От Луки 12 глава

Евангелие от Луки
Новый русский перевод → Синодальный перевод

 
 

Тем временем собрались огромные толпы, и люди теснили друг друга. Иисус начал говорить, обращаясь сначала к Своим ученикам: — Берегитесь фарисейской закваски, то есть лицемерия.
 
Между тем, когда собрались тысячи народа, так что теснили друг друга, Он начал говорить сперва ученикам Своим: берегитесь закваски фарисейской, которая есть лицемерие.

Нет ничего скрытого, что не открылось бы, и нет ничего тайного, что не стало бы известным.
 
Нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы.

Поэтому то, что вы говорите в темноте, будет услышано при свете дня, и что вы прошептали на ухо во внутренней комнате, будет провозглашено с крыш.
 
Посему, что вы сказали в темноте, то услышится во свете; и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях.

Я говорю вам, Моим друзьям: не бойтесь тех, кто убивает тело и ничего больше сделать не может.
 
Говорю же вам, друзьям Моим: не бойтесь убивающих тело и потом не могущих ничего более сделать;

Я скажу вам, Кого бояться: бойтесь Того, Кто, убив, имеет власть ввергнуть в ад[91]. Да, говорю вам, Его бойтесь.
 
но скажу вам, кого бояться: бойтесь того, кто, по убиении, может ввергнуть в геенну: ей, говорю вам, того бойтесь.

Не продают ли пять воробьев всего за две медные монеты?[92] Однако ни один из них не забыт Богом.
 
Не пять ли малых птиц продаются за два ассария? и ни одна из них не забыта у Бога.

А у вас даже и волосы на голове все сосчитаны! Не бойтесь — вы дороже множества воробьев!
 
А у вас и волосы на голове все сочтены. Итак, не бойтесь: вы дороже многих малых птиц.

Говорю вам: каждого, кто открыто признает Меня перед людьми, того и Сын Человеческий признает перед Божьими ангелами,
 
Сказываю же вам: всякого, кто исповедает Меня пред человеками, и Сын Человеческий исповедает пред Ангелами Божиими;

а кто отречется от Меня перед людьми, от того и Я отрекусь перед Божьими ангелами.
 
а кто отвергнется Меня пред человеками, тот отвержен будет пред Ангелами Божиими.

Всякий, кто скажет что-либо против Сына Человеческого, будет прощен, но тот, кто кощунствует над Святым Духом, не будет прощен.
 
И всякому, кто скажет слово на Сына Человеческого, прощено будет; а кто скажет хулу на Святого Духа, тому не простится.

Когда вас приведут на суд в синагоги, к правителям и власть имущим, не беспокойтесь о том, как вам защитить себя или что вам говорить,
 
Когда же приведут вас в синагоги, к начальствам и властям, не заботьтесь, как или что отвечать, или что говорить,

потому что Святой Дух в тот самый час научит вас, что вам говорить.
 
ибо Святой Дух научит вас в тот час, что должно говорить.

Кто-то в толпе сказал Ему: — Учитель, скажи моему брату, чтобы он разделил со мной наследство.
 
Некто из народа сказал Ему: Учитель! скажи брату моему, чтобы он разделил со мною наследство.

Иисус ответил: — Друг, кто Меня назначил судьей или посредником между вами?
 
Он же сказал человеку тому: кто поставил Меня судить или делить вас?

И Он сказал им: — Смотрите, берегитесь жадности. Как бы ни был богат человек, его жизнь от этого не зависит.
 
При этом сказал им: смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия его имения.

И Он рассказал им притчу: — Земля одного богатого человека принесла ему хороший урожай.
 
И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;

«Что мне делать? Мне негде хранить весь собранный урожай, — подумал он. —
 
и он рассуждал сам с собою: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих».

Вот что я сделаю, — решил он тогда, — я снесу мои хранилища и построю большие, в них будет достаточно места для моего зерна и другого имущества.
 
И сказал: «вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро моё,

Тогда я смогу сказать себе: теперь у тебя полно добра на много лет. Отдыхай, ешь, пей, веселись».
 
и скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись».

Но Бог сказал ему: «Глупец! Сегодня же ночью твою жизнь возьмут у тебя. Кому достанется всё, что ты приготовил?»
 
