Псалтирь 4 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Толкование Далласской семинарии

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Для исполнения в сопровождении струнных инструментов
Псалом Давида
2 Зов мой не оставляй без ответа,
Бог мой, опора праведности моей!
Угнетен я бывал — облегчал Ты участь мою;
и ныне сжалься надо мной и молитву мою услышь!
3 О люди, долго ли
будете бесчестить меня,1
любить пустое и ложные обвинения подыскивать?
4 Знайте же, что ГОСПОДЬ
избрал Себе слугу верного,2
слышит ГОСПОДЬ, когда я взываю к Нему.
5 Потому трепещите от страха и перестаньте грешить,
подумайте3 и помолчите на ложах своих!
6 Принесите жертвы ГОСПОДУ угодные4
и Ему доверьтесь.
7 Многие говорят: «Кто даст нам доброе в жизни увидеть?»
ГОСПОДИ, да озарит нас свет лица Твоего!
8 Доставил Ты сердцу моему радость
много большую, чем доступна тем,
у кого зерно и вино молодое в изобилии.
9 Ложусь и сплю я спокойно,
ибо Ты, и никто иной, ГОСПОДИ,
даешь мне жить в безопасности.

Толкование Далласской семинарии

Толкование Псалма 4

Для изучающих Библию очевидно, что Псалмы 3 и 4 — по настроениям и мыслям, выраженным в них, — тесно между собой связаны. По всей вероятности, и этот псалом был Давиду навеян обстоятельствами его бегства от мятежного сына его — Авессалома.

Стих 1 соответствует указанию на то, что автором псалма был царь Давид, и что исполнять его следовало под аккомпанемент на струнном инструменте.

А. Обращение к Богу (4:2)

Пс 4:2. В стесненных своих обстоятельствах (в тесноте Давид взывает к Богу. Помилуй меня и услышь, молит он.

Авессалом, который рвался к власти, всячески старался развенчать образ своего отца в глазах народа, выставлял его неумелым правителем и бессердечным судьей. Оболганный сыном и его сторонниками, Давид взывает к Богу, знающему правду о нем (Боже правды моей!). Вероятно. Давид вспоминает здесь о том, как прежде (может быть, в дни, когда он спасался от Саула) Господь не раз выводил его на простор из «тесноты» тех его обстоятельств, вызволял из них. Он молит помиловать его и теперь.

Б. Предостережение врагам. (4:3−6)

Пс 4:3. Вместе с Авессаломом против Давида восстали многие представители иерусалимской знати. Их он называет Сыны мужей (подразумевая «сыны знатных мужей»). Он упрекает их, пошедших за Авессаломом, в суетности и тщеславии (позоря теперь его, Давида, царское достоинство — «славу его» — они надеются выслужиться перед мятежным принцем и, возведя его на трон, более чем теперь «приблизиться к трону»), в любви к неправде (лжи).

Пс 4:4. Давид предупреждает их об обреченности их попыток низложить его, потому что Господь отделил его для Себя, как святого Своего, и слышит, когда он призывает Его.

Пс 4:5−6. Не грешите в гневе своем на меня, говорит им Давид, и прежде чем поверить клевете обо мне, подразумевает он, проверьте факты, поразмыслив о них спокойно (на ложах ваших, в ночной тишине). Подумайте, взвесьте и утихомирьтесь. Если они последуют совету Давида, то раскаются в своем предприятии и засвидетельствуют об этом принесением жертвы правды (в знак того, что ото лжи обратились к правде, и раскаяние их — искренне). Ища же жизни лучшей, чем та, которую они имеют при дворе Давида, пусть уповают на Господа, а не на призрачную силу свою.

В. Безопасность и «веселие» в Господе (4:7−9)

Пс 4:7. Многие — это люди, преданные Давиду, но едва не впавшие в отчаяние. В пустыне Маханаим, когда у них истощились запасы продовольствия, они не знали, откуда им ждать «благо». Но воззвали к Господу: Яви нам свет лица Твоего! — и вера их была вознаграждена; помощь пришла от Сови, Махира и Верзеллия, которые пригнали в лагерь Давида овец, принесли муку, мед, ячмень и т. д. (2Цар 17:27−29).

Пс 4:8−9. В свете этих обстоятельств и надо понимать стих 8. Подводя итог происшедшему, Давид благодарит Господа, спокойно отходя ко сну: Ты… един даешь мне жить в безопасности, завершает он этот псалом-молитву.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Друг. чтение: долго ли будете жестокосердными.
4  [2] — В некот. рукописях (с небольшим изменением в соответствии с 30:22): дивно явил Он мне милость Свою (или: любовь Свою неизменную).
5  [3] — Букв.: поговорите с сердцем своим.
6  [4] — Букв.: жертвы праведности; возможно, в знач. сердечного сожаления о грехах (ср. 50:19).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.