От Луки 17 глава

Евангелие от Луки
Подстрочник Винокурова → Толкование Мэтью Генри

Подстрочник Винокурова

1
Εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
τοὺς  3588 T-APM
μαθητὰς ученикам 3101 N-APM
αὐτοῦ, Его, 846 P-GSM
Ἀνένδεκτόν Невозможно 418 A-NSN
ἐστιν есть 1510 V-PAI-3S
τοῦ  3588 T-GSN
τὰ  3588 T-APN
σκάνδαλα разочарованиям в вере 4625 N-APN
μὴ не 3361 PRT-N
ἐλθεῖν, прийти, 2064 V-2AAN
πλὴν однако 4133 ADV
οὐαὶ увы 3759 INJ
δι᾽ через 1223 PREP
οὗ которого 3739 R-GSM
ἔρχεται· приходят; 2064 V-PNI-3S
2
λυσιτελεῖ приносит пользу 3081 V-PAI-3S
αὐτῷ ему 846 P-DSM
εἰ если 1487 COND
λίθος камень 3037 N-NSM
μυλικὸς мельничный 3457 A-NSM
περίκειται находится 4029 V-PNI-3S
περὶ вокруг 4012 PREP
τὸν  3588 T-ASM
τράχηλον шеи 5137 N-ASM
αὐτοῦ его 846 P-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἔρριπται он брошен 4496 V-RPI-3S
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
θάλασσαν море 2281 N-ASF
чем 1510 PRT
ἵνα чтобы 2443 CONJ
σκανδαλίσῃ он отвратил от веры 4624 V-AAS-3S
τῶν  3588 T-GPM
μικρῶν [из] малых 3398 A-GPM
τούτων этих 5130 D-GPM
ἕνα. одного. 1520 A-ASM
3
προσέχετε Удерживайте 4337 V-PAM-2P
ἑαυτοῖς. себя. 1438 F-2DPM
ἐὰν Если 1437 COND
ἁμάρτῃ согрешит 264 V-2AAS-3S
 3588 T-NSM
ἀδελφός брат 80 N-NSM
σου твой 4675 P-2GS
ἐπιτίμησον упрекни 2008 V-AAM-2S
αὐτῷ, его, 846 P-DSM
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
μετανοήσῃ покается 3340 V-AAS-3S
ἄφες прости 863 V-2AAM-2S
αὐτῷ· ему; 846 P-DSM
4
καὶ и 2532 CONJ
ἐὰν если 1437 COND
ἑπτάκις семь раз 2034 ADV
τῆς  3588 T-GSF
ἡμέρας [в] день 2250 N-GSF
ἁμαρτήσῃ согрешит 264 V-AAS-3S
εἰς против 1519 PREP
σὲ тебя 4571 P-2AS
καὶ и 2532 CONJ
ἑπτάκις семь раз 2034 ADV
ἐπιστρέψῃ обратится 1994 V-AAS-3S
πρὸς к 4314 PREP
σὲ тебе 4571 P-2AS
λέγων, говорящий, 3004 V-PAP-NSM
Μετανοῶ, Каюсь, 3340 V-PAI-1S
ἀφήσεις простишь 863 V-FAI-2S
αὐτῷ. ему. 846 P-DSM
5
Καὶ И 2532 CONJ
εἶπαν сказали 3004 V-2AAI-3P
οἱ  3588 T-NPM
ἀπόστολοι апостолы 652 N-NPM
τῷ  3588 T-DSM
κυρίῳ, Господу, 2962 N-DSM
Πρόσθες Прибавь 4369 V-2AAM-2S
ἡμῖν нам 2254 P-1DP
πίστιν. веру. 4102 N-ASF
6
εἶπεν Сказал 2036 V-2AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
κύριος, Господь, 2962 N-NSM
Εἰ Если 1487 COND
ἔχετε вы имели [бы] 2192 V-PAI-2P
πίστιν веру 4102 N-ASF
ὡς как 5613 ADV
κόκκον зерно 2848 N-ASM
σινάπεως, горчицы, 4615 N-GSN
ἐλέγετε вы говорили [бы] 3004 V-IAI-2P
ἂν  302 PRT
τῇ  3588 T-DSF
συκαμίνῳ шелковице 4807 N-DSF
[ταύτῃ], этой, 3778 D-DSF
Ἐκριζώθητι Будь вырвана с корнем 1610 V-APM-2S
καὶ и 2532 CONJ
φυτεύθητι будь посажена 5452 V-APM-2S
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
θαλάσσῃ· море; 2281 N-DSF
καὶ и 2532 CONJ
ὑπήκουσεν она послушалась [бы] 5219 V-AAI-3S
ἂν  302 PRT
ὑμῖν. вас. 5213 P-2DP
7
Τίς Кто 5100 I-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
δοῦλον раба 1401 N-ASM
ἔχων имеющий 2192 V-PAP-NSM
ἀροτριῶντα пашущего 722 V-PAP-ASM
или 1510 PRT
ποιμαίνοντα, пасущего, 4165 V-PAP-ASM
ὃς который 3739 R-NSM
εἰσελθόντι вошедшему 1525 V-2AAP-DSM
ἐκ с 1537 PREP
τοῦ  3588 T-GSM
ἀγροῦ по́ля 68 N-GSM
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
αὐτῷ, ему, 846 P-DSM
Εὐθέως Тотчас 2112 ADV
παρελθὼν подошедший 3928 V-2AAP-NSM
ἀνάπεσε, возляг, 377 V-2AAM-2S
8
ἀλλ᾽ но 235 CONJ
οὐχὶ [разве] не 3780 PRT-I
ἐρεῖ скажет 2046 V-FAI-3S
αὐτῷ, ему, 846 P-DSM
Ἑτοίμασον Приготовь 2090 V-AAM-2S
τί что-нибудь 5100 I-ASN
δειπνήσω, поужинаю, 1172 V-AAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
περιζωσάμενος опоясавшийся 4024 V-AMP-NSM
διακόνει служи 1247 V-PAM-2S
μοι мне 3427 P-1DS
ἕως пока 2193 ADV
φάγω поем 5315 V-2AAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
πίω, выпью, 4095 V-2AAS-1S
καὶ и 2532 CONJ
μετὰ после 3326 PREP
ταῦτα этого 5023 D-APN
φάγεσαι будешь есть 5315 V-FDI-2S
καὶ и 2532 CONJ
πίεσαι будешь пить 4095 V-FDI-2S
σύ; ты? 4771 P-2NS
9
μὴ Не 3361 PRT-N
ἔχει имеет 2192 V-PAI-3S
χάριν благодарность 5485 N-ASF
τῷ  3588 T-DSM
δούλῳ [к] рабу 1401 N-DSM
ὅτι потому что 3754 CONJ
ἐποίησεν он сделал 4160 V-AAI-3S
τὰ  3588 T-APN
διαταχθέντα; приказанное? 1299 V-APP-APN
10
οὕτως Так 3779 ADV
καὶ и 2532 CONJ
ὑμεῖς, вы, 5210 P-2NP
ὅταν когда 3752 CONJ
ποιήσητε сделаете 4160 V-AAS-2P
πάντα всё 3956 A-APN
τὰ  3588 T-APN
διαταχθέντα приказанное 1299 V-APP-APN
ὑμῖν, вам, 5213 P-2DP
λέγετε говорите 3004 V-PAM-2P
ὅτι что 3754 CONJ
Δοῦλοι Рабы 1401 N-NPM
ἀχρεῖοί негодные 888 A-NPM
ἐσμεν, мы есть, 1510 V-PAI-1P
которое 3588 R-ASN
ὠφείλομεν мы имели долг 3784 V-IAI-1P
ποιῆσαι сделать 4160 V-AAN
πεποιήκαμεν. мы сделали. 4160 V-RAI-1P
11
Καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο случилось 1096 V-2ADI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
πορεύεσθαι идти 4198 V-PNN
εἰς в 1519 PREP
Ἰερουσαλὴμ Иерусалим 2419 N-PRI
καὶ и 2532 CONJ
αὐτὸς Он 846 P-NSM