Но Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

Так будет с каждым, кто копит богатство для себя, но не приобретает богатства для Бога.
 
Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.

Затем Он сказал Своим ученикам: — Поэтому Я говорю вам: не тревожьтесь о своей жизни, что вам есть, или о своем теле, во что вам одеться.
 
И сказал ученикам Своим: посему говорю вам, — не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться:

Ведь жизнь важнее пищи, и тело важнее одежды.
 
душа больше пищи, и тело — одежды.

Посмотрите на воронов, они не сеют и не жнут, у них нет ни хранилищ, ни амбаров, однако Бог питает их. Насколько же вы ценнее этих птиц!
 
Посмотрите на воронов: они не сеют, не жнут; нет у них ни хранилищ, ни житниц, и Бог питает их; сколько же вы лучше птиц?

И кто из вас, беспокоясь, может продлить себе жизнь хотя бы на час?[93]
 
Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе роста хотя на один локоть?

Если вы не можете сделать даже этого, то зачем вам тревожиться об остальном?
 
Итак, если и малейшего сделать не можете, что заботитесь о прочем?

Подумайте о том, как растут лилии. Они не трудятся и не прядут, но говорю вам, что даже Соломон во всем своем величии не одевался так, как любая из них.
 
Посмотрите на лилии, как они растут: не трудятся, не прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них.

Но если Бог так одевает траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, то не оденет ли Он и вас, маловеры?
 
Если же траву на поле, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, то кольми паче вас, маловеры!

Не беспокойтесь о том, что вам есть или что пить, не тревожьтесь об этом.
 
Итак, не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь,

Ведь все язычники этого мира только об этом и думают, но ваш Отец знает, что вы нуждаетесь в этом.
 
потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в том;

Ищите лучше Его Царства, и это тоже будет дано вам.
 
наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам.

Не бойся, малое стадо, ведь вашему Отцу было угодно дать вам Царство!
 
Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство.

Продавайте ваше имущество и давайте милостыню. Приобретайте себе такие кошельки, которые не изнашиваются, сокровища на небесах, где ни вор к ним не подберется, ни моль их не съест.
 
Продавайте имения ваши и давайте милостыню. Приготовляйте себе вместилища неветшающие, сокровище неоскудевающее на небесах, куда вор не приближается и где моль не съедает,

Ведь где ваше богатство, там будет и ваше сердце.
 
ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет.

Будьте всегда наготове: одежды подпоясаны, а светильники горящие,
 
Да будут чресла ваши препоясаны и светильники горящи.

как у тех слуг, что ждут возвращения своего хозяина со свадебного пира. Когда хозяин придет и постучит, они смогут сразу открыть ему.
 
И вы будьте подобны людям, ожидающим возвращения господина своего с брака, дабы, когда придёт и постучит, тотчас отворить ему.

Блаженны те слуги, которых хозяин, возвратившись, найдет бодрствующими. Говорю вам истину, он тогда сам подпояшется, как слуга, пригласит их к столу и будет прислуживать им.
 
Блаженны рабы те, которых господин, придя, найдёт бодрствующими; истинно говорю вам, он препояшется и посадит их, и, подходя, станет служить им.

Блаженны те слуги, которых хозяин застанет готовыми, даже если он придет среди ночи или перед рассветом.
 
И если придёт во вторую стражу, и в третью стражу придёт, и найдёт их так, то блаженны рабы те.

Знайте, что если бы хозяин дома знал, в котором часу придет вор, то он не позволил бы ему проникнуть в свой дом.
 
Вы знаете, что если бы ведал хозяин дома, в который час придёт вор, то бодрствовал бы и не допустил бы подкопать дом свой.

Вы тоже должны быть готовы, потому что Сын Человеческий придет в час, когда вы Его не ждете.
 
Будьте же и вы готовы, ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий.

Петр спросил: — Господи, Ты говоришь эту притчу только нам или всем?
 
Тогда сказал Ему Пётр: Господи! к нам ли притчу сию говоришь, или и ко всем?

Господь ответил: — Кто тогда окажется верным и разумным управляющим, которого хозяин поставил над другими слугами, чтобы вовремя раздавать им пищу?
 
Господь же сказал: кто верный и благоразумный домоправитель, которого господин поставил над слугами своими раздавать им в своё время меру хлеба?

