Библия » Сравнение переводов

2 Паралипоменон 18 глава

Вторая книга Паралипоменон

Под редакцией Кулаковых

1 Хотя Иосафат и был весьма богат и влиятелен, он вступил в родственный союз с Ахавом.1
2 Некоторое время спустя2 он отправился в Самарию к Ахаву. Тот заколол для него и для воинов, что были с ним, много быков и овец и стал уговаривать напасть на Рамот Гиладский.
3 Спросил Ахав, царь израильский, Иосафата, царя иудейского: «Пойдешь ли со мной на Рамот Гиладский?» Иосафат ответил: «Куда ты – туда и я, куда твой народ – туда и мой. Вместе выйдем на битву!»
4 А еще Иосафат сказал царю израильскому: «Прежде всего вопроси ГОСПОДА».3
5 Собрал царь израильский четырехсот пророков и спросил их: «Выступать ли нам в поход на Рамот Гиладский или не делать этого?» Они отвечали: «Выступай, Бог предаст его в руки царя».
6 Но Иосафат спросил: «Нет ли здесь еще пророка ГОСПОДНЯ? Мы вопросим Господа через него».
7 Отвечал царь израильский Иосафату: «Есть еще один, он также может вопросить ГОСПОДА, – только мне он не по нраву: не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное. Это Михей, сын Имлы». На это Иосафат возразил: «Не подобает царю говорить такое!»
8 Тогда царь израильский подозвал одного царедворца4 и велел ему скорее привести Михея, сына Имлы.
9 Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, сидели каждый на своем престоле у ворот Самарии, возле гумна, одетые в свои облачения, а все пророки пророчествовали перед ними.
10 Цидкия, сын Кенааны, надел себе на голову железные рога и говорил: «Так говорит ГОСПОДЬ: „Этими рогами ты будешь сражаться с арамеями,5 пока не уничтожишь их!“»
11 И все пророки повторяли6 то же самое: «Выступай на Рамот Гиладский, и будет у тебя победа! Предаст его ГОСПОДЬ в руки царя!»
12 Гонец, которому велели привести Михея, сказал ему: «Пророки единодушны в добрых предзнаменованиях царю. Хоть бы и ты выступил с ними заодно, чтобы и твое слово оказалось добрым!»
13 Михей ответил: «Жив ГОСПОДЬ, что откроет мне Бог мой, то я и стану говорить».
14 Пришел Михей к царю. Тот спросил его: «Михей, идти ли мне войной на Рамот Гиладский или не идти?» Михей ответил: «Идите, будет у вас победа! Враги будут отданы в ваши руки».
15 Царь сказал ему: «Сколько раз заставлять тебя клясться, чтобы ты говорил мне только правду во имя ГОСПОДА?»
16 Тогда Михей сказал: «Видел я всех израильтян рассеянными по горам, словно овцы, что остались без пастыря. И сказал ГОСПОДЬ: „Лишились они своего предводителя,7 отпусти их по домам с миром“».
17 Царь израильский сказал Иосафату: «Говорил я тебе, что не пророчествует он обо мне доброго, а только дурное».
18 А Михей продолжал: «Выслушай слово ГОСПОДНЕ! Я видел ГОСПОДА, сидящего на престоле, и стояло пред ним всё Воинство небесное по правую и по левую руку.
19 Спросил их ГОСПОДЬ: „Кто введет в заблуждение Ахава, царя израильского, чтобы он выступил на Рамот Гиладский и погиб там?“ И один из стоявших пред Ним отвечал Ему так, а другой иначе,
20 и тогда вышел вперед один из духов, встал пред ГОСПОДОМ и сказал: „Я введу его в заблуждение“. Спросил его ГОСПОДЬ: „Как?“
21 Тот ответил: „Я отправлюсь к нему и стану ложным духом в устах у всех его пророков“. И тогда Господь сказал: „Да, ты сможешь ввести его в заблуждение. Иди, так и сделай!“
22 Теперь посмотри же вокруг, Сам ГОСПОДЬ вложил ложный дух в уста всех твоих пророков. Беду предрекает тебе ГОСПОДЬ!»
23 Тогда подошел Цидкия, сын Кенааны, и ударил Михея по щеке со словами: «Разве Дух ГОСПОДЕНЬ меня уже оставил, чтобы с тобой говорить?»8
24 Михей ответил: «Поймешь тогда,9 когда будешь искать укромное место, чтобы спрятаться».
25 Сказал тогда царь израильский: «Возьмите Михея и отведите к градоначальнику Амону и к царскому сыну Иоасу.
26 Передайте им, что царь велит держать его под стражей и посадить на хлеб и воду,10 пока я не вернусь с миром».
27 Михей ответил: «Если ты и вправду вернешься с миром, то не ГОСПОДЬ говорил через меня». И добавил: «Попомните мои слова, народы!»11
28 Царь израильский и Иосафат, царь иудейский, выступили в поход на Рамот Гиладский.
29 Царь израильский сказал Иосафату: «Я выйду на бой под видом простого воина, а ты будь в своих царских облачениях». И царь израильский переоделся перед сражением.
30 А царь арамейский велел своим начальникам колесничного войска: «Не ищите боя ни с малым, ни с великим, а только с одним царем израильским».
31 И когда начальники колесничного войска увидели Иосафата, то решили, что он и есть царь израильский, и окружили его, чтобы схватить его. Но Иосафат воззвал к Богу, и ГОСПОДЬ помог ему, отвел от него врагов.
32 Начальники колесничных отрядов увидели, что он не израильский царь, и повернули прочь.
33 Один из воинов12 выстрелил из лука и, сам того не ведая, ранил царя израильского стрелой, попавшей между доспехами. Царь сказал своему вознице: «Поверни колесницу, вывези меня из боя – я ранен».
34 Но жаркая была в тот день битва, и держали царя израильского весь день в колеснице, подпирая его, напротив арамейского войска, – и к вечеру, на закате дня, он умер.