διήρχετο проходил 1330 V-INI-3S
διὰ через 1223 PREP
μέσον середину 3319 A-ASN
Σαμαρείας Самарии 4540 N-GSF
καὶ и 2532 CONJ
Γαλιλαίας. Галилеи. 1056 N-GSF
12
καὶ И 2532 CONJ
εἰσερχομένου входящего 1525 V-PNP-GSM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
εἴς в 1519 PREP
τινα какое-то 5100 X-ASF
κώμην село́ 2968 N-ASF
ἀπήντησαν встретились 528 V-AAI-3P
[αὐτῷ] Ему 846 P-DSM
δέκα десять 1176 A-NUI
λεπροὶ прокажённых 3015 A-NPM
ἄνδρες, мужчин, 435 N-NPM
οἳ которые 3588 R-NPM
ἔστησαν стали 2476 V-2AAI-3P
πόρρωθεν, вдали, 4207 ADV
13
καὶ и 2532 CONJ
αὐτοὶ они 846 P-NPM
ἦραν подняли 142 V-AAI-3P
φωνὴν голос 5456 N-ASF
λέγοντες, говорящие, 3004 V-PAP-NPM
Ἰησοῦ Иисус 2424 N-VSM
ἐπιστάτα, Наставник, 1988 N-VSM
ἐλέησον помилуй 1653 V-AAM-2S
ἡμᾶς. нас. 2248 P-1AP
14
καὶ И 2532 CONJ
ἰδὼν увидевший 1492 V-2AAP-NSM
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
Πορευθέντες Пошедшие 4198 V-AOP-NPM
ἐπιδείξατε покажите 1925 V-AAM-2P
ἑαυτοὺς себя самих 1438 F-2APM
τοῖς  3588 T-DPM
ἱερεῦσιν. священникам. 2409 N-DPM
καὶ И 2532 CONJ
ἐγένετο случилось 1096 V-2ADI-3S
ἐν в 1722 PREP
τῷ  3588 T-DSN
ὑπάγειν уходить 5217 V-PAN
αὐτοὺς их 846 P-APM
ἐκαθαρίσθησαν. они были очищены. 2511 V-API-3P
15
εἷς Один 1519 A-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ἐξ из 1537 PREP
αὐτῶν, них, 846 P-GPM
ἰδὼν увидевший 1492 V-2AAP-NSM
ὅτι что 3754 CONJ
ἰάθη, был исцелён, 2390 V-API-3S
ὑπέστρεψεν возвратился 5290 V-AAI-3S
μετὰ с 3326 PREP
φωνῆς голосом 5456 N-GSF
μεγάλης громким 3173 A-GSF
δοξάζων прославляющий 1392 V-PAP-NSM
τὸν  3588 T-ASM
θεόν, Бога, 2316 N-ASM
16
καὶ и 2532 CONJ
ἔπεσεν пал 4098 V-2AAI-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
πρόσωπον лицо 4383 N-ASN
παρὰ у 3844 PREP
τοὺς  3588 T-APM
πόδας ног 4228 N-APM
αὐτοῦ Его 846 P-GSM
εὐχαριστῶν благодарящий 2168 V-PAP-NSM
αὐτῷ· Его; 846 P-DSM
καὶ а 2532 CONJ
αὐτὸς он 846 P-NSM
ἦν был 3739 V-IAI-3S
Σαμαρίτης. самаритянин. 4541 N-NSM
17
ἀποκριθεὶς Ответивший 611 V-AOP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
 3588 T-NSM
Ἰησοῦς Иисус 2424 N-NSM
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Οὐχὶ [разве] не 3780 PRT-I
οἱ  3588 T-NPM
δέκα десять 1176 A-NUI
ἐκαθαρίσθησαν; были очищены? 2511 V-API-3P
οἱ  3588 T-NPM
δὲ Же 1161 CONJ
ἐννέα девять 1767 A-NUI
ποῦ; где? 4226 ADV-I
18
οὐχ [Разве] не 3756 PRT-N
εὑρέθησαν были найдены они 2147 V-API-3P
ὑποστρέψαντες возвратившиеся 5290 V-AAP-NPM
δοῦναι воздать 1325 V-2AAN
δόξαν славу 1391 N-ASF
τῷ  3588 T-DSM
θεῷ Богу 2316 N-DSM
εἰ если 1508 COND
μὴ не 1508 PRT-N
 3588 T-NSM
ἀλλογενὴς иноплеменник 241 A-NSM
οὗτος; этот? 3778 D-NSM
19
καὶ И 2532 CONJ
εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτῷ, ему, 846 P-DSM
Ἀναστὰς Вставший 450 V-2AAP-NSM
πορεύου· иди; 4198 V-PNM-2S
 1510 T-NSF
πίστις вера 4102 N-NSF
σου твоя 4675 P-2GS
σέσωκέν спасла 4982 V-RAI-3S
σε. тебя. 4571 P-2AS
20
Ἐπερωτηθεὶς Спрошенный 1905 V-APP-NSM
δὲ же 1161 CONJ
ὑπὸ от 5259 PREP
τῶν  3588 T-GPM
Φαρισαίων фарисеев 5330 N-GPM
πότε когда 4218 PRT-I
ἔρχεται приходит 2064 V-PNI-3S
 1510 T-NSF
βασιλεία Царство 932 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἀπεκρίθη Он ответил 611 V-ADI-3S
αὐτοῖς им 846 P-DPM
καὶ и 2532 CONJ
εἶπεν, сказал, 2036 V-2AAI-3S
Οὐκ Не 3756 PRT-N
ἔρχεται приходит 2064 V-PNI-3S
 1510 T-NSF
βασιλεία Царство 932 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
μετὰ с 3326 PREP
παρατηρήσεως, наблюдением, 3907 N-GSF
21
οὐδὲ и не 3761 CONJ-N
ἐροῦσιν, скажут, 2046 V-FAI-3P
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ὧδε· здесь; 5602 ADV
ἤ, или, 1510 PRT
Ἐκεῖ· Там; 1563 ADV
ἰδοὺ вот 2400 V-2AMM-2S
γὰρ ведь 1063 CONJ
 1510 T-NSF
βασιλεία Царство 932 N-NSF
τοῦ  3588 T-GSM
θεοῦ Бога 2316 N-GSM
ἐντὸς внутри 1787 ADV
ὑμῶν вас 5216 P-2GP
ἐστιν. есть. 1510 V-PAI-3S
22
Εἶπεν Он сказал 2036 V-2AAI-3S
δὲ же 1161 CONJ
πρὸς к 4314 PREP
τοὺς  3588 T-APM
μαθητάς, ученикам, 3101 N-APM
Ἐλεύσονται Придут 2064 V-FDI-3P
ἡμέραι дни 2250 N-NPF
ὅτε когда 3753 ADV
ἐπιθυμήσετε пожелаете 1937 V-FAI-2P
μίαν один 1520 A-ASF
τῶν  3588 T-GPF
ἡμερῶν [из] дней 2250 N-GPF
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνθρώπου человека 444 N-GSM
ἰδεῖν увидеть 1492 V-2AAN
καὶ и 2532 CONJ
οὐκ не 3756 PRT-N
ὄψεσθε. увидите. 3700 V-FDI-2P
23
καὶ И 2532 CONJ
ἐροῦσιν скажут 2046 V-FAI-3P
ὑμῖν, вам, 5213 P-2DP
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ἐκεῖ· там; 1563 ADV
[ἤ,] или, 1510 PRT
Ἰδοὺ Вот 2400 V-2AMM-2S
ὧδε· здесь; 5602 ADV
μὴ не 3361 PRT-N
ἀπέλθητε уйдите 565 V-2AAS-2P
μηδὲ и не 3366 CONJ
διώξητε. погони́тесь. 1377 V-AAS-2P
24
ὥσπερ Как 5618 ADV
γὰρ ведь 1063 CONJ
 1510 T-NSF
ἀστραπὴ молния 796 N-NSF
ἀστράπτουσα сверкающая 797 V-PAP-NSF
ἐκ с 1537 PREP
τῆς которой 3588 T-GSF
ὑπὸ под 5259 PREP
τὸν  3588 T-ASM
οὐρανὸν небом 3772 N-ASM
εἰς до 1519 PREP
τὴν которой 3588 T-ASF