Блажен тот слуга, которого хозяин, когда вернется, найдет поступающим так.
 
Блажен раб тот, которого господин его, придя, найдёт поступающим так.

Говорю вам истину: он доверит ему всё свое имение.
 
Истинно говорю вам, что над всем имением своим поставит его.

Но если тот слуга решит: «Мой хозяин придет ещё не скоро», — и станет избивать слуг и служанок, есть, пить и пьянствовать,
 
Если же раб тот скажет в сердце своём: не скоро придёт господин мой, и начнёт бить слуг и служанок, есть и пить и напиваться, —

то придет его хозяин в тот день, когда он не ожидает, и в тот час, когда он не знает. Он рассечет его надвое и определит ему одну участь с неверными.
 
то придёт господин раба того в день, в который он не ожидает, и в час, в который не думает, и рассечёт его, и подвергнет его одной участи с неверными.

Тот слуга, который знал волю своего хозяина и не приготовился или не сделал того, что хотел хозяин, будет сильно бит,
 
Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

а тот, кто делает достойное наказания по незнанию, будет бит меньше. Кому было много дано, с того много и потребуют, и кому было много доверено, с того много и спросится.
 
а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

Я пришёл принести огонь на землю, и как Я хочу, чтобы он уже разгорелся!
 
Огонь пришёл Я низвести на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!

Но Мне ещё предстоит пройти крещение, и как Я томлюсь, пока это не совершится!
 
Крещением должен Я креститься; и как Я томлюсь, пока сие совершится!

Вы думаете, Я пришёл, чтобы принести на землю мир? Нет, говорю вам, не мир, а разделение.
 
Думаете ли вы, что Я пришёл дать мир земле? Нет, говорю вам, но разделение;

Семья из пяти человек разделится: трое против двоих, и двое против троих.
 
ибо отныне пятеро в одном доме станут разделяться, трое против двух, и двое против трёх:

Отец будет против сына и сын против отца, мать против дочери и дочь против матери, свекровь против невестки и невестка против свекрови[94].
 
отец будет против сына, и сын против отца; мать против дочери, и дочь против матери; свекровь против невестки своей, и невестка против свекрови своей.

Иисус опять обратился к народу: — Когда вы видите облако на западе, вы сразу говорите, что будет дождь, и, действительно, идет дождь.
 
Сказал же и народу: когда вы видите облако, поднимающееся с запада, тотчас говорите: «дождь будет», и бывает так;

И когда дует южный ветер, вы говорите: будет жарко, и так и бывает.
 
и когда дует южный ветер, говорите: «зной будет», и бывает.

Лицемеры! Вы знаете, что означают приметы земли и неба, так почему же вы не знаете, какое настало время?
 
Лицемеры! лицо земли и неба распознавать умеете, как же времени сего не узнаете?

Почему вы сами не рассудите, в чем истина?
 
Зачем же вы и по самим себе не судите, чему быть должно?

Когда ты идешь со своим обвинителем в суд, постарайся примириться с ним ещё по пути, иначе он притащит тебя к судье, а судья отдаст тебя стражнику, и тот бросит тебя в темницу.
 
Когда ты идёшь с соперником своим к начальству, то на дороге постарайся освободиться от него, чтобы он не привёл тебя к судье, а судья не отдал тебя истязателю, а истязатель не вверг тебя в темницу.

Говорю тебе, что ты не выйдешь оттуда, пока не выплатишь всё до самого последнего гроша.
 
Сказываю тебе: не выйдешь оттуда, пока не отдашь и последней полушки.

Примечания:

 
Новый русский перевод
5 [91] — Греч. гее́нна.
6 [92] — Букв.: за два ассария.
25 [93] — Или: « …прибавить себе роста хотя бы на один локоть?»
53 [94] — См. Мих 7:6.
 
Синодальный перевод
15 любостяжание — любовь к накоплению; жадность, страсть к деньгам и богатству.
28 кольми паче — насколько больше, сильнее; более чем.
31 наипаче — прежде всего, больше всего, тем более, особенно.
33 вместилища — изначально «влагалища», от слова — влагать; влагалище — вещь служащая для вложения в нее другой, В. И. Даль.
40 приидет — придёт.
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.