Кому явилась сила Господня, руки Его мощь?
Взошел он перед Ним как росток,
как побег от корня из сухой земли,
неприметен он был, никакого величия в нем,
того, на что мы обратили бы внимание;
ничего такого, что привлекло бы нас.
Был презираем он, отвержен людьми —
страдалец, изведавший боль.
Отворачивали лица люди при виде его;
гнушались мы им, не ставя его ни во что.
Ведь он понес на себе все наши недуги,1
нашу боль он принял на себя;
а мы думали, что это Бог его разит,
что Им он унижен и уязвлен.
Но за грехи наши был он изранен,
истязуем был за пороки наши,
наказаньем тем, что он претерпел,
нам был дарован мир,
ранами его нам исцеленье2 дано!
Все мы разбрелись, как овцы,
каждый на свою свернул дорогу,
а ГОСПОДЬ на него возложил зло,
всеми нами содеянное.
В мучениях, истязуемый,
молчал он, как ягненок, ведомый на заклание,
как овца, что молчит, когда стригут ее,
так и он не произнес ни слова.
Судом неправедным он был осужден.3
Кто из народа его мог представить,
что не станет его на земле4 среди живых,
что за грехи народа моего казнен он будет?
Похоронен он был вместе с богатым,
могилу ему средь злодеев определили,
хоть не творил насилия он
и не знали лжи уста его.
Это было по воле ГОСПОДНЕЙ — сразили его,
смерти предали мучительной
как жертву искупительную;
но увидит он потомство, продлятся дни его,
и в нем исполнится воля ГОСПОДНЯ.
Страдания он претерпел,
но увидит свет и возрадуется;5
знанием своим Слуга Мой праведный
многих оправдает
и грехи их на себе понесет.6
Посему дам ему долю среди великих,
с сильными будет делить он добычу —
за то, что отдал он себя на смерть,
к злодеям был причислен,
понес на себе грехи многих,
за преступников заступился.
Толкование Далласской семинарии
б. О страданиях и смерти Раба (53:1−12)
Может быть, Исаия предчувствовал, что в таких или подобных словах будет говорить о смерти Раба духовно прозревший Израиль, когда осознает, что Раб принял ее, в первую очередь, ради него. Ибо, подобно языческим народам, ему долго предстояло пребывать в прискорбном неведеньи об этом.
Ис 53:1−3. На слова, которыми начинается эта глава, сошлется впоследствии апостол Павел (Рим 10:15−16). Исаия же говорил тут во множ. числе, скорее всего потому, что не только себя имел в виду, но и всех ветхозаветных пророков, которые прозревали явление Мессии и возвещали об этом. Кому через слышанное от нас открылась таким образом (подразумевается) сила (мышца) Господня? — сетует Исаия. Под «силой», или мышцей, в этом контексте надо понимать явление мудрости Господа и спасительной для людей благодати Его.
Увы, поверивших Исаии и другим пророкам, а впоследствии апостолам, — было прискорбно мало.
В стихе 2 мы подразумевает, что речь пророка продолжается от имени израильтян. Это они признают, что отвергли Мессию, приняв Его за обычного человека, вид которого не привлекал их к Нему.
Отпрыск дома Давидова взошел пред Богом из сухой земли; это может быть и метафорой неприметности Его земного происхождения, но и свидетельством о том, что Отпрыск произойдет из «почвы» духовно сухой.
«Вид» Спасителя не был, конечно, убогим, Он, судя, по всем евангельским повествованиям, отличался замечательной духовной красотой; но в глазах иудеев Ему «не достанет» того горделивого величия, которым отличались представители знати, из среды которой они ожидали Мессию.
О том, что Отрок Господень будет (в стихе 3 — пророческое прошедшее) презрен и умален пред людьми, Исаия говорил и прежде (49:7). Все это подтвердится впоследствии в земной жизни Спасителя, начиная с рождения Его в «яслях»; Его общение с «мытарями и грешниками» вызовет насмешливое и откровенно враждебное отношение к Нему не только, вероятно, со стороны фарисеев и саддукеев.
Муж скорбей и изведавший болезни… Восприняв на Себя немощную человеческую плоть, чтобы крестным Своим страданием и смертью искупить, очистить и освятить ее, Иисус Христос вместе с нею «воспримет» и скорби, сопутствующие каждой человеческой жизни, и болезни — следствие грехопадения, словом, станет во всем подобен людям, «не восприняв» из человеческой природы лишь греха (Евр 4:15).
В начале и в конце стих 3 Исаия прибегает к характерному для него приему параллелизма мыслей, нарочито подчеркивая степень неприятия Мессии Израилем: он был презрен (и далее) …он был презираем (и фразы предшествующая и последующая).