ὑπ᾽ под 5259 PREP
οὐρανὸν небом 3772 N-ASM
λάμπει, светит, 2989 V-PAI-3S
οὕτως так 3779 ADV
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνθρώπου человека 444 N-GSM
[ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
αὐτοῦ]. Его. 846 P-GSM
25
πρῶτον Сначала 4412 ADV-S
δὲ же 1161 CONJ
δεῖ надлежит 1163 V-PAI-3S
αὐτὸν Ему 846 P-ASM
πολλὰ многое 4183 A-APN
παθεῖν претерпеть 3958 V-2AAN
καὶ и 2532 CONJ
ἀποδοκιμασθῆναι быть отвергнутым 593 V-APN
ἀπὸ от 575 PREP
τῆς  3588 T-GSF
γενεᾶς поколения 1074 N-GSF
ταύτης. этого. 3778 D-GSF
26
καὶ И 2532 CONJ
καθὼς как 2531 ADV
ἐγένετο случилось 1096 V-2ADI-3S
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις дни 2250 N-DPF
Νῶε, Ноя, 3575 N-PRI
οὕτως так 3779 ADV
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
καὶ и 2532 CONJ
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις дни 2250 N-DPF
τοῦ  3588 T-GSM
υἱοῦ Сына 5207 N-GSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνθρώπου· человека; 444 N-GSM
27
ἤσθιον, они ели, 2068 V-IAI-3P
ἔπινον, они пили, 4095 V-IAI-3P
ἐγάμουν, они женились, 1060 V-IAI-3P
ἐγαμίζοντο, они выходили замуж, 1061 V-IPI-3P
ἄχρι до 891 ADV
ἧς которого 3739 R-GSF
ἡμέρας дня 2250 N-GSF
εἰσῆλθεν вошёл 1525 V-2AAI-3S
Νῶε Ной 3575 N-PRI
εἰς в 1519 PREP
τὴν  3588 T-ASF
κιβωτόν, ковчег, 2787 N-ASF
καὶ и 2532 CONJ
ἦλθεν пришёл 2064 V-2AAI-3S
 3588 T-NSM
κατακλυσμὸς потоп 2627 N-NSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπώλεσεν погубил 622 V-AAI-3S
πάντας. всех. 3956 A-APM
28
ὁμοίως Подобно 3668 ADV
καθὼς как 2531 ADV
ἐγένετο случилось 1096 V-2ADI-3S
ἐν в 1722 PREP
ταῖς  3588 T-DPF
ἡμέραις дни 2250 N-DPF
Λώτ· Лота; 3091 N-PRI
ἤσθιον, они ели, 2068 V-IAI-3P
ἔπινον, они пили, 4095 V-IAI-3P
ἠγόραζον, они покупали, 59 V-IAI-3P
ἐπώλουν, они продавали, 4453 V-IAI-3P
ἐφύτευον, они сажали, 5452 V-IAI-3P
ᾠκοδόμουν· они строили; 3618 V-IAI-3P
29
[в] который 1510 R-DSF
δὲ же 1161 CONJ
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
ἐξῆλθεν вышел 1831 V-2AAI-3S
Λὼτ Лот 3091 N-PRI
ἀπὸ из 575 PREP
Σοδόμων, Содома, 4670 N-GPN
ἔβρεξεν пролился дождём 1026 V-AAI-3S
πῦρ огонь 4442 N-ASN
καὶ и 2532 CONJ
θεῖον сера 2303 N-ASN
ἀπ᾽ с 575 PREP
οὐρανοῦ неба 3772 N-GSM
καὶ и 2532 CONJ
ἀπώλεσεν погубил 622 V-AAI-3S
πάντας. всех. 3956 A-APM
30
κατὰ По 2596 PREP
τὰ  3588 T-APN
αὐτὰ этому 846 P-APN
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
[в] который 1510 R-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
 3588 T-NSM
υἱὸς Сын 5207 N-NSM
τοῦ  3588 T-GSM
ἀνθρώπου человека 444 N-GSM
ἀποκαλύπτεται. открывается. 601 V-PPI-3S
31
ἐν В 1722 PREP
ἐκείνῃ тот 1565 D-DSF
τῇ  3588 T-DSF
ἡμέρᾳ день 2250 N-DSF
ὃς который 3739 R-NSM
ἔσται будет 1510 V-FDI-3S
ἐπὶ на 1909 PREP
τοῦ  3588 T-GSN
δώματος крыше 1430 N-GSN
καὶ и 2532 CONJ
τὰ  3588 T-NPN
σκεύη вещи 4632 N-NPN
αὐτοῦ его 846 P-GSM
ἐν в 1722 PREP
τῇ  3588 T-DSF
οἰκίᾳ, доме, 3614 N-DSF
μὴ не 3361 PRT-N
καταβάτω пусть сойдёт 2597 V-2AAM-3S
ἆραι взять 142 V-AAN
αὐτά, их, 846 P-APN
καὶ и 2532 CONJ
который 3588 T-NSM
ἐν в 1722 PREP
ἀγρῷ поле 68 N-DSM
ὁμοίως подобно 3668 ADV
μὴ не 3361 PRT-N
ἐπιστρεψάτω пусть возвратится 1994 V-AAM-3S
εἰς в 1519 PREP
τὰ  3588 T-APN
ὀπίσω. назад. 3694 ADV
32
μνημονεύετε Вспоминайте 3421 V-PAM-2P
τῆς  3588 T-GSF
γυναικὸς жену 1135 N-GSF
Λώτ. Лота. 3091 N-PRI
33
ὃς Который 3739 R-NSM
ἐὰν если 1437 COND
ζητήσῃ попытается 2212 V-AAS-3S
τὴν  3588 T-ASF
ψυχὴν душу 5590 N-ASF
αὐτοῦ его 846 P-GSM
περιποιήσασθαι сохранить 4046 V-AMN
ἀπολέσει погубит 622 V-FAI-3S
αὐτήν, её, 846 P-ASF
ὃς который 3739 R-NSM
δ᾽ же 1161 CONJ
ἂν если 302 PRT
ἀπολέσῃ погубит 622 V-AAS-3S
ζῳογονήσει оживит 2225 V-FAI-3S
αὐτήν. её. 846 P-ASF
34
λέγω Говорю 3004 V-PAI-1S
ὑμῖν, вам, 5213 P-2DP
ταύτῃ этой 3778 D-DSF
τῇ  3588 T-DSF
νυκτὶ ночью 3571 N-DSF
ἔσονται будут 1510 V-FDI-3P
δύο двое 1417 A-NUI
ἐπὶ на 1909 PREP
κλίνης ложе 2825 N-GSF
μιᾶς, одном, 1520 A-GSF
 3588 T-NSM
εἷς один 1519 A-NSM
παραλημφθήσεται будет забран 3880 V-FPI-3S
καὶ и 2532 CONJ
 3588 T-NSM
ἕτερος другой 2087 A-NSM
ἀφεθήσεται· будет оставлен; 863 V-FPI-3S
35
ἔσονται будут 1510 V-FDI-3P
δύο две 1417 A-NUI
ἀλήθουσαι молотящие 229 V-PAP-NPF
ἐπὶ  1909 PREP
τὸ  3588 T-ASN
αὐτό, вместе, 846 P-ASN
 1510 T-NSF
μία одна 1520 A-NSF
παραλημφθήσεται будет забрана 3880 V-FPI-3S
 1510 T-NSF
δὲ же 1161 CONJ
ἑτέρα другая 2087 A-NSF
ἀφεθήσεται. будет оставлена. 863 V-FPI-3S
36
37
καὶ И 2532 CONJ
ἀποκριθέντες ответившие 611 V-AOP-NPM
λέγουσιν говорят 3004 V-PAI-3P
αὐτῷ, Ему, 846 P-DSM
Ποῦ, Где, 4226 ADV-I
κύριε; Господи? 2962 N-VSM
Он 3588 T-NSM
δὲ же 1161 CONJ
εἶπεν сказал 2036 V-2AAI-3S
αὐτοῖς, им, 846 P-DPM
Ὅπου Где 3699 ADV
τὸ  3588 T-NSN
σῶμα, тело, 4983 N-NSN
ἐκεῖ там 1563 ADV
καὶ и 2532 CONJ
οἱ  3588 T-NPM
ἀετοὶ орлы 105 N-NPM
ἐπισυναχθήσονται. будут собраны. 1996 V-FPI-3P

