Псалтирь 67 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Псалом Давида
Песнь
2 Да восстанет Бог — и рассеются враги Его,
и побегут от Него все Его ненавидящие.
3 Как дым рассеивается, так Ты рассеешь их;
и, как воск от огня тает,
так гибнут нечестивые в присутствии Бога.1
4 А праведные радоваться будут,
торжествовать перед Богом
и ликовать от радости.
5 Пойте Богу, славьте имя Его,
превозносите Грядущего на облаках,2
ГОСПОДЬ3 — имя Ему, радуйтесь пред Ним!
6 Отец сиротам, судья вдовам —
Бог во святом Жилище Своем.
7 Одиноких Бог не оставляет без дома и друзей,
освобождает узников, чтобы они наслаждались свободой,
когда строптивым приходится жить на землях безводных.
8 Боже! Когда шел Ты впереди народа Своего,
когда по пустыне шествовал,
9 земля тряслась, небо дождем проливалось пред Богом,
Богом, явившим Себя на Синае, Богом Израиля.
10 Обильный дождь проливал Ты, Боже,
на истощенную землю наследия Твоего и Сам оживлял ее —
11 паства Твоя там поселилась;
по щедрости Твоей, Боже, заботился Ты о нуждающихся.
12 Когда ГОСПОДЬ весть о победе провозгласил,
велико было число вестниц, о том сообщавших:
13 [13-14] « Бегут цари и войска их бегут, они бегут!..»
Женщины в домах делили добычу —
слепки голубей, крылья которых серебром покрыты
и оперенье желтизною золота сверкает.
(Как могли некоторые из вас во время битвы
прятаться в овечьих загонах?)
14
15 А когда Всесильный рассеивал царей,
это было подобно снегопаду на Салмоне.4
16 Гора Башанская, гора величественная,5
гора Башанская с вершинами многими!
17 И вы, горы с вершинами многими, что завистливо смотрите
на гору, где Богу обитать угодно,
где ГОСПОДЬ обитать будет вечно?
18 Колесницам Божьим числа нет — их тысячи тысяч,
и Господь среди них
как на Синае, на месте священном.
19 Ты взошел на высоту и пленных взял с Собою,
дары получил от людей,
даже от тех, кто поначалу противился, —
всё сделал Ты, ГОСПОДИ,
дабы на Сионе обитать Тебе, Боже.
20 Да будет благословен Господь!
День за днем несет Он бремя наше, спасая нас.
21 Бог наш — Бог спасающий,
Он — ГОСПОДЬ наш, Господь,
от смерти нас избавляющий.
22 Верно, сокрушит Бог головы врагов Своих,
волосатое темя закосневших в беззакониях.
23 Сказал Господь: «Я возвращу их с Башана,
со дна морского достану их,
24 чтобы в их крови омыл6 ты свои ноги
и псы твои получили долю свою после победы над врагом».
25 Шествия Твои, Боже, во Святилище,
шествия Бога моего, Царя моего, — у всех на виду.
26 Впереди идут поющие,
позади — играющие на струнных инструментах
и с ними девы с тимпанами.
27 «Прославляйте Бога в собрании великом,
ГОСПОДА прославляйте, потомки Израиля!»7
28 Вениамин, младший из братьев, у них во главе,
и князья Иуды в их шумной толпе,
здесь и князья Завулона, и князья Неффалима.
29 Боже, воспользуйся могуществом Своим,
яви силу Свою, Боже, как делал Ты это прежде!
30 Ради8 Храма Твоего в Иерусалиме
цари должны прийти к Тебе, неся дары свои.
31 Возбрани зверю, что в тростнике залег,
этому стаду быков среди людей с повадками телят,
пока они сами не покорятся и дань не принесут серебром;
рассей народы, войны жаждущие!
32 И придут посланцы9 из Египта,
и Куш возденет руки свои к Богу.
33 Царства земные, пойте Богу,
Господу хвалу воспевайте,
34 шествующему в небесах, небесах предвечных.
Слушайте! Глас Его раздается, глас громовой.
35 Считайтесь же с силою Бога!
Величествен Он как Царь над Израилем,
и явна сила Его — в облаках!
36 Страх вызываешь Ты, Боже,
во всех святых местах пребывания Твоего.
Он, Бог Израиля, крепость и силу народу дает.
Да будет прославлен Бог!

Комментарии МакДональда

Псалом 67: Бог на марше!

Эта песня о походе народа Израиля, путешествии ковчега завета от горы Синай до горы Сион, символизирующем шествие Бога к Его окончательной победе. В представлении иудеев ковчег означал присутствие Бога; когда перемещался ковчег, двигался и Бог.

Обычно считается, что эта песня была составлена в честь конкретного события в истории ковчега — возвращения на гору Сион после того, как он был бесславно захвачен филистимлянами и находился в доме Аминадава (2Цар 6:2−18).

Нам будет легче понять дух этой походной песни, если мы разделим ее на следующие семь частей:

1. Вступительное восхваление Бога (ст. 2−7).