Ис 53:4−6. В этих стихах — момент крайне важный для понимания отвержения Спасителя Его народом; его можно назвать полемическим. Исаия (или устами его духовно прозревший Израиль) вступает «в полемику» с господствовавшим в ветхозаветном обществе представлением, будто невинный человек страдать не может, и если кто страдает, значит, он грешен перед Богом (этой проблеме посвящена вся Книга Пророка Иова).
Предвидя в своем пророческом созерцании, что именно с этой «меркой» подойдет к своему Мессии Израиль, сочтя Его, невинного Страдальца, грешником, Исаия объясняет думавшим так, что Спаситель пострадает не за Свой грех, а за грехи и беззакония их (стих 5). Причем пострадает добровольно (возьмет на Себя последствия этих грехов и беззаконий — немощи и болезни; стих 4). Речь в стихе 4 может идти как о духовных немощах, т. е. все о той же «болезни греха», которую Спаситель «возьмет на Себя», чтобы искупить от нее верующих, так и о физических недугах (стих 3), вызываемых недугом духовным.
Ибо одно от другого неотделимо. И некоторые усматривают в исцелении Христом (в процессе Его земного служения) физических болезней прообраз крестного подвига Его, направленного на духовное исцеление грешников. Сегодня Он, если и избавляет от физических страданий, то далеко не всех, однако, ни на день ни на час не прекращается в мире исцеление Им страждущих душ, ибо «приходящих к Нему Он не изгоняет вон».
Наказание мира в стихе 5 надо читать как «наказание примирения». Оно постигнет смиренного Раба во удовлетворение высшей Божией справедливости и ради примирения падшего человечества с его Создателем. То есть страдание и смерть Его будут заместительными: физические раны Его (как и душевные муки) послужат духовному исцелению людей.
«Диапазон» слова мы в стихе 6 еще более расширяется (сравните со значением его в стихе 1 и в стихах 2−4); здесь Исаия говорит как бы от имени всего человеческого рода, который уподобляет беспомощному стаду овец, блуждающих в пустыне без пастыря (образ, весьма часто встречающийся в Священном Писании). Стадное чувство овец, обычно сбивающихся в кучу, ведет их за вожаком (из «их числа»), который, однако, и сам не знает, куда идти… Не напоминает ли это ситуацию человеческих «племен» и народов, более склонных следовать за своими «вожаками» чем за Господом (1Пет 2:25)?
Однако в пределах человеческого сообщества еще и каждому свойственно своевольно «совращаться на свою дорогу» (здесь в значении пренебрежения Божиими наставлениями). В этом-то и коренится грех в любом его проявлении. И вот, повторяет пророк мысль, неоднократно выраженную им с начала этой главы, Господь возложил (пророческое прошедшее) на Него грехи всех нас (в Лев 16:21−22 о символическом возложении первосвященником Израиля грехов всего народа на голову «козла отпущения»). Снова таким образом подчеркивается мысль, что невинный предан будет казни за грех, вместо виновных.
Ис 53:7−9. В стихе 7 «овца» (упрямое животное, которое блуждает, не зная пути) представлена в совсем ином ракурсе: подчеркиваются спокойствие и мягкость ее «натуры», ее (в человеческих терминах) кротость и смирение, благодаря которым она становится прообразом Агнца Божия (Ин 1:29). Будучи веден… на заклание… агнец не станет сопротивляться «истязателям» Своим, не будет пытаться остановить их. Если прежде Исаия говорил о кротости грядущего Отрока намеками (42:2−3; 50:5, 6), то здесь он заявляет о ней открыто, в полную силу, подчеркивая при кажущейся пассивности Его поведения именно активный характер Его, который выразится в добровольности Его самопожертвования; Отец не лишит Его «права выбора», и Он осуществит его в пользу человечества.
При более точном переводе с еврейского, который дает Септуагинта, первая фраза в стихе 8 звучит примерно так, как цитирует ее Лука в Деян 8:33 «В уничижении Его суд Его совершится», т. е. речь тут идет о том, что Господь лишен был справедливого (по действовавшим в ту пору в иудейском сообществе юридическим нормам) суда (что, в частности, выразилось в поспешном приведении в исполнение смертного приговора).
Следующая фраза: но род Его кто изъяснит? — считается одной из самых трудных в главе 53. Не ясна связь ее (через союз «но») с предыдущей, да и самый смысл ее толковался, начиная от отцов Церкви, и толкуется по сей день весьма неодинаково — тем более, что и в самих переводах этой фразы на различные языки возникают разные смысловые оттенки. В результате некоторые понимали ее так, что Отрок, рано ушедший из жизни, не оставит по Себе потомков. Либо, что жизнь и смерть Его останутся для большинства Его современников под покровом тайны.
