От Луки 12 глава

Евангелие от Луки
Аверинцев: отдельные книги → Синодальный перевод

 
 

Тем временем собралось великое множество народа, так что вышла давка; а Он сперва стал говорить, обращаясь к Своим ученикам: «Берегитесь фарисейской закваски, которая есть лицедейство.
 
Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Нет ничего сокровенного, что не вышло бы наружу, и ничего тайного, что не сделалось бы известным.
 
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

Поэтому то, что вы сказали во тьме, будет слышно при свете дня, и то, о чем вы шептались взаперти, провозгласят с кровель домов.
 
Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

И Я говорю вам, как друзьям Моим: не бойтесь тех, кто умерщвляют тело и после этого уже ничего не могут сделать!
 
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

А кого бояться, Я скажу вам: бойтесь Того, Кто имеет власть после умерщвления ввергнуть в Геенну; да, говорю вам, вот кого бойтесь!
 
но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

Разве пяти воробьям цена не две медные монеты? А ведь ни один из них не забыт у Бога.
 
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

А у вас и волосы на голове все сосчитаны. Не бойтесь: вам цена больше, чем множеству воробьев.
 
А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

И Я говорю вам: кто воздаст Мне честь перед людьми, тому и Сын Человеческий воздаст честь перед Ангелами Божьими;
 
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Сын Человеческий отречется перед Ангелами Божьими.
 
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

И кто скажет слово против Сына Человеческого, простится ему; но кто изречет хулу против Святого Духа, ему не простится.
 
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

А когда станут приводить вас в синагоги, и к начальствам, и к властям, не тревожьтесь, как вам защищаться и что сказать;
 
Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

потому что Дух Святой научит вас в тот самый час, что надо сказать».
 
ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Тут кто-то из толпы сказал Ему: «Учитель, скажи моему брату, чтобы он поделился со мной наследством!»
 
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

Но Он ему сказал: «Любезный, разве Я поставлен у вас судить и делить между вами ваше добро?»
 
Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

И Он сказал им: «Смотрите, берегитесь стяжательства, потому что даже при изобилии благ не от них зависит жизнь человека».
 
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И рассказал Он им притчу: «У одного богача на полях был хороший урожай,
 
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

"и он рассуждал сам с собой: "Что мне делать? Уродилось столько, что девать некуда!"
 
и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».

"И решил он: "Вот что сделаю: снесу житницы, выстрою другие побольше, свезу туда весь урожай, все, чем богат,"
 
И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,

"и скажу своей душе: "Ну, теперь у тебя добра полно на многие годы; не думай ни о чем, ешь, пей да наслаждайся жизнью!"
 
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

"Но Бог сказал ему: "Глупец! Этой же ночью душу твою востребуют от тебя;"
 
Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

"так кому достанется то, что ты скопил?" Так бывает с тем, кто собирает богатства для самого себя, вместо того, чтобы обогащать себя в очах Божьих»."
 
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

А ученикам Своим Он сказал: «Вот почему Я говорю вам: не беспокойтесь о жизни вашей, что вам есть, ни о теле вашем, во что вам одеться.
 
И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

Ибо жизнь больше, чем пища, и тело больше, чем одежда.
 
душа больше пищи, и тело — одежды.

Подумайте, как вороны не сеют и не жнут, и нет у них ни хранилищ, ни закромов, а Бог питает их; насколько же вы ценнее птиц!
 
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

И кто меж вас, беспокоясь, может прибавить к сроку своей жизни хоть на локоть?
 
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

А если вы и самого малого не можете, к чему беспокоитесь об остальном?
 
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

Подумайте, как растут лилии — не трудятся, не прядут; но Я говорю вам, что сам Соломон во всей славе своей никогда не наряжался так, как любая из них.
 
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

Если же полевую траву, которая нынче есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так украшает, — насколько же более вас, маловеры?
 
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

И вы не спрашивайте, что вам есть и что вам пить, и не тревожьтесь.
 
Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

Такие заботы занимают все народы мира сего; но ваш Отец знает, что вам все это нужно.
 
потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

Но вы ищите Царства Его, а это все будет дано вам в придачу.
 
наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Не страшись, малое стадо, ибо воля Отца вашего — даровать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

Продайте, что имеете, и раздайте бедным, и это будут вам кошели без износа и сокровища неистощимые — на небесах, где ни вор не придет, ни моль не поест.
 
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
 
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Да будут чресла ваши препоясаны и светильники зажжены;
 
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

будьте как те, кто ожидают своего господина, возвращающегося с брачного пиршества, чтобы тотчас отворить ему, едва он вернется и постучится.
 
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

Блаженны те слуги, которых господин, вернувшись, застанет бодрствующими! Аминь, говорю Я вам: он подпояшет свою одежду, пригласит их возлечь за столом и станет, приблизясь, прислуживать им.
 
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

Если даже во вторую или в третью стражу придет он и застанет их так — блаженны они!
 
И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.

Но знайте, что если бы хозяину было заранее известно, в какой час придет вор, не допустил бы он взлома.
 
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

И вы будьте готовы, ибо Сын Человеческий придет в час, когда вы не ждете».
 
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

А Петр спросил: «Господи, Ты рассказал эту притчу для нас, или же для всех?»
 
Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

И сказал Господь: «Кто домоправитель верный и разумный, которого господин поставит над своими слугами, чтобы он в должное время выдавал, сколько надо, из съестных припасов?
 
Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

Блажен тот слуга, которого господин его, когда придет, застанет за такими делами.
 
Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.

Воистину говорю вам, он поставит его над всем своим достоянием.
 
Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

"Но если тот слуга скажет в душе: "Еще не скоро придет мой господин", — и примется бить слуг и служанок, станет есть, пить и напиваться, —"
 
Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —

придет господин того слуги в день, в который тот не ждет, и в час, которого тот не знает, и извергнет его, и подвергнет одной участи с неверными.
 
то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.

Притом слуга, который знал волю господина своего, но ничего не сделал, чтобы ее исполнить, бит будет много;
 
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

а тот, кто не знал, хотя бы и заслужил наказания, бит будет мало. Кому много дано, с того много спросится, и кому много доверено, с того больше взыщут.
 
а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Огонь пришел Я принести на землю, и как хочу Я, чтобы он уже разгорелся!
 
Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Крещением должен Я креститься, и как томлюсь Я, покуда это не сбудется!
 
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

Думаете ли вы, что Я пришел дать мир на земле? Нет, говорю вам, но разделение.
 
Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

Ибо отныне, если есть в одном доме пятеро, они будут разделены: трое против двоих, и двое против троих.
 
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:

И будет отец против сына, и сын против отца, мать против дочери, и дочь против матери, свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови».
 
отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

"А народу говорил Он: «Когда вы видите, что с запада идет туча, вы тотчас говорите: "Быть дождю", — и это сбывается."
 
Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;

"И когда вы видите, что дует ветер с юга, вы говорите: "Быть зною", — и это сбывается."
 
и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.

Лицедеи, умеете же вы распознавать лицо земли и неба, почему вы не распознаете, какое наступило время?
 
Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

И как вы сами не рассудите по справедливости?
 
Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Когда идешь к начальству вместе с тем, кто имеет против тебя тяжбу, постарайся уладить с ним ваше дело по дороге, чтобы он не отвел тебя к судье, а судья не предал тебя тюремщику, а тот не вверг тебя в темницу.
 
Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

Говорю тебе, оттуда не выйдешь, пока не выплатишь последнего кодранта».
 
Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.