2. Путешествие ковчега с горы Синай по пустыне (ст. 8:9).

3. Вступление в землю Ханаан и ее покорение (ст. 10−15).

4. Покорение Иерусалима Давидом (ст. 16−19).

5. Хвалебная песня, славящая победу Бога над иевусеями (ст. 20−24).

6. Процессия, перенесшая ковчег в святилище в Иерусалиме (ст. 25- 28).

7. Радостное предвосхищение окончательной победы Бога (ст. 29−36).

В мессианском контексте этот псалом рассказывает о воплощении Христа, Его победе на Голгофе, Его Вознесении и Его втором пришествии.

Вступительный гимн (67:2−7)

67:2−4 В первом же стихе нам объясняется, что основной темой псалма будут перемещения ковчега; это почти те же слова, которые Моисей произнес, когда ковчег начал свое путешествие от горы Синай (Чис 10:35). Продвижение священного ковчега вперед вызывает в нашем сознании образ Бога, Который восстает и начинает действовать. Для Его врагов это катастрофа и рассеяние; для праведных — истинная радость. Его враги бегут во всех направлениях. Они рассеяны. Развеиваются, как дым, тают, как воск, они обречены на погибель. Но для праведных это время отмщения и награды, радости и ликования.

67:5−7 Пора петь хвалу Богу, пора расчистить путь Господу в пустыне (MT, смотри поля в НКИ, см. Ис 40:3; Ис 62:10). Его имя — Господь (YAH), это хранящий завет Иегова; Он достоин непрестанной хвалы. Хотя Он безгранично велик, Он очень близок к обездоленным и покинутым. Как Бог благодати, Он — Отец сирот и судья вдов. Он дает счастливый дом, теплоту и дружбу тем, кто одинок, а тех, кто был несправедливо осужден, Он освобождает от оков с возгласами радости.

Что же касается непокорных, то это совсем другое дело; они остаются в пустыне.

Таким образом, эти вступительные строки можно назвать боевым гимном Израиля — «Наш Господь идет вперед». В них противопоставляются последствия Его марша для праведников и бунтовщиков.

Хотя в переводе мы этого не видим, в этом псалме используется семь имен Бога: Элохим (ст. 2), Господь (ст. 5), Иегова (ст. 11), Эль-Шаддай (ст. 15), Господь Элохим (ст. 19), Адонай (ст. 20) и Иегова Адонай (ст. 21).

Передвижение ковчега от Синая через пустыню (67:8−9)

Когда израильтяне свернули лагерь у горы Синай и начали путешествие к Земле Обетованной с ковчегом, который несли впереди, это был очень волнующий момент. Казалось, что сама природа взволнована. Земля содрогалась, небеса исторгли дождь, и гора Синай тряслась при виде этого.

Вступление в землю и ее покорение (67:10−15)

67:10−11 В стихе 10 Израиль уже в Ханаане, и Бог вызвал изменения погоды, так что земля получила обильный дождь — благоприятный переход от оросительной системы Египта и пустынной засухи. Земля расцвела, ее растительность ожила. Люди обрели свой дом, который приготовил им Господь.

67:12−14 Повествование быстро переходит к теме завоевания земли. Господь дал слово, то есть приказ выступить против врага. Его слово подразумевает уверенность в победе. Далее мы узнаем, что множество женщин стало распространять весть: «Цари воинств бегут, бегут». В выражениях, сильно напоминающих песнь Деворы (Суд 5), нам рассказывается о том, как женщины делят военную добычу, хотя сами они не покидали дома. Примеряя прекрасную одежду и украшения, они становятся похожи на голубицу, которой крылья покрыты серебром; если же свет падает на них под другим углом, они сверкают, как перья из чистого золота.

67:15 Для врага это катастрофа. Бог рассеял царей, как снег на Селмоне.

Завоевание Иерусалима Давидом (67:16−19)

67:16−17 Иерусалим по-прежнему был в руках язычников-иевусеев. Первое, что сделал Давид, когда был помазан царем над всем Израилем, — он выступил против этого города. Защитники считали: город настолько неприступен, что его могли бы защищать слепые и хромые. Но Давид со своими людьми занял эту крепость и назвал ее городом Давида (2Цар 5:1−9).

Вот о чем упоминает здесь автор псалма. Завоеванный Иерусалим — избранный город, и покрытая снегом вершина горы Ермон, расположенная к северу от Васана, с завистью смотрит на гору Сион. Ермон — величественная горная гряда с множеством красивых вершин, но Бог обошел ее вниманием и избрал Сион в качестве Своего постоянного места жительства. Вот почему Ермон завидует Сиону.

67:18 Давид вспоминает, как Иерусалим был отнят у иевусеев. У него нет иллюзий по поводу настоящего источника победы. Это была не умная стратегия и не силы людей. Множество Божьих колесниц атаковало город. Марш, начатый Богом у горы Синай, теперь достиг победоносного финала у Сиона.