Толкование Мэтью Генри

В этой главе содержатся:

I. Некоторые конкретные рассуждения Христа со Своими учениками, в ходе которых Он учит их остерегаться давать повод для соблазна другим и прощать согрешающим против них, ст. 1−4; вдохновляет их молиться о возрастании веры (ст. 5−6), а затем учит их смирению, какое бы служение они ни исполняли перед Богом, ст. 7−10.

II. Очищение десяти прокаженных, из которых лишь один, к тому же самарянин, благодарит Его за очищение, ст. 11−19.

III. Беседа Христа с учениками, вызванная вопросом фарисеев о времени пришествия Царства Божьего, ст. 20−37.

Стихи 1−10. Здесь Христос учит нас:

I. Что подавать соблазн — это большой грех и каждый из нас должен избегать его и тщательно бодрствовать против него, ст. 1−2. Мы не можем рассчитывать на то, что соблазны не придут, если учтем испорченность и непокорность человеческой природы и мудрые цели и планы Бога, совершающего Свое дело даже при наличии этих соблазнов и извлекающего доброе из худого. Соблазнам почти невозможно не прийти, а поэтому нам следует соответственно подготовиться. Однако горе тому чрез кого они приходят, приговор ему будет весьма суровым (ст. 2), более страшным, чем приговор самому отъявленному злодею, осужденному быть брошенным в море: он погибнет под бременем вины, более тяжелым, чем мельничный жернов. При этом подразумевается:

1. Горе гонителям, причиняющим зло наименьшим из малых Христовых, словом или делом, чтобы угасить их дух в служении Христу и исполнении ими долга, либо угрозами быть отлученными от этого.

2. Горе обольстителям, которые извращают истины Христа и Его заповеди и этим смущают умы учеников, ибо именно через таковых приходят соблазны.

3. Горе тем, которые, прикрываясь исповеданием имени Христова, живут в грехе и тем самым ослабляют руки и печалят сердца народа Божьего. Ибо через них приходят соблазны, и их вину и наказание не уменьшит то, что невозможно не прийти соблазнам.

II. Что прощать обиды — это великий долг и каждый из нас должен делать это по совести (ст. 3): Наблюдайте за собою. Это можно отнести и к предшествующему предупреждению и к последующему: Наблюдайте за собою, чтобы не соблазнить ни одного из малых сих. Служители должны быть очень внимательны, чтобы не сказать или не сделать ничего такого, что может смутить слабого христианина. Здесь необходима большая осторожность, они должны поступать и говорить очень обдуманно, из опасения послужить соблазном. Или же: «Когда брат твой согрешит против тебя, обидит тебя, выкажет неуважение, оскорбит тебя, нанесет ущерб твоему имуществу или твоей репутации, наблюдай за собой в это время, чтобы тебе не впасть в раздражение, чтобы, когда твой дух возмущен, ты не говорил необдуманно и в опрометчивости своей не клялся отомстить (Притч 24:29): как он поступил со мною, так и я поступлю с ним... Внимательно следи за тем, что ты говоришь в это время, чтобы не сказать тебе чего-то плохого».

1. Если тебе позволяется выговорить ему, то так и поступи. Не заглушай своего недовольства, но дай ему выход. Выговори ему, укажи ему, в чем он был неправ и несправедлив в отношении тебя. Возможно, ты убедишься в том (чего ты должен очень желать), что неправильно понял его, что он не согрешил против тебя, но допустил оплошность, и тогда тебе придется просить прощения у него за то, что неправильно понял его, как в Нав 22:30−31.

2. В случае покаяния его тебе повелевается простить ему, полностью примириться с ним: и если покается, прости ему; забудь обиду, никогда о ней не вспоминай и тем более не укоряй. Даже если он не покается, ты не должен таить злобу против него или помышлять о мести; однако в таком случае, когда он не говорит: «каюсь», ты уже не обязан поддерживать с ним таких же непринужденных и близких отношений, как прежде. Если он виновен в грубом грехе, оскорбившем христианскую общину, членом которой является, то его следует серьезно и мягко обличить в его грехе, а после покаяния снова допустить до дружеского общения с собою. Апостол Павел называет это прощением, 2Кор 2:7.

3. Ты должен повторять свое прощение столько раз, сколько он будет повторять свое согрешение, ст. 4. «Если, предположим, брат твой по нерадению или по неразумию семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день исповедует свое сожаление о своем проступке и пообещает более не делать этого, не отказывай ему в прощении». Humanum est errare — человеку свойственно ошибаться. Отметим, у христиан должен быть прощающий дух, готовый со всеми мириться, делать всех вокруг себя спокойными, стремиться смягчать проступки, а не преувеличивать их. Они должны так же усердно стараться показать, что простили причиненную им обиду, как другие стараются показать свое возмущение.

III. Что все мы нуждаемся в укреплении нашей веры, потому что когда эта добродетель возрастает в нас, тогда и все остальные добродетели возрастают вместе с ней. Чем тверже мы верим в учение Христа и чем с большей уверенностью доверяемся Его благодати, тем лучше будет наше состояние во всех отношениях. Итак, заметим здесь:

1. Обращение учеников к Христу с просьбой умножить их веру, ст. 5. Апостолы (как их называет здесь евангелист) сами хотя и занимали положение премьер-министров в Царстве Христа, тем не менее сознавали слабость и недостаток своей веры, видели свою нужду в том, чтобы благодать Христова усовершенствовала ее. Они сказали Господу: «Умножь в нас веру, восполни недостаток ее». Да будут откровения веры более ясными, желания веры более сильными, доверие веры более твердым и постоянным, посвящение веры более решительным и полным, наслаждения веры более приятными. Заметим: мы тоже должны ревностно желать умножения своей веры и излагать это желание в своих молитвах Богу. Некоторые считают, что апостолы обратились к Христу с этой просьбой в связи с Его наставлением о необходимости прощать обидчикам: «Господи, умножь веру нашу, иначе нам ни за что не справиться с такой тяжелой обязанностью, как эта». Вера в прощающую Божью благодать делает нас способными преодолевать величайшие затруднения, могущие встать на пути прощения нашего брата. Другие считают, что поводом для этого послужило нечто иное, а именно: те затруднения, которые апостолы испытали при совершении чудес, в связи с чем Христос укорил их за недостаток веры, Мф 17:16 и далее. К Тому, Кто укорил их они должны обращаться за благодатью, чтобы исправить их, к Нему они вопиют: «Господи, умножь в нас веру».

2. Христос заверяет их в замечательно действенной силе истинной веры (ст. 6): «Если бы вы имели веру с зерно горчичное... такую малую, как семя горчичного дерева (но ваша вера меньше, чем самое наименьшее), или такую же действенную, как горчичное зерно, такую же крепкую, такую же возбуждающую все другие добродетели, как горчица возбуждает энергию (и поэтому используется при недомогании), то вы смогли бы творить чудеса, превышающие те, что вы видите сейчас. Для вас ничего не будет трудного, что бы ни потребовалось сделать во славу Божью и в подтверждение проповедуемого вами учения, даже если надо будет пересадить дерево с земли на море. См. Мф 17:20. Как нет ничего невозможного для Бога, так все возможно тому, кто может веровать».

IV. Какое бы служение мы ни выполняли для Христа, нам следует быть смиренными и не воображать, будто заслужили Его благосклонность или можем потребовать ее как должное. Даже апостолы, сделавшие для Христа намного больше, чем кто-либо другой, не должны были думать, что тем самым они сделали Его своим должником.

