2 Паралипоменон 21 глава

Вторая книга Паралипоменон
Под редакцией Кулаковых → Новой Женевской Библии

Под редакцией Кулаковых

1 Иосафат отошел к праотцам и был похоронен в родовой гробнице в Городе Давидовом. После него взошел на престол его сын Иорам.
2 Были у него братья, сыновья Иосафата: Азарья, Ехиэль, Захария, Азарья, Михаил и Шефатья; все они были сыновьями Иосафата, царя Израилева.
3 Отец щедро одарил их серебром, золотом и драгоценностями и дал во владение укрепленные города Иудеи; царство же он отдал своему первенцу Иораму.
4 Когда Иорам взошел на престол отца своего и власть его окрепла, он убил мечом всех своих братьев и некоторых вождей Израилевых.
5 Когда он взошел на престол, ему было тридцать два года, и восемь лет он правил в Иерусалиме.
6 Он следовал по пути царей израильских, делал то же, что род Ахава, потому что был женат на дочери Ахава. И было то, что он делал, злом в глазах ГОСПОДА.
7 Но ради Завета, Союза, заключенного с Давидом, Господь решил не губить Иудею, ведь ГОСПОДЬ обещал Давиду, что светильник рода его никогда не угаснет.
8 При Иораме восстали эдомитяне, отделились от Иудеи и избрали себе собственного царя.
9 Иорам вместе со своими военачальниками и колесничным войском выступил в поход против них. Ночью он отразил нападение эдомитян, окруживших его вместе с колесничным войском.
10 Так Эдом вышел из-под власти Иудеи, он отделен и поныне. Тогда же против власти Иорама восстали и жители Ливны, потому что Иорам оставил ГОСПОДА, Бога отцов своих:
11 понастроил капищ на горах иудейских, развратил жителей Иерусалима, сбил с пути истинного Иудею.
12 От пророка Илии пришло Иораму письмо, в котором говорилось: «Так говорит ГОСПОДЬ, Бог праотца твоего Давида. За то, что ты не поступал так же, как отец твой Иосафат и как Аса, царь иудейский,
13 но пошел по пути царей израильских и ввел Иудею и жителей Иерусалима в распутство, как делал всё это род Ахава, за то, что ты убил своих братьев, сыновей отца твоего, которые были лучше тебя, —
14 за это ГОСПОДЬ обрушит тяжкие беды на народ твой, и на жен твоих и сыновей, и на все достояние твое,
15 а тебя поразит страшной болезнью, которая будет длиться годами, пока внутренности твои не выпадут наружу».
16 ГОСПОДЬ возбудил воинственный дух в филистимлянах и арабах, что были под властью кушитов.
17 Они выступили против Иорама и ворвались в Иудею. Захватили они всё имущество царского дворца и сыновей и жен царя. Ни одного сына не осталось у царя, кроме младшего сына Охозии.1
18 После этого ГОСПОДЬ поразил внутренности Иорама неисцелимой болезнью.
19 День за днем она длилась, пока к концу второго года внутренности царя не выпали от болезни, и он умер в страшных муках. Народ не развел костра из благовоний в его память, как это делали в память его предков.2
20 Было Иораму тридцать два года, когда стал он царем, восемь лет он правил в Иерусалиме. Он умер, никем не оплаканный, похоронили его в Городе Давидовом, но не в царских гробницах.

Новой Женевской Библии

21:1 Иорам. В 853−848 гг. до Р.Х. Иорам был соправителем Иосафата (4Цар 1:17; 3:1), а затем в 848−841 гг. до Р.Х. царствовал единолично.

21:2−20 Летописец повествует о царствовании Иорама подробнее, чем книга Царств (4Цар 8:16−24), и, тем не менее, относится к этому царю так же отрицательно, как и автор книги Царств. Иорам стал убийцей собственных братьев (21:2−7); против его власти восстали Едом и Ливна (21:8−10); более того, Иорам оставил своего Бога и обратился к языческим божествам (21:11); пророк Илия предрек царю Божий суд, и его слова исполнились (21:12−20). Представляя события именно таким образом, летописец преследует двоякую цель: предостеречь читателей от отступничества, а также внушить им уверенность в том, что, несмотря на беззаконие отдельных царей, милость Божия останется навсегда с родом Давида (см. ком. к 1Пар 17:13−14).

21:2−7 В книге Царств, на которую опирается летописец, не содержится сведений об убийстве Иорамом своих братьев (21:2−4; ср. 2Пар 21:5−10 с 4Цар 8:16−23). Летописец же показывает, что правление этого царя началось с проявления беззакония и восстания против Бога.

21:5 восемь лет царствовал. Имеются в виду восемь лет царствования Иорама в качестве единоличного правителя (см. ком. к 21:1).

21:8−10 То обстоятельство, что Иорам был неугоден Богу, получило очевидное выражение в успешном восстании двух племен против его власти.

21:8 Едом. Иосафат подчинил себе Едом, потому что полагался на Бога (20:1−30). Иораму же этого сделать не удалось.

21:10 до сего дня. См. ком. к 1Пар 4:43.

Ливна. Эта область располагалась между Иудеей и землями, заселенными филистимлянами.

потому что он оставил Господа Бога отцов своих. Летописец объясняет, что восстание против власти Иорама явилось следствием отступничества царя (см. ком. к 21:2−20).

21:11−20 Летописец добавляет эти стихи, отсутствующие в книге Царств, желая показать степень падения Иорама.

21:11 высоты устроил он. Аса и Иосафат не уничтожили до конца языческие «высоты» (см. ком. к 17:6); Иорам же устраивает новые (ср. 28:25).

ввел в блужение. Это может иметь буквальное значение, как участие в блуде в языческих ритуалах, или образное, как духовная неверность (1Пар 5:25).

21:12 от Илии. Единственное упоминание о пророке Илии в книгах Паралипоменон. Ср. 3Цар 17 — 4Цар 2.

21:20 восемь лет царствовал. См. ком. к ст. 5.

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
17  [1] — Так в некот. евр. рукописях; масоретский текст: Иоахаза.
19  [2] — Ср. 16:14.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.