сравните с Пс 2:1−4 и с «Господь поругается им» — там же, в стихе 4. Господь — заступник иудеев, пока они с верой обращаются к Нему.

В. Господь будет превознесен на земле (45:9−12)

Пс 45:9−12. С целью надолго обезопасить жизнь Своего народа Бог произвел… опустошения среди его врагов и тем «прекратил брани… на земле», до границ иудейского государства (до края земли; стих 10). (Исторически подразумеваемое здесь может быть привязано к событиям в царствование Иосафата, когда на иудеев напали, объединив свои силы, аммонитяне, моавитяне и идумеи; 2Пар 20:1−30.)

В стихе 11 псалмопевец устами Самого Бога призывает народ «остановиться и познать», что Он — Бог. Я… буду превознесен в народах, превознесен на земле.

Мысль о Божией защите подчеркнуто повторялась в псалме (стих 8 и 12), и это не могло не вселять бодрость в слушавших его иудеев.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Значение слова неизвестно, возможно, музыкальный термин.
7  [2] — Букв.: тает.
9  [3] — Или: какому разорению Он подверг землю.
11  [4] — Друг. возм. пер.: отпустите (противника) / сложите (оружие).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.