1. Все мы являемся рабами Божиими (Его апостолы и служители являются Его рабами в особом смысле этого слова) и как таковые обязаны делать все, что можем, для Его славы. Все наши силы и все наше время следует посвящать Ему, ибо мы не свои и не можем распоряжаться собой, но находимся в распоряжении нашего Господина.

2. Как рабы Божьи мы должны посвятить все наше время исполнению своего долга. Нам поручен разнообразный труд, и окончание одного дела должно быть у нас началом другого. Раб, который пахал или пас скот в поле, по возвращении домой должен еще поработать и вечером, послужить своему хозяину за столом, ст. 7−8. Исполнение долга по отношению к церковным общениям не освобождает нас от упражнения в молитве; после того как мы потрудились для Бога, нам следует еще послужить Богу, мы должны служить Ему постоянно.

3. Наша главная забота должна быть о том, чтобы выполнить свои обязанности, а утешения от них ожидать от нашего Господина, как и когда Он пожелает послать его нам. Никакой раб не ожидает, что хозяин скажет ему: пойди скорее, садись за стол. Для этого у нас будет достаточно времени, после того как мы закончим нашу дневную работу. Будем стараться выполнить свою работу, и выполнить ее хорошо, и тогда в свое время будет нам и награда.

4. Христа подобает обслужить прежде, чем себя: приготовь мне поужинать, и потом ешь и пей сам. Сомневающиеся христиане заявляют, что они не могут воздать должную славу Христу за Его любовь, потому что они до сих пор не получили утешения в этой любви; но это неверно. Прежде Христос должен получить славу, мы должны послужить Ему своей хвалой, а потом и сами будем есть и пить, вкушать сладости Его любви, что составляет нашу трапезу.

5. Рабы Христа, прислуживая Ему, должны подпоясаться, то есть освободиться от всего, что связывает, что затрудняет, и вооружиться одной лишь мыслью — делать свое дело и довести его до конца; они должны препоясать чресла ума своего. Приготовившись принимать Христа, приготовив Ему поужинать, мы должны затем препоясаться, чтобы служить Ему. Таково требование к рабам, и Христос вправе требовать того же и от нас, однако Он не настаивает на этом. Он был среди учеников как служащий, Он не пришел, как другие господа приходят, для того, чтобы занять почетное место и чтобы Ему служили, но чтобы послужить; свидетельством этого является то, что Он омывал ноги Своим ученикам.

6. Рабы Христа служат Ему не ради того, чтобы заслужить Его благодарность за все, что они делают для Него: «Станет ли он благодарить раба? Будет ли он считать себя обязанным ему? Нет, никоим образом». Никакими своими добрыми делами мы ничего не можем заслужить от Бога. Мы ожидаем милости от Него не потому, что наше служение Ему сделало Его нашим должником, а потому, что Он Своими обетованиями сделал Себя должником перед Своей собственной честью, мы можем просить о милости, а не требовать ее quantum meruit — по заслугам.

7. Что бы мы ни делали для Христа, пусть даже больше, чем другие, все-таки это не больше того что мы должны сделать. Даже если мы сделаем все повеленное нам (чего, увы, так часто нам недостает), то и тогда мы не превысим требований долга, но сделаем лишь то, что обязаны были сделать, согласно первой и наибольшей заповеди — любить Бога всем сердцем и всей душой, что включает в себя все самое наибольшее.

8. Самые лучшие рабы Христовы, исполняющие самое высокое служение, должны смиренно сознавать, что они всего лишь рабы бесполезные (рус. ничего нестоящие. — Прим. переводчика.). Хотя они и не являются негодными рабами, закопавшими таланты своего господина, которые будут брошены во тьму внешнюю, однако относительно Христа и той пользы, которую они своим служением могут принести Ему, можно сказать, что они рабы бесполезные; наши блага Богу не нужны, и если мы праведны, то что даем Ему, Пс 15:2; Иов 22:2; Иов 35:7. Бог ничего не приобретает от нашего служения, следовательно, оно не может сделать Его нашим должником. Он не нуждается в нас, мы своим служением не можем ничего прибавить к Его совершенствам. Поэтому нам подобает называть себя рабами ничего нестоющими, но Его служение называть очень выгодным служением, ибо Богу хорошо и без нас, а мы без Него погибнем.

Стихи 11−19. Здесь описывается исцеление десяти прокаженных, о чем не сообщает нам ни один из других евангелистов. Иудеи считали, что проказа — это болезнь, посылаемая человеку в наказание за какой-то особый грех, и что она более, чем какая-либо другая болезнь, является выражением гнева Божьего. Поэтому Христос, пришедший взять грехи и отвратить гнев, проявлял особую заботу об очищении прокаженных, встречавшихся на Его пути. В описываемый момент Христос шел в Иерусалим и находился приблизительно на полпути от него. В этой местности у Него было мало знакомых по сравнению с Иерусалимом или Галилеей. Он пересекал пограничную землю, лежавшую между Самарией и Галилеей. Он пошел этой дорогой, чтобы найти этих прокаженных и исцелить их, ибо Его находят не ищущие Его.

I. Обращение прокаженных к Христу. Их было десять человек, ибо, хотя они были исключены из общества здоровых людей, между собой могли общаться, что было некоторым утешением для них, поскольку это давало им возможность обмениваться замечаниями и выражать сочувствие друг другу. Заметим:

1. Они встретили Христа, когда Он входил в одно селение. Они не стали ждать, пока Он отдохнет, но вышли навстречу Ему, как только Он вошел в селение, утомленный от пути. И тем не менее Он не отослал их прочь, не отложил их дело.

2. Они остановились вдали, зная, что закон обязывает их держаться на расстоянии. Сознание нашей духовной прокаженности должно смирять нас при всяком приближении к Христу. Кто мы такие, чтобы приближаться к Тому, Кто бесконечно чист? Мы нечистые.

3. Их обращение к Христу было единодушным и очень настойчивым (ст. 13): И громким голосом говорили, поскольку стояли далеко от Него: Иисус Наставник, помилуй нас! Ожидающие помощи от Христа должны относиться к Нему как к своему Наставнику и подчиняться Ему. Если Он является для нас Наставником, то будет и Иисусом, то есть Спасителем, но не иначе. Они не просили Его конкретно исцелить их от проказы, но сказали: помилуй нас. Обращение к состраданию Христа вполне достаточно, ведь прокаженные не потерпели неудачи. Они слышали молву об этом Иисусе (хотя в тех местах Он не был достаточно известен), и слышанное о Нем ободрило их обратиться к Нему. Если бы только один из них осмелился просто и свободно обратиться к Христу, то все присоединились бы к нему.

II. Христос отправил их к священнику, который был экспертом в вопросе проказы, чтобы тот осмотрел их. Он не сказал им определенно, что они будут исцелены, но послал их показаться священникам, ст. 14. Это было испытанием их послушания. Оно должно было быть испытано, как было испытано послушание Неемана в аналогичном случае: Иди окунись в Иордане. Отметим: ожидающие милостей от Христа могут получить их только Его путем и Его методом. Некоторые из прокаженных, возможно, готовы были возразить против этого повеления: «Пусть Он либо исцелит нас, либо скажет, что не хочет этого делать, но не посылает нас к священникам с таким глупым поручением». Однако, под давлением остальных, они все-таки все пошли к священнику. В то время обрядовый закон был еще в силе, и Христос заботился о том, чтобы он соблюдался, что бы репутация его сохранялась, чтобы священникам оказывалось должное почтение в вопросах, касающихся их обязанностей. Но, вероятно, Он имел при этом более далекие планы, а именно: иметь свидетельство и заключение священника о свершившемся исцелении и побудить его, а также и других через него, разузнать об имеющем такую власть над телесными недугами.