67:19 Вспоминая о том, как его воины штурмовали высоты Иерусалима, Давид думает не о плоти и крови, а о том, как Бог взошел на высоту, захватил пленных и добычу для тех, кто раньше не покорялся ему, чтобы отныне обитать среди этого народа в качестве его Господа и Спасителя.

Павел относит стих 19 к Вознесению Христа (Еф 4:8−10). Когда Христос вознесся с земли на небеса, Он пленил плен, то есть одержал триумфальную победу над Своими врагами и одарил людей. Дары, которые Он принял среди людей в награду за совершенное Им на кресте (67:19), Он вернул людям для учреждения и расширения Своей церкви (Еф 4:8).

Песня, восхваляющая Бога за победу над иевусеями (67:20−24)

67:20−21 Воспоминания о захвате Сиона неизбежно побуждают к восхвалению Бога. В этой песне Бог представлен одновременно как Освободитель и как Разрушитель. Как Освободитель, Он «принимает на Себя наше бремя и одерживает для нас победу» (Нокс). Он — Бог во спасение, у Него есть власть избавить нас от смерти.

67:22−24 Как Разрушитель, Он сокрушит Своих врагов, бунтовщиков, чьи длинные волосы символизируют их беззакония и неправедное возвышение. Бог обещал проследить их в пустынях Васана и на берегах морей, чтобы Израиль мог омыть ноги в их крови, а псы Израиля питались их мертвыми телами.

В стихе 23 речь идет не о воссоединении Израиля, а о преследовании его врагов.

Процессия, несущая ковчег в святилище Иерусалима (67:25−28)

Вскоре после покорения Иерусалима Давид велел перевезти ковчег в шатер, специально сооруженный для его хранения (2Цар 6:12−19). Здесь описано соответствующее шествие. Оно приближается к святыне, и автор псалма сообщает нам: «Вот Он, Он идет!» Поет хор, ему вторит звучание оркестра, молодые женщины бьют в тимпаны. Прислушайтесь к словам песни:

В собраниях благословите Бога Господа,

Вы — от семени Израилева!

Здесь присутствуют представители всех колен, от южных — младший Вениамин и Иуда — до северных, Завулона и Неффалима.

Ликующее предвосхищение окончательной победы Бога (67:29−36)

Ковчег скрывается внутри скинии, и народ снаружи начинает последнюю молитву (ст. 29−32), а после поет песню, в которой призывает всю землю восхвалять Господа (ст. 33−36).

67:29−30 В молитве люди прежде всего призывают Бога проявить Свою силу, снова задействовать ее, помогая Своему народу, чтобы завершить начатое. Окончательный ответ на эту молитву будет дан в период тысячелетнего царства, когда храм будет славой Иерусалима, когда цари будут приносить дары Великому Царю, золото и ладан (Ис 60:6).

67:31 В еврейском тексте значение стиха 31 не очень понятно, но представляется, что общая мысль такова: народ взывает к Богу, чтобы Он укротил зверя и стадо волов. Звери в тростнике — это, вероятно, крокодилы и гиппопотамы, символизирующие вождей Египта. Волы — другие правители, которые «господствуют над мирными народами» (Нокс).

Выражение, переведенное как «хвалящихся слитками серебра», возможно, означает: «пока эти народы не склонятся перед Тобой и не принесут в дань серебро» или «покори эти народы, которые наживаются на дани в виде серебра». В обоих случаях значение хорошее. Молитва продолжается в том же духе: «Рассыпь народы, желающие браней». Полный ответ на эти просьбы будет дан во время второго пришествия Христа, когда угнетатели и разжигатели войн будут уничтожены.

67:32 В тот день вельможи из Египта принесут дань, а Ефиопия прострет руки свои к Богу, умоляя Царя земли о милости.

67:33−36 В завершающих стихах содержится призыв ко всем царствам земным, чтобы они признали Бога Израиля как достойного почитания и восхваления. Здесь говорится о невероятном величии и достоинстве Бога. Он трансцендентен, шествует на небесах от века. Он — Бог откровения, говорящий гласом силы. Он всемогущ и выступает на стороне Израиля, могущество Его — на облаках.

Бог страшен в Своем святилище, однако снисходит до того, чтобы дать силу и крепость народу Своему.

Остается сказать только одно: Благословен Бог!

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
3  [1] — Букв.: перед Божьим лицом; то же в ст. 4.
5  [2] — Друг. возм. пер.: прокладывайте путь Тому, Кто через пустыню идет.
5  [3] — Евр. Ях, сокр. форма от Яхве; то же в ст. 19.
15  [4] — Здесь дан один из предположительных переводов.
16  [5] — Букв.: гора Божья, здесь это, очевидно, должно было указывать на красоту и величие этой цепи горных вершин. Псалмопевец поэтически говорит об этих вершинах, противопоставляя им гору Сион.
24  [6] — Перевод этого слова дан по LXX.
27  [7] — Букв.: вы, из источника Израиля.
30  [8] — Используемый здесь евр. предлог имеет также значение: из.
32  [9] — Так в LXX. Значение евр. слова неизвестно.
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.