Новой Женевской Библии

18:1 – 19,3 В данном случае летописец следует 3 Цар. 22,1-28, добавляя от себя начало (18,1.2) и конец (19,1-3) рассказа, а также опуская подробности гибели Ахава (3 Цар. 22,36-40). В отличие от первого периода царствования (17,3), Иосафат теперь находится под Божиим гневом за то, что, пренебрегая предупреждением пророка, вступил в союз с северным царством (см. ком. к 16,2 и 20,20). Этот раздел делится на две части: вопрошание пророков (18,1-27) и битва (18,28 – 19,3).

18:1 много богатства и славы. См. 17,5 и ком. к 17,1-19.

породнился он с Ахавом. Имеется в виду женитьба сына Иосафата Иорама на дочери Ахава Гофолии (21,6; 22,2). По книге Царств деятельность Ахава отличалась крайними проявлениями отступничества (3 Цар. 16,30). Ср. 19,1-3, а также см. ком. к 16,2.

18:2 склонял его. Соответствующее древнееврейское выражение встречается также и в значении "склонять к отступничеству", "сбивать с пути истинного" (Втор. 13,6; 1 Пар. 21,1).

Рамоф Галаадский. Этот город, располагавшийся к востоку от Иордана, со времен Моисея принадлежал Израилю (Втор. 4,43; Нав. 20,8). Венадад в свое время обещал вернуть его Израилю, но обещания не выполнил (3 Цар. 20,34).

18:4 вопроси... что скажет Господь. См. ком. к 7,14.

18:7 вопросить Господа. См. ком. к 7,14.

18:16 всех сынов Израиля. См. ком. к 10,1.

18:19-22 Предстающая из слов Михея картина совета, который Бог держал с духами на небесах (ср. Иов 1,6-12; Ис. 6,1-8; Зах. 3,1-10), свидетельствует о том, что и зло не находится за пределами суверенности Бога.

18:28 И Ровоам (11,4), и Аса в первой из своих битв (15,1-8) поступали согласно словам пророков, Иосафат же пренебрег предостережением Михея и, в результате едва не погиб (18,31). См. ком. к 20,20.

18:31 Иосафат закричал, и Господь помог ему. Бог отвел преследователей от царя. В традиционном (масоретском) тексте 3 Цар. 22,32: "И закричал Иосафат". В некоторых версиях Септуагинты (древнегреческого перевода ВЗ) эта фраза продолжена: "и Господь помог ему". Отсюда следует, что слова о Божией помощи Иосафату могут и не принадлежать летописцу, а быть заимствованными им из книги Царств. В любом случае в них отразился важный аспект мировоззрения летописца. Хотя Иосафат и отвернулся от Господа, Он по милости Своей не оставил царя, когда тот в отчаянном положении возопил к Нему.



2007-2020, сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите: bible-man@mail.ru.
Рекомендуем хостинг, которым пользуемся сами – Beget. Стабильный. Недорогой.