III. И когда они шли, очистились, и таким образом появилась необходимость показаться священникам, чтобы получить от них свидетельство о том, что они чисты. Заметим: мы тогда можем ожидать милостей от Бога, когда находимся на пути исполнения своего долга. Если мы делаем то, что можем делать, то Бог не преминет сделать для нас то, чего мы не можем сделать. Иди, исполняй установленные обряды; иди, молись и читай Писания: пойдите и покажитесь священникам. Иди и расскажи о своем деле верному служителю, и хотя никакие средства сами по себе не могут дать исцеления, однако Бог исцелит тебя, если ты усердно используешь эти средства.

IV. Один из прокаженных, только один, возвратился, чтобы принести благодарность, ст. 15. Видя, что исцелен, он, вместо того чтобы идти к священнику, который должен был объявить его чистым и снять с него ограничения (к чему стремились все остальные), возвратился к Христу, Виновнику своего исцеления, желая воздать Ему славу за него, прежде чем воспользоваться благами его. Он проявил большую сердечность и признательность в своем благодарении: он громким голосом прославлял Бога, признавая, что именно от Него получил исцеление. Он возвысил свой голос в прославлении Бога, как возвышал его в своем прошении, ст. 13. Получившие милость от Бога должны открыто засвидетельствовать об этом другим, чтобы и они тоже могли прославить Бога и ободриться их опытом в своем уповании на Бога. Но этот человек оказал особое почтение Христу (ст. 16): он пал ниц к ногам Его, принял позу самого смиренного благоговения, благодаря Его. Отметим: нам следует благодарить Христа за ниспосылаемые нам милости, особенно за исцеление от болезней; мы должны быть скоры на благодарность, а не откладывать ее до тех пор, пока время притупит сознание милости. Нам также подобает быть очень смиренными в наших благодарениях, так же как и в молитвах. Потомкам Иакова, подобно самому Иакову, пристало признавать себя недостойными самой малой милости Божьей, когда они получают ее и когда ищут ее.

V. Христос обратил внимание на этого человека, который так отличился от остальных, ибо он был, оказывается, самарянин, в то время как остальные были иудеями, ст. 16. Самаряне были отделены от иудейской церкви, не имели истинного познания о Боге и не совершали истинного поклонения Ему, как иудеи, и тем не менее именно один из них прославил Бога, в то время как иудеи забыли или отказались это сделать, когда пример самарянина побуждал их к этому. Заметим здесь:

1. Как Христос отмечает самарянина, его благодарность, а также неблагодарность остальных, получивших вместе с ним Его милость: он, чуждый общества израильского, оказался единственным, кто возвратился воздать славу Богу, ст. 17−18. Обратим внимание на то, (1) Как щедр Христос в Своих благодеяниях: не десять ли очистились? Это было массовое исцеление, целая больница была исцелена одним словом. Отметим, кровь Христа изобилует очищающей и исцеляющей силой, ее достаточно для всех Его пациентов, как бы много их ни было. Десять прокаженных очистились одновременно; наша доля в благодати никак не уменьшается от того, что другие тоже имеют свою часть в ней.

(2) Как скупы мы в своих благодарениях: «Где же девять? Почему они не вернулись, чтобы принести благодарность?» Это свидетельствует о том, что неблагодарность — очень распространенный грех. Из множества получивших милость от Бога лишь немногие, очень немногие (едва ли один из десяти) возвращаются, чтобы прославить Бога как должно, чтобы воздать за милости, оказанные им.

(3) Как часто наиболее благодарными оказываются те, от кого меньше всего можно было бы этого ожидать. Самарянин благодарит, а иудей — нет. Так часто бывает, что руководимые только естественной религией превосходят и постыжают, не только в нравственности, но и в благочестии, исповедующих религию, данную по откровению свыше. Это усугубляет неблагодарность тех иудеев, о которых говорит Христос, считая очень большим злом, что они так пренебрежительно отнеслись к Его благости. Это говорит также о том, как справедлив Его гнев на неблагодарность рода человеческого, для которого Он сделал так много и от которого получил так мало.

2. Как Он ободряет самарянина, ст. 19. Остальные тоже получили свое исцеление, оно не было отнято от них (что было бы вполне справедливо) за неблагодарность, проявленную ими несмотря на такой прекрасный пример благодарности, какой они видели своими глазами. Однако самарянин получил особое подтверждение своего исцеления в виде похвалы: вера твоя спасла тебя. Остальные исцелились силой Христа, из сострадания Его к их несчастью, в ответ на их просьбу; самарянин же был исцелен по вере его, которая, по определению Христа, отличала его от остальных. Отметим, временные милости удваиваются и становятся сладостными для нас, когда мы получаем их по молитве веры и отвечаем на них хвалой веры.

Стихи 20−37. В этом отрывке содержится беседа Христа о Царствии Божьем, то есть о Царстве Мессии, которое вскоре должно было быть установлено и которого все очень ожидали.

I. Поводом к этой беседе послужил вопрос фарисеев относительно Царствия Божьего. Они спросили, когда придет Царствие Божье, представляя его как земное царство, которое должно возвысить иудейскую нацию над всеми другими народами земли. Им не терпится услышать что-нибудь о его приближении; возможно, они знали, что Христос учил Своих учеников молиться о пришествии Его Царствия, и слышали, как они проповедовали, что Царство Божье уже приблизилось. «Итак, — говорят фарисеи, — когда же откроется это славное зрелище? Когда мы увидим это долгожданное Царство?»

II. Христос отвечает на этот вопрос, обращаясь в первую очередь к фарисеям, а потом — к Своим ученикам, лучше фарисеев понимавшим этот вопрос, ст. 22. То, что Он сказал тем и другим, относится также и к нам.

1. Что Царство Мессии есть духовное Царство, а не земное, не внешнее. Они спросили, когда оно придет. «Вы не знаете, о чем спрашиваете, — говорит Христос, — оно может прийти, а вы не будете знать об этом». Ибо оно не имеет внешнего вида, как другие царства, об образовании которых и совершаемых в них переворотах узнают народы земли и сообщениями о которых полны газеты. Они же именно таким ожидали увидеть Царствие Божье. «Нет, — сказал Христос:

(1) Оно придет незаметно, без блеска и шума, не придет Царствие Божие приметным образом». Фарисеям хотелось удовлетворить свое любопытство относительно времени прихода Царства Божьего. Христос этого не делает, Он хочет исправить их ошибочное понимание природы этого Царства: «Не ваше дело знать время наступления этого Царства, это тайна, принадлежащая не вам, но великие цели этого Царства для вас открыты». Когда придет Мессия Царь, чтобы установить Свое Царство, то не скажут: «вот, Он здесь» или: «вот, Он там», как это бывает, когда король отправляется в путешествие, чтобы обозреть свои владения, и все говорят об этом, ибо где царь, там и его двор. Приход Христа не будет сопровождаться такими толками; Его Царство не будет установлено в том или ином конкретном месте, и двор его не будет находиться здесь или там. Оно не будет здесь, то есть ближе, или там, то есть дальше от страны или места обитания того или другого народа. Ограничивающие христианство и церковь тем или другим местом или той или иной партией кричат: «вот, здесь» или: «вот, там». Но это совершенно противоречит идее вселенского характера христианства. Так поступают те, кто считает признаком истинной церкви внешний блеск и видимое процветание.

(2) «Оно имеет духовную власть: Царствие Божие внутрь вас есть». Оно не от мира сего, Ин 18:36. Слава Его не поражает человеческого воображения, но влияет на человеческий дух, оно имеет власть над душой и совестью людей, от них принимает присягу в верности, а не только от их тел. Царствие Божие не изменяет внешних обстоятельств человеческого существования, но изменяет сердце человека и жизнь его. Когда гордый и тщеславный становится смиренным, серьезным, святым, когда тот, кто был привязан к миру, порывает с ним, это означает, что Царствие Божье пришло; поэтому ищите Царства Божьего в изменении сердца, а не государственного правления. Некоторые понимают это место так: «Царствие Божье среди вас». «Вы спрашиваете, когда оно придет, а не видите, что оно уже появилось среди вас. Евангелие проповедуется, оно подтверждается чудесами, принимается множеством людей, оно существует в вашем народе, хотя и не в ваших сердцах». Отметим, многие обнаруживают безумие, интересуясь временем прихода ожидаемого ими в будущем, в то время как оно уже среди них.