Но наиболее правильной представляется точка зрения, которую выдвинул еще блаженный Иероним, она и теперь разделяется многими исследователями книги Пророка Исаии: вторая фраза в 53:8 подразумевает тайну предвечного рождения Сына от небесного Отца и вытекающих из этого рождения высших свойств Его природы (прежде всего Его абсолютной безгрешности). Кто — в свете Его более чем скромного земного происхождения и всего, что выпало Ему на кратком Его жизненном пути, — мог бы «изъяснить» эту тайну («тайну Его рода»)?
Тем более, что «свои», к которым Он приходил, не поняли и не приняли Его и немало способствовали тому, что Он был отторгнут от земли живых (пассивный залог, в котором стоит эта фраза, возможно, однако, указывает на то, что совершившееся совершилось по воле Отца). Стих 8 завершается повторением мысли о заместительном характере смерти Христа.
Казненному позорной смертью, какой казнен был Иисус, и погребение (гроб) предстояло позорное. Его, в частности, обвиняли в богохульстве. По свидетельству Иосифа Флавия таковых погребали «без всяких почестей». Но, вопреки представлениям иудеев о Нем, якобы заслужившем позорную казнь и такое же погребение, Он не сделал греха, и не было лжи в устах Его (стих 9). А потому погребение Сына волей Отца небесного в склепе богатого иудеянина Иосифа Аримафейского, тайно Ему симпатизировавшего (Мк 15:43−46), стало первой ступенью на пути Его восхождения к славе.
Ис 53:10. «Полемика» Исаии с «оппонентами» продолжается. Страдалец не был виновен — поразить Его… было… угодно Господу, чтобы вместе с Ним убить на кресте грех человечества, который был на Него «возложен». В этом смысле Он и явился «Агнцем, закланным от создания мира» (Откр 13:8), ибо всеведущий Бог знал от начала, что создаваемому Им материальному миру потребуется эта искупительная смерть.
«Жертва умилостивления» — это евр. ашам (слово это употреблено в Лев 5:15; 6:5; 19:21); принесение ее диктовалось, по закону Моисея, необходимостью, в случаях серьезных «нарушений» (в широком смысле слова), удовлетворить высочайшую Божественную справедливость; преступление влекло за собой жертву, символ наказания, без чего невозможно было искупление.
В стихе 10 речь идет о духовном потомстве Иисуса Христа — долговечном в том смысле, что оно унаследует вечность, где будет пребывать вместе с Сыном (это о нем говорит евангелист в Ин 1:12−13). Среди него, сначала на земле, а потом в вечности, и будет… благоуспешно… исполняться рукою Христа воля Господня.
Ис 53:11. По некоторым другим переводам начало этого стиха читается как «завершив труд Свой (то же, в сущности, что подвиг), Он испытает удовлетворение.» Тут устами Исаии говорит Сам Иегова, называющий Раба Своего Праведником, Который чрез познание Отца (в значении близкого познания Его, недоступного другим, — Ин 1:18; 10:15; а также глубокого познания Им Отчей тайны, предусматривающей спасение человеческого рода; Мф 11:27; и связанного с этим познания воли Отца, которую Сын добровольно согласился исполнить; Мк 14:36) оправдает многих. Окончание этой фразы свидетельствует о прозрении пророком того обстоятельства, что, хотя Раб принесет Себя в жертву за все человечество, «воспользуются» ею не все, а только «многие» (те, которые, уверовав в Христа, будут оправданы и, следовательно, спасены Им).
Ис 53:12. Речь Иеговы продолжается в завершающем стихе главы, принимая особо торжественный характер. Праведник, Который добровольно пойдет на унизительные страдания, позволив «причесть Себя к злодеям», и на смерть, чтобы победить грех, будет высоко почтен Им. Раб будет уподоблен великому и сильному Царю (сравните с 52:15), который с победой возвратился с войны и теперь делит добычу с теми, кто были заодно с Ним (Пс 67:19 и Еф 4:7−8, а также комментарии на эти стихи); здесь «добыча», которую «раздает» Спаситель, может быть понята как приобщение Им уверовавших к славе Его.
Он умер, чтобы убить грех, и воскрес, чтобы сделаться живым ходатаем… за преступников… грех которых понес на Себе; многих в стихе 12 употреблено в значении «всех». Заметим, что идею ходатайства изначально содержит в себе самая жертва умилостивления. Свое воплощение, олицетворение, эта идея получает в Сыне Божием, Который по воле Своей становится такой жертвой, т. е. вечным Ходатаем за грешных людей, приходящих к Нему.