Псалтирь 16 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Молитва Давида
Услышь, ГОСПОДИ, мой зов к справедливости,
внемли воплю моему, прими молитву из уст нелживых!
2 Приговор мне пусть вынесен будет Тобою:
Твои очи видят всё безошибочно.1
3 Ты испытал сердце мое, смотрел за мною ночами
и, проверив меня, ничего худого во мне не нашел;
я решил не грешить языком своим.
4 А что до дел человеческих —
по слову Твоему не пошел я путями тех,
кто насилие творит над другими.
5 Ступаю я твердо по стезе Твоей
и с нее не сбиваюсь.
6 К Тебе взываю я, Боже, ибо Ты слышишь меня.
Склонись же надо мною и словам моим внемли.
7 Яви мне любовь Твою дивную, любовь неизменную,
ведь Ты спасаешь сильной2 рукою Своей всех,
кто в Тебе убежище ищет, от восстающих на них.
8 Храни меня как зеницу ока,
в тени крыл Своих сокрой меня
9 от нечестивых, что на меня нападают,
от врагов смертельных, что окружили меня.
10 Ни к милости, ни к сочувствию они уже не способны,3
устами своими говорят надменно.
11 Они выследили и вот уже окружили меня,
стремятся повергнуть на землю,
12 как лев, что жаждет растерзать добычу,
как львенок, скрывающийся в засаде.
13 Восстань, ГОСПОДИ! Противостань им и повергни их ниц,
от нечестивых избавь мою душу мечом Своим.
14 Рукою Своею, ГОСПОДИ, спаси от людей мира сего,
от людей, чей удел лишь в жизни этой.
Ты наполняешь чрево их, едят они из хранилищ Твоих,
сыты и они, и дети их,
и те, в свой черед, еще что-то детям своим оставляют.
15 А я в праведности смогу взирать на лицо Твое,
пробудившись, смогу наслаждаться образом Твоим.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 16

Как следует из надписи, предваряющей псалом, он был в устах Давида его молитвой к Господу; написан в бедственных обстоятельствах. Многое в содержании его может быть воспринято как указание на то, что и этот псалом излился из сердца Давида, крайне уставшего от ненависти царя Саула, охотившегося за ним.

А. Молитва праведника (16:1−5)

Пс 16:1−2. Троекратно повторенным обращением: Услышь, Господи… внемли… прими мольбу — Давид подчеркивает, что нужда его в помощи Господней — неотложна. Услышь о правом деле (о «правде») моем из уст которые не лгут Тебе, взывает псалмопевец.

В стихе 2 он просит, чтобы «приговор» (суд) ему и (подразумевается) его врагам произнес Сам Господь, Который, надеется Давид, видит правоту его.

Пс 16:3−5. Первую фразу стиха 3 можно воспринимать как образ бедствий (нападений, предательства), постоянно угрожавших Давиду и его сторонникам; но, возможно, псалмопевец подразумевал нечто конкретное, происшедшее «однажды ночью», что было им воспринято как испытание, «искушение» свыше. Но, утверждает Давид, Ты мог убедиться, что я остался верен Тебе: от мыслей моих не отступают уста мои.

И в делах — во всем, что касается повседневной человеческой жизни, с ее привязанностями, страстями, искушениями, — действовал Давид по слову Господню (стих 4). Тут может иметься в виду и то, что, помазанный на израильский престол по Божиему решению, Давид хранил себя от соблазна встать «на путь притеснителя», но оставался лоялен и справедлив в отношении своего окружения, а, главное, не стремился к насильственному свержению Саула.

В стихе 5 он просит, чтобы Господь помог ему удержаться на этих угодных Ему путях, да не колеблются на них стопы Давида.

Б. Молитва об охране и защите (16:6−12)

Пс 16:6−7. Настоятельно прося Бога о помощи, что говорит о крайности его ситуации в то время, Давид уповает на Его дивную милость, т. е. на чудесное избавление Своего избранника от тех, которые противятся деснице Божией (Божиему помазанию Давида). В англ. переводе этот стих звучит несколько иначе: «Яви чудную милость Твою, Ты, спасающий уповающих на Тебя правой рукою Твоею (десницей), от тех, кто восстают против них».

Несмотря на частичное разночтение, и «противящиеся» и «восстающие» вполне соответствуют царю Саулу и его окружению.

Пс 16:8−10. Продолжение той же мольбы. Враги Давида заключились в туке своем (стих 10), т. е. обросли жиром; нечувствительные к нуждам народа, они живут в свое удовольствие, надменны в мыслях своих и словах.

Пс 16:11−12. В стихе 11 Давид подразумевает хитрые, коварные приемы врагов, окружающих его; они не останавливаются ни перед чем в своем желании покончить с ним («низложить его на землю»). В этих их попытках он уподобляет их кровожадным львам («скимн» — молодой лев), подстерегающим свою добычу в «укрытии» и набрасывающимся на нее внезапно.

Пс 16:13−15. Предупреди их… Господи (стих 13), то есть «не дай осуществиться их замыслам». Псалмопевец просит избавить его от людей, живущих лишь интересами мирской жизни, чуждых духовным запросам. Несмотря на то, что Господь не препятствует им насыщаться и богатеть (чрево их Ты наполняешь, так что и дети и внуки их будут в достатке, они стремятся более и более утверждаться в мире и ради своих, сугубо земных, интересов преследуют Давида.

Вынужденно ведя «кочевой» образ жизни, Давид не мог в то время поклоняться Богу в скинии, он мечтает о времени, когда это сделается для него возможным, чтобы в правоте своей взирать на лице Божие и насыщаться образом Его (стих 15).

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
2  [1] — Друг. возм. пер.: Твои очи видят правоту (мою).
7  [2] — Букв.: правой.
10  [3] — Букв.: жиром своим закрылись они, т. е. жиром заплыли те внутренние органы, с которыми, по представлению древних, была связана способность испытывать милосердие и сочувствие.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.