2. Что дело установления Царства Божьего столкнется с большими препятствиями и помехами, ст. 22. Ученики думали, что они всего достигнут, ожидали постоянного успеха в своем труде. Но Христос предупреждает их, что все будет иначе: «Придут дни, прежде чем вы завершите свое свидетельство и свой труд, когда пожелаете видеть хотя один из дней Сына Человеческого (один из таких, какие мы имеем теперь), день процветания и прогресса Евангелия, и не увидите. Вначале вы, действительно, будете иметь замечательный успех (так и было, когда тысячи присоединялись к Церкви за один день), но не думайте, что так будет всегда. Вас будут преследовать и разгонять, вас будут заставлять молчать и сажать в темницы, так что у вас не будет возможности проповедовать Евангелие без опасений, как сейчас. Народ постепенно охладеет к нему после кратковременного увлечения им, так что вы не увидите ни такой жатвы душ, собранной для Христа, какую видели вначале, ни такого множества народа, стекающегося к Нему, подобно голубям к голубятням своим». Это относится к ученикам последующих веков: они должны приготовиться к большим разочарованиям, не всегда Евангелие будет проповедоваться свободно и с большим успехом. Служители и церковь временами будут испытывать внешние стеснения. Учителей «загонят в угол», собрания будут разгоняться. Тогда они пожелают увидеть такие благоприятные дни, какими наслаждались в прошлом, субботние дни, святые дни, дни проповедей и молитв. Это дни Сына Человеческого, в которые мы слушаем Его и общаемся с Ним. Могут настать такие времена, когда мы тщетно будем желать этих дней. Бог научает нас познавать ценность подобных милостей, допуская нам испытать недостаток их. Это обязывает нас пользоваться такими днями, пока они есть, и в годы изобилия скапливать на голодные годы. Временами служители и Церковь будут испытывать внутренние стеснения, не будут иметь тех знаков присутствия Сына Человеческого с ними, какие когда-то имели. Дух Святой будет удержан от них, они не увидят знамений, ангел не придет возмущать воду, среди сынов человеческих будет великое оцепенение, а среди сынов Божьих — великое охлаждение. Тогда они пожелают увидеть победоносные, триумфальные дни Сына Человеческого, как они когда-то видели, когда Он шествовал верхом с луком и венцом, как побеждающий и чтобы побеждать, но не увидят их. Отметим, если Христова Церковь и дело Его не всегда имеют явный и большой успех, то мы не должны думать, что они погибли.

3. Что Христа и Его Царство не следует искать в каком-то конкретном, том или ином, месте, Его явление будет одновременно во всех местах (ст. 23−24): «И скажут вам: «вот, здесь» или: «вот, там», — вот тот, кто освободит иудеев от рук римских притеснителей, или вон тот, кто освободит христиан от рук иудейских притеснителей; вот, здесь Мессия, вот, там Его пророк; здесь, на этой горе, или там, в Иерусалиме, вы найдете истинную церковь. Не ходите и не гоняйтесь, не слушайте подобные советы. Царство Божье предназначено не для славы одного какого-то народа, но во свет для язычников; ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает, внезапно и беспрепятственно, до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой.

(1) Суды, которые должны будут истребить иудеев и спасти от них христиан, сверкнут, как молния, над всей землей и опустошат ее от края до края; предназначенные к этому уничтожению не избегнут его, не смогут сопротивляться им, так же как и вспышке молнии.

(2) Благая весть, посредством которой Царство Божье будет утверждаться в мире, тоже распространится по нему подобно вспышке молнии. Царство Мессии — явление не местного порядка, оно будет распространяться вдаль и вширь по всему лицу земли; оно в одно мгновение осветит Иерусалим и все вокруг него. Земные царства попадут под его влияние, прежде чем осознают это». Трофеи Христовой победы будут воздвигнуты на руинах царства сатаны, и даже в странах, никогда не подчинявшихся римскому владычеству. Цель утверждения Царства Божьего состоит не в том, чтобы возвеличить какой-то один народ, но чтобы принести благо всем народам, по крайней мере, представителям каждого народа, и эта цель будет достигнута несмотря на то что народная ярость и цари земные восстанут со всей своей мощью против этого.

4. Что Мессия должен пострадать, прежде чем Он воцарится (ст. 25): «Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим, а если Ему предстоят страдания, то и ученикам Его не следует ожидать чего-то другого, кроме как страданий и отвержения за имя Его». Ученики думали, что установление Царства Мессии будет сопровождаться внешним блеском и великолепием. «Нет, — говорит Христос, — к венцу мы должны идти через крест. Сыну Человеческому надлежит много пострадать. Много включает в себя муки, позор и смерть. Ему надлежит быть отвержену этим поколением неверующих иудеев, прежде чем Он будет принят другим поколением верующих язычников, чтобы Его Евангелие прославилось, одержав победу над величайшим противодействием тех, кто должен был бы оказать ему самое большое содействие. И таким образом преизбыточная сила будет приписываема Богу, а не человеку, ибо хотя Израиль и не будет собран, тем не менее Бог будет прославлен во всех концах земли».

5. Что установление мессианского Царства приведет к крушению иудейской нации, которую оно застанет в состоянии глубокого сна самоуверенности, погруженную в чувственные удовольствия, как древний мир во дни Ноя и Содом во дни Лота, ст. 26. Заметьте:

(1) Как обстояло дело с грешниками древних времен и в каком состоянии настигли их в конце концов суды Божьи, относительно которых они получили такое ясное предупреждение. Оглянитесь на древний мир, когда всякая плоть извратила пути свои и земля наполнилась злодеяниями. Обратитесь к более поздним временам и подумайте о том, что случилось с Содомом, жители которого были злы и крайне грешны пред Господом. Заметьте относительно тех и других следующее:

[1] Они получили ясное предупреждение от Бога о том, что будут истреблены за свои грехи. Ной был проповедником правды для древнего мира, ту же роль исполнял и Лот для жителей Содома. Они своевременно уведомили их о том, каков будет конец их злых путей и что он не за горами.

[2] Они не прислушались к данным им предупреждениям, не поверили им и не остереглись. Они были беспечны, беззаботно занимались своими делами: ели, пили, ублажали себя и не заботились ни о чем другом, как только об удовлетворении своей плоти. Они рассчитывали на то, что их благоденствие будет постоянным, и поэтому женились, выходили замуж, чтобы продолжить свой род. Все были очень веселы. Таковы были и жители Содома, и в то же время они были очень деятельными — покупали, продавали, садили, строили. Это были вполне законные занятия, но беда была в том, что они были чрезмерно озабочены ими, их сердца настолько были поглощены этими делами, что они совсем не думали о том, чтобы приготовиться к угрожающим им судам. Тогда как им следовало, подобно ниневитянам, получив предостережение о приближающемся суде, поститься и молиться, каяться и исправляться. Но они по-прежнему были спокойны и самоуверенны, ели мясо и пили вино, когда Бог призывал их плакать и сетовать.

[3] Они оставались беспечными и предавались плотским похотям до тех самых пор, пока не свершился ужасный суд. До того дня, пока Ной не вошел в ковчег, а Лот не вышел из Содома, ничто не могло заставить грешников встревожиться, или очнуться. Отметим, хотя упорство нынешних грешников на их злых путях так же удивительно, как и неизвинительно, тем не менее мы не должны считать это странным, ибо этому есть примеры. Это путь древний, по которому шли люди беззаконные, шли, погруженные в сон, в преисподнюю, как если бы их погибель тоже дремала, пока они шли.

[4] Бог позаботился о сохранении тех, кто принадлежал Ему, кто верил и боялся суда, кто, предостерегая других, остерегался и сам. Ной вошел в ковчег и таким образом был спасен; Лот вышел из Содома и этим избежал гибели. То, что некоторые беспечно и безудержно стремятся к погибели, не помешает спасению тех, кто верит.

