По Луке 12 глава

Евангелие по Луке
Русского Библейского Центра → Синодальный перевод

 
 

Как-то раз собралась большая толпа. Тысячи людей теснили друг друга. Иисус начал с того, что обратился к Своим ученикам. Он сказал: «Остерегайтесь фарисейской закваски — фарисейского лицемерия.
 
Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Никакой секрет не сохранится — все откроется. Никакая тайна не удержится — все станет известно.
 
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

Сказанное в закоулках — услышит весь белый свет. Нашептанное в тихих стенах — прокричат со всех кровель.
 
Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

Говорю вам, друзья Мои: не бойтесь тех, кто не более как убивает тело.
 
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

Скажу вам, кого бояться. Бойтесь Того, кто Своей властью может убить и ввергнуть в геенну. Говорю вам: Его бойтесь.
 
но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

Два медных гроша стоят пять воробьев, но ни один из них не забыт у Бога.
 
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

А у вас даже все волосы на голове сочтены. Не бойтесь. Если столько внимания к воробьям, то к вам и подавно!
 
А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

Говорю вам: кто признает Меня перед людьми, того признает и Сын человеческий перед Божьими ангелами.
 
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

А кто отвергнет Меня перед людьми, того и Он отвергнет перед Божьими ангелами.
 
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

Кто скажет слово против Сына человеческого, тому простится, а кто будет хулить Святого Духа, тому не простится.
 
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

Когда будут приводить вас на допрос в синагоги, к владыкам, ко всем высоким властям, пусть вас не заботит, как и на чем строить свою защиту, что говорить.
 
Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

В ту самую пору Святой Дух научит вас, что нужно говорить».
 
ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Кто-то из толпы попросил: «Учитель! Скажи моему брату, пусть поделится со мной наследством».
 
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

Иисус ответил: «Человек! Кто поставил Меня творить суд и дележ меж вами?» —
 
Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

Потом говорит: «Не гоняйтесь за выгодой. Судьба человека не равна сумме его добра».
 
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И рассказал притчу: «У одного богача созрел в поле на редкость большой урожай.
 
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

Богач задумался: “Вот незадача! Куда мне девать столько зерна?”
 
и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».

И решил: “Я вот что сделаю: снесу старые амбары. Поставлю новые, просторные, и уберу туда весь хлеб, все свое добро.
 
И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,

И скажу душе: “Душа! Много добра запасено у тебя на многие годы. Отдыхай! Ешь, пей, радуйся жизни.”
 
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Но Бог сказал ему: “Глупая голова! Этой ночью взыщут твою душу. Кому достанутся твои запасы?”
 
Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Что еще можно сказать человеку, который накопил много добра для себя, но ничего не собрал для Бога?».
 
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

И сказал ученикам: «Говорю вам: не хлопочите о еде (надо как-то жить) и об одежде(надо как-то одеваться).
 
И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

Жизнь дороже пищи и тело — одежды.
 
душа больше пищи, и тело — одежды.

Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут. Нет у них ни закромов, ни амбаров. Питает их Бог. А к вам внимания куда больше.
 
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

Кто из вас может своими силами хоть на миг продлить свое время?
 
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

Если самого малого сделать не можете, зачем об остальном хлопочете?
 
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

Посмотрите, как растут лилии: они не трудятся, не прядут. Но говорю вам: даже у Соломона, при всем его великолепии, не было таких нарядов, какие есть у них.
 
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

Если простую траву на лугах, которая сегодня здесь, а завтра пойдет в печь, Бог так одевает, то вас и подавно, маловеры!
 
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

Не ломайте голову над тем, что вам есть и что пить. Не нужно крутиться.
 
Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

Этим по всему миру заняты язычники. Ваш Отец и без того знает о ваших нуждах.
 
потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

Первейшая ваша забота — Его Царство. Остальное приложится.
 
наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Не бойся, малое стадо! Ваш Отец милостиво пожелал дать вам Царство.
 
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

Продайте свое добро и употребите на нищих. Заведите себе сундуки нетленные — сокровище неоскудевающее на небесах, где его ни вор не достанет, ни моль не источит.
 
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

Где ваше сокровище, там и ваше сердце.
 
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Пора вам подпоясаться, зажечь светильники
 
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

И последовать примеру тех, кто ждет своего хозяина с брачного пира, чтобы, как только вернется, придет и постучит, сразу ему открыть.
 
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

Честь рабам, которых не застанет врасплох, придя, их хозяин. Говорю вам, что он подпояшется, пригласит их к столу и, обходя вокруг, будет им подавать.
 
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

И если среди ночи во вторую стражу придет и в третью стражу придет и застанет прежнее, честь таким рабам.
 
И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.

Понятно, что если бы хозяин дома знал, в который час придет вор, он не позволил бы ему забраться в дом!
 
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

Готовьтесь и вы. Нежданно придет в свой час Сын человеческий».
 
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Петр говорит Ему: «Господи! Эта притча — для нас или для всех?».
 
Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

Господь сказал: «Что делает верный и толковый раб-эконом, поставленный хозяином над челядью? Он вовремя, как положено, выдает людям харчи.
 
Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

Честь ему! За этим занятием и застанет его хозяин, когда вернется.
 
Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.

Поверьте Мне, он поставит его во главе всего хозяйства.
 
Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Но что если раб заберет себе в голову, что хозяина можно скоро не ждать, и начнет колотить слуг и служанок, объедаться и пьянствовать?
 
Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —

Придет нежданно-негаданно в свой день и час хозяин того раба и рассечет его надвое, потому что вышел из доверия.
 
то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.

Раб, который знал волю хозяина и не постарался, не делал, как ему было велено, получит много плетей.
 
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

А который не знал, но делал наказуемое, будет бит меньше. Кому много дано, с того много взыщется. Кому много доверено, с того больше спросится.
 
а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Я пришел огонь разжечь на земле. И как же Я хочу, чтобы он уже разгорелся!
 
Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Крещением должен Я креститься. И как же Я томлюсь, пока это не произойдет!
 
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

Вы думаете, Я пришел — и на земле будет мир? Нет, говорю вам. Будет разделение!
 
Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

Отныне пятеро в доме разделятся: трое против двух и двое против трех.
 
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:

Отец пойдет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови».
 
отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Людям в толпе Он говорил: «Видя, как на западе поднимается туча, вы не долго думая говорите: “К дождю” — и так и выходит.
 
Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;

А подует южный ветер, вы говорите: “К жаре” — и так и выходит.
 
и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.

Лицемеры! Приметы земли и неба разглядеть умеете. Как же не хотите видеть приметы времени?
 
Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

Почему у вас нет своего суждения о правде?
 
Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Когда идешь с противником к властям, еще по дороге убеди его не тягаться, не то он потащит тебя к судье, судья передаст тебя караульному, а караульный затолкает тебя в тюрьму.
 
Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

Говорю тебе: не выйдешь оттуда, пока не выплатишь все до последней полушки».
 
Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Примечания:

 
 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.