Псалтирь 6 псалом

Псалтирь
Под редакцией Кулаковых → Комментарии МакДональда

Под редакцией Кулаковых

1 Руководителю хора
Для исполнения в сопровождении струнных инструментов
Для октета1
Псалом Давида
2 ГОСПОДИ, не во гневе Своем обличай меня
и не в ярости Своей с меня взыскивай.2
3 Сжалься надо мной, ГОСПОДИ, ибо я изнемогаю,
исцели меня, ГОСПОДИ,
ибо поражены все кости мои,
4 душа моя глубоко потрясена.
Доколе же, ГОСПОДИ?..
5 Не отворачивайся3 от меня, ГОСПОДИ, сохрани жизнь мою,
спаси меня по великой милости Своей.
6 Ведь мертвые о Тебе не помнят.4
Кто в могиле5 воспоет хвалу Тебе?
7 Измучен я воздыханиями своими:
каждую ночь мокнет подушка моя,
слезами орошается ложе мое.
8 Выплакал я все глаза свои,
как у старца стали они из-за всех недругов моих.
9 Удалитесь же от меня все вы, делающие зло,
ибо услышал ГОСПОДЬ плач мой.
10 Услышал ГОСПОДЬ мольбу мою,
молитву мою принимает ГОСПОДЬ.
11 Посрамлены, охвачены страхом пусть будут все враги мои.
Пусть отступят они, пусть будут внезапно посрамлены!

Комментарии МакДональда

Псалом 6: Двойная беда

Достаточно мучительны приступы тяжелой болезни, но к этой беде Давида добавляется еще не менее мучительное преследование со стороны его противников. Возможно, они злорадствуют, считая состояние больного безнадежным.

6:1−2 Давид видит в своей болезни посланное ему Богом наказание за какой-то грех. Нам тоже свойственно так думать; нередко это первая мысль, которая приходит нам в голову. И такой диагноз иногда верен: некоторые недуги действительно порождены неисповеданным грехом в жизни человека (1Кор 11:30). Но это, безусловно, не всегда так. Иногда Бог допускает болезнь, чтобы она стала контрастным фоном для проявления Его могущества и славы (Ин 9:3; Ин 11:4) или почвой для произрастания духовных плодов (Рим 5:3), или чтобы предотвратить грех (2Кор 12:7), а также в качестве естественного следствия изнурительных трудов (Флп 2:30) или старения (Еккл 12:3−6).

Когда бы ни поразил нас недуг, первое, что мы должны сделать — это удостовериться, что за нами нет неисповеданного греха. Затем нужно попросить Господа осуществить Свой замысел, включающий в себя нашу болезнь, и впоследствии исцелить нас. После этого уместно обратиться к врачам и лечиться лекарствами, но при этом помнить, что мы должны верить в Бога, а не в средства, которые Он применяет (2Пар 16:12). Всякое исцеление — от Господа, как чудесное, так и самое обычное. Если в каком-то конкретном случае Бог не избрал для человека исцеление, то Он даст благодать страдающему или умирающему. Обычно время для дарования благодати умирающему приходит не раньше, чем это необходимо в жизни данного человека.

6:3−4 Мольба псалмопевца об исцелении выразительна и красноречива. Он изнурен своим недугом. Его кости постоянно пронизывает боль. Он страдает, и страдания оказывают влияние на все его внутреннее существо — его чувства, разум и волю. Но Господь словно медлит с ответом. Доколе несчастному ждать милостивого Божиего исцеления?

6:5 Давид молит — Господи! переменись ко мне, прерви Свое молчание, такое равнодушное, спаси от болезни и смерти. Единственная надежда Давида избавиться от беды — это упование на непреходящее милосердие Иеговы.

6:6 Теперь Давид приводит необычный довод относительно своего исцеления, а именно, — если он умрет, для Бога в том нет преимуществ. Пока Давид жив, он помнит Господа и славит Его. Но если он умрет, Бог будет им забыт. Тело без души не сможет славить Его.

Это довод достаточно резонный, пока речь идет о теле, ибо само по себе тело лишено памяти и не может возносить хвалу. Но если речь зайдет о душе и духе, очевидно, что здесь отражена ограниченность того знания, которым располагали ветхозаветные святые в вопросе жизни после смерти. Благодаря раскрытому для нас Христом более полному откровению, мы теперь знаем, что верующий после смерти оставляет свое земное тело, чтобы быть с Христом, что несравненно лучше (Флп 1:23). Он выходит из тела и водворяется у Господа (2Кор 5:8). Таким образом, верующий не попадает в преисподнюю для сна души, но, сохранив сознание, существует в присутствии Господа, чтобы поклоняться Ему и возносить хвалу.

В пользу Давида следует сказать, что он извлекает максимум из того, что знает, чтобы соткать из света этого знания чудесную ткань своих молитв. Если бы мы могли извлекать из нашего превосходящего знания столь многое для своих молитв, какой прекрасный образец восхваления и просьб о благодати они собой являли бы!

6:7−8 Мы получаем некоторое представление о глубине страданий псалмопевца по его собственным описаниям своего состояния. Он бесконечно утомлен стонами и воздыханиями. Каждую ночь он плачет, пропитывает свою подушку и омывает ложе свое слезами. У него запавшие от неизбывной печали глаза, и зрение ослабло из-за невыносимых притеснений всех врагов его. Его жизнь словно бы переполнилась горестями до краев, и он не в силах больше это выносить.

6:9−11 Но молитва все преображает. Благодаря сокровенному, потайному общению с Духом, к Давиду приходит уверенность в том, что услышал Господь голос плача его, и что на его молитву будет дан ответ. Черпая силы в этой уверенности, он провозглашает, что враги его обратятся в бегство. Он больше не боится их угроз, так как знает, что они мгновенно потерпят постыдное поражение, когда Господь восстанет, чтобы покарать их.

Господи! Как нас меняет
Час краткий в молитве к Тебе!
Какое тяжкое бремя сходит у нас с души,
И благодатную влагу
пустыня впитать спешит!
Вот мы на коленях — и все потускнело,
А встанем — кругом светло,
Сияньем отчетливо все озарилось,
В свой истинный вид пришло!
В слабости мы преклонили колени,
Исполнившись силой, встаем!
Зачем же вредим мы себе или ближним -
Зачем не всегда мы сильны?
Зачем иногда погрязаем в заботах,
Беспокойной тревоги полны?
И хмуры, жестоки и грубы порой?
Зачем?
Если в нашей молитве И радость, и сила, и смелость с Тобой!
Ричард Ченевикс Тренч

Примечания:

 
Под редакцией Кулаковых
1  [1] — Также возможно, что имеется в виду инструмент с восемью струнами.
2  [2] — Или: наказывай; используемый здесь евр. глагол имеет такие значения, как наставлять и наказывать (с целью исправления).
5  [3] — Букв.: повернись / обратись.
6  [4] — Букв.: в смерти нет памяти о Тебе.
6  [5] — Евр. Шеол — место пребывания мертвых. Сопоставление всех случаев использования этого слова в книгах Ветхого Завета показывает, что в Шеол попадают и праведники, и грешники; там нет ни деятельности, ни разумения, ни мудрости, ни знания (ср. Эккл 9:10).
 
 


2007–2024. Сделано с любовью для любящих и ищущих Бога. Если у вас есть вопросы или пожелания, то пишите нам: bible-man@mail.ru.