[5] Гибель, которой древние грешники не хотели остерегаться, застигла их врасплох, они были поглощены ею к их великому ужасу и изумлению. Пришел потоп и погубил всех грешников древнего мира; пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех грешников Содома. У Бога в колчане много стрел, в Своей войне с мятежными подданными Он использует их, как хочет, ибо Он может добиться желаемого Им результата. Но это написано здесь, в основном, с той целью, чтобы показать, какая ужасная внезапная гибель ожидает тех, которые беспечно предаются плотской жизни.

(2) Что ожидает нынешних грешников (ст. 30): Так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится. Когда Христос придет, чтобы истребить иудейскую нацию руками римских армий, большинство иудеев будет в таком же беспечном и оцепенелом состоянии. Сейчас их предупреждает Христос, после Него будут предупреждать апостолы Его, как делали в свое время Ной и Лот, но все это окажется тщетным. Они по-прежнему будут беспечны, будут пребывать в своем невежестве и вражде против Христа и Его Евангелия, пока все христиане не будут выведены из их среды в безопасное место. Бог приведет их в убежище на другой стороне Иордана, а затем обрушит поток судов, который уничтожит всех неверующих иудеев. Казалось бы, эта беседа нашего Спасителя, произнесенная открыто перед всеми, а вскоре после этого переданная всему миру, должна была пробудить их. Но этого не случилось, так как сердца этих людей были ожесточены к их собственной погибели. Точно так же, когда Христос придет в конце времени судить мир, грешники будут найдены беспечными и самоуверенными, совершенно равнодушными к приближающемуся суду, и он найдет на них, как сеть. Таким же образом грешники всех времен беспечно шагают по своим злым путям и не помышляют, что будет после, не думают, что им надо будет давать отчет. Горе беспечным на Сионе.

6. Его ученикам и последователям следует отделиться в тот день от неверующих иудеев, оставить их, их город и их землю и спасаться бегством по сигналу, согласно указанию, которое будет дано им. Пусть они уходят подобно Ною, вошедшему в ковчег, и Лоту, убежавшему в Сигор. Вы врачевали Иерусалим, как в старину Вавилон, но он не исцелился, поэтому оставьте его, бегите из среды его и спасайте каждый душу свою, Иер 51:6, 9.

(1) Их бегство из Иерусалима должно быть поспешным, оно не должно задерживаться никакими земными делами (ст. 31): «В тот день, кто будет на кровле, когда будет дан сигнал тревоги, а вещи его в доме, тот не сходи вниз взять их, как потому, что ему нельзя терять так много времени, так же и потому, что спасенное имущество затруднит и замедлит его бегство». Не заботьтесь о своих вещах в такой час, когда это будет чудом Божьей милости, если его собственная жизнь будет дана ему вместо добычи. Лучше оставить все, чем сберегать свое добро и погибнуть вместе с неверующими. Они должны поступить так, как было велено Лоту с его семьей: спасай душу свою. Спасайтесь от рода сего развращенного.

(2) И спасаясь, они не должны помышлять о возвращении назад (ст. 32): «Вспоминайте жену Лотову, не только бегите из этого Содома (Иерусалим стал как Содом, Ис 1:10), но упорно продолжайте свое бегство, не оглядывайтесь назад, как она; без сожаления оставляйте место, предназначенное к погибели, какими бы дорогими для вас ни были что-то или кто-то, оставшиеся там». Оставив Содом плотской природы, иди вперед и даже не оглядывайся на него. Не следует оглядываться назад, чтобы не впасть в искушение вернуться назад. Более того, они не должны даже замышлять в сердце своем о возвращении назад, не допускать того, чтобы сердце их оставалось сзади. Жена Лота превратилась в соляной столб, чтобы навеки остаться памятником Божьего неблаговоления к отступникам, которые начинают по духу, а заканчивают по плоти.

(3) У них не было другого пути для спасения собственной жизни, кроме как оставить иудеев, и если они думали спастись посредством союза с ними, то сильно ошибались (ст. 33): «Кто станет сберегать душу свою и с этой целью оставит христианство и примкнет к иудеям, тот погубит ее вместе с ними и погибнет в общем бедствии. Но кто вместе со всеми христианами готов рисковать своей жизнью, на том же самом основании, что и они рискуют, кто готов разделить с ними участь в жизни и в смерти, тот сохранит свою жизнь, ибо таким путем обеспечит себе жизнь вечную, а также и свою земную жизнь спасет вернее, чем те, кто держится иудейского основания или опирается на их уверенность в своей безопасности. Отметим: кто уповает на Бога на пути исполнения своего долга, тот избрал наилучшую долю.

7. Все искренние христиане избегнут погибели, но многие из них достигнут этого с большим трудом, ст. 34−36. Когда суды Божьи будут все опустошать, Он позаботится о мерах сохранения Своих детей, проявит замечательное попечение о них, отделяя их от находящихся рядом с ними: двое будут на одной постели, один возьмется, а другой оставится; один будет выхвачен из огня и водворен в безопасное место, а другой будет оставлен на погибель в общем разрушении.

Отметим: хотя меч уничтожает как одного, так и другого, и, кажется, всему и всем — одно, тем не менее рано или поздно обнаружится, что Господь знает, кто Его и кто не Его и как извлечь драгоценное из ничтожного. Мы уверены, что Судия всей земли праведен, и поэтому, посылая Свои суды в отмщение за смерть Своего Сына на тех, кто распял Его, Он позаботится о том, чтобы никто из славящих Его и хвалящихся Его крестом не погиб во время этих судов.

8. Это отделение, различение, разделение будет производиться повсюду, во всех местах, которых достигло Царство Божье (ст. 37): где, Господи? Когда Его спрашивали о времени наступления Царства Божьего, Он не захотел удовлетворять их любопытство; и вот теперь они испытывают Его другим вопросом: «где, Господи? Где будут сохранены те, что возьмутся? Где погибнут оставленные?» Христос отвечает притчей, которая может быть истолкована как ответ на тот и другой вопрос: где труп, там соберутся и орлы.

(1) Где бы ни находились грешники, предназначенные к вечным мукам, суды Божьи настигнут их, подобно тому как орлы находят труп, где бы он ни находился. Суды Божьи настигнут их, как орлы настигают свою добычу. Иудеи сделали себя мертвецами, разлагающимися трупами, отвратительными для Божьей святости, несносными для Его праведности. Где бы ни находился любой человек из этого неверующего рода, суды Божьи найдут его, как орел находит свою жертву: Рука Твоя найдет всех врагов Твоих... (Пс 20:9), хотя бы среди звезд они устроили гнезда свои, Авд 1:4. Римские воины отыщут иудеев во всех их укрытиях и крепостях, и ни один из них не спасется.

(2) Где бы ни находились благочестивые, отмеченные для сохранения, они будут найдены счастливыми во Христе. Как распад иудейской церкви охватит все места, так и созидание христианской Церкви. Где бы ни был Христос, верующие соберутся к Нему и встретятся в Нем, как орлы вокруг добычи, без всяких указателей пути, по инстинкту новой природы. Ныне Христос там, где есть Его Евангелие, Его заповеди и Его Церковь: Ибо где двое, или трое собраны во Имя Мое, там и Я посреди них, и другие соберутся туда к Нему. Царство Мессии не имеет какого-то конкретного места в качестве своей метрополии, какой был Иерусалим для иудейской церкви, куда должны были собираться все иудеи. Где бы ни находилось тело, где бы ни проповедовалась благая весть, благочестивые души соберутся туда, найдут там Христа и верой будут созерцать Его. Везде, где наречено имя Христа, Он встретится со Своим народом и благословит его, Ин 4:21; 1Тим 2:8. Многие толкователи понимают эти слова как относящиеся к собранию всех святых со Христом в Царстве славы: «Не спрашивайте, где будет труп и каким образом они найдут дорогу к нему, ибо они будут находиться под безошибочным водительством; народ соберется к Тому, Кто есть их жизнь, их глава, центр их единства».

« 16 глава ЛкОт Луки 17 глава VINVIN MGCМэтью Генри 18 